Разработка на тему Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках музыки


Реализация здоровьесберегающих технологий на уроках музыки.
Из опыта работы.
По-моему мнению, уроки музыки – это важнейшее средство сохранения и укрепления положительного психо-эмоционального состояния ребенка.
Я убеждена: задача учителя состоит в том, чтобы создать условия для включения ребенка в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, способствующие формированию позитивного мышления.
К сожалению, в различных программах преподавания музыки в общеобразовательных школах мало внимания уделяется сохранению здоровья детей. Именно поэтому моя профессиональная музыкально-педагогическая деятельность ориентирована на реализации здоровьесберегающих технологий на уроках музыки.
Цель моей педагогической деятельности: профилактика и коррекция негативных эмоциональных состояний, нормализация эмоционально-волевой сферы личности, способствующей как духовно–нравственному, так и физическому оздоровлению детей.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы и практический опыт отечественных и зарубежных ученых и педагогов-практиков по проблемам оздоровления ребенка с помощью арт – терапевтических методик.
2. Реализовать основные направления арт – терапии в преподавательской деятельности.
В практике преподавания музыки в школе арт – терапевтические методы и технологии пока применяются крайне редко. Вместе с тем, широко используемые психотерапевтами, арт – терапевтические методики уже адаптированы в отдельных педагогических исследованиях последних лет к работе с обычными детьми. Конечно, на уроках музыки могут быть использованы только научно обоснованные и экспериментально проверенные элементы арт – терапии в форме различных упражнений, целенаправленно отобранного музыкального материала для слушания и исполнения, а также музыкально-творческих заданий, способствующих самопознанию, самооценке, саморазвитию и самокоррекции личности.

I. Практический опыт реализации арт – терапевтических методик в педагогической деятельности.
1. Арт – терапевтические методики на уроках музыки.
В предлагаемом мною курсе рассматривается сущность работы в разных направлениях арт – терапии.
1.1. Музыкальная терапия.
Музыкальная терапия может использоваться в процессе как слушания музыки, так и музицирования. И, прежде всего, основана на способности музыки регулировать и развивать эмоциональную сферу личности.
Музыка воздействует на многие сферы жизнедеятельности человека через три основных фактора: вибрационный, физиологический и психический. Звуковые вибрации являются стимулятором обменных процессов в организме на уровне клетки. Эти вибрации способны изменять различные функции организма (дыхательную, двигательную, сердечно-сосудистую). Благодаря ассоциативным связям, возникающим в процессе восприятия и исполнения музыки, меняется и психическое состояние ребенка.
Составными частями музыкальной терапии являются вокальная и дыхательная терапии. Основой вокалотерапии являются принципы классического пения.
На начальном этапе обучения я провожу голосовую диагностику, определяю следующие параметры голоса ребенка:
- тембр голоса,
- громкость голоса,
- высота звучания,
- наличие дополнительных призвуков (хрипота),
- ровность звучания,
- длина дыхательной фразы,
- длительность звучания до наступления призвуков.
Главными средствами вокалотерапии выступают специально разработанные вокальные упражнения, целью которых является повышение адаптационных и резервных возможностей человеческого организма. Например,
«Мелодизация собственных имен или нейтральных фраз» - Прошу ребенка пропеть свое имя или какую-либо фразу (то, что он сейчас делает). Усложнение. Прошу спеть свое имя или фразу с определенной интонацией – гнева и решительности, печали и уныния, веселья и радости, спокойствия и т. д.
«Мелодизация призывов» - Спеть эмоционально окрашенные призывы с разной интонацией. («Вперед, друзья!», «Ах, как мне грустно…», «Какая удача, какая радость…» и т. д.). Дети поют на удобной для них ноте и высоте.
«Интонирование». Упражнение можно использовать для уравновешивания волн мозга, улучшения ритма и углубления дыхания, снижения частоты сердечного пульса и повышения чувства благополучия. Интонируют на удобной для них ноте.
Звук «м – м – м» снимает стресс и дает возможность полностью расслабиться.
Звук «а – а – а» немедленно вызывает расслабление.
Звук «и – и – и» - самый стимулирующий звук, звуковой кофеин. 3 – 5 минут произнесения этого звука стимулирует мозг, повышает активность организма.
Звук «о – о – о» - средство мгновенной настройки организма.

1.4. Танцевально–двигательная терапия.
В уроки музыки я включаю разнообразные движения, пластические импровизации, танцы под музыку. Танцевальные движения непосредственно контролируются центральной нервной системой, именно она координирует движения мышц и согласованную работу органов.
В процессе пластических импровизаций под музыку развивается фантазия, творческое воображение детей, способность передавать в движениях различные эмоциональные состояния и образы, снимается психическое напряжение. Детям я предоставляю возможность ощутить свободу тела, духовную свободу, свободу действий и самовыражения. Для отслеживания динамики развития музыкально-ритмических способностей провожу диагностику, в которой выделены следующие параметры:
- Интонирование – правильное воспроизведение звуков, различных по высоте, точность воспроизведения интервалов.
- Чувство ритма – умение слышать и воспроизводить ритмический рисунок произведений, чередование сильных и слабых долей такта, акценты в требуемом темпе.
- Дикция – ясность, разборчивость произнесения текста (с правильным ударением), позволяющая без напряжения понимать смысл слов, тем самым облегчающая восприятие музыки.
- Артистизм – исполнение любого произведения красиво, свободно, в соответствии с характером произведения.
- Гибкость – показатель пластичности тела, придаёт танцу выразительность, способствует тем самым созданию сценического образа.
- Координация – умение согласовывать движения различными частями тела под музыку.
- Растяжка – эластичность мышц, что обеспечивает широту и свободу движений.
- Ориентация в пространстве – умение ощущать своё тело в различных ракурсах пространства, свободно ориентироваться на сцене.
- Сольное исполнение – умение исполнять произведение сольно в музыкальном сопровождении или без него.
- Исполнение в ансамбле – исполнение одного произведения совместно, согласовано, соразмеряя свою художественную индивидуальность с индивидуальностью остальных членов ансамбля.
Диагностику провожу на первых этапах занятий. Для определения уровня развития музыкально-ритмических способностей использую трехбалльную систему, где
3 – это показатель высокого уровня развития;2 – средний уровень развития;1 – низкий уровень.
В процессе диагностирования выявляю группы ребят с низким уровнем развития музыкально-ритмических способностей, высоким уровнем того или иного аспекта диагностирования. Знание способностей ребят помогает мне определить основные проблемы детей и составить в соответствии с ними развивающие комплексы упражнений.
1.6. Драматерапия.
Суть драматерапии заключается в драматизации событий, лежащих в основе чрезмерных эмоций человека. Рекомендации, разработанные специалистами в области драматерапии, адаптированы мной в работе с детьми и успешно используются в музыкально-образовательном процессе школы при инсценировании песен и постановке музыкальных спектаклей.
Одной из важнейших таких рекомендаций является целенаправленное распределение различных ролей между учениками при инсценировании песни или постановке музыкального спектакля.
Владение методами драматерапии позволяет мне связывать разыгрывание детьми сюжетов песен или музыкальных сказок с «проживанием» ими определенных жизненных ситуаций. Дает возможность ребенку для осмысления таких ситуаций, позволяет ему как бы взглянуть со стороны на свои поступки и отношения с людьми и, в конечном счете, преодолевать реальные проблемы своего поведения и общения.
Драматерапия может эффективно способствовать выявлению и регулированию межличностных отношений в классе в процессе коллективной музыкально-сценической деятельности.
Таким образом, изучение и использование на уроках музыки основ различных видов арт-терапии является важным фактором повышения психолого–педагогической эффективности курса «МУЗЫКА».