Статья по хореографии Танцевальное образование
ТАНЦЕВАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЕ Кому из любящих родителей не хочется видеть своего ребенка красивым, стройным и к тому же умеющим прекрасно танцевать. Ведь танцы - уникальный вид искусства, творящий чудеса. С одной стороны, с помощью него можно успешно бороться с такими физическими недостатками как плоскостопие, сколиоз, избыточный вес, и вместе с тем, навсегда расстаться с многочисленными психологическими комплексами. С другой стороны, хорошо танцующий человек всегда был и остается объектом безусловного восхищения.
Предлагаемая нашими специалистами методика, включает в себя три основных составляющих полноценного урока, рассчитанного на обучение детей от 3 до 10 лет.
Первая часть – это классический танцевальный материал, т.е. основа, которая играет огромную роль в формировании фигуры. В этом возрасте закладывается фундамент того, каким станет ваш ребенок в будущем.
Вторая часть – это непосредственное изучение современных детских танцевальных движений, самобытные характерные танцы, знакомство с салонными вариантами танцев.
Третья часть – это специальная гимнастика и акробатика. Направленная на развитие физических данных ребенка и включающая в себя целый комплекс упражнений (укрепление спины - выработка осанки, постепенное достижение выворотности – борьба с косолапостью, увеличение эластичности связок – растяжки, шпагаты, кувырки, колеса и т.д.).
Особое внимание уделяеться постановке танцевально-музыкальных композиций, т.к, детям данного возраста более комфортно и гармонично находиться на сцене участвуя в таких номерах.
И пожалуй самое главное – это умение наших педагогов заинтересовать детей, достигнув полной психологической гармонии, тем самым, сделав каждое посещение нашей танцевальной студии праздником для них. И тогда обязательно настанет долгожданный результат. Ведь нет ничего прекрасней, чем видеть на концертных выступлениях вдохновенные и очаровательно-трогательные лица Ваших милых маленьких артистов.
Моё внимание сосредоточено на рассмотрении и выявлении содержательной сферы «танцевального образования» детей первого десятилетия жизни. Педагогика «танцевального образования» детей должна изучать закономерности, тенденции и перспективы развития танцевальных дисциплин.
Общеразвивающее танцевальное образование детей дошкольного и школьного возраста является специфической областью их развития, коррекции, в которой происходят положительные изменения психических, физических и социальных параметров, свойств и качеств личности. По моему мнению, танцевальное образование должно входить в систему государственного общего и специального (коррекционного) педагогического образования. Однако на сегодняшний день дисциплина «Танец» не является обязательным предметом в системе педагогического образования, а входит в структуру дополнительного образования как «хореография». «Хореография», как тип театрального искусства, ограничена собственными, присущими только ей художественными параметрами развития. Понятие «танцевальное образование» за длительный период истории развития педагогической мысли исследовалось недостаточно. Проблемы и значимость телесного образования детей средствами физической культуры начали активно обсуждаться в XIX в. Основополагающие компоненты физической культуры как специфического раздела телесного образования стали предметом активного обсуждения во второй половине XX в. Однако вопросы танцевального образования в разделах физической культуры фактически не обсуждались, а если и обсуждались, то это был разговор о введении хореографического типа танца в физическую культуру, и это было заблуждением, порожденным слабостью теоретических исследований феномена «танец». В наши дни к пониманию сущности танцевального образования в его многофункциональной целостности пришли далеко не все специалисты образования, культуры, здравоохранения, других социальных институтов. Танцевальное образование непрерывно развивалось в народной культуре, независимо от того, было оно признанным в официальной среде или нет. На протяжении многовековой истории танца, начиная с завершающего этапа первобытнообщинного строя, танцевальная культура способствовала формированию образа человека и становлению личности. Однако по ряду объективных и субъективных причин «танцевальное образование» как прогрессивное направление в развитии личности, ее становления, формирования и коррекции оказалось недостаточно востребованным именно в системе психолого-педагогического, медицинского и культурологического образования. Более того, понятие «танцевальное образование» в широком понимании было вытеснено близкими, но ограниченными по содержанию и не всегда адекватными танцу синонимами - ритмика, хореография, логорит-мика, психогимнастика и др. Они не всегда признают, что их основой и «прародителем» является танец. Отторгнув свое происхождение от танца как древнейшего архетипа культуры, они ограничивают свое развитие, так как невольно игнорируют общие закономерности феномена «танец», заложенные в его природе. Понятие «танцевальное образование» сформулировано мною на основе онтогенетической природы танца. Согласно ей в танцевальное образование включаются компоненты, отражающие единство интеллектуально-эмоционального, нравственно-эстетического, физического и социального развития. С другой стороны, основным изобразительно-выразительным средством в танце являются телесные движения, где уровень психофизического развития отражается в итоге на гармонизации личности. Общеобразовательный-танец предназначен для развития практически всех без исключения детей, в ходе которого формируются и развиваются разнообразные телесные навыки, танцевальные способности и общечеловеческие качества. В «игровом танце», который является важнейшим компонентом общеразвивающего танца, отсутствует жесткая специализация разучивания хореографических движений. Все многообразие движений человеческого тела совершенствуется ребенком с учетом его желаний, возможностей и на основе сензитивных периодов развития. Отдельные элементы физических упражнений развиваются на основе выявленных нами структурных компонентов танца, актуальных мотиваций детей. Танцевальное образование, на мой взгляд, обязательный компонент в системе общего, специальног о (коррекционного) профессионального государственного образования. Именно на государственное педагогическое образование ложится ответственность систематически осуществлять научное, методическое и практическое руководство. В организации и развитии социально необходимого опыта коррекции и формирования активной личности мы выделяем три основных структурных компонента: понимание, знание, умение. Они направлены на развитие определенных свойств и качеств, а также на формирование физических, психических и социальных параметров личности. Формирование личности в танцевальном педагогическом образовании методически и практически осуществляется дифференцированно на основе многомерной теоретической модели танца. Дифференцированное развитие личности осуществляется с учетом разных типов деятельности - репродуктивной и творческой. Типы игрового и зрелищного танца в силу их различной природы и особой организации обеспечивают необходимые условия для раскрытия личности. Важным фактором продуктивной организации содержания танцевального образования является фиксируемая пятиэтапная структура проведения занятия, позволяющая эффективно обеспечивать формирование основных сторон личности. В общеразвивающем танце учитываются состояние здоровья и особенности развития детей. Общепринятое в физической культуре медицинское распределение учащихся на три группы (основная, подготовительная и специальная) учитывается и в танцевальной деятельности. Природа игрового танца позволяет регулировать интенсивность нагрузки самим учащимся под руководством педагога и достигать оптимальных целей в развитии каждого ребенка. В целях коррекции и формирования определенных качеств учащихся в общеразвивающем танце может привлекаться необходимый реквизит. Программы по танцу создаются в соответствии с сензитивными периодами развития учащихся. Игровой общеразвивающий и коррекционный танец разрабатывает структурные основные компоненты танца, включая их развитие (имитацию), композиции с элементами перестроений и другие эпизоды. Основной формой занятий по общеразвивающему и коррекционному танцу в ДОУ является коллективное занятие, а в школе - урок, обычно состоящий из пяти последовательно развивающихся этапов. Это позволяет многократно обращаться к доминантным позам, ритмам, жестам и их имитациям с целью создания детьми разнообразных образов и представлений изучаемого материала, что достигается как путем показа педагогом, так и творческой интерпретацией учеников. Система занятий в педагогическом танцевальном образовании включает: 1) уроки танца; 2) танцминутки; 3) праздники танца и другие мероприятия, направленные на психофизическое и социальное развитие учащихся. Общеразвивающий и коррекционный танец наряду с физической культурой должен занимать более значительное место среди мероприятий в режиме дня образовательных учреждений, включая утреннюю гимнастику, работу над осанкой учащихся, физминутки, развлечения на переменах. Общеразвивающее танцевальное образование должно начинаться в дошкольном возрасте и продолжаться в начальном звене средней общеобразовательной школы. Основная цель танцевального образования на данном этапе - укрепление здоровья учащихся, их творческое развитие и социализация. Возможности игрового и зрелищного типов танца компенсируют высокую интеллектуальную «левополушарную» психическую нагрузку. Телесно ориентированные и эмоционально насыщенные игровые танцы, танцминутки выступают сбалансированным компонентом, позволяющим эффективно формировать качества личности. Результатами танцевального образования являются индивидуальное развитие каждого ученика в групповых занятиях и возможность учащихся к продуктивному выполнению общекультурных, общечеловеческих функций и видов учебной деятельности. Общеразвивающий танец, или танец в широком понимании, является необходимым и должен стать законным предметом в системе общего и специального (коррекционного) педагогического образования. Раньше он подменялся возможностями хореографического танца, место которого определено в системе дополнительного образования. Феномен общеразвивающего, или игрового (в частности, коррекционного), танца выявлен и разработан с позиций системно-классификационного подхода, что позволяет рассматривать танец целостно и избегать путаницы. Творческая деятельность детей в структуре общеразвивающего и коррекционного танца позволяет формировать качества личности, которые оптимально развиваются в игровом танце. Это эмоциональное, интеллектуальное, физическое, коммуникативное, морально-нравственное, эстетическое развитие, которое достигается в игровой образовательной танцевальной деятельности. Игровая образовательная танцевальная деятельность детей первого десятилетия жизни нуждается в государственной и социальной поддержке. Она позволяет через понимание ими проблем усваивать значительный объем знаний и умений, осуществляемый непроизвольным образом способствует «безболезненному» переходу от дошкольного детства к школьному. Содержанием занятий в начальной школе является: естественная гимнастика, подвижные игры, упражнения, способствующие приобретению правильной осанки, спортивное воспитание. Преподаватель имеет относительно большую свободу в построении занятий, выборе и применении упражнений соответственно индивидуальным данным каждого ученика. Возможности танцевального образования детей первого десятилетия жизни во многом ориентируются на идеи П. Ф. Лесгафта, который утверждал принципы взаимообусловленности психических и телесных процессов. Их органическая связь заложена в природе танца Поэтому структура и лексика общеобразовательного танца научно разрабатывается на основе онтогенеза танца и сензитивных периодов развития детей. Этот научно обоснованный подход способствует оптимальному психофизическому развитию и формированию важнейших социальных качеств. Особое значение для укрепления психофизического и социального здоровья имеет игровой танец, организация которого плодотворно активизирует процессы дыхания, кровообращения и обмена веществ. Возможности игрового танца могут быть ориентированы на укрепление позвоночника, нервной и мышечной систем, на решение самых разных проблем ребенка. Игровой танец может иметь как тренирующий, так и развивающий коррекционный характер. Систематические танцевальные занятия с детьми носят многофункциональный характер, где развиваются и совершенствуются двигательно-координационные навыки. Творческий процесс игрового танца позволяет детям самостоятельно находить и усваивать оптимальные способы освоения технически доступных движений. Телесно-культурные ориентации танца во многом совпадают с целями и задачами физической культуры. На ранних этапах развития человечества физическое воспитание формировалось в обрядовом танце как многофункциональном феномене. Поэтому игровой танец способен формировать такие морально-волевые качества, как смелость, инициативность, ловкость, находчивость, коллективизм. В настоящее время внимание специалистов педагогического образования должно быть обращено к развитию теории и практики танцевального образования детей первого десятилетия жизни как научной дисциплины. Внимание широкого круга специалистов может быть сосредоточено на решении таких важных задач, как выявление образовательной ценности об- щеразвивающего и коррекционного танца и возможностей его введения в дошкольные и школьные программы.