Урок по литературному чтению для 3 класса «Сказка похожая на басню. В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница»»
Тема урока: Сказка похожая на басню. В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница».
Цель: Приобщать детей к литературе, как искусству слова через введение элементов литературного анализа текста.
Задачи: 1. Формировать технику чтения и приёмы понимания текста на базе сказки В.М.Гаршина.
2. Развивать устную речь детей, в том числе обогащать словарный запас учащихся.
3. Развивать у детей эмоционально – эстетическое восприятие произведения, обогащая их эмоциональную сферу разнообразием чувств: нравственных, интеллектуальных, эстетических.
Наглядность:
1. Портрет В.М.Гаршина
2. Выставка книг с произведениями В.М.Гаршина.
3. Иллюстрации к сказке и рисунки детей.
4. Карточки – задания для работы в группах по плану урока.
Ход урока.
I Организационный момент.
1. Поэтическая минутка.
Инсценирование басен И.А.Крылова «Ворона и Лисица», и «Лисица и виноград».
2. Фронтальная беседа:
-Что высмеивал И.А.Крылов в этих баснях?
- Признайтесь каждый сам себе, не отвечая вслух, случалось ли в жизни вам быть в роли вороны, когда кто-то хитростью и лестью у вас выманивал что-то очень для вас нужное и дорогое, о чем, расставшись с этой вещью, вы потом сожалели.
А приходилось ли вам винить обстоятельства, когда сами были бессильны и не могли себе в этом признаться.
II Сообщение темы урока.
На доске: Смеясь, мы расстаёмся со своими недостатками.
-Прочитайте и объясните, как понимаете название темы сегодняшнего урока.
-А мы продолжим, смеясь над героями литературных произведений, расставаться со своими недостатками. А поможет нам в этом В.М.Гаршин со своей замечательной сказкой «Лягушка – путешественница».
III Сведения об авторе.
- Попросим Сашу, рассказать нам об авторе.
Всеволод Михайлович Гаршин. (1855-1888г.г.)
Всеволод Михайлович Гаршин выдающийся русский писатель. Родился 2февраля 1855г. В дворянской семье, Пятилетним ребёнком Гаршин пережил семейную драму. В это время родители маленького Всеволода разводились, а он стал причиной семейного раздора, что в дальнейшем повлияло на его характер и здоровье. До 9-ти лет мальчик жил с отцом, потом его забрала мать, которая в то время жила в Петербурге, и отдала в гимназию. В 19-ть лет Гаршин поступил в Горный институт. Но литература и искусство интересовали его больше, чем наука. Он сотрудничал с литературными журналами, писал очерки и статьи. В самом начале Русско–турецкой войны В.М.Гаршин отправился добровольцем в действующую армию. В одном из первых сражений он повёл полк в атаку и был ранен в ногу. После лечения в госпитале получил офицерский чин, Вскоре Гаршин вышел в отставку и вернулся к литературной деятельности. Всеволод Гаршин прожил очень короткую жизнь, всего 33-и года. В 1887 году вышло последнее произведение Гаршина для детей – сказка «Лягушка – путешественница».
- Посмотрите на выставку книг В.М.Гаршина. Много ли их? Прочитайте названия книг. Читал ли кто-нибудь из вас произведения Гаршина? Я думаю, после знакомства с его сказкой, вам обязательно захочется их прочитать.
IV. Словарно – лексическая работа.
- Вам было дано задание, прочитать сказку и найти значение непонятных слов, которые мы редко теперь используем в своей речи. Назовите их, и объясните их лексическое значение.
Каряга – сухое затонувшее дерево или часть его.
Бумажный паяц – клоун в цирке, балаганный шут.
Скирда – большой, обычно продолговатый стог сена для хранения под открытым небом.
Тина – водоросли, плавающие густой массой в стоячей или мало проточной воде и при оседании образующие вместе с илом вязкое дно.
Цепа – ручное орудие для молотьбы зерна.
V Проверка первичного восприятия текста. (I – IIч.).
1. Тест:
- Дайте на каждое предложение, мною прочитанное, ответ: да –если это так и есть в тексте В.М.Гаршина, нет –если я прочитала неверно. Дети работают на заранее, подготовленных чистых листа. Сверху указывают свою фамилию и имя.
1) «Сидела она в болоте, ловила комаров да стрекоз, весною громко квакала». (Нет)
2) «Однажды она сидела на сучке, высунувшейся из воды коряги, и наслаждалась тёплым мелким дождиком». (Да)
3) «И это было восхитительно приятно, так приятно, что она чуть-чуть не заквакала». (Да)
4) «осенью лягушки не квакают, - на это есть лето, - и что, заквакав, она может потерять своё лягушачье достоинство».(Нет)
5) «Есть такая порода уток: когда они летят, то их крылья, рассекая воздух, точно поют, или, лучше сказать, посвистывают». (Да)
6) «-Кря, кря! – сказала одна из них. - Лететь еще далеко; надо поспать». (Нет)
7) «Хотя она и знала, что утки не станут есть её, большую и липкую квакушку, но всё-таки, на всякий случай, она спряталась под корягу». (Нет)
8) «-Кря!Кря! – сказала другая утка, - уже холодно становиться! Скорей на юг! Скорей на юг!» (Да)
2. Взаимопроверка. Учитель диктует номера вопросов и ответ этого вопроса, Проверяющий товарищ рядом с ответом ставит «+», если ответ дан, верно, «- «, если ответ не правильный. Проверяющий выставляет оценки: «5» - если нет ни одной ошибки, «4», если 1-а или 2-е ошибки, «3» - если 3-и ошибки, «2» - если 4-и и более ошибок. После чего листочки с тестами передают хозяину.
- Встаньте, те, кто за тест получил «5». Вы отлично справились с заданием.
- Встаньте, те, кто за тест получил «4». Вы хорошо справились с работой.
- Но, а тот, кто сегодня остался недоволен своей работой, сделайте для себя вывод, что нужно внимательнее относиться к авторскому тексту.
VI Работа с текстом сказки. (III –VIч.)
Работа в группах. Перед началом урока всех учеников разбила на 4-е группы с равными способностями. Каждая группа расположилась вокруг 2-х вместе сдвинутых столов. Получилось в каждой группе по 7-ь человек.
_ Сейчас каждая из ваших групп получит своё задание для самостоятельной работы. Задания напечатаны на карточках, прочитайте. Есть вопросы по заданию? Если всё понятно, приступайте к работе. Для подготовки вам даётся 5-ть минут.
Задание для 1-ой группы.
Подготовить чтение по ролям III части сказки.
Задание для 2-ой группы.
Найдите в III части сказки слова, которые характеризуют лягушку, какая она. Докажите словами текста.
(Осторожная, любознательная, вежливая, умная, бесстрашная, находчивая, сообразительная, эмоциональная).
После прослушивания, выполненного задания 2-ой группы, спрашиваю:
-Какой стиль речи использовал автор, описывая лягушку? (Художественный)
- А теперь, послушаем Алёну, что она нам расскажет про лягушку. (Сообщение девочка готовит заранее дома).
Лягушка.
Лягушки принадлежат к земноводным. Они холоднокровные животные с непостоянной температурой тела, меняющейся в зависимости от окружающей среды. У всех их голая кожа, в которой находятся различные железы, выделяющие слизь и увлажняющие кожу.
В настоящее время лягушки распространены по всему земному шару.
Лягушки передвигаются различными способами. В зависимости от среды обитания используется передвижение прыжками, бег, ходьба, плавание, рытьё нор.
Лягушки неприхотливы и неразборчивы в пище, могут голодать и день и неделю. Лягушки – плотоядные животные: они питаются мухами, комарами, червями и гусеницами, улитками, а также мелкими ракообразными и рыбами. У лягушек очень длинный язык: он закреплён во рту особым образом. Лягушка может высунуть его изо рта на несколько сантиметров. Он весь покрыт клейкой жидкостью, и, когда лягушка видит поблизости насекомое, она «выстреливает» языком в его сторону: насекомое прилипает и становится добычей лягушки.
Сами лягушки служат добычей для многих животных и даже человека.
После прослушивания Аленкиного сообщения, спрашиваю:
-А какой стиль использовала Алёна, рассказывая про лягушку? (Научный).
- Есть сходство между лягушками из сказки и из сообщения Алёны? В чём они?
Задание для 3-ей группы.
Выборочное чтение:
Зачитайте, что придумала лягушка?
Зачитайте, какие неудобства испытывала лягушка.
Зачитайте, как автор говорит о том, что на прутике лететь было страшно.
По пятой главе работу провожу со всеми группами.
-Прочитайте вслух V главу.
-Докажите словами текста, что дело было осенью.
- Почему автор так мало написал об осени: не умел описывать природу, не любил осень, не хотел писать об осени или другие причины?
А как бы вы описали осеннюю пору? (Дети составляют предложения, с описанием осенней поры).
Задание для 4-ой группы.
Найдите в VI главе диалог, прочитайте его по ролям.
Зачитайте, что лягушка рассказала своим новым соседям.
Задание для всех групп. (Фронтальная беседа).
- Как вы думаете, почему рассказ лягушки о юге не мог быть другим?
- Почему она себя так повела? Учитывая характер лягушки, докажите словами текста, что она не могла поступить иначе. («Нужно было иметь присутствие духа, и она его имела»).
VII Итог урока:
- Почему так всё для лягушки закончилось?
- Из сюжета этой сказки можно получить басню?
- Какую мораль вы бы предложили?
- Какая из данных пословиц подойдёт для ненаписанной сказки-басни?
И смех и горе.
Голь на выдумки хитра.
Сколько голов, столько умов.
Всё хорошо, что хорошо кончается.
Большому кораблю – большое плавание.
Двум смертям не бывать, а одной не миновать.
Не садись не в свои сани.
(Пословиц записаны на доске).
VIII Домашнее задание.
- А вам бы хотелось по-другому закончить сказку? Если да, то сочините продолжение сказки.
15