Конспект урока окружающего мира с использованием ИКТ «Как природа залечивает раны»

Проблемно-диалогическая технология.
Одним из основных способов введения нового знания в Образовательной системе «Школа 2100» является проблемно-диалогическая технология, которая предполагает, что:
в начале урока учитель в диалоге с учениками создает проблемную ситуацию;
далее ученики в диалоге с учителем, исходя из проблемной ситуации, формулируют учебную проблему – основной вопрос урока;
в диалоге с учителем ученики актуализируют имеющиеся у них знания и определяют, что нужно узнать (сделать), чтобы найти решение проблемы (составить план действий);
выполняя план, ученики с помощью учителя осуществляют поиск решения проблемы и открывают новое знание (понятие, правило, закономерность), решая соответствующие учебные задачи;
применяют новое знание и делают вывод о том, какое решение учебной проблемы найдено, выражая его в виде словесного тезиса, схемы, таблицы или художественного образа.
Проиллюстрирую на примере урока окружающего мира в 3 классе.
Тема: Как природа залечивает раны?
Задачи урока:
Сформировать у учащихся представление о том, что природа восстанавливает замкнутый круговорот путем смены экосистем.
Сформулировать правила поведения в природе.
Развивать умение работать в группе, диалогическую и монологическую речь, самоконтроль и самооценку.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Технология: проблемно-диалогическая.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, фотоиллюстрации, макет смены экосистем, учебники, дополнительная энциклопедическая литература.
Ход урока:
Этапы урока,
время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Доска и
оборудование

I. Повторение
изученного
3 минуты
1.Проводит блицтурнир по
вопросам:
- Многолетнее растение с крупным и твердым стеблем, называемым стволом.
- Останки отмерших
организмов в болоте накапливаются, и из них образуется
- Лишнюю воду в болоте впитывает
- Озерный разрушитель.
- Луговые производители.
- Этот жук разрушает только старые деревья, освобождая молодым растениям место.
- Съедобный лесной разрушитель.
2. Проверка.
По щелчку мышки учитель выводит на экран текст заданий с ответами.

1.На листках записывают ответы на вопросы.





Дерево



Торф

Мох сфагнум

Рак

Злаки





Жук-короед

Гриб
2.Проверяют правильность ответов.



3.Оценивают себя:
«отлично» - зеленый цвет
«хорошо» - жёлтый
«удовлетворительно» - красный

Презентация
Power Point
Слайд 1.
























Слайд 2.




Цветные карандаши

II. Постановка проблемной ситуации
5 минут
1. Задает вопросы:
- Какая экосистема может возникнуть на месте озера, болота и луга с течением времени?
- Какую роль в сменах экосистем играют разрушители?


- В каких условиях разрушители могут выполнять свою работу?
2. Предлагает выполнить задание:
- Пронумеруйте экосистемы в порядке их смены друг другом.
По щелчку мышки на экране появляются правильные ответы.
3.Задает проблемный вопрос:
- Значит, с течением времени вся поверхность Земли должна быть занята лесом? Почему этого не происходит? Какой у вас возникает вопрос?

1. Отвечают на вопросы:
- На месте озера – болото,
на месте болота – луг, на месте луга – лес.


- Органические вещества превращают в неорганические и дают питательные вещества производителям.

- Круговорот веществ в экосистеме должен быть замкнут.

2. Выполняют задание.









3.Ученики испытывают удивление, задумываются.

Формулируют вопрос
(учебную проблему):
- Как появляются безлесные участки? Что приводит к разрушению экосистем? Как природа залечивает раны?
















Слайд 3.




Озеро – 1,
болото – 2,
луг – 3, лес –4





Слайд 4.

III. Выдвижение гипотез.
2 минуты
- Какие у вас есть предположения?
Предлагают свои версии:
- Люди вырубают леса.
- Строят дома, дороги.
- Работают неизвестные нам законы природы.
- Происходят пожары, наводнения.
Запись на доске:
- Законы природы.
- Влияние человека.
- Природные стихии.

IV. Актуализация знаний.
Планирование деятельности.
3-5 минут
1. Актуализация знаний.
- Сегодня на уроке мы будем искать ответы на возникшие вопросы. Давайте прочитаем диалог Миши и Лены.
- Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?
2. Совместное планирование работы в группах






Читают диалог перед параграфом.




Планируют, какие знания нужны для ответа на проблемный вопрос:
- Изучить закономерность смены экосистем.(1 группа)
- Исследовать причины разрушения экосистем.
(2 группа)
- Изучить влияние человека на природу.(3 группа)
- Составить правила поведения в природе.
(4 группа)






Учебник,
с. 65

V. Открытие нового знания.
8-10 минут
Учитель координирует работу групп.
Каждая группа выполняет свое задание:
1 – с.64 вверху.
2 – с.63, № 1 с.64, справочная литература.
3 – с 63, № 3 с.64, справочная литература.
4 - № 4 с. 66, справочная литература.
Ученики делают выводы, подтверждают гипотезы.
Макет смены экосистем, учебники, справочная литература.

VI. Первичное закрепление. (Обучение способам самостоятельного применения знаний)
13-15 минут












Учитель задает вопрос: Лес – устойчивая экосистема. Почему же не все участки заняты лесом? Что приводит к разрушению экосистем?


Учитель дополняет ответы детей, по щелчку на экране появляется вывод.

-Раньше природа всегда успевала залечить свои раны, но вмешательство человека в природу растет.
-Природе сложно исправлять ошибки людей. Что же делать? Как помочь природе?
Выступление групп по теме исследования.
1 группа строит макет смены экосистем и делает вывод: «Экосистемы с незамкнутым круговоротом – озеро, болото, луг - сменяются экосистемой с замкнутым круговоротом - лесом».
Вывод сверяют с выводом на экране.








2 группа рассказывает о влиянии лесных пожаров и природных стихий и делает вывод: «Стихии разрушают экосистемы, но природа умеет их восстанавливать».


3 группа сообщает о влиянии человека на природу и объясняет выполнение № 3 с.65-66


4 группа формулирует правила поведения в природе. Класс вместе с ними выполняет № 4 с.66.
Читают правила поведения в природе на экране.


Слайд 5.

















Слайд 6.







Слайды 7-8.





Слайд 9.

VII. Итог урока.
Вывод по проблеме.







Оценивание и самооценка.











Домашнее задание.
2 минуты
-Мы ответили на поставленные вопросы, подтвердили наши гипотезы. Какой же вывод мы можем сделать?



Учитель оценивает работу групп:
- Молодцы, были активны на уроке, группы работали дружно.
- Посмотрите на экран и оцените каждый свое участие.



- Прочитать текст учебника.
Ученики формулируют вывод: «Природа приспособилась залечивать раны. Если каждый человек будет соблюдать правила и жить в гармонии с природой, мы сможем сохранить нашу уникальную планету для будущих поколений».






Высказывания детей:
- Я доволен собой, внес вклад в работу группы.
- Мне было интересно на уроке, много узнал нового.
- А я не очень собой доволен, мог быть активнее.




















Слайд 10.










13PAGE 15


13PAGE 14715

















15