Исследовательский проект Шумовые инструменты своими руками
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 п. Восточный
Сосьвинского городского округа
Направление: Социокультурное
Предмет: Искусство и культура
Исследовательский проект
«Шумовые инструменты
своими руками»
Исполнитель:
ученик 3-а класса
Фомин Егор
Руководитель проекта:
учитель первой категории
Саламатова И.А.
п. Восточный
2017 г
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение………………………………………………………………… стр. 3
1.Глава I.
Что мы знаем и чего не знаем про шумовые звуки и инструменты
1.1 Вред шума……………………………………………………………..стр.6
1.2 Польза шума…………………………………………………………...стр.6
1.3 Интересные факты ……………………………………………………стр.7
2. Глава II. Практическая работа.
2.1 Изучение свойств шумовых инструментов………………………….стр.9
2.2 Создание шумовых инструментов....………………………………..стр.11
2.3 Использование шумовых инструментов………………………........стр.17
Заключение……………………………………………………...….........стр.20
Список литературы…………………………………….........................стр.21
Приложение………………………………………………………...……стр.22
Введение
Человек живет в мире звуков. Что мы слышим: голоса птиц, скрип двери, шорохи, скрип веток, журчание воды, стрекотание кузнечика, звуки музыкальных инструментов…Звук окружает нас повсюду, каждую секунду, каждое мгновение. Наверное, каждый человек когда-нибудь задумывался, что такое звук. Чтобы с ними познакомиться, нужно только хорошенько прислушаться ко всему, что происходит вокруг. Все что движется вокруг нас, издает звуки, шумы. И даже самые слабые звуковые волны воздействуют на нас помимо нашей воли.
Однажды на уроке музыки мы узнали, что есть звуки не только музыкальные, но и шумовые. Шумы нельзя превратить в ноты, хотя многие музыкальные инструменты научились подражать им. Инструменты, издающие разные шумовые звуки называют шумовыми.
Мы смотрели видео - записи детского шумового оркестра, мне очень понравились эти композиции, и я подумал: « А почему бы и нам не создать что-то подобное?» По современным требованиям кабинет музыки должен быть оснащен набором шумовых инструментов, пока такой коллекции у нас нет. Я заглянул в интернет и увидел, что стоимость этих инструментов достаточно высока, приобрести их в ближайшее время – не реально. Я решил попробовать сделать шумовые инструменты своими руками, научить этому одноклассников, и организовать свой шумовой оркестр. Поэтому мы избрали тему нашего исследовательского проекта: «Шумовые инструменты своими руками».
Цель работы: научиться изготавливать шумовые инструменты
Задачи:
провести анализ литературы по теме
проверить, какие материалы подойдут для изготовления шумового инструмента
изготовить шумовые инструменты, создать коллекцию
привлечь одноклассников к изготовлению этих инструментов
создать свой шумовой ансамбль
представить свой проект в виде презентации
Гипотеза: я предполагаю, что когда я сделаю интересные и простые шумовые инструменты, то это мне поможет привлечь одноклассников к творческой работе для создания ансамбля.
Актуальность темы: шумовые инструменты в последнее время все чаще используются в музыкальных произведениях для создания дополнительных эмоций и впечатлений, их можно изготовить самому, но пока у меня информации об этих инструментах недостаточно.
Проблема: исследование процесса изготовления шумовых инструментов самостоятельно.
Объект исследования: шумовые инструменты.
Предмет исследования: изготовление и использование шумовых инструментов.
Результат исследования: изготовление шумовых инструментов, создание шумового ансамбля, приобщение учащихся к познавательно-творческой деятельности.
Методы исследования:
анализ литературы
эксперимент,
анкетирование
наблюдение
практическая работа
репетиции
Этапы исследования
подбор и изучение литературы, электронных публикаций на данную тему
подготовка и проведение опытов
выводы по результатам опытов
обобщение накопленных знаний
создание пособия по изготовлению инструментов
выступления ансамбля.
Практическая значимость: изготовление шумовых инструментов – это интересная и, приносящая удовольствие работа, которая:
вызывает интерес детей к игре на шумовых и музыкальных инструментах;
объединяет ребят, развивая навыки общения в коллективе;
расширяет знания детей о мире звуков и музыкальных инструментов;
дает возможность применения шумовых музыкальных инструментов на уроках музыки с другими ребятами.
Глава I. ЧТО МЫ ЗНАЕМ И ЧЕГО НЕ ЗНАЕМ ПРО ШУМОВЫЕ ЗВУКИ И ИНСТРУМЕНТЫ.
Мы воспринимаем большое количество различных звуков. Но не все звуки одинаково используются в музыке. Все существующие в природе звуки делятся на музыкальные и шумовые. Основную роль в музыке играют музыкальные звуки, хотя используются и шумовые (в частности почти все ударные инструменты издают шумовые звуки)
1.1 Вред шума
Ученые установили, что шум очень плохо воздействует на живые организмы. Вот почему взрослые не любят, когда дети шумят. Оказывается, это шум на них плохо воздействует.
Кстати, постоянный шум и звуки выше 30 Дб угнетают психику, снижают интеллект, и повышают раздражительность, а человеческий шепот это 35 Дб..
Вредные свойства шума знали давно. На Руси, когда рыба (стерлядь) шла на нерест переставали звонить в колокола.
От шумов кораблей и их локаторов страдают киты и дельфины, шум мешает им питаться и общаться между собой. Плохо размножаются животные.
От шума куры перестают нестись, вянут цветы, гибнут личинки насекомых.
Шум может убить. Страшная пытка существовала в древнем Китае, человеку не давали спать и создавали вокруг него шум днем и ночью, и человек быстро погибал. Интенсивный шум вначале вызывает болевые ощущения у человека, а потом становится непереносимым.
Постоянное воздействие шума на человека приводит к разным болезням.
1.2 Польза шума
Но шум может принести и пользу. В этом я убедился, изучая шумовые инструменты. Ученые давно заметили, что шум природы успокаивающе действует на человека. Сегодня есть даже санатории, в которых лечение осуществляется с помощью пения птиц, шума прибоя или дождя. Замечено, что такая терапия успешно справляется с головной болью, бессонницей, тонизирует организм. Японские изобретатели даже подушку придумали, которая имитирует звуки дождя. Поэтому мы можем попытаться сделать инструменты, имитирующие полезные шумы.
Звукоподражание и игра на детских шумовых инструментах – важна для развития детей:
улучшается общее физическое развитие, укрепляется мышечный корсет, формируется осанка;
развивается музыкальный слух, ритм и музыкальная память;
развивается эмоционально, у него формируется готовность и умение действовать в коллективе;
развиваются навыки мелкой и крупной моторики, способности к восприятию; совершенствуется мышление и воображение.
С далеких времен в состав русских народных инструментов входили: барабаны, тарелки, трещотки, врубель, колокольчики, бубны, ложки - они прекрасно издают шумовые звуки, подчеркивающие в плясовых песнях удалой, жизнерадостный характер русского человека. На первый взгляд они очень примитивны, но придают музыке дополнительные краски. Эти звуки используются для создания дополнительных эмоций и впечатлений.
1.3 Интересные факты
В октябре 1910 года композитор Франческо Балилла Прателла (1880-1955) сочинил свой «Манифест футуристов-музыкантов», где хотел выразить музыкальную душу поездов, кораблей, крейсеров, авто и аэро, где восхвалял Машины и Электричество. Луиджи Руссоло (1880-1953), итальянский художник-музыкант разделил все шумы на 6 категорий:
1.Рёв, громыхание, взрывы, рык, удары, гул.2. Свист, шипение, пыхтение.3. Шёпот, бормотание, бубнение, ворчание, бурчание.4. Визг, скрип, шорох, жужжание, хруст, трение5. Шум от удара по металлам, дереву, коже, камням, керамике и т.п.6. Голоса животных и людей: крики, визги, вопли, стенания, улюлюканье, вой, хрипы, рыдание. Луиджи Руссоло создал 15 удивительных инструментов, которые назвал «интонарумори» – шумовые модуляторы, каждый из которых имел свое уникальное название, отвечавшее характеру производимого им звука: «Квакун», «Треньканьщик», «Войщик», «Грохотальщик», «Скрипун», «Булькальщик», «Трескун», «Ревун», «Громыхальщик», «Свистун», «Жужжальщик» и многие другие.
Глава II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
2.1 ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ ШУМОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ.
Я провел в классе анкетирование «Звуки шумов» (Приложение №1), в котором приняло участие 18 человек.
По результатам анкет я пришел к выводу: звуки природы нравятся ребятам больше, чем звуки машин и станков, поэтому я решил сделать инструменты, имитирующие шум дождя и звуки моря.
Звучание шумов Количество понравившихся шумов
Шум пенье птиц 18
Шум станка -
Шум пилы 2
Шум дождя 17
Шум поезда 3
Шум города и транспорта 2
Шум ветра 12
Шум моря и чаек 18
А также мы сравнили звучание двух композиций одной и той же песни с шумовыми инструментами и без них, ребята единогласно выбрали первый вариант, они отметили, что с шумовыми инструментами звучит: «Круто, веселее, красивее, задорнее, прикольнее…».
Я решил приступить к изготовлению инструментов и создать свой шумовой ансамбль.
Первым этапом этой работы стало проведение опыта.
Подготовка и проведение опытов
Тема опыта: наблюдение над тем, какие звуки издают сочетания разных материалов.
Задача: выбрать материалы для шумовых инструментов, наиболее интересно и красочно звучащие, а также простые в изготовлении.
Этапы работы:
1.Выбор материала, из которого будет изготовлен инструмент.
Я опробовал: картон, пластик, дерево, бумагу, пенал металлический, пенал пластиковый, бутыль пластиковая.
2. Выбор состава содержимого, которым наполню тубус: фасоль, рис, греча, горох, манка, вода.
3. Отбор необходимого сочетания состава. В ходе опытов, я пришел к выводу, что интересное звучание получается у:
коробки металлической, наполненной гречей;
пенала пластикового, наполненного чечевицей;
пластиковой бутыли с водой;
Так как у шумовых звуков нет высоты, тембра, я придумал свое название отличительных признаков этих звуков: яркость. По яркости следующие инструменты распределил так. (Приложение №2).
Выводы по результатам опытов: я решил изготовить разные шумовые инструменты, а также самый интересный инструмент «шум дождя».
2.2.СОЗДАНИЕ ШУМОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ.
38842956604000Название: «шум дождя»
Это музыкальный инструмент древних индейцев («рейн стиг»), в переводе – «дерево дождя», «дождевая палка», или» «дождевая флейта», служила для вызова дождя в шаманских ритуалах. Делали её из высушенного ствола кактуса.
Вам понадобится:
- картонный длинный узкий цилиндр (например, из-под фольги).
- упаковка зубочисток,
- крупа,
- шило,
- кусачки или острые ножницы,
- клей (клеевой пистолет), бумага и ножницы для декорирования готового инструмента.
План изготовления:
Шаг 1. Взять шило и трубку из-под фольги и проткнуть недалеко от края картонного рулона шилом одно отверстие. Вставить в это отверстие зубочистку до упора в противоположную стенку цилиндра.
Шаг 2. Отступить 1-2 см и сделать новое отверстие и воткнуть также в него зубочистку. Далее сделать отверстия по спирали нашего цилиндра. Спираль проходит внутри всего цилиндра и составляет преграды в нем, через которые будет сыпаться крупа, издавая шумящий звук. Получается, что как будто внутри нашего цилиндра — винтовая лестница из зубочисток.
Шаг 3. Вот и готова спираль внутри картонного рулончика. Взять кусачки или острые ножницы и отрезать лишние концы зубочисток с поверхности цилиндра.
Шаг 4. Заклеить один конец нашего цилиндра — трубки. Подождать, когда клей высохнет.
Шаг 5. Поставить трубку заклеенным дном вниз. И засыпать в нее крупу. Слушать звук. Закрыть открытый конец ладонью (чтобы крупа не высыпалась) и перевернуть инструмент очень постепенно дном вверх. Теперь можно заклеить и второе отверстие в нашей трубе — основе.
Шаг 6. Декорировать наш шум дождя. Можно обклеить бумагой, тканью, шнуром, раскрасить гуашью и сверху покрыть лаком.
418338036576000
Название: погремушка-маракас
Шуршащий, гремящий (в зависимости от наполнения инструмент), чем-то напоминающий и погремушку и маракас инструмент, со звуком то долгим протяжным, как шум дождя, то звонкий, как трель колокольчика.
Вам понадобятся:
жестяная баночка, трубка пластиковая (яйцо киндер-сюрприза)
крупы: манка, горох, греча.
План изготовления:
вырезать два круга, диаметром на 4см больше, чем диаметр тубы, сделать надрезы в 2см длиной, наложить один круг на конец тубы, приклеить;
насыпать горох или гречу в тубу; на свободный конец второй круг, приклеить; наложить художественное оформление поделки тесьмой, аппликацией. Можете сами подобрать интересный футляр и крупу. Выбрать самый интересный звук.
358140019748500
Название: погремушка
Вам понадобятся:
пластмассовые бутылочки
прочная нить
пуговицы (деревянные или металлические), косточки от хурмы
(с заранее сделанными отверстиями), и т.п.
План изготовления:
для изготовления погремушки использовать пластмассовые бутылочки из-под йогуртов. Для одной погремушки потребуется четыре—шесть бутылочек. Надо проткнуть иглой дно каждой бутылочки и протянуть сквозь нее прочную нитку. За один конец нити бутылочку подвесить на деревянную палочку. На внутренней части нити закрепить пуговицы (деревянные или металлические), косточки от хурмы (с заранее сделанными отверстиями), абрикосов и т.п. Играть погремушкой, поочередно встряхивая то один, то другой конец палочки.
34690051524000Название: трещотка
Вам понадобятся:
деревянные линейки, распиленные на равные части.
гайки металлические
веревочка или шнурок
План изготовления:
трещотка изготовлена из деревянных линеек, напиленных на равные части. В линейке прожечь дырочки. Нанизать на шнурок, чередуя, части линеек и гаечки, зафиксировать узелками по краям.
Название: металлические трубочкиВам понадобятся:
металлические трубочки
План изготовления: одну металлическую трубочку подвесить на предмет, выполняющий функции ручки, ручку должно быть удобно держать пальцами, звук извлекать легкими ударами по трубочке другой металлической трубочкой.
Название: гремелки
Вам понадобятся:
круглые дверные ручки
металлический стержень
металлические пластины
План изготовления:
для изготовления гремелок использовать круглые дверные ручки, соединенные металлическим стержнем. Предварительно на стержень надеть несколько круглых металлических пластин. Звук издается за счет встряхивания гремелок, можно встряхивать гремелки поочередно, а можно — одновременно.
334137027813000Название: мини-маракасы Вам понадобятся:
пластмассовое яйцо от «киндер-сюрприза»
металлические крышки
карандаш
шурупы
крупная крупа
План изготовления:
четыре бутылочные металлические крышки предварительно пробить гвоздем. Края пробитого отверстия должны быть направлены внутрь, чтобы не порезать играющего. Затем крышки попарно приставить друг к другу и надеть на шурупы таким образом, чтобы они могли свободно двигаться. В пластмассовом яйце по бокам горячим шилом сделать отверстия, в них вкрутить шурупы с крышками. Снизу в яйце таким же образом сделать отверстие побольше, в которое вставить карандаш. Это ручка, за которую ребенок будет держать инструмент во время игры. Две половинки яйца соединить, предварительно наполнив крупой. Звук извлекать при встряхивании игрушки.
361950030861000Название: музыкальные бокалы, стаканчики
Вам понадобятся:
хрустальные стаканчики, бокалы, стеклянные баночки
ложечка
вода
План изготовления:
Взять 5 и более стеклянных баночек или стаканчиков или бокалов (подойдет набор бокалов) и налить в них воду до разного уровня.
Взять ложечку или палочку или молоточек (пластмассовый или деревянный) и ударять по бокалам. Получится звук — у каждого бокала свой звук.
Если взять одинаковые сосуды (набор стаканчиков) и налить в них разное количество воды, то звуки будут разные по высоте:
- самый высокий звук будет у пустого стакана,
- самый низкий звук будет у наполненного водой стакана.
Если стаканы будут разные, то ниже будет звук у того, в который Вы налили больше воды. Если поэкспериментировать с количеством воды — то можно выстроить настоящий инструмент и сыграть на нем мелодию.
4091940635000Название: играем на гребенке
Вам понадобятся:
гребенка
полоска кальки
План изготовления:
взять гребенку (расческу с крупными зубцами на ручке). Отрезать полосу кальки. Полоса должна быть немного больше гребенки по размеру. Приложить кальку к одной стороне гребенки и поднести ко рту.
Петь, приложив рот к кальке. Именно петь — тянуть слова! Калька начнет вибрировать, и вы не узнаете свой голос. Калька будет щекотать губы. Такой голос очень хорош для озвучивания сказок и домашних мультфильмов.
416814026479500
Название: свирельки
Вам понадобятся:
трубочки для коктейля
скотч
План изготовления: свирельки можно сделать из трубочек для коктейля.
Сначала склеить трубочки скотчем, а затем обрезать ножницами по косой линии.
37261809398000Название: гусли
Вам понадобятся:
канцелярские резинки
коробка
две круглые палочки или круглые карандаши
План изготовления: натянуть резинки на коробку так, чтобы они шли параллельно друг другу на равном расстоянии друг от друга. Это будут струны гуселек. Под струны положить две круглые палочки, чтобы струны не касались коробки сока и поднялись вверх. Одна палочка — с одной стороны коробки перпендикулярно струнам, другая — с другой стороны коробки перпендикулярно струнам. Можно защипывать струну, можно проводить пальчиком по нескольким струнам.
2.3 ПРИМЕНЕНИЕ ШУМОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ.
274447028638500Шумовые инструментыНе заставят нас скучать.
Очень шумные моменты
Им придется исполнять.
Вместе с одноклассниками мы готовимся показать сказку-шумелку «Теремок».
«Теремок»
Стоит в поле теремок.
Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает — Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить. ХРУСТАЛЬНЫЙ СТАКАНЧИК и карандаш
Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает
— Терем-теремок! Кто в тереме живет? УДАРЫ ДЕРЕВЯННЫМИ ЛОЖКАМИ
— Я, мышка-норушка! А ты кто? ХРУСТАЛЬНЫЙ СТАКАНЧИК
— А я лягушка-квакушка ЛОЖКИ
Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить. ХРУСТАЛЬНЫЙ СТАКАНЧИК
Бежит мимо зайчик-побегайчик остановился и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет? КАСТАНЬЕТЫ
— Я, мышка-норушка ХРУСТАЛЬНЫЙ СТАКАНЧИК
— А я лягушка-квакушка
— А ты кто? ЛОЖКИ
— А я зайчик-побегайчик. КАСТАНЬЕТЫ
— Иди к нам жить! Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить. КАСТАНЬЕТЫ
Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает: — Терем-теремок! Кто в тереме живет? ШУРШАЛОЧКА
— Я, мышка-норушка ХРУСТАЛЬНЫЙ СТАКАНЧИК
— А я лягушка-квакушка ЛОЖКИ
—А я зайчик - побегайчик — А ты кто? КАСТАНЬЕТЫ
— А я лисичка-сестричка— иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить. ШУРШАЛОЧКА
Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет? МАРАКАС
— Я, мышка-норушка ХРУСТАЛЬНЫЙ СТАКАНЧИК
— А я лягушка-квакушка ЛОЖКИ
—А я зайчик - побегайчик КАСТАНЬЕТЫ
— А я лисичка-сестричка
— А ты кто? ШУРШАЛОЧКА
— А я волчок-серый бочок. ШУМЕЛОЧКА
— Иди к нам жить!Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют. МАРАКАС
Вдруг идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:— Терем-теремок! Кто в тереме живет? УДАРЫ ПО БАРАБАНУ
— Я, мышка-норушка. КОЛОКОЛЬЧИК
— А я лягушка-квакушка ЛОЖКИ
—А я зайчик - побегайчик КАСТАНЬЕТЫ
— А я лисичка-сестричка ШУРШАЛОЧКА
— А я волчок-серый бочок.— А ты кто? ШУМЕЛОЧКА
— А я медведь косолапый БАРАБАН
Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:— А я лучше у вас на крыше буду жить. МЯТЬ БУМАГУ
Влез медведь на крышу и только уселся — трах! — развалился теремок. Затрещал теремок, упал набок и весь развалился ДВЕ ДОСОЧКИ
Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы. КОЛОКОЛЬЧИК, ЛОЖКИ,
ШУРШАЛОЧКА КАСТАНЬЕТЫ,
ШУМЕЛОЧКА
Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить.
Лучше прежнего построили!! РАСЧЁСКОЙ ПО КРАЮ СТОЛА
МЕТАЛЛОФОН
Нашим шумовым оркестром исполняем русскую народную песню
13944603238500«Светит месяц».
1623060115379500Вместе с мамой мы приготовили музыкальный номер, с которым примем участие в конкурсе «Семейное музицирование» в музыкальной школе. Я исполню на аккордеоне пьесу А.Р. Бажилина – «Вальс», а мама подыгрывает мне на хрустальных стаканчиках.
Вывод: я и мой руководитель Саламатова И.А., достигли цели нашей работы: создали пособие по изготовлению инструментов, научились изготавливать шумовые инструменты, создали свой шумовой ансамбль, ребята с интересом и азартом увлеклись творческой работой, коллекция шумовых инструментов пополнит оснащенность кабинета музыки.
Наша гипотеза подтвердилась.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В ходе мой работы я рассказывал своим одноклассникам о шумовых звуках и использовании их в благих целях. Ведь, если их правильно применять, то они приносят пользу. Шумовые инструменты можно изготовить самим, тем самым проявить творчество и оказать помощь учителю музыки и школе (в пополнении коллекции), для активного применения шумовых музыкальных инструментов на уроках музыки с другими ребятами.
Я надеюсь, что собранный и обработанный материал поможет моим одноклассникам в использовании шумовых звуков в повседневной жизни. Дети очень любят такие инструменты за яркость, оригинальность, простоту в изготовлении и в использовании. Инструменты, изготовленные своими руками, как правило, созданы из подручных средств. Они заставляют нас по-новому услышать мир звуков, развивая наше воображение и фантазию, прививая любовь к творчеству. Подтверждается наша гипотеза.
Мы с моим руководителем создали шумовой оркестр, с которым выступали на концерте в клубе ДОКа и на празднике Масленицы, планируем выступить на школьном концерте и перед ребятами в детском саду, где малышам будет интересно посмотреть сказку-шумелку и послушать задорное звучание музыки.
Использование самодельных шумовых инструментов – это первый шаг к элементарному музицированию, которое позволяет ребенку сочетать игру с пением и с движениями, способствует развитию чувства ритма и двигательной активности. Все ребята проявили большой интерес к изготовлению шумовых инструментов, с удовольствием участвовали в репетициях нашего оркестра.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1.Гульянц Е.Детям о музыке. – М.:Аквариум,1996.
2.Леванова Т. Скоро премьера. – Л.:Детская литература,1991.
5.Современная энциклопедия Аванта + Музыка наших дней. – М.,2002.
6.Юдина Е. Азбука музыкально-творческого саморазвития. – М.:Виконт,1994.
7.http://rodnaya-tropinka.ru/muzy-kal-ny-e-instrumenty-svoimi-rukami/#ixzz4Z3Xe5wfA
8. http://rodnaya-tropinka.ru/muzy-kal-ny-e-instrumenty-svoimi-rukami/#ixzz4Z44163g7
Приложение №1
Анкетирование « Звуки шумов»
Отметь крестиком звучание шумов, которые тебе понравились больше.
Звуки шумов Количество понравившихся шумов
Шум пенье птиц Шум станка Шум пилы Шум дождя Шум поезда Шум города и транспорта Шум ветра Шум моря и чаек Шум грома Приложение №2