Выступление по теме: «Педагогическая деятельность учителей предметников в условиях перехода к ФГОС второго поколения»


Тема: «Педагогическая деятельность учителей предметников в условиях
перехода к ФГОС второго поколения»
учитель географии Ахметова Т.И.
Готовясь к выступлению, из интернета я вывела требования ФГОС нового поколения касающиеся преподавания географии. Надо сказать только сейчас получила полное понимание того, к чему я должна стремиться. Зачитывать не буду. Но хочется отметить, что прохождение курсов практически ничего нового по сути вопроса не дало. Да государство проводит масштабное, техническое оснащение школ, но ведь главное в этой цепи УЧИТЕЛЬ. Еще раз убеждаюсь в том, что новые стандарты лягут на плечи личностных качеств, желания и возможностей самого учителя (я бы сказала умение выживать в новых условиях, что предполагает умение найти нужные курсы повышения квалификации, наставников-новаторов, учебники и т. д.)
До полного внедрения ФГОС в нашей школе говорить рано, но о стремлениях, попытках можно. Каждый учитель, наверно, так или иначе интуитивно чувствует и какие-то моменты нового стандарта вольно или невольно внедряются.
Какие моменты в качестве примера, я бы могла выделить в своей работе, которые отражаются в новых стандартах:
1.Я практикую умение вести учащимися самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий при этом прослеживается и личностная направленность результатов обучения. При изучении «Региональной географии» в 10 классе во втором полугодии прошу ребят подготовить к зачету презентацию о какой-либо стране мира, обосновав свой выбор.
2.Актуальная проблема школьного образования - его компьютеризация. Благо в нашей школе созданы все условия. На уроках я стараюсь использовать обучающие программы предназначены для показа на экране дисплея нового материала. Он должен представляться блоками, выстроенными в логической последовательности. Каждый новый блок связан с предшествующим. Хорошо "обучающие" программы способствуют повышению эффективности учения. Для этого использую компакт диски, которые есть в наличии в школе. Также сама составляю презентации по темам используя ресурсы интернета.
3.Работая короткое время в дневной школе, у меня был небольшой опыт работы с классом по программе ИНОСа. По новым стандартам иначе формулируется цель: не выучить географию, а научиться применять полученные сведения для оценки, прогнозирования процессов, происходящих в природе и обществе. Для этого нужны совсем другие навыки. Например, ученику рассказывают, что у такой-то реки бывает такой-то режим, случаются наводнения, когда они происходят, почему…
— …а ученик рассуждает, почему нельзя ехать отдыхать на эту реку в определенное время года…
— И это совершенно новый подход.
— то есть цель — не теория, а практика?
И меня вдохновила тогда линейка учебников издательства «СФЕРА»,тем более, что ранее я была на встрече с представителями этого издательства. Правда инструментарий был не в полном объеме, но я думаю если было бы все что они предлагают: атласы, тренажеры, рабочие тетради, пособия для учителей и др. результат был бы куда лучше.
Идеология такая — учебник содержит мало текстовой, но очень много другой информации, как раз той, которая направлена на выработку универсальных учебных действий, то есть на организацию совместного учебно-познавательного процесса: проанализировать таблицу или посмотреть таблицу и составить график, или рассмотреть диаграмму и сделать выводы. На одном развороте огромная информационная емкость, там очень много материала, только он не текстовый, который учит мыслить. Все темы дана на одном развороте. Ребятам очень интересно, я бы сказала легко учиться. Жаль что это практикуется в данный момент только в лучших классах школ, казалось бы должно быть наоборот.
4. Жизнь ставит перед школой новые задачи, одна из которых — ликвидация картографической безграмотности. Картографическая грамотность нужна современному человеку не менее, чем компьютерная. Карты, атласы, космические снимки становятся предметом повседневного спроса, массового использования. Именно картографический метод является наиболее эффективным инструментом познания структуры географических явлений, закономерностей и их пространственного размещения, взаимосвязей между явлениями или объектами, их динамики, средство мониторинга и прогнозирования.
Cсовершенствование обучения в школе элементам картографической грамотности предполагает: а) изучение видов и типов карт, атласов, аэро- и космических снимков;
б) освоение языка карты (системы условных знаков, картографические способы изображения, правила генерализации);
в) умение работать с картами (чтение, сопоставление, анализ, владение навыками извлечения информации из карт).
Аспекты, которые требуют своей дальнейшей разработки в связи с новыми современными требованиями. Во-первых, это более глубокое овладение учащимися картографическим методом исследования, для чего необходимо предусмотреть выполнение школьниками таких заданий, которые помогали бы им осознать те действия, с помощью которых они находят решение.
Например 1. Совершите путешествие по физической карте Австралии (маршрут выберите сами, в работе используйте и другие карты). Расскажите, какая природа, будет вас окружать и с какой хозяйственной деятельностью, вы встретитесь.
Во-вторых, необходимо организовать практическую работу с картографическими изображениями, выводимыми на экранах школьных компьютеров.
На примере изучения особенностей расселения населения по территории России покажем возможности использования компьютера при овладении учащимися картографическим методом исследования. Кадр № 1 — на экране изображена карта «Плотность населения России». К карте даны следующие вопросы:
— На основе, каких данных составлена карта?
— Какой метод применён при составлении карты?
— Какая шкала плотности населения применена при составлении карты и почему?
— Какие районы России имеют наивысшую плотность населения, а какие - наименьшую?
— Какие природные условия для них характерны?
Примечание: в случае затруднения ответа на последний вопрос вводится кадр № 2.
На кадре изображена "Климатическая карта России". К ней сформулированы следующие вопросы:
— В каком типе климата лежат территории, имеющие минимальную (максимальную) плотность населения?
— На основе показателей карты составьте характеристику климатических условий указанных территорий.
— Какие еще карты понадобятся для уточнения особенностей природных условий территорий?
Кадр № 3. На кадре дана карта: "Плотность населения России".
К ней предлагаются следующие вопросы:
— Каковы основные черты рисунка размещения населения территории России?
— Каковы основные особенности размещения населения в отдельных частях России? Как размещено население по территории вашей республики, края, области, района?
Кадр № 4. Вводится карта плотности сельского населения.
- Выявите районы с минимальной и максимальной плотностью сельского населения. Какие природные условия характерны для данных районов?
Примечание: в случае затруднения обратитесь к кадру № 2.
Кадр № 5. Вводится карта народов России. Сравните карту плотности населения и карту народов России.
Вопросы:
- Этнические территории, каких наций и народностей России имеют самую высокую и самую низкую плотность населения? В какой степени она дополняет основное содержание карты?
- Какой вывод из проведенного исследования вы можете сделать?
Кадр № 6. На кадре карта "Плотность населения России".
Вопросы:
- Какую дополнительную информацию можно получить из карты плотности населения?
- В какой степени она дополняет основное содержание карты?
Благодаря представленной возможности выступить и погрузиться в данную область нашей деятельности я бы поставила перед собой задачи в перспективу своей работы:
Использование программ-тренажеров, предназначенных для повторения наиболее значимых знаний, программы контролирующие знания у каждого ученика.
Учиться использовать возможности общения в онлайновом режиме с учащимися обучающимися на дому. Продумывать занятия, ведь в наше время дистанционное образование получило дополнительный импульс, появились возможности качественных изменений в организации самого процесса обучения, реализации его самых разнообразных форм.
3.Хотелось бы попробовать проектную деятельность Проектная деятельность учащихся — это возможность развития проектного мышления, то есть способности определять дальнюю и ближнюю перспективу, находить ресурсы, намечать план и достаточно долго удерживать цель своих действий, оценивать результат, соотносить его с поставленной целью. Проектный тип мышления — это залог дальнейшего успеха в жизни.
Для преподавателя проектная деятельность — дополнительная головная боль, так как это очень сложный вид работы. Это деятельность ученика, но преподаватель должен совершить множество шагов, готовя к ней ребенка. К тому же она не может быть массовой: проекты или групповые, или, что встречается чаще, индивидуальные. Конечно, для учителя, для его роста как педагога с большой буквы, проектная деятельность полезна — она заставляет его постигать много конкретных научных проблем, расти методически. Но это очень сложный вид деятельности, которому надо учиться.
4.Больше уделять внимание самообразованию.
Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения ГЕОГРАФИЯ
Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
В основе ФГОС нового поколения лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Главными отличиями ФГОС нового поколения от Федерального государственного образовательного стандарта 2004 г. являются:
1. содержание предмета определяется так называемым Фундаментальным ядром, представляющим систему ключевых понятий географической картины мира;
2. выделены предметные, надпредметные (метапредметные) и личностные требования к результатам обучения;
3. большое внимание уделено условиям, в которых протекает образовательный процесс;
4. в базисный учебный план включена рубрика «Внеучебная работа», на которую отводится по 10 часов в каждом классе.
5. на основе ФГОС нового поколения создана примерная программа по географии для основной школы.
ФГОС нового поколения устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся.
Личностные, направленные на формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения и включающим:- ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;
- осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- гармонично развитые социальные чувства и качества:
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность.
Метапредметные, которые заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:- познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
- готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые, в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
• умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
• умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
• умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;
• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
• понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;
• представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);
• умение работать с разными источниками географической информации;
• умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
• картографическая грамотность;
• владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
• умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;
• умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;
• умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Предметные, включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.Предметные результаты по географии направлены на:
1. формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2. формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
3. формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
4. овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
5. овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
6. овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
7. формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня  безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8. формирование представлений об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
В примерной программе основного общего образования определены личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений обучающимися.
Храмова Е.В., методист кафедры естествознания УИПКПРО
Аксенова М.Ю., преподаватель кафедры естествознания УИПКПРО
Пути обеспечения деятельностного подхода в обучении географии
Огромное значение для нашего образования будет иметь переход на Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС), которые исходят из нового социального заказа общества к этой сфере. Особенно важно отметить две черты новых ФГОС. Во-первых, гуманистический подход в них преобладает над технократическим. Это значит, что акцент делается, прежде всего, на воспитание широко образованного человека, гражданина постиндустриального информационного общества. Во-вторых, в ФГОС сохранена традиционная для советской и российской школы ориентация на фундаментальные научные знания. Об этом свидетельствует опора на специально разработанное для каждого предмета «фундаментальное ядро», которое позволит будущим выпускникам школы овладевать высоконаучными инновационными технологиями, необходимыми для повышения конкурентоспособности России на мировом рынке.
Фундаментальное ядро общего содержания образования фиксирует основополагающие элементы научного знания — ведущие теории, научные идеи и категории, методы научного познания, предназначенные для обязательного изучения, т. е. фундаментальное ядро по географии определяет объём знаний, которым должен овладеть выпускник школы. Представлены в обобщенном виде универсальные учебные виды деятельности разного характера (познавательного, регулятивного, коммуникативного и так далее).
Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, определяемых стандартом применительно к освоению основных образовательных программ, обеспечивает примерная программа по географии. Она разработана на основе предъявляемых стандартом требований к выпускнику. Главным материалом для формирования примерных программ являются программы по формированию универсальных учебных действий вместе с фундаментальным ядром содержания общего образования.
На базе примерных программ каждый преподаватель может создавать свою рабочую программу. Это поистине поле для творчества, различных комбинаций, касающихся расположения материала, последовательности его изложения, тех или иных понятий, умений, очередности их формирования, формы урока (лабораторная работа, семинар, защита проекта, экскурсия). Наряду с функциональным знанием багаж выпускника современной школы немыслим без системы универсальных учебных действий, обеспечивающих его функциональную грамотность. Универсальные учебные действия означают умение учиться; это совокупность способов действий учащегося, которые обеспечивают самостоятельное усвоение новых знаний. Универсальные учебные действия позволяют учащимся самостоятельно осуществлять учебную деятельность, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. Поэтому формируемые географические знания должны стать действенными, фундаментом практической деятельности, а умения - основой для формирования ключевых компетенций.
Умение приобретать знания в процессе самостоятельной работы с литературой формируется в процессе работы с учебником, географической и научно-популярной литературы, работы с ресурсами Интернет.
Учебник относится к вербально-информационным средствам обучения. Он не только обеспечивает усвоение знаний, но и организует самостоятельную учебную деятельность школьников. Учебники нового поколения формируют географическую культуру учащихся, которая включает географические знания и умения, географическое (пространственное) мышление и специфический язык географии, создают яркую и запоминающуюся научную картину мира.
Основу учебников географии составляет текст. При работе с объяснительным текстом учащиеся должны выявить причину развития изучаемого явления или объекта, раскрыть причинно-следственные связи, усвоить теорию, научные понятия, законы, принципы, обобщающие мировоззренческие выводы.
При работе с текстом возникает необходимость специального обучения учащихся мыслительным операциям анализа и синтеза.Развитию и совершенствованию операций анализа и синтеза во многом способствует работа с текстом учебника.
Известны три уровня работы с текстом:
1. Познавательный (главная цель — усвоение);
2. Аналитический (главная цель — критика);
3. Творческий (главная цель — созидание нового).
Для учащихся наиболее приемлем познавательный уровень, включающий в себя наиболее распространенные приемы работы с книгой:
а) выделение существенного;
б) смысловая группировка;
в) составление плана, тезисов, конспекта;
г) составление схем, графиков, диаграмм;
д) формулирование выводов;
е) чтение-поиск (на вопрос в конце параграфа найти ответ в тексте учебника);
ж) составление вопросов к теме;
з) на основе текста учебника составить алгоритм (учебные действия) описания географического объекта.
Некоторую помощь при работе с текстом может оказать следующая памятка:
1. Прочитав текст параграфа, определить наиболее существенную часть его, выделить главную мысль.
2. Попытаться установить, какие следствия как теоретического, так и практического характера могут вытекать из этой мысли.
3. Определить правомерность новых мыслей или идей, вытекающих из выявленной в параграфе мысли или идеи.
4. Проверить, насколько общий характер имеет эта мысль и какова область ее применения.
Развитие операций анализа и синтеза осуществляется также в процессе записей прочитанного.
Уже делая выписки отдельных фактов, названий, терминов, определений, выводов, цифровых данных и т.п., вдумчивый ученик разбирается в смысле текста, отбирает наиболее существенное для усвоения, устанавливает связи между отдельными частями текста, дает им оценку. Учителю следует обращать внимание на умение делать нужные выводы, время от времени проводить соответствующие беседы, демонстрируя при этом образцы наиболее удачных выписок, сделанных учащимися.
Составление тезисов также требует умения проводить анализ и синтез текста и одновременно совершенствует их. Тезисы более детально, чем план, расчленяют текст и выражаются в виде кратких утверждений, которые доказываются при помощи рассуждений. Тезисы позволяют выявить основные идеи текста, четко сформулировать их в определенной системе. Для составления тезисов школьники разбивают текст на несколько частей, выявляют в них самое существенное, определяют суть, и значение каждой части и, наконец, формулируют четкие положения, утверждающие или опровергающие какие-либо высказывания, содержащиеся в тексте.
Наиболее сложна работа над конспектом, которая требует от ученика разнообразных умений и навыков ведения записей текстов.
Для составления конспекта надо предварительно научиться делать выписки, составлять план и тезисы текста, а это значит, что конспектирование стимулирует совершенствование всех мыслительных операций анализа и синтеза.
В современных учебниках представлены разнообразные задания, которые можно использовать не только для контроля за усвоением знаний учащихся, но и для обобщения их, а также в качестве познавательной задачи при изучении нового материала. Проверить понимание содержания текста позволяют многочисленные вопросы и задания учебника различного уровня сложности.
Образовательная роль географии как школьного предмета во многом определяется тем, что ее основной частью являются карты, позволяющие человеку ориентироваться в пространстве, извлекать из них самую разнообразную информацию. Следует иметь в виду, что пользователем картографической информации становятся не только специалисты-географы, но и каждый современный человек.
В содержании школьных курсов географии заложены знания об особенностях карты,( карта рассматривается как объект изучения), а также знания географического содержания, (карта выступает как источник знаний и как средство наглядности). Однако уровень картографической подготовки в школе еще достаточно низкий.
Жизнь ставит перед школой новые задачи, одна из которых — ликвидация картографической безграмотности. Картографическая грамотность нужна современному человеку не менее, чем компьютерная. Карты, атласы, космические снимки становятся предметом повседневного спроса, массового использования. Научная картография обеспечивает все виды исследований в науках о Земле и планетах.
Именно картографический метод является наиболее эффективным инструментом познания структуры географических явлений, закономерностей и их пространственного размещения, взаимосвязей между явлениями или объектами, их динамики, средство мониторинга и прогнозирования.
Cовершенствование обучения в школе элементам картографической грамотности предполагает: а) изучение видов и типов карт, атласов, аэро- и космических снимков;
б) освоение языка карты (системы условных знаков, картографические способы изображения, правила генерализации);
в) умение работать с картами (чтение, сопоставление, анализ, владение навыками извлечения информации из карт).
Обучению учащихся знанию карты, ее пониманию, чтению уделяется много внимания в методике обучения географии. Методика формирования умений работать с картами различного содержания хорошо, описана, поэтому мы остановимся лишь на тех аспектах, которые требуют своей дальнейшей разработки в связи с новыми современными требованиями. Во-первых, это более глубокое овладение учащимися картографическим методом исследования, для чего необходимо предусмотреть выполнение школьниками таких заданий, которые помогали бы им осознать те действия, с помощью которых они находят решение.
Например. 1. По карте климатических поясов и областей покажите 2 - 3 территории, где круговорот веществ и энергии происходит особенно интенсивно, а где очень медленно. Чем это объясняется?
2. Совершите путешествие по физической карте Австралии (маршрут выберите сами, в работе используйте и другие карты). Расскажите, какая природа, будет вас окружать и с какой хозяйственной деятельностью, вы встретитесь.
Во-вторых, необходимо организовать практическую работу с картографическими изображениями, выводимыми на экранах школьных компьютеров.
На примере изучения особенностей расселения населения по территории России покажем возможности использования компьютера при овладении учащимися картографическим методом исследования. Кадр № 1 — на экране изображена карта «Плотность населения России». К карте даны следующие вопросы:
— На основе, каких данных составлена карта?
— Какой метод применён при составлении карты?
— Какая шкала плотности населения применена при составлении карты и почему?
— Какие районы России имеют наивысшую плотность населения, а какие - наименьшую?
— Какие природные условия для них характерны?
Примечание: в случае затруднения ответа на последний вопрос вводится кадр № 2.
На кадре изображена "Климатическая карта России". К ней сформулированы следующие вопросы:
— В каком типе климата лежат территории, имеющие минимальную (максимальную) плотность населения?
— На основе показателей карты составьте характеристику климатических условий указанных территорий.
— Какие еще карты понадобятся для уточнения особенностей природных условий территорий?
Кадр № 3. На кадре дана карта: "Плотность населения России".
К ней предлагаются следующие вопросы:
— Каковы основные черты рисунка размещения населения территории России?
— Каковы основные особенности размещения населения в отдельных частях России? Как размещено население по территории вашей республики, края, области, района?
Кадр № 4. Вводится карта плотности сельского населения.
- Выявите районы с минимальной и максимальной плотностью сельского населения. Какие природные условия характерны для данных районов?
Примечание: в случае затруднения обратитесь к кадру № 2.
Кадр № 5. Вводится карта народов России. Сравните карту плотности населения и карту народов России.
Вопросы:
- Этнические территории, каких наций и народностей России имеют самую высокую и самую низкую плотность населения? В какой степени она дополняет основное содержание карты?
- Какой вывод из проведенного исследования вы можете сделать?
Кадр № 6. На кадре карта "Плотность населения России".
Вопросы:
- Какую дополнительную информацию можно получить из карты плотности населения?
- В какой степени она дополняет основное содержание карты?
В настоящее время задача учителя заключается в том, чтобы сделать учебный процесс более значимым для учащегося, представляющим непосредственный, жизненно важный интерес. Он должен отражать реалии сегодняшнего дня, те события, которыми живет вся страна, не быть изолирован от проблем современной жизни. В последние годы в практике преподавания географии в средней школе широко применяется прием моделирования новых карт. Этот прием позволяет учащимся глубже усвоить причинно-следственную зависимость изучаемых явлений природы.
Так, при изучении особенностей климата Северной Америки, учащиеся, используя прием моделирования, создают под руководством учителя новую для них карту, на которой отражена зависимость климата Северной Америки от климатообразующих факторов. На основе созданной, на контурной карте модели учащиеся могут объяснить особенности климата любой территории материка, раскрыть причинно-следственную связь между всеми элементами, характеризующими климат.
Приведем в качестве примера несколько вопросов, позволяющих учителю проверить понимание учащимися особенностей климата материка.
1. Почему в средних и высоких широтах очень большая разница между температурами лета и зимы? А на крайнем юге Северной Америки начиная от Никарагуа, почти не бывает сезонных различий температуры.
2. Какое влияние на климат материка оказывают теплое течение Гольфстрим и холодное Лабрадорское течение? Ответ обоснуйте данными созданной вами карты.
3. Чем объяснить разницу в замерзании морей Тихого и Атлантического океанов у берегов Северной Америки? А также зимнюю положительную аномалию температур к северу от 40° параллели и отрицательную — к югу от той же параллели?
4. Объясните изменение количества осадков с запада на восток по параллели 40°.
Таким образом, карта является необходимым источником знаний, а умение работать с картой: читать ее, анализировать, сопоставлять карты различного содержания, создавать модели новых карт — является одним из основных географических умений, которым должны овладеть учащиеся в процессе обучения географии.
Одной из актуальных проблем школьного образования является его компьютеризация. По мнению ряда исследователей, нет лучшего способа изучить поведение географического объекта или явления, чем экспериментировать с его компьютерной моделью. Компьютер имеет большие возможности для демонстрации многих географических процессов и явлений с помощью графических средств изображения (схем, графиков, диаграмм и т.д.).
Компьютерные программы способствуют пониманию и усвоению учащимися главного, существенного в содержании материала, выявлению причинно-следственных связей, формированию знаний о географических закономерностях. Применение компьютерной техники — дело новое, хотя уже создаются географические компьютерные программы.
Используемые в изучении географии педагогические программные средства различаются в зависимости от своих дидактических целей.
Программы-тренажеры предназначены для повторения учащимися наиболее значимых знаний. Основным содержанием этих программ должен быть не второстепенный, а наиболее значимый материал. Программы-тренажеры включают и программы контролирующие, причем в качестве средства контроля могут использоваться и программируемые микрокалькуляторы (ПМК).
Обучающие программы предназначены для показа на экране дисплея нового материала. Он должен представляться блоками, выстроенными в логической последовательности. Каждый новый блок связан с предшествующим. Хорошо "обучающие" программы способствуют повышению эффективности учения.
Еще один тип педагогических программных средств — имитационно-моделирующие программы, предназначенные для выработки навыков решения проблем. В работе с одной программой могут быть заняты сразу несколько учащихся. В этом случае в процессе решения проблем вырабатываются навыки совместного принятия решений. Проблемы должны быть взяты, из жизни и реально быть значимыми для школьников. В имитационно-моделирующих программах формулируется проблема, предлагаются требующие выбора возможные варианты ее решения, представляются последствия каждого из возможных решений.
Содержание учебных, компьютерных программ обеспечивает работу каждого ученика по индивидуальному плану. Они состоят из нескольких самостоятельных частей, что дает возможность использовать их не только в рамках одного урока, но и всей темы, а также и в разных классах.
При выполнении тренировочных упражнений ученик получаeт немедленное подкрепление правильности ответа. В случае ошибки компьютер проводит корректировку знаний и дает возможность ввести правильный ответ.
В преподавании географии широко применяются наглядные методы. В процессе обучения географии наглядные методы особенно важны, так как чувственное познание по времени предшествует рациональному.
Главное направление совершенствования наглядных методов — организация деятельности школьников на разных уровнях самостоятельности. Например, задание: составить сравнительное описание саванн Африки и Южной Америки -требует от учащихся выполнения работы с широким привлечением иллюстраций учебника, картин, таблиц (Типы почв Земли; Растительный мир материков; Животный мир материков).
Использование выше перечисленных приемов поможет учителю реализовать деятельностный подход к обучению.
Суть деятельностного обучения состоит в том, что учитель ставит учебную задачу и организует деятельность учащихся по усвоению способов действий с географическими объектами или их моделями, обучает извлекать из них новые для школьников знания. Например: читать, анализировать тектоническую карту, сопоставлять ее с физической картой для установления связей современного рельефа со строением земной коры; наблюдать объекты явлений в природе и на производстве (а также в непроизводственной сфере); работать со схемами, профилями, статистическими показателями. Всё это способствуют применению географических знаний и умений в социально значимой работе учащихся, в их общественно-полезной деятельности (прогнозы неблагоприятных явлений в атмосфере, предупреждение роста оврагов, борьба с загрязнением водоемов и т. д.)
Для того чтобы в процессе обучения географии использовать деятельностный подход, необходимы соответствующие материальные условия: оборудование рабочего места ученика, наличие приборов и инструментов (планшет, компас, мерная лента и т. д. для съемки плана местности), наличие тетрадей, атласов, инструкций, планов описаний и характеристик, справочников других источников географической информации.
Уже много лет идет перестройка среднего географического образования: изменились цели предмета, усовершенствованы его структура и содержание, произошел переход от раздельного изучения физической и социально-экономической географии к интегрированному курсу, что означает переход от покомпонентного изучения к комплексному страноведческому подходу. Однако на практике изменения происходят слишком медленно.
Образовательные стандарты второго поколения направлены на обновление и даже перестройку методического мастерства учителя. Поэтому, каждому педагогу в следующем учебном году необходимо работать над своей компетентностью, развивать методическое мышление и профессиональное самосознание.
Профессиональная компетентность учителя географии развивается в процессе овладения опытом педагогической деятельности на основе формирования функциональной и личностной готовности учителя к осуществлению этой деятельности. Компетентность учителя проявляется в его способности и готовности осваивать новые концепции предмета, новые педагогические технологии, выбирать программу и учебники из нескольких альтернативных, оценивать их с позиции методики своего предмета, своих возможностей, типа учебного заведения и особенностей обучаемых школьников.
В учебно-воспитательном процессе современный педагог не только организует учебно-воспитательную работу и проектирует образовательный процесс, направляет познавательную деятельность учащихся и контролирует ход и результаты обучения, но осуществляет стимулирующие, реагирующие, организующие педагогические функции. При этом поведение учителя основывается на его профессиональном самосознании, которое определяется уровнем развития методического мышления.
Методическое мышление неразрывно связано с методическим мастерством и личностью учителя. Оно определяет способы решения методических задач, выбор педагогических средств (способов мотивации, форм, методов и приемов обучения), индивидуальный стиль общения и отношение к самосовершенствованию. Современный педагог должен иметь широкий кругозор в области содержания учебного предмета и методики его преподавания, уметь вести исследовательскую работу, изучать отечественный и зарубежный опыт.
Методическое мастерство подразумевает овладение системой определенных методических умений: проектировочных, адаптационных, организационных, мотивационных, коммуникативных, контролирующих, познавательных.Выделим некоторые пути обновления методического мастерства учителя географии.
1. Усиливается роль психологических и дидактических концепций модернизации среднего образования, знание которых поможет педагогу творчески подойти к выбору программы, учебников, планированию учебного процесса.
В Стандарте второго поколения главной целью образования названо развитие личности учащихся, выдвинуто требование учета их интересов и возможностей. Научное содержание географии рассматривается как база личностного развития.
2. Одна из задач совершенствования методического мастерства учителя географии — ориентация на формирование не только фундаментальных географических знаний и умений, но и на их прикладной характер. Прикладная роль географических знаний и умений реализуется в форме воспитания у школьников ключевых компетенций, т.е. учитель целенаправленно обучает приемам учебной работы, особое внимание уделяет организации самостоятельной познавательной деятельности.
3. Методическое мастерство учителя географии определяется не только успешным формированием у школьников знаний и умений, но и вниманием к надпредметному содержанию предмета. Известно, что к компонентам содержания помимо знаний и умений относят также опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, к деятельности. Функции двух последних компонентов в формировании личности выражаются в осуществлении творчества, в преобразующей деятельности. Они формируют избирательное отношение к миру, способность оценивать события и процессы, происходящие в природе и обществе. Эти надпредметные компоненты содержания требуют применения активных методов в составе личностно ориентированных и развивающих педагогических технологий, которые направлены на решение учебных проблем, создание условий эмоциональных переживаний.
Таким образом, основная идея обновления методического мастерства учителя географии состоит в развитии его умения организовать активную учебно-познавательную деятельность учащихся, формировать творческое мышление школьников на основе их собственной самостоятельной, в том числе исследовательской, деятельности.