Планирование работа с природным материалом
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей Центр детского творчества
села Неверкино Неверкинского района
Программа рассмотрена на педагогическом совете МБОУ ДОД ЦДТ.
Протокол №_1___
от «_28__»__08___ 2014_ г. Утверждаю
Директор МБОУ ДОД ЦДТ
______________ Д.З. Куряева
«___»______________ 2014 г.
Дополнительная
общеобразовательная программа
художественной направленности
«Мастерская Солнца»
Составитель:
педагог дополнительного образования
Елакова Светлана Николаевна.
Год создания программы: 2010.
Педагог дополнительного образования
Елакова Светлана Николаевна
село Неверкино
Информационная карта образовательной программы
"Мастерская Солнца»
1 Наименование образовательного учреждения, реализующего образовательную программу Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей:
Центр детского творчества села Неверкино
2 Адрес учреждения 442480, Пензенская область, Неверкинский район, ул. Музыкальная, 2
3 Полное название программы Образовательная программа дополнительного образования детей «Мастерская Солнца»
4 Возраст детей, на которых рассчитана образовательная программа 8 -16 лет
5 Срок реализации программы Срок реализации программы – 4 года. Программа апробирована педагогом дополнительного образования Елаковой Светланой Николаевной в течение четырех лет.
6 Количество детских объединений, занимающихся по программе Четыре группы.
7 Сведения об авторе программы Елакова Светлана Николаевна, 1982 года рождения, домашний адрес: 442480, Пензенская область, с. Неверкино, ул. Первомайская, д.3. Образование среднее специальное, окончила Городищенское педагогическое училище. Педагог первой квалификационной категории.
8 Характеристика программы: - по типовому признаку Программа «Мастерская Солнца» является авторской, комплексной.
- по основной направленности программа
художественной направленности.
- по уровню освоения Программа «Мастерская Солнца» - общекультурная и имеет 4 уровня освоения:
1-й уровень – ознакомительный 1год «Радужный хоровод».
2-й уровень – базовый 1 год «В мире природы».
3 уровень 1 год « Кружева из бересты и соломки».
4-й уровень – углубленный 1 год « В мире сувениров».
- по образовательным областям Многопрофильная. Содержание программы предусматривает проявление ребенком разносторонних качеств и умений.
- по целевым установкам По целевым установкам программа «Мастерская Солнца» - декоративно-прикладная. Она создает условия для развития творческого потенциала обучающихся в процессе изготовления художественных изделий из бумаги, бересты соломки и других природных материалов,
развивает творческое мышление, формирует правильное восприятие величины и цвета, пространственных соотношений, умение передавать их в композиции из природного материала.
- по формам образовательной программы По формам организации содержания программа – авторская, комплексная, потому что включает в себя несколько разделов из разных областей прикладного, художественно-эстетического творчества.
9 Сведения об эффективности программы Эффективность оценивается автором с точки зрения:
- интереса обучающихся к программе,
- изменения уровня их знаний,
- профессиональное самоопределение обучающегося,
- раскрытие его творческой личности, самореализация.
Начальник отдела образования О.А. Тарасова
Неверкинского района
Пояснительная записка
Как бы стремительно не развивалось производство, технологии обработки материалов, изделия, созданные руками мастера, всегда будут привлекать внимание не только специалистов, но и обыкновенных людей, которые стремятся создать вокруг себя уютное и оригинальное пространство с использованием изделий народных промыслов и ремесел.
История ремесел огромна. В крестьянских семьях приемы традиционного ремесла передавались из рук в руки, от старших – к детям в процессе непосредственного наблюдения и показа.
Лучшие образцы народных ремесел, собранные в краеведческих музеях и музеях народного творчества – лишь малая часть культуры народа.
Но даже эта малая частичка дает представление о том, как жили наши предки, как умело работали с природными материалами, как бережно относились к природе.
Основная идея данной программы: воспитание в каждом ребенке бережного отношения к уникальному культурному наследию России, к народному декоративному творчеству, чтобы не прерывалась преемственность поколений и сохранилась связь времен.
Программа называется «Мастерская Солнца», так как именно под солнцем выращен тот материал, с которым дети будут работать.
Солнце – неиссякаемый источник света, тепла и красоты.
Мастерская - место для творческого развития ребенка, воплощение его идей, реализация его индивидуальных способностей, особенно в разделах программы «Аппликация и плетение из соломки и бересты», что способствует сохранению традиций преемственности, развитию и обогащению духовного мира и художественного вкуса ребенка.
Актуальность программы «Мастерская Солнца» для обучающихся заключается в обращении к духовному наследию прошлого, изучении, освоении и сохранении культурного наследия родного края и его национальных традиций.
Особенно в разновозрастных группах обучающиеся могут проявить свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других.
Цель программы – создание условий для развития творческого потенциала обучающихся в процессе изготовления художественных изделий из бумаги, бересты и природного материала;
- Развитие наглядно образного мышления, воображения, познавательной активности.
Задачи:
- знакомство с историей берестяного промысла, как частью национального наследия;
- обучение детей приемам работы с различными природными материалами;
- развитие воображения, пространственного мышления, художественно - эстетического вкуса, индивидуальных художественно – творческих способностей детей.
- формирование чувства гражданственности, патриотизма и национальной гордости через знакомство с культурным наследием родного края;
Программа рассчитана на 4 года обучения, ориентирована на возраст 8 - 16 лет.
Отличительные особенности программы
(В этом разделе необходимо изложить основные педагогические идеи, на которых базируется программаПрограмма «Мастерская Солнца» построена на системе, которая ведет обучающегося к определенной цели, каждый год делая определенные шаги по пути движения к ее достижению (Чья это система, кто ее автор. Нельзя откуда-то выдергивать предложения и запихивать в программу. Это нормативный документ).В содержании обязательно предусматривается переход от представлений об объекте к выделению существенных групп объектов, установлению связей между объектами и явлениями, формирование способов познания (сенсорный анализ, построение и использование наглядных моделей и пр.).
Итогом познавательного развития обучающегося должна стать способность самостоятельно решать доступные возрасту задачи, осознанно использовать усвоенные приемы, проявлять интерес к экспериментированию с берестой и соломкой одновременно.
Принцип природосообразности предполагает, что процесс художественного творчества должен согласовываться с общими законами развития природы и человека;
Построение образовательного процесса с учктом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
Принцип целостности означает достижение единства и взаимосвязи всех компонентовпедагогического процесса.
Принцип демократизации предоставляет обучающимся определение свобод для саморазвития, самоопределения, самообучения и самовоспитания.
Принцип связи педагогического процесса с жизнью и практикой, предполагающий необходимость с вязи теоретических знаний и практического опыта.
Принцип преемственности направлен на закрепление ранее усвоенных знаний умений и навыков их последовательное развитие и совершенствование.
Принцип наглядности, как отражение взаимозависимости интеллектуального познания и восприятия действительности.
Формы и режим занятий:Программа реализуется по следующим уровням:
1 год – ознакомительный «Радужный хоровод». 8-9 лет.
2 год – базовый «В мире природы».9 -11 лет.
3 год – базовый «Кружева из бересты и соломки». 11 – 13 лет.
4 год – углубленный «В мире сувениров».13 – 16 лет.
Формы, методы и технологии, используемые на занятиях
Эффективность образовательного процесса достигается благодаря использованию разнообразных педагогических технологий: личностно – ориентированного обучения и творческого проектирования.
Формы работы с детьми носят интегрированный характер, т.е. на одном занятии могут использоваться различные формы: групповая, индивидуальная, дифференцированная. Такие формы работы стимулируют творческое отношение к работе.
Для наиболее сознательного и прочного усвоения знаний, овладение умениями и навыками, предусмотренных программой при обучении детей используются такие формы и методы как:
формы проведения занятий методы проведения занятий:
практическое занятие наглядный
рассказ, беседа словесный
самостоятельная работа практическая творческая деятельность
экскурсии репродуктивный
участие в выставках частично - поисковый
использование ИКТ
исследовательский
Данные формы и методы используются в сочетании друг с другом.
На углубленном уровне обучения используется технология проектного обучения. Обучающимся предоставляется возможность самим определять тему проекта и простроить алгоритм самостоятельной продуктивной творческой деятельности.
Результативность освоения программы:
Для определения уровня знаний, умений и навыков детей используются критерии, установленные требованиями образовательной программы объединения, а так же степень выраженности оцениваемых качеств.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
По итогам первого года обучения учащийся должен знать:
- знать правила безопасной организации труда;
- знать основные свойства бумаги, красок, природных материалов;
- знать приемы работы с соломкой, ее экономного расходования;
Должен уметь:
- пользоваться простейшими приемами работы с материалом (мозаика, плоская и объемная аппликация, рисунок).
- создавать мини - выставку своих работ.
По итогам второго года обучения учащийся должен знать:
-знать правила безопасной организации труда;
-знать основные свойства природных материалов;
-знать приемы заготовки, хранения и экономного расходования бересты и соломки;
-знать приемы обработки различных природных материалов;
Должен уметь:
-применять простейшие приемы работы с природным материалом (мозаика, плоская и объемная аппликация, рисунок на бересте).
По итогам третьего года обучения учащийся должен знать:
- основные законы композиции;
технологические приемы работы с берестой и природным материалом.
Должен уметь:
- самостоятельно подбирать и анализировать справочную литературу.
- самостоятельно подбирать материал и составлять эскизы;
- самостоятельно применять технологические способы и приёмы в работе с различными видами материалов (рисунок по бересте, тиснение, выжигание, конструирование, плетение из бересты).
По итогам третьего года обучения учащийся должен знать:
- требования к содержанию и выполнению проекта;
- правила оформления проекта;
Должен уметь:
- самостоятельно изготовить и эстетически оформить изделие;
- инкрустировать изделие;
- самостоятельно оформить проект изделия;
- организовать и презентовать свои работы;
- плести соломенные ленты.
Формы контроля и подведения итогов программы
В течение учебного года в мастерской проводится промежуточный и итоговые контроль: тестирование, анкетирование, кроссворды, загадки, деловые игры, конкурсы, мини – выставки детских работ, по окончании учебного года проводятся соровнования, аукционы знаний, итоговые выставки с презентацией.Учебный план
Названия
разделов 1 уровень
ознакомительный
2 уровень
базовый
3 уровень углубленный
1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения 4 год обучения
«Радужный хоровод» 144 часа «В мире природы» 216 часов «Кружева из бересты и соломки» 216 часов «Вмире сувениров» 243 часа
1 год обучения
Раздел программы «Радужный хоровод»
Содержание данного раздела программы включает в себя:
Работа с красками, карандашами, природным материалом не только положительно скажется на развитии эстетических чувств, пополнит знания и умения, необходимые детям в жизни, но и обязательно разовьет мелкую моторику рук, внимание, интеллектуальную и творческую активность.
Цель: ………………………………………………………….
Задачи:
- развитие познавательной активности;
- освоение приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, обеспечивающими изготовление художественных поделок.
Учебно-тематический план 1 года обучения.
Раздел программы «Радужный хоровод»
№ Названия тем кол-во часов по программе
Всего Теория Практика
1. Вводное занятие 2 1 1
2. Мир в цвете 6 2 4
3. Ручные рисунки 6 2 4
4. Разводим сырость 4 2 2
5. Примакивание 6 2 4
6. Знакомство с берестой. Мозаика из бересты 10
4 6
7.
Аппликация «Чудо природы»
Технология изготовления аппликации 10
2
8
8. Кляксография 10 2 8
9. Монотипия 6 2 4
10. Художественная обработка бумаги 10 2 8
11. Упражнения с кистью и красками 6 2 4
12. Коллография 4 2 2
13. Мозаика 20 6 14
14. Техника напыления 4 2 2
15. Рисуем круглый год 10 2 8
16. Сюжетно – декоративные композиции 10 4 6
17. Рисунок на срезе березы 18 4 14
18. Итоговое занятие 2 Всего 144 47 97
Содержание программы первого года обучения.
« Радужный хоровод».
1.Тема: Вводное занятие.
Теория: Введение в раздел «Радужный хоровод».
Практика. Презентация работ декоративно – художественного творчества. Отличительные особенности каждого вида.
2. Тема: Мир в цвете.
Теория: Многоцветье в природе. Цветовая таблица.
Практика: Работа с цветовой таблицей. Работа с палитрой (смешивание красок).
Упражнение на определение цвета.
Рисование сказочного цветка.
Контроль: Анализ выполненных работ.
3. Тема: Ручные рисунки.
Теория: Беседа: алгоритм (особенности) изготовления ручных рисунков.
Практика: Пальчиковая гимнастика. Практическое занятие на узнавание и различение предметов по форме. Упражнения на формирование пространственных представлений.
Контроль: Графический диктант.
4. Тема: Разводим сырость.
Теория: Технология работы на мокрых листах.
Практика: Выполнение наброска простым карандашом. Рисование на мокром листе.
Контроль: выставка лучших работ.
5. Тема: Примакивание.
Теория: Технология метода примакивания на бумаге.
Практика: Рисование кистью в воздухе. Метод примакивания, освоение техники на бумаге.
Контроль: исправление ошибок.
6. Тема: Знакомство с берестой. Мозаика из бересты.
Теория: Свойства бересты, исследования берестяного пласта.
Практика: Обработка бересты. Знакомство с технологией обработки бересты. Техника безопасности при работе с ножницами. Вырезание деталей для мозаики.
Контроль: работа с карточками по усвоенному материалу.
7. Тема: Аппликация «Чудо природы». Технология изготовления аппликации .Теория. Аппликация, ее виды.
Практика: Подготовка деталей к работе. Подбор материала для аппликации. Практическая работа. Изготовление различных видов аппликаций.
Контроль: показ лучших работ.
8. Тема: Кляксография.
Теория: Технология кляксографии.
Практика: Знакомство с материалами и инструментами. Подготовка рабочего места. Поэтапное выполнение работы. Анализ выполненных работ.
Контроль: викторина: «Мир в кляксах».
9. Тема: Монотипия.
Теория: Особенности выполнения работ техникой монотипии.
Практика: Подготовка материалов и инструментов на рабочем месте.
Выполнение поэтапной работы в технике «Монотипия». Рассказы ребят о получившемся изображении.
10. Тема: Художественная обработка бумаги.
Теория: Бумага, ее свойства.
Практика: Знакомство с инструментами для обработки бумаги. Опыты с бумагой.
Контроль. Практическая работа по созданию «мраморной, деревянной, радужной» бумаги. Показ лучших работ.
11. Тема: Упражнения с кистью и красками.
Теория: Информация о красках и кисточках, способы их различения.
Практика: Работа с кисточками различных номеров. Работа с красками разных видов. Рисование пятен и точек. Рисование на синей и зеленой бумаге желтых пятен ( в первом случае рыбки в море, во втором обуванчики на траве). Соревнования: «Кто быстрее закрасит лист».
Контроль: опрос на закрепление знаний.
12. Тема: Коллография.
Теория: Коллография.
Практика: Знакомство с материалами и инструментами, подготовка рабочего места. Подробное объяснение и показ всего хода построение изображения. Поэтапная проработка рисунка. Знакомство с подручными материалами, которые используются в работе.
13. Тема: Мозаика.
Теория: Особенности технологии «Мозаика».
Практика: Практическая работа по выполнению мозаики из природного материала.
Контроль: составление технологической карты для будущей работы.
14. Тема: Техника напыления.
Теория: Особенности техники напыления.
Практика: Практическая работа с трафаретами.
15. Тема: Рисуем круглый год.
Теория: «Времена года и их особенности».
Практика: Рисование простейших этюдов на каждое время года. Комментарии детей к каждому рисунку.
16. Тема: Сюжетно – декоративные композиции.
Теория: Понятие композиции. Виды композиций.
Практика: Упражнения на определение видов композиций. Выполнение композиций из различных материалов.
17. Тема: Рисунок на срезе березы.
Теория: Способы рисунков на бересте.
Практика: Выбор эскиза, перевод его на основу. Раскрашивание.
2 год обучения
Раздел программы «В мире природы»
Описание раздела включает в себя: Основное содержание раздела. Основные формы практических работ.
Соломка и береста – интереснейший природный материал, дающий большие возможности для развития творческой активности, интуиции и фантазии детей.
История изготовления изделий из природного материала уходит вглубь веков – к тому периоду истории человеческого общества, когда было освоено земледелие. Солома обувала и одевала крестьянина, утепляла его дом и служила ему постелью. Из нее изготавливали шляпы, корзины и другую хозяйственную утварь, кроме того, крестьяне считали, что в соломе заключена сила плодородия, способная оказывать воздействие на благополучное течение их жизни. Поэтому соломе отводилась большая роль в земледельческой обрядности. Многие аграрные ритуалы и праздники славян сопровождались изготовлением обрядовых изделий из соломы и бересты.
Цель: Научить изготавливать простейшие изделия из бересты и соломки.
Задачи:
- освоение более сложных приемов работы (плетение, изготовление кукол и др.).
- формирование знаний и умений самостоятельно составлять эскиз, подбирать материал, изготавливать изделие, пользуясь схемами и техническими рисунками, придавать изделию законченный вид (оформление в рамку, декорирование деталями и т.д.).
- развитие познавательного интереса обучающихся к противопожарной безопасности.
Учебно-тематический план 2 года обучения.
«В мире природы»
№ Названия тем кол-во часов по программе
Всего Теория Практика
1. Вводное занятие. 2 1 1
2. «Живое дыхание природы». Береста, соломка. 6 2 4
3. Сбор природного материала, заготовка. 10 2 8
4. Подготовка бересты к работе. 6 2 4
5. Подготовка соломки к работе. 6 2 4
6. Мозаика из бересты. 10
4 6
7.
Аппликация из бересты «Берестяное чудо»
Технология изготовления аппликации из бересты. 10
4
6
8. Комбинированная аппликация из бересты и соломки «Пробуждение природы» 10 2 8
9. Технология изготовления объёмной аппликации из бересты.
Изготовление объёмной аппликации из бересты «Ваза с цветами» 10
2
8
10. Художественная обработка бересты.Тиснение, гравировка по бересте 18 4 14
11. Техника роботы соломкой. 6 2 4
12. Панно из соломки «Дары леса» 10 2 8
13. Объемное панно из соломки
« Цветочный вальс». 18 2 16
14. Комбинированный метод создания картин из бересты и соломки. 20
4 16
15. Техника напыления. 10 2 8
16. Техника выжигания. 20 2 1 8
17. Сюжетно – декоративные композиции. 20 6 14
18. Рисунок на срезе березы. 8 2 6
19. Технология оформления изделия. 4 2 2
20. Итоговое занятие. 2 1 1
Всего 216 56 160
Содержание программы 2 года обучения.
1. Тема: Вводное занятие.
Теория: Ознакомление с направлениями будующих работ.
Инструктаж по технике безопасности.
2. Тема: «Живое дыхание природы».
Теория: Береста, соломка: свойства материала. Презентация «Художественные изделия из бересты и соломы».
Практика: работа по технологической карте.
3. Тема: Сбор природного материала.
Теория: Рекомендации и советы по сбору материала.
Практика: Поход в лес для сбора природного материала необходимого для занятий.
4. Тема: Подготовка бересты к работе.
Теория: Свойства бересты, исследования берестяного пласта.
Практика: Обработка бересты. Знакомство с технологией обработки бересты. Техника безопасности при работе с ножом.
Контроль:
5. Тема: Подготовка соломки к работе.
Теория: Виды и классификация соломки, способы ее обработки.
Практика: фасовка соломки.
Контроль: загадки на тему «Материалы и инструменты, необходимые для работы».
6. Тема: Мозаика из бересты.
Теория: Особенности изготовления закладки в технике мозаика. Инструменты необходимые для работы.
Практика: Выбор вида мозаики. Обработка бересты. Изготовление.
Контроль: мини - выставка работ обучающихся.
7. Тема: Аппликация из бересты «Берестяное чудо».
Теория: Аппликация, ее виды.
Практика: Выполнение различных аппликаций из бересты.
Контроль: самостоятельное изготовление технологической карты.
8. Тема: Аппликация из бересты и соломки «Пробуждение природы».
Теория береста, ее обработка для работы с аппликацией.
Практика: Выполнение работ по алгоритму: зарисовка эскиза; обработка бересты, подбор флористического материала; изготовление деталей для аппликации; сборка пейзажа по эскизу; приклеивание; оформление работы в рамку.
Объёмная аппликация из бересты.
Контроль: кроссворд « В мире природы».
9. Тема: Объёмная аппликация из бересты.
Теория: Изготовление объёмной аппликации из бересты. Особенности выбора эскиза.
Практика: Изготовление объёмной аппликации из бересты «Ваза с цветами» по алгоритму: подготовка инструментов и материалов; обработка бересты; зарисовка эскиза; вырезание деталей; сборка деталей по эскизу; приклеивание; покрытие лаком.
Контроль: мини – выставка.
10. Тема: Художественная обработка бересты. Тиснение, гравировка по бересте.
Теория: Знакомство с техникой тиснения и гравировки. Основные правила при составлении композиции, последовательность операций. Комбинированный метод создания картин на бересте.
Практика: Выполнение работ в стиле гравировки « Домик в деревне», в стиле гравитации «На лугу» по алгоритму: составление композиции, подбор бересты, определение размера изделия; тонирование, замачивание необходимой части пласта; подбор аппликационного материала по размеру, цвету; приклеивание; оформление картин с использованием выжигателя; подкрашивание красками; напыление.
11. Тема: Техника работы с соломкой.
Теория: основные правила при работе, технология наклеивания.
Практика: наклеивание соломки на бумажную основу.
12. Тема: Панно из соломки «Дары леса».
Теория: Лес, его дары используемые в декоративно – прикладном творчестве.
Практика: Выполнение работы (какой) (эскиз, наклеивание, вырезание деталей).
13. Тема: Панно из соломки « Цветочный Вальс»
Теория: ……………………………………..
Практика: Изготовление панно.
14. Тема: Комбинированный метод создания картин из бересты и соломки.
Теория: Использование метода.
Практика: Практическая, поэтапная работа.
Контроль: кейс технология.
15. Тема: Метод напыления.
Теория: Техника нанесения краски. Правила напыления: расстояние до бересты и угол наклона
Практика: Практическая работа.
Контроль: выставна работ по нескольким темам.
Тема: Техника выжигания.
Теория: Техника безопасности при работе с выжигателем. Температурный режим прибора. Выбор материала, подбор рисунка, эскиза. Техника исполнения.
Практика: Работа с выжигателем.
Контроль: создание технологической карты.
17. Тема: Сюжетные декоративные композиции.
Теория: Композиции способы их построения.
Практика: Выполнение нескольких композиций на свободную тему.
Контроль: проверка качества работ.
18. Тема: Рисунок на срезе березы.
Теория: Последовательность работы.
Практика: Последовательность работы: шлифовка, грунтовка, просушка, шлифовка мелкой наждачной бумагой; прорисовка деталей; напыление опилками или другим мелким материалом (манкой); нанесение лака в два приема.
Контроль: ошибки и способы их исправления.
19. Тема: Технология оформления изделия.
Теория: Новый способ оформления готового изделия.
Практика: Выполнение.
20.Тема: Итоговое занятие.
Теория: Подведение итогов года. Подготовка и проведение выставки в мастерской. Игровая соревновательная программа.
3 год обучения
« Кружева из бересты и соломки».
Обрядовое творчество с соломой заложило основу соломоплетения, сформировало основные художественные приемы этого вида народного творчества. Еще в прошлом веке изделия из соломы и бересты имели массовое и почти повсеместное распространение в сельских местностях.
Сейчас «соломка» стала редкостью, свое искусство в этой области показывают лишь немногие мастера. Изделия, созданные их руками, приобрели славу лучшего национального сувенира, экспортируются и хранятся во многих музеях мира. Обучающиеся научаться проводить исследовательскую работу, комбинировать различные материалы в одном изделии.
Цель: Планировать свою деятельность на конкретный результат.
Задачи:
- Освоение приёмов и способов работы с соломкой и берестой.
- Развитие образного мышления и творческого воображения, эстетического отношения к природному окружению своего быта.
Учебно-тематический план третьего года обучения.
« Кружева из бересты и соломки»
№ Названия тем кол-во часов по программе
Всего Теория Практика
1. Вводное занятие. 2 1 1
2. Исследовательская работа. 20 10 10
3. Заготовка бересты и природного материала. 20 8 12
4. Обработка бересты. 20 4 16
5. Цветоведение.
Психология восприятия цвета и музыки. 10 2 8
6. Живописный образ природных стихий. 20
6
14
7. Живописно-музыкальный образ
четырех времен года. 20
4 16
8. Живописные композиции на бересте по впечатлению от прослушанной музыки. 36
6 10
9.
Рисунок на бересте. Основные виды техники письма на бересте.
Берестяные зарисовки.
Цветовая природа каждого времени. Этюд цветовой гаммы.
«Золотая осень»
«Зимняя сказка»
«Утро весны»
«Праздник лета»
Пейзажи, с изображением ландшафта, флоры, фауны родного края разных времен года.
44 10
34
10.
Резьба по бересте.
Технология резьбы по бересте.
Изготовление закладки для книги.
Декоративный сувенир из бересты. 50 18
32
11. Комбинированная аппликация из бересты и природного материала. 46 10
36
12. Работа на свободную тему. 30 8 22
14. Итоговое занятие. 6 2 4
Всего 324 85 239
Содержание программы третьего года обучения.
«Кружева из бересты и соломки».
1. Тема: Вводное занятие.
Теория: Ознакомление с направлениями будущей работы. Показ работ старших воспитанников. Инструктаж по технике безопасности.
2. Тема: Исследовательская работа.
Теория: «Предметы быта из бересты и соломы». Просмотр презентации «Берестяное чудо».
Контроль: тестирование.
3. Тема: Заготовка бересты, соломки и природного материала.
Теория: Рекомендации и советы по сбору материала.
Практика: Поход в лес для заготовки бересты и природного материала.
Контроль: Опрос по проверке знаний правильного сбора бересты.
4. Тема: Обработка бересты.
Теория: Свойства бересты, исследования берестяного пласта Экскурсия в прошлое (просмотр видеофильма о папирусе)
Практика: Обработка бересты. Знакомство с технологией обработки бересты. Техника безопасности при работе с ножом. Практическая часть (самостоятельная).
Контроль: составление технологической карты.
5. Тема: Цветоведение. Психология восприятия цвета и музыки.
Теория: Дети слушают разнохарактерные музыкальные произведения и в рисунках выражают своё эмоциональное восприятие: радости и грусти, добра и зла, тепла и холода.
Практика: Композиции из произвольных цветовых пятен на бересте с композиционным центром.
Контроль: составление цветовой гаммы.
6. Тема: Живописно-музыкальный образ природных стихий.
Теория.
Практика: Слушая музыку, дети рисуют произвольным цветовым пятном живописный образ: огня, моря, земли (осеннее поле), воздуха (осенний ветер); «Зимний ветер»; «Снежное поле»; «Зимнее солнечное небо»; «Снегопад»; «Весеннее небо»; «Весеннее солнечное небо и облака»; «Весеннее солнечное небо, слепой дождь и радуга»; «Летнее солнечное небо».Контроль: выставка работ.
7. Тема: Живописно-музыкальный образ четырёх времён года.
Теория: Особенности времен года.
Практика: Свободный выбор работ по темам: «Солнечный осенний пейзаж»
«Дождливый осенний пейзаж»
«Листопад»
«Зимний пейзаж»
«Зимние птицы»
«Весеннее небо»
«Птицы прилетели»
«Весенний пейзаж»
«Весенние цветы»
«Летний пейзаж»
«Летние цветы»
8. Тема: Живописные композиции по впечатлению о прослушанной музыке.
Теория: Основы комкозиций.
Практика: Слушая музыку, дети рисуют свои ассоциации в разных техниках исполнения. Выполнение живописных ассоциативных композиций: Композиций из цветовых смешанных пятен по сырой бумаге; Композиций из ритмичных цветовых пятен; Композиция из фигур неопределённой формы; Композиция из геометрических фигур; Композиция в технике линейной пластики; Музыкальный образ в собственном сочинении.
9. Тема: Рисунок на бересте. Основные виды техники письма на бересте.
Теория: Цветовая природа каждого времени.
Практика: Практическое упражнение в технике цветового пятна.
Композиция в цвете «Золотая осень». Эскизные графические зарисовки деревьев разных пород. Составление композиции по индивидуальному выбору ландшафта и разных пород деревьев с использованием животных и птиц.
Живописная композиция « Золотая осень»
Декоративная композиция в цвете «Морозные узоры»
Построение композиции с использованием элементов росписи: завил ков. мазков и точечных узоров разных размеров
Живописная композиция «Утро весны».
Эскизные зарисовки по конструктивному построению северского храма в разных ракурсах. Составление композиции с храмом с использованием фигур людей. Работа над цветовой гаммой с выражением характера весны».
Живописная композиция « Праздник лета».
Летний городской пейзаж с храмом.
Построение композиции пейзажа с храмом с использованием фигур людей. Работа над цветовой гаммой с выражением характера лета.
Пейзажи, с изображением ландшафта, флоры, фауны родного края разных времен года.
Эскизные зарисовки архитектурных городских или деревенских построек, ландшафта, деревьев. Отражение настроения природы в сюжетной линии пейзажа с использованием фигур людей, животных, народных традиций.
Контроль: тестирование,показ лучших работ.
10. Тема: Резьба по бересте. Интегрированное занятие с объединением «Резьба по дереву».
Теория: Технология резьбы по бересте.
Практика: Выполнение работ по обработке бересты, нанесению рисунка простым карандашом, нанесение рисунка красками, вырезание, оформление работы в рамку. Изготовление резной закладки для книги.
11. Тема: Комбинированная аппликация из бересты и соломки.
Теория: Выбор темы практических работ: «Берёзы»; «Лесная сказка».
Практика: Технология изготовления аппликаций: обработка бересты и соломки, работа с флористическим материалом, зарисовка эскизов, сборка по эскизу, приклеивание, оформление работы в рамку.
Контроль: промежуточный контроль знаний.
12. Тема: Итоговое занятие.
Теория: Подведение итогов года.
Подготовка и проведение выставки в объединении. Игровая соревновательная программа.
4 год обучения
« В мире сувениров»
Занятия по изготовлению сувениров приносят обучающимся эстетическое удовлетворение, предоставляют возможности для личного творчества, повышают психическую активность и уверенность в себе, способствуют развитию навыков коммуникации, обогащают субъективный опыт, нормализуют эмоциональное состояние, развивают волевые качества. Помогают определиться с выбором профессии, предусматривает достижение повышенного уровня образованности обучающихся в данной области, сформированность необходимых навыков для исследовательской, проектной деятельности и умений для претворений своих авторских идей в новый интеллектульный творческий продукт. Данный уровень предполагает овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться и решать проблемы в различных жизненных ситуациях. )Цель: Подготовка к осознанному выбору профессии на основе самопознания и знакомства с миром профессий, различными видами деятельности, при выполнении профессиональных проб.
Задачи:
Обучение основным способам организации проектной деятельности;
Освоение приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, обеспечивающими изготовление художественных поделок;
Формировать и развивать коммуникабельность, компетентность и ответственность у обучающихся;
Формирование умения применять информацию при решении технологических задач;
Развитие самостоятельности обучающихся.
Учебно-тематический план 4 года обучения.
« В мире сувениров»
№ Названия тем Всего Теория Практика
1. Вводное занятие. 3 1 2
2. Заготовка бересты, соломы и природного материала. 22 6 16
3. Творческое проектирование. 22 6 12
4. Миниатюры из бересты и соломы «Времена года» 20 6 14
5. Работа над проектом «Времена года». 22 8 14
6. Изготовление декоративных сувениров из бересты. 12 3 9
7. Работа над проектом «сувениры из бересты». 22 10 12
8. Изготовление аппликации
«Календарь природы» 26 6 20
9. Соломенные кружева
Сувениры из соломки. 24 6 18
10. Плетение из соломки 12 3 9
11. Инкрустация соломкой 20 6 14
12. Панно из соломки (сюжет)
(натюрморт)
(композиция) 20 6 14
13. Создание проекта:
«Сувениры и предпринимательство» 32 10 22
14. Творческая мастерская 30 6 24
15. Контрольные зачеты. 10 4 6
16. Индивидуальная работа. 20 6 14
17. Итоговое занятие. 6 2 4
Всего: 324 95 229
Содержание программы четвертого года обучения.
1. Тема: Вводное занятие.
Ознакомление с направлениями будущей работы. Показ работ старших воспитанников. Инструктаж по технике безопасности. Игровая программа на проверку пройденного материала.
2. Тема: Заготовка бересты и природного материала.
Сушка и прессовка бересты.
3. Тема: Творческое проектирование.
Требования к содержанию проекта. Выбор темы проекта. Изготовление изделия. Оформление проекта. Работа со справочной литературой.
Контроль: тестирование.
4. Тема: Изготовление миниатюр из бересты и соломки: «Времена года».
Теория: Времена года и их особенности.
Практика: Технология изготовления миниатюр из бересты и соломки :организация рабочего места,
Выбор красок; гуашь, темпера,
Подбор берестяного полотна,
Расширение цветовой гаммы бересты,
Использование пороков бересты,
Заполнение пространства,
Прорисовка дальнего плана,
Проработка среднего плана.
Контроль: исправление ошибок.
5. Тема: Проект: «Времена года».
Теория: Правила создания проекта.
Практика: Выбор инициативной группы, работа по схеме.
Контроль: защита проекта.
6. Тема: Изготовление декоративных сувениров из бересты и соломы.
Теория: Алгоритм изготовления декоративных сувениров.
Практика: подготовка рабочего места.
подготовка инструментов и материалов.
обработка бересты.
раскрой бересты.
нанесение рисунка на бересту карандашом.
резьба по берестяной основе.
сборка деталей, приклеивание.
покрытие берестяной поверхности лаком.
выкраивание и приклеивание дна сувенира.
сборка деталей.
Контроль: мини – выставка.
7. Тема: Работа над проектом «Сувениры из бересты»
Контроль: защита проекта.
8. Тема: Изготовление аппликации «Календарь природы».
Теория: Технология изготовления аппликации.
Практика: Изготовление аппликации по алгоритму: выбор эскиза Обработка бересты и соломки , подготовка флористики
Зарисовка эскиза,
Сборка пейзажа по эскизу,
Приклеивание деталей,
Оформление работы в рамку,
Контроль: кроссворд: «Времена года».
9. Тема: Соломенные кружева, сувениры из соломки.
Теория: Российские мастера по работе с соломкой и берестой.
Практика: Выбор темы для творческой работы. Составление эскиза. ………….
Контроль:
10. Тема: Плетение из соломки.
Теория: Знакомство с основными видами плетения.
Практика: Плетение газетными трубочками. Творческая работа по плетению из соломки.
Контроль: мастер - класс обучающимся первого и второго года обучения.
11. Тема: Инкрустация соломкой.
Теория: Знакомство с новым видом работы, инкрустацией.
Практика. Составление эскиза на бумаге. Работа с заготовкой, ее инкрустирование.
Контроль: ………
12. Тема: Панно из соломки (сюжет, натюрморт, композиция)
Теория: Понятия: сюжет, натюрморт, композиция, их отличия и сходства.
Практика: Выбор эскиза из готовых, практическая работа.
Контроль: выставка работ.
13. Тема: Создание проекта: «Сувениры и предпринимательство»
Теория: «Роль русских ярмарок в жизни народа»
Практика: Создание презентации, проекта.
Контроль: защита проекта.
14. Тема: Творческая мастерская.
Теория: Известные мастерах народных промыслов.
Практика: Изготовление сувенира, его презентация.
Контроль: показ выставки.
15. Тема: Итоговое занятие.
Подведение итогов, итоговая выставка и защита работ, ярмарка сувениров.
Материально-технические условия:
Для реализации данной программы необходимы следующие условия:
учебные столы;
шкафы для хранения материалов;
ТСО (ноутбук, проектор, экран).
Инструменты и материалы для работы:
- краски, кисти.
природные материалы: береста, соломка;
канцтовары;
бумага для эскизов;
бумага декоративная для цветов;
пресс для сушки;
клей ПВА, клей «Мастер»;
рамки;
картон, ДВП;
краски гуашевые, акварельные;
выжигатель;
бесцветный лак.
Используемая литература
Для педагога:
Михаил Кочев «Секреты бересты» 2004 год.
Владимир Махнюк «Береста» 2008 год.
Фаина Ускова «Береста русское золото».2007 год.
Владимир Ярыш «Берестяное узорочье». 2009 год.
Галина Булыгина «Чудо соломка» 2012 год.
Дмитрий Райгородский «Практическая психодиагнистика» 2006 год.
http://www.severberesta.ru/http://spleteno.ru/publications/beresta/20-zagotovka-beresty.html HYPERLINK "http://referat7.ru/" \t "_blank" referat7.ru› HYPERLINK "http://referat7.ru/neo/source/edu-content-91897.html" \t "_blank" neo/source/edu-content-91897.html
livemaster.ru›…s-solomkoj-chast…podgotovka…rabote HYPERLINK "http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Byandsearch%3Bweb%3B%3B&text=&etext=540.0QKBjDzbH_cAplxIxvff1OdtLUt-HPS9LHtmcd29FgKDfz7C9ovjaBDSkmdhAXSxH6HAbFO4rWJI26i8Iv5uivoh9wvnivWEZTnkjxs07xAKfDgGcQ_uBqBVE38UEoSn1l8EVdnuhnKsS8iW8emnWBGe2r-N6RUDgNnoi5RAFYPFdKGNPA0SFGD7byR4842jBOQylLuTvsrw76_wK5ICO7_NOSogh6Zl4E7oUSNesYu-KlNamyCDgdh7WJ5FrcWtQrE0P-POhXIuwF84JJWtr-C8rETnk58HVQaBlDJDeFk.37acf83b04384ee773c6e0d59097ad4344417e2d&uuid=&state=AiuY0DBWFJ4ePaEse6rgeKdnI0e4oXuRYo0IEhrXr7y5Zt8hhlSFWvjGOyl7O8wleTX5YZvpCLrJFNnwGF6GLTTTugOF8NgRfQhUWK_gFqNbPClX5rewUge4sUMbSJlJEXFHWxxXNcV1rmAxD0Yr8nMs8ALzbUvEKak6uh9pkZK99w4JWcwW-ohqlyeJrivwEQnl4L5jvdnAuY74RC7bMiQFZz08DfBA8zhcx4-GXmxENu9UHjEYbzF-YrWeFJzTjJZfkLCdlOw&data=UlNrNmk5WktYejR0eWJFYk1LdmtxaGRsX2puYnA0U0VVbldyenREOXpzbk1tT3kydkI0djMtZFJZYnh4c3dIVFhINE5vUlI0eWJwU2UzZ2tIUFFfRDZ4SVNZX190LVNq&b64e=2&sign=0d9000c03dc3805a349b71e5c6bf8fd0&keyno=0&l10n=ru&cts=1418712514510&mc=4.5662994089240545" \t "_blank" studopedia.net› HYPERLINK "http://studopedia.net/1_25177_zadachi-po-obucheniyu-detey--let-rabote-s-solomkoy.html" \t "_blank" 1_25177…po…rabote-s-solomkoy.html
Для обучающихся:
Ю. Корнилова С. И., Галанов А. М. «Уроки изобразительного искусства» 2000 г.
Н.В.Дубровская. Аппликация из бересты.- М.: АСТ; СПб ООО «Сова», 2008 г.
Алеся Гриб «Плетение из соломки» 2005 год.
Юлия Масленникова «Изделия из соломки» 2003 год.
Наталия Полтавская « Плетение соломенных лент». 2005 год.
Приложение к программе : «Мастерская Солнца».
Задачи Деятельность
Обучающихся. Деятельность
педагога
1. Начинание Определение темы, уточнение целей, исходного положения. Выбор рабочей группы 1.Уточняют информацию
2. Обсуждают задание 1. Мотивирует учащихся
2. Объясняет цели проекта
3. Наблюдает
2. Планирование Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор приоритетов оценки результатов. Ролевое распределение в команде 1. Формируют задачи
2.Уточняют информацию (источники)
3. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха 1. Помогает в анализе и синтезе (по необходимости)
2. Наблюдает
3. Принятие решения Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив (мозговой штурм). Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деят-ти 1.Работают с информацией
2. Проводят синтез и анализ идей
3. Выполняют исследование 1. Наблюдает
2. Консультирует
4. Выполнение Выполнение проекта 1. Выполняет исследование, и работают над проектом.
Оформляют проект 1. Наблюдает
2. Советует (по просьбе)
5. Оценка результатов Анализ выполнения достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Анализ достижения поставленной цели Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке результатов своего продвижения 1. Наблюдает
2. Направляет процесс анализа (если необходимо)
6. Защита проекта Подготовка доклада; обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта. Оценка 1. Защищают проект
2. Участвуют в коллективной оценке результатов проекта Организует процесс коллективной оценки результатов