Конспект урока по литературному чтению на тему В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница» (3 класс)
Кулешовой Евгении 4 курс ПиМНО.
3 класс.
Учебник: Климанова Л. Ф.
УМК: школа России.
Тип урока – изучение нового материала.
Тема: В.М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»
Цель урока: познакомить учащихся с новой сказкой и с жизнью и творчеством В.М. Гаршина; учить давать характеристику героям произведения.
Задачи:
Обучающая - познакомить учащихся с новой сказкой и с жизнью и творчеством В.М. Гаршина; продолжить обучать анализировать текст; учить давать характеристику героям произведения; развивать умение анализировать текст, понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; обучение выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а так же для выражения собственного отношения читающего к изображённым событиям, героям и их поступкам; научить детей чувствовать эмоциональный тон произведения, различать особенности самого жанра (достоверность событий, подлинность переживаний), выявлять характеры героев.
Развивающая - развивать умения и навыки анализа текста; развивать навык выразительного чтения, как средства выражения своего понимания; развивать умение вслушиваться в текст, определять чувства и настроение автора; развитие воображения; развивать навыки осмысленного, беглого чтения; создать условия для формирования активной читательской позиции, которая помогает увидеть внутренний мир героя; формирование собственного суждения и высказывания по теме; развивать умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников, создать условия для развития речи, творческого мышления через анализ художественного произведения.Воспитывающая - Способствовать воспитанию чувств: участия, сочувствия, сопереживания; прививать любовь к природе, к животным
Оборудование: учебник, конспект, портрет В. М. Гаршина.
Макет доски.
Восемнадцатое декабря.
Классная работа.
Тема: «Лягушка путешественница».
1. Вдоль по речке, по водице.
Плывёт лодок вереница.
Впереди корабль идёт,
За собою всех ведёт.
2. Выпуча глаза сидит,
По-французски говорит,
По блошьи прыгает.
По человечески плавает.
В. М. Гаршин.
Ход урока.
Этапы урока. Деятельность урока. Деятельность учащихся.
I.Организационный момент. - Здравствуйте ребята!
-Тихонько садитесь.
- Все готовы к уроку?
-Здравствуйте.
-Готовы.
II.Проверка домашнего задания
Перескажите рассказ Д.Н. Мамин - Сибиряк. «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост».Пересказ спрашивается по частям и по цепочке.
Пересказывают.
III.Речевая разминка.
Прочитайте загадки «жужжащим» чтением. Отгадайте их.
1. Вдоль по речке, по водице.
Плывёт лодок вереница.
Впереди корабль идёт,
За собою всех ведёт.
2. Выпуча глаза сидит,
По-французски говорит,
По блошьи прыгает.
По человечески плавает.
Прочитаем загадки орфографические (так как записано); затем орфоэпически; в медленном темпе; скороговоркой.
- Это Утка с утятами.) - Это Лягушка.
- Читают.
IV. Введение в тему.
1. Предварительная беседа.
- Как вы думаете, почему к этому уроку я выбрала именно эти загадки?
- Мы сегодня познакомимся со сказкой «Лягушка-путешественница», героями которой будут лягушка и утки. А написал эту сказку Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888).
Запишите в свои тетради по литературе.
2. Учитель рассказывает о писателе.
Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888 гг.)
Родился 2 (14) февраля 1855 в имении Приятная Долина Бахмутского уезда Екатеринославской губ. в семье дворян, ведущих свою родословную от золотоордынского мурзы Горши. Отец был офицером, участвовал в Крымской войне 1853–1856. Мать, дочь морского офицера, принимала участие в революционно-демократическом движении 1860-х годов.
Пятилетним ребенком Гаршин пережил семейную драму, повлиявшую на характер будущего писателя. Мать бросила семью. До 1864 Гаршин жил с отцом в имении близ г.Старобельска Харьковской губ., затем мать забрала его в Петербург и отдала в гимназию.
Детская сказка Лягушка-путешественница (1887) стала последним произведением писателя.
Умер Гаршин в Петербурге 24 марта (5 апреля) 1888 года. Предположения детей.
- Записывают.
V. Физкультминутка.
VI. Знакомство со сказкой «Лягушка-путешественница».
1.Вводная беседа.
Ребята, посмотрите на название сказки, вдумайтесь в него. Разве лягушки бывают путешественниками? И как это может быть?
- Что такое сказка?
-Ребята, что вы знаете о лягушках?
- Где они живут?
-Чем питаются?
2. Чтение сказки учителем .Ребята я вам сейчас прочитаю сказку «Лягушка путешественница», а вы внимательно послушайте и скажите мне, почему автор именно так озаглавил сказку?
- И так почему же автор именно так озаглавил эту сказку?
- Что делала лягушка в болоте?
- Ребята, я сейчас буду читать рассказ вслух, а вы каждый у себя в учебнике будите следить за мной. И обратите внимание, как вела себя лягушка.
Фактические вопросы.
-Как жилось лягушке в болоте? Почему она решилась отправиться в дальние края?
- Что ей ответили утки, на ее просьбу? Найдите в тексте и зачитайте.
- Как сказочные герои повели себя в этом разговоре?
- Прочитай в лицах диалог уток и лягушки. Покажи это голосом при чтении?
Идейные вопросы.
-Удалось ли путешествие на юг?
-Когда лягушка забыла об осторожности? Прочитай текст так, что бы передать переполнявшие ее чувства гордости, восхищения своей сообразительностью.
- Вспомни Басню Крылова «Ворона и лисица». На кого из героев этой басни похожа лягушка?
-Расскажи, какой была лягушка.
Выбери правильные ответ: изобретательной, сообразительной, смелой, хвастливой, находчивой, любопытной, решительной, неунывающей, жизнерадостной, осторожной.-Можно ли поговорку «Хвастовство само себя наказывает» соотнести с прочитанной сказкой?
-Придумай смешную историю, когда эту поговорку можно было бы употребить.
Собственное отношение.
-Вам понравилась лягушка? Ответ пояснить.
-Как вы думаете, почему так закончилась сказка? Докажите.
Вторичный анализ.
- Перескажи эпизод, который больше всего тебе запомнился.
- Как по-другому можно назвать эту сказку? Ответ поясните.
- Прочитайте сказку самостоятельно.
-Предложения детей.
Эта сказка так называется, потому что в ней говорится о лягушке.
- Ответы уч-ся.
Ответы уч-ся.
VII. Итог урока.
Понравилась ли вам сказка? Чем?
Докажите, что «Лягушка-путешественница» - это сказка.
Домашнее задание с.188-195 читать, пересказывать, отвечать на вопросы.
-Составь картинный план к сказке. - Ответы детей.