Урок по литературному чтению В.Гаршин Лягушка — путешественница 3 класс
Тема урока: В.Гаршин. «Лягушка-путешественница».
Цели:
продолжить знакомство с литературными сказками, с творчеством русского писателя и его сказкой “Лягушка-путешественница;
подвести учащихся к пониманию основной мысли произведения, посредством анализа содержания сказки;
развивать речь, образное мышление, познавательную способность обучающихся, навык выразительного чтения,
воспитывать положительные качества: уважительное отношение друг к другу, чувство собственного достоинства, не зазнаваться и не хвастать.
Оборудование: портрет В.М.Гаршина, книга и иллюстрации к сказке “Лягушка-путешественница”, карточки для работы в парах, пословицы, учебник “Литературное чтение. 3-й класс, часть первая”, рабочая тетрадь,игрушка –лягушка, рисунки по сказкам Д.Н.Мамина-Сибиряка.
Ход урока
Организационный момент.
Прозвенел урок,
Начинается урок.
Посмотрите, всё ль в порядке:
Ручки, книжки и тетрадки.
Всё в порядке! Хорошо.
Так оно и быть должно!
Проверка домашнего задания.
Сказка Д.Н.Мамина-Сибиряка. Рисунки.
- Сегодня на уроке мы продолжаем с вами работать по разделу «Литературные сказки».
-Что это за сказки? (на доске выставка книг)
-Чем эти сказки отличаются от русских народных? Перечислите отличия.
-сейчас я проверю, как вы усвоили пройденный материал с помощью небольшой викторины. За правильный ответ вы будете получать жетон, с помощью которого определим тему нашего урока.
Викторина .(жетоны- ответы –буквы на кувшинках)
Л Я Г У Ш К А (появляется игрушка)
3. Актуализация знаний.
- А сейчас отгадайте загадку:
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
- Каким вы представляете это животное?
- Что вы знаете о жизни лягушек?
Сообщения обучающиеся о лягушке. (Иващенко Н., Баклагина М., Развозжаев Д.)
1. Удивительное существо - лягушка! С одной стороны она гадкая, с холодной и мокрой кожей, с лупоглазой мордочкой и перепончатыми лапками, но если отбросить предубеждения и приглядеться внимательно, то с другой стороны, по изяществу движений и утонченности нарядов не уступит любой царевне. Лягушки - очаровательные существа, они вполне могут быть отнесены к числу самых красивых животных нашей планеты.
2. Лягушка принадлежит к земноводным, а точнее к бесхвостым амфибиям. Хотя к бесхвостым амфибиям еще принадлежат жабы, квакши, древолазы, жерлянки, чесночницы, но они настолько внешне похожи, что в народе их всех обычно называют либо жабами (если не нравятся), либо лягушками (если нравятся). Лягушки очень хорошо освоили нашу планету, заселив ее почти до полярных границ континентов. Их можно встретить и в лесах и болотах, и в глубине пустынь, если там есть хотя бы крохотный источник воды. Лягушки живут и в диких, еще неосвоенных человеком районах планеты, и в крупных городах. Они живут и на деревьях, и в земле, были случаи, когда на двухметровой глубине в твердой глине находили живых лягушек.
3. Разнообразие мест обитания лягушек отразилось и на их видовом разнообразии. Они могут быть и маленькими, не больше одного сантиметра в длину, и гигантскими - до 33 сантиметров и весом в 3,5 кг. Лягушки своеобразные чемпионы по прыжкам в длину: в случае опасности некоторые из них совершают трехметровые прыжки. Лягушки не только плавают и скачут, они могут летать проворнее птиц. Так веслоногие лягушки, паря как белки-летяги, легко покрывают расстояние в 10-12 метров. Выйдя из воды, лягушки сохранили потребность во влажной коже. В отличие от многих других существ, населяющих планету, тело бесхвостых амфибий покрыто голой, ничем не защищенной, влажной кожей, что является прекрасной почвой для развития всевозможных микроорганизмов. Для того чтобы этого не произошло, лягушечья кожа выделяет бактерицидные вещества. Это объясняет, почему лягушку бросали в молоко, чтобы последнее не скисло. Но природа не останавливается на достигнутом на полпути, и у некоторых лягушек кожа выделяет такой яд, что мало не покажется. Кстати, самыми ядовитыми существами на свете являются не змеи, а лягушки.
4. Сообщение темы и целей урока.
Вступительная беседа об авторе
- Вы, наверное, догадались, что мы сегодня будем работать с произведением, в котором будет рассказываться о ком? (О лягушке). Это сказка Всеволода Михайловича Гаршина “Лягушка-путешественница”.
- Всеволод Михайлович написал “Лягушку-путешественницу, когда ему было 32 года. Произведение было написано последним в его жизни. Болезнь не позволила больше писать. И вот уже более 120 лет её читают дети. Эта сказка пронизана лёгкой иронией, что читать её одно удовольствие. (Ирония – это тонкая, скрытая насмешка). Сказка “Лягушка-путешественница” авторская, но начинается такими же словами, которые часто встречаются в русских народных сказках. Кто помнит эти слова? (Жила-была)
- Давайте вернёмся к названию нашего произведения.
-Кто такие путешественники? Как можно путешествовать?
5. Работа по теме урока.
1. Словарная работа и речевая разминка.
Про-ис-шест-вие 0-сма-три-вать-ся
Вос-хи-ти-тель-но по-бла-го-да-рить
Бес-по-кой-ство не-о-бы-кно-вен-ный
По-сто-рон-ни-е бул-тых-ну-лась
У-до-воль-стви-е
2. Работа со скороговоркой.
Две лягушки хохотушки
На болоте мыли ушки.
Чтение сказки учителем и хорошо читающими учениками.(до слов «И она шлёпнулась с сучка,дальше отрывок на видео)
Просмотр отрывка из сказки.
Беседа по содержанию.
- Понравилось ли вам сказка? Чем?
- Почему автор назвал свою сказку “Лягушка-путешественница”. (Лягушка придумала способ путешествия на утках)
- Как жилось лягушке в болоте?
- Почему она решила отправиться в дальние края? (услышала рассказ уток и это стало её мечтой)
- Как лягушка относилась к окружающему миру?
- Как автор относится к своей героине? Прочитайте начало сказки до слов: “продолжала нежиться” (он её любит, она ему нравится, он ею восхищается).
- Какие автор использует выражения и слова, чтобы показать своё отношение к лягушке на протяжении всей сказки? Одинаково ли он к ней относится?
- В чем проявляется ироничное отношение автора к героине?
- Использует ли Гаршин аллегорию в своей сказке?
- Сбылась ли мечта лягушки?
- Что помешало сбыться её мечте? (Хвастовство, зазнайство, самолюбие)
Физкультминутка.
На болоте две подружки,
Две зелёные лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали, ручками хлопали,
Вправо-влево наклонялись
И обратно возвращались.
6. Закрепление изученного. Работа в парах.
1. Как автор говорит о своей героине? Выберите ответ.
с уважением
с осуждением
с иронией
2. Выберите слова, характеризующие лягушку, а лишние зачеркните.
Сообразительная, скромная, трусливая, смелая, болтливая, любопытная, решительная, хвастливая, вежливая, изобретательная, жизнерадостная.
3. Найдите правильный ответ на вопрос и подчеркните.
- Почему не состоялось путешествие лягушки?
а) лягушки не умеют летать; б) прутик оказался непрочным; в) из-за хвастовства лягушки.
7. Итог урока.
Работа с пословицами.
- Какие пословицы подходят к сказке?
Хвастовство само себя накажет.
Кто хвалится, тот с горы свалится.
Коли хорош, так не хвастай: тебя и так заметят.
- В чем же смысл сказки Гаршина? (Нельзя хвастаться)
XI. Рефлексия.
- Чему научила вас эта сказка?
- Какой совет вы бы дали всем?
XII. Оценки.
XIII. Домашнее задание .
рисунок; краткий пересказ сказки;
придумайте другую концовку сказки.
13PAGE 15
13PAGE 14615
15