Материалы социально-значимого проекта Школьный стадион


Министерство образования и науки Российской Федерации
Департамент образования Ярославской области
Воспитание гражданской идентичности
сельских школьников
Опыт региональной инновационной площадки
Ярославль
2013
УДК
ББК
Печатается по решению
научно-методического совета
Департамента образования
Ярославской области
Рецензенты:
М.И. Рожков, Заслуженный деятель науки РФ,
доктор педагогических наук, профессор ЯГПУ;
О.Г. Важнова, кандидат педагогических наук,
директор средней общеобразовательной школы № 87 г. Ярославля.
Воспитание гражданской идентичности сельских школьников: опыт региональной инновационной площадки: учебно-методическое пособие / под ред. Л.В. Байбородовой, А.В. Репиной. - Ярославль: Департамент образования Ярославской области, 2013. - с.
ISBN
В учебно-методическом пособии представлены модель воспитания гражданской идентичности сельских школьников и результаты ее апробация в девяти сельских школах Ярославской области, которые вошли в региональную инновационную площадку по данной теме. В книге рассматриваются комплексные педагогические средства, которые способствуют воспитанию гражданской идентичности учащихся. Особое внимание обращается на опыт использования проектной деятельности, ресурсов сельского социума, организацию работы школьных музеев, экскурсионную и краеведческую работу.
Пособие адресовано педагогам школ, методистам и студентам педагогического вуза.
УДК
ББК
184150039751000ISBN © Департамент образования
Ярославской области, 2013
© Авторский коллектив, 2013
Е.Б.Паутова, О.В.Куприянова, Т.Н.Харитонова,
Емишевская ООШ Тутаевского МР
Общая характеристика проекта
Участники проекта: обучающиеся 1-9 классов, их родители, педагоги школы, социальные партнеры.
Продолжительность: 3 года. (Представлено описание первого года работы по проекту.)
Тип проекта: социально-практический, разновозрастной, продолжительный, комплексный.
Потребность: обустроить территорию школьного стадиона для удовлетворения потребности детей и их родителей в занятиях спортом и активном семейном отдыхе на открытом воздухе.
Главная идея: создание современного, благоустроенного, многофункционального спортивного комплекса на территории школы.
Проблемный вопрос: Как привлечь учащихся и их родителей к благоустройству территории школьного стадиона.
Обоснование актуальности проекта. В настоящий момент в Емишеской ООШ отсутствует стадион, но школа имеет свободную площадь для его создания. Не все учащиеся посещают спортивные секции, большинство предпочитает сидеть дома за компьютером или перед телевизором.
Нам нужен стадион:
- для сплочения ученического, родительского и педагогического коллективов;
- для предотвращения появления правонарушений у учащихся и молодежи;
- для решения проблемы занятости детей во внеучебное время.
Мы - за здоровый образ жизни. Не каждая семья способна возить своего ребенка на занятия в спортивные секции в город, а вокруг школы много свободного места, где мог бы разместиться спортивный комплекс.
Планируемые результаты
Практический результат:
- создание современного, благоустроенного, многофункционального спортивного комплекса на территории школы;
- обеспечение комфортных и полезных условий для активного отдыха населения.
Формируемые универсальные учебные действия
Личностные:
- осознание жизненной необходимости трудовой деятельности;
- чувство сопричастности к делам взрослых;
- осознание ответственности за свои поступки перед учителями, родителями, сверстниками;
- потребность трудиться на благо других людей;
- активность и инициативность в общественной деятельности.
- потребность в здоровом образе жизни у обучающихся, их родителей;
- заинтересованность в делах и судьбе своей малой Родины.
Регулятивные:
- определение последовательных, промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и определение последовательности действий;
- определение результата своей деятельности, соотнесение его с целью, умение объективно оценивать результат;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Познавательные:
- поиск и выделение необходимой информации;
- определение наиболее существенных признаков при описании результатов поиска;
Коммуникативные:
- умение формулировать точные вопросы партнеру по взаимодействию;
- сотрудничество в поиске и сборе информации;
- способность договариваться, учитывать интересы других людей;
- умение конструктивно решать спорные вопросы;
- умение устанавливать контакт с людьми разного возраста.
Таблица 12
Этапы проектной деятельности
Этапы Деятельность учащихся Деятельность учителя Деятель-ность родителей Формируемые УУД
Проблемно-поисковый
(приложения 1,2,3 ) - обсуждают вопросы о необходимости и личном участии в благоустройстве школьной территории;
- принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу ситуации, которая будет изменена при реализации выбранного проекта, и аргументируют свой выбор;
- участвуют в опросе;
- осуществляют поиск источников информации, сбор и обработку информации, позволяющей описать желаемую и реальную ситуации;
- описывают и обосновывают желаемую и реальную ситуации с целью определения цели и задач проекта
- выявляют противоречия между желаемой и реальной ситуацией, формулируют
проблему;
- проводят анализ проблемы
проблематизирует высказывания (или действия учащегося);
- использует проблемное изложение,
задает проблемные вопросы;
- мотивирует учащихся к обсуждению;
-организует групповое обсуждение;
- задает вопросы, нацеленные на продвижение учащихся;
- предлагает схемы анализа, источники информации по запросу учащегося;
наблюдает за процессом и содержанием группового обсуждения,
за действиями учащихся;
-уточняет или корректирует проблему;
- проводит опрос родителей
-на собрании решают, чем помочь детям.
-в семье обсуждают актуальность вопроса и возможные варианты решения проблемы;
-участвуют в опросе Личностные:
- уважительное отношение к людям, понимание значимости выбранного тематического поля для обучающихся школы и жителей деревни.
Коммуникативные:
- уважительно относиться к позиции другого, договариваться о совместных действиях;
- высказывать свою точку зрения; -пытаться её обосновать, приводя аргументы
Регулятивные:
- осваивать новые формы поиска, обработки и анализа информации,
определять свои потребности;
- обнаруживать и формулировать учебную проблему
Аналитический (приложение 4) - проводят поиск, сбор, систематизацию и анализ информации о расположении стадиона, его обустройстве, необходимых средствах;
- взаимодействуют с педагогами, родителями, администрацией сельского поселения с целью получить информацию;
-формулируют цель проекта
- осуществляют выбор способа решения проблемы/достижения цели – определяют виды работ, которые можно выполнить самостоятельно при создании школьного стадиона
- дают характеристику стадиону, всех его элементов;
- разрабатывают критерии оценки работы;
- намечают календарный план выполнения работ по благоустройству и постройке стадиона;
- оценивают ресурсы;
- определяют своё место (роль) в групповом проекте, решают вопрос о своей роли в ходе реализации проекта, возможность смены видов деятельности;
- проводят оценку (самооценку) результата данного этапа работы проблематизирует высказывания (или действия учащегося);
- задает вопросы, нацеленные на продвижение учащихся;
-обеспечивает процесс группового обсуждения;
- инициирует запуск процесса самоконтроля;
- помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов;
- предлагает учащимся различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации;
- предлагает схемы анализа за процессом и содержанием группового обсуждения;
- наблюдает за действиями учащихся, за заполнением рабочих листов;
-проводит консультации, организует распределение обязанностей;
-помогает в
разрешении проблем, разработке
критериев и способов оценки продукта -обсуждают выполнение работы на заседаниях родительского комитета по благоустройству пришкольной территории;
-определяют формы помощи школе;
-организуют помощь детям Личностные:
- уважительное отношение к людям, понимание значимости проекта.
Коммуникативные:
- устанавливать контакт с новыми людьми,
-организовывать совместную продуктивную деятельность,работать в группе;
- высказывать свою точку зрения, пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Регулятивные:
- составлять план решения проблемы;
- преодолевать трудности.
-определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий
Практи-ческий
(приложения 6,7, 8) - выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе и индивидуально;
-участвуют в обустройстве стадиона, подготовке спортивного оборудования, в озеленении, оформлении материалов проекта;
- осуществляют текущий контроль и обсуждает его результаты на заседаниях групп;
- при необходимости консультируются с педагогами, специалистами
-организует групповое обсуждение;
- оказывает помощь в ситуациях затруднений;
- мотивирует учащихся, стимулирует самоконтроль;
-наблюдает за процессом и содержанием группового обсуждения;
за соблюдением техники безопасности;
-организует доступ к оборудованию и другим ресурсам;
- координирует работу групп, поддерживает и стимулирует инициативу детей -помогают в сборе и подготовке материалов;
-участвуют в выполнении практических работ вместе с детьми;
-помогают найти ресурсы для выполнения работы Личностные:
- уважительное отношение к людям, понимание значимости выбранного тематического поля для обучающихся школы и жителей деревни.
Коммуникативные:
- договариваться с товарищами, родителями в совместной деятельности, распределять работу:
- вести целенаправленную беседу для получения необходимой информации.
Познавательные:
- отбирать источники, информацию под конкретную цель,
- обрабатывать приобретённую информацию для создания нового продукта
Презентационный - выбирают ( форму презентации для представления проекта и результатов работы по оборудованию стадиона: выступление отдельных рабочих групп;
- готовят и проводят презентацию на общешкольном собрании
- при необходимости консультируются с педагогами, специалистами;
-выступают в качестве экспертов, т.е. задают вопросы и высказывает критические замечания при презентации других групп/учащихся; -уточненяют варианты данного элемента стадиона, продолжительность выполнения работ, количество участников, возникшие сложности, привлечение внешних ресурсов, качество выполнения работ -продумывает форму и место презентации, обеспечивает участие социальных партнеров, родителей в обсуждении результатов;
-контролирует готовность групп к представлению результатов;
- задает вопросы, нацеленные на продвижение учащихся;
-организует бсуждение проблемных вопросов;
-регулирует взаимодействие детей, групп;
-подчеркивает достижения групп, отдельных учеников;
-помогает определить планы на перспектимву
-помогают дорабатывать материалы, присутствуют на защите, задают вопросы, дополняют выступления детей;
-оценивают достижения детей Регулятивные:
- контролировать результаты своей деятельности,
- преодолевать трудности, добиваться намеченной цели.
Коммуникативные:
- слушать других, пытаться принимать, учитывать другую точку зрения, изменять свою,
- корректно высказывать критические суждения,
- убедительно выступать перед аудиторией,
- отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения.
Познавательные:
- выстраивать логическое выступления,
- использовать информационные средства для предоставления результатов,
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме
Приложение 1
Результаты соцопроса детей и взрослых об их отношении
к созданию школьного стадиона

Одной из форм работы на поисковом этапе стало изучение общественного мнения о необходимости создания школьного стадиона. Был организован и проведен социологический опрос учащихся школы, родителей, педагогов. Респондентам предлагалось ответить на вопросы анкеты:
Что можно сделать для организации досуга и привлечения подрастающего поколения к ведению здорового образа жизни, занятию физкультурой и спортом?
Какими видами спорта вы увлекаетесь?
Созданы ли в селе условия для занятия этими видами спорта?
Какой вы хотели бы видеть спортивную площадку?
Готовы ли принять участие в создании нашего школьного стадиона?
Результаты социологического опроса
Что можно сделать для организации досуга и привлечения подрастающего поколения к ведению здорового образа жизни, занятию физкультурой и спортом?
- построить спортивную площадку
- волейбольную площадку в парке
- построить коробку для катка
- сделать беговую дорожку
- иметь качественное футбольное поле
- установить детский городок
Какими видами спорта вы увлекаетесь?
- футбол
- волейбол
- баскетбол
- катаемся на роликах
- велосипед
Созданы ли в селе условия для занятия этими видами спорта?
- организованы только спортивные секции в учебное время
- нет возможности заниматься любимым видом спорта во время каникул
- нет места для катания на роликах и велосипеде
- футбольное поле не отвечает требованиям, играть на нём нельзя
Каким вы хотели бы видеть школьный стадион?
- ограждение
- наличие баскетбольной и волейбольной площадки
- беговая дорожка
- «полоса препятствий»
- турник
- места для отдыха
- футбольное поле
Готовы ли принять участие в создании нашего школьного стадиона?
- Да – 73%
- Не знаю – 20%
- Нет – 7%
Приложение 2
Описание желаемой и реальной ситуации
На поисковом этапе работы над проектом проводилось изучение мнения родителей, обучающихся, педагогов о необходимости реализации общешкольного проекта «Школьный стадион». Учитывали мнения каждой группы опрошенных и заносили в таблицу.
Таблица 13
Мнения участников обсуждения
Субъекты Что имеем на данный момент Что хотелось бы иметь
Учащиеся Футбольное поле не оборудовано.
В каникулы, в свободное время играть негде.
В дождливую погоду лужи на поле.
На велосипедах кататься тоже негде, катаемся по проезжей части Хорошо бы на пустующем поле построить спортивную площадку.
Нам бы хотелось, чтобы наша спортивная площадка включала беговую дорожку, игровой городок, футбольное поле
Педагоги Не в полной мере удается организовать оздоровительную деятельность учащихся
Во время легкоатлетических кроссов и на уроках физкультуры ребята бегают вокруг школы, по дороге, что небезопасно для их здоровья.
Большинство родителей не участвуют в спортивных мероприятиях На территории существующего поля хотелось бы создать комплексный спортивный стадион, который будет включать и футбольное поле, и баскетбольную, волейбольную площадки, и сектор для прыжков в длину с разбега, и обязательно беговую дорожку.
Увеличить количество людей (не только детей, но и пап, мам), активно занимающихся физкультурой
Родители В свободное время, особенно во время каникул, нашим детям нечем заняться, негде играть, даже на велосипедах покататься негде.
На территории деревни нет места, где можно родителям вместе с детьми отдохнуть, поиграть в футбол, да и просто побегать Хотелось бы, чтобы и на территории нашей школы появился стадион, где будут наши дети в безопасности, чтобы дети занимались не только на уроках физкультуры, но и во внеурочное время.
Хорошо бы создать условия для отдыха жителей деревни

Приложение 3
Проблематизация темы проекта (7 кл.)
На одном из классных часов по теме «Спорт- это жизнь!» разговор зашёл о том, зачем надо заниматься физкультурой, спортом. Ребята с удовольствием отвечали, перебивая друг друга (чтобы быть здоровыми, не болеть, быть всегда в спортивной форме…).
- А вы любите заниматься спортом? (Да, любим).
- А какими видами спорта увлекаетесь? (футболом, пионерболом, любим просто кататься на велосипеде).
Ребята предложили после занятий поиграть в футбол. Все с удовольствием согласились.
После уроков учащиеся вместе с учителем пошли на футбольное поле. Поиграть ребятам не удалось: на поле было очень грязно.
Возникли вопросы:
- Ребята, с какой проблемой мы с вами только что столкнулись? ( Из- за непогоды на поле не поиграешь — грязно)
- Каковы её причины? (Отсутствие стадиона)
-Что необходимо сделать, чтобы решить эту проблему? (Сделать стадион)
-Можем мы построить стадион (Одни не справимся)
-К кому мы можем обратиться за помощью? (К жителям деревни, родителям, учителям, привлечь внимание общественности)
- Как мы можем назвать наш проект? ( Дети высказывают варианты: «Школьный стадион», « Стадион моей мечты» и др.)
- Сегодня мы с вами определили тему проекта и главный вопрос, на который мы хотим найти ответ: «Как преобразовать пустующее поле в школьный стадион?»
Детям предлагается обсудить эту проблему вместе с родителями.
Учащиеся составили обращение к другим школьникам, родителям и жителям, чтобы привлечь внимание к проблеме.
Беседа на классном часе по теме проекта (5-6кл.)
Классный руководитель:
- Ребята, о чём идёт речь в загадке:
Есть большой и светлый дом.
Почемучек много в нём.
И пишут они, и считают,
Читают, творят и мечтают. (Школа)
- Какая наша школа? (Красивая, просторная, светлая, уютная, чистая, тёплая, современная).
- Зачем вы приходите в школу? (Учиться, узнавать что-то новое, общаться, читать, решать, петь, заниматься физкультурой)
- Молодцы! Ребята, а для чего надо заниматься физкультурой, спортом? (Чтобы быть здоровыми, не болеть, быть всегда в спортивной форме…)
-Правильно! Спорт- залог красоты и здоровья.
- Ребята, а чем ещё можно заняться, чтобы быть здоровыми? (Учащиеся высказываются)
- Ребята, а в нашей школе, где можно заниматься спортом, бегать?
(В спортзале. Летом вокруг школы или по дороге бегаем. На поле грязно и ямы, не поиграешь….Больше негде. Нет у нас стадиона.)
-Ребята, я согласна, что ученикам нашей школы негде бегать, играть, заниматься физкультурой, спортом.
-Что же делать? (Надо обратиться к кому-нибудь за помощью, чтобы сделали стадион)
-А сами мы можем построить стадион? ( Нет. Мы можем помочь взрослым) .
-В чем мы можем помочь? (Дети задумались, ответов определенных не возникло)
Ребята, посоветуйтесь дома с родителями, нужен ли нам стадион. Узнайте их мнение о том, как можно решить эту проблему.
Приложение 4
Сбор актива школы по обсуждению идей проекта
Ситуация возникновения проблемного вопроса.
На предыдущем заседании актива школы обсуждался вопрос проведения Дня здоровья для обучающихся 1-4 классов в последнюю субботу сентября. Поступили предложения об организации Дня здоровья в спортивном зале, на площадке перед входом в школу и на футбольном поле у школы. Наиболее предпочтительным было определено футбольное поле (большая территория и свежий воздух). Представители актива решили осмотреть само поле. Оказалось, что проведение соревнований будет затруднено подросшей травой, наличием ям, неровностей, луж, отсутствием мест для зрителей. День здоровья было решено организовать в спортивном зале и на площадке перед школой. На заседании актива было предложено провести опрос родителей, детей и педагогов на предмет их мнений и предложений по реконструкции футбольного поля.
Определение темы проекта
В октябре 2012 года было проведено заседание актива учащихся школы с приглашением представителей родительского комитета, педагогического коллектива по рассмотрению данного вопроса.
В ходе заседания высказаны следующие мнения:
- Почему предлагается реконструкция только футбольного поля? Школе необходим игровой городок, беговая дорожка, волейбольно-баскетбольная площадка, сектора для метания и прыжков в длину, места для зрителей, желательно оградить территорию стадиона;
- Проведение занятий по лёгкой атлетике в осеннее-весенний период затруднено из-за отсутствия необходимых спортивных сооружений: нет беговой дорожки, яма для прыжков не соответствует требованиям, нет сектора для метания, дети не только не могут показать высокие результаты, но и высока вероятность получения травм во время занятий;
- В настоящее время на территории д.Емишево проживает достаточно много детей и молодёжи, пусть не все они обучаются в нашей школе, но вопрос организации досуга для всех стоят остро, не все могут позволить себе посещать спортивные секции в г.Тутаеве;
- Ученики нашей школы регулярно участвуют в различных спортивных состязаниях, показывают высокие результаты, принимают спортсменов из других школ на своей территории, отсутствие стадиона в данном случае является большой проблемой;
- Если мы хотим иметь функциональный школьный стадион, нам необходимо оценить свои силы и возможности, привлечь внешние ресурсы, обратиться за помощью к руководству школы и сельской администрации;
- Нам самим не справиться с такой работой. Лучше найти, где можно взять средства и заказать стадион настоящим строителям;
- Было бы неплохо, чтобы школе выделили средства на постройку стадиона, но и мы можем во многом ускорить этот процесс, если в работе будут участвовать дети, родители, педагоги. Будет приятно, когда занимаясь на стадионе, мы будем знать, что в его создании есть и наш труд:
Решение:
1. Разработать и реализовать общешкольный проект «Школьный стадион».
2. Активу школы, родительскому комитету, педагогическому коллективу выбрать своих представителей в совет дела по руководству проектом.
3. Совету дела провести разъяснительную работу в ученическом коллективе, с родителями о разработке и реализации общешкольного проекта.
4. Составить обращения к социальным партнерам с целью оказания помощи.
5. Объявить конкурс на лучший проект школьного стадиона.
Приложение 5
Формирование групп
по реализации проекта «Школьный стадион»
На заседании рабочей группы по реализации проекта были рассмотрены различные варианты проектов школьных стадионов. Учитывая мнения всех заинтересованных сторон, был утверждён перечень отдельных элементов школьного стадиона: футбольное поле, беговая дорожка, волейбольно-баскетбольная площадка, игровой городок, сектора для метания и прыжков, озеленение стадиона.
В проекте участвует большое количество детей и взрослых, поэтому возникла проблема рациональной организации работы.
Совет дела предложил следующие варианты формирования групп:
- с учётом желания участника заниматься определённым разделом проекта;
- с учётом желания работать с определёнными людьми в группе.
На стенде в школе было размещено объявление о приглашении всех желающих принять участие в проекте «Школьный стадион». Указаны, какие группы организуются для создания стадиона, разъяснительную работу проводили активисты школы. Большинство обучающихся школы с 1 по 9 класс определились с выбором и записались в одну из рабочих групп:
1 - беговая дорожка;
2 - детский городок;
3 - футбольное поле;
4 - волейбольно-баскетбольная площадка;
5 - сектор для метания, сектор для прыжков;
6 - озеленение стадиона.
Каждая группа в дальнейшем организовала работу по следующему плану:
- сбор и изучение информации каждым членом группы;
- определение и анализ имеющихся ресурсов на сборе группы;
- обсуждение вариантов решения, предложенных членами группы;
- организация взаимодействия с другими группами, занимающимися сходными вопросами;
- составление плана ближайших действий;
- определение роли каждого участника группы;
- разработка каждым учеником поставленной задачи в соответствии с обозначенной ролью;
- представление своих результатов рабочей группе;
- обсуждение и принятие общего решения о реализации намеченного.
В школе были дети, которые не изъявили желания работать ни в одной из данных групп. Актив школы принял решение провести с данными учениками индивидуальные беседы для выяснения причин их затруднений, чтобы в дальнейшем они могли определиться со своим выбором или привлекать их к выполнению индивидуальных поручений.
Приложение 6
Сбор совета дела
На заседании совета дела по руководству проектом были заслушаны представители групп с целью определения первоочередных задач. В результате обсуждения определили три элемента стадиона, к созданию которых можно приступить в первую очередь: озеленение и зона отдыха, сектор для прыжков в длину, детский городок. Выбор данных направлений обуславливался предложенными планами конкретных дел, которые наметили осуществить собственными силами в самое ближайшее время, без привлечения дополнительных средств.
Таблица 14
План конкретных мероприятий
Сроки Озеленение стадионаи обустройство зоны отдыха Сектор для прыжков в длину Детский городок
Май 2013 Планирование разделительной полосы между стадионом и садом.
Посадка кустарников на разделительной полосе.
Полив кустарников Планировка и разметка сектора на территории стадиона Уборка мусора на территории для площадки городка
Июль 2013 Уборка сорняков и травы на разделительной полосе Подготовительные работы: снятие дёрна с территории ямы и дорожки Выравнивание территории площадки, обсыпка песком
Август 2013 Уборка сорняков и травы на разделительной полосе Заготовка песка и покрытия для дорожки. Изготовление турников, лавочек
Сентябрь 2013 Подсадка кустарников.
Обрезка кустарников Укладка основы для ямы, засыпка ямы песком, трамбовка дорожки для разбега, нанесение разметки Установка турников, лавочек, баллонов для бега с препятствиями, покраска.
Приложение 7
Приложение 8
Шкала оценивания заданий открытого типа
по формированию ключевых компетентностей
(информационная компетентность, познавательные УУД)

В процессе работы над проектом педагогами школы, для того чтобы понять как продвинулись в своем развитии обучающиеся, были разработаны критерии оценивания сформированности информационной компетентности.
Таблица 15
Критерии оценки сформированности
информационной компетентности
критерии Содержание и полнота выполнения тестового задания Организация текста Речевое оформление Орфография и пунктуация
баллы 3 Учащийся полностью справился с заданием, успешно извлёк информацию, систематизировал искомую информацию по самостоятельно сформулированным основаниям и обработал в соответствие с заданием Учащийся исчерпывающе изложил результаты обработки искомой информации, разделив текст на абзацы, правильно использовал средства передачи логической связи между отдельными частями текста, точно выбрал его формат Учащийся продемонстрировал знание соответствующей заданию лексики и успешно использовал её с учётом норм русского языка. Учащийся допустил небольшое количество ошибок, которые не нарушают понимания Учащийся не допустил почти ни одной орфографической или пунктуационной ошибки. Имеющиеся неточности не мешают пониманию текста
2 Учащийся справился с заданием, имеются отдельные незначительные неточности в передаче искомой информации, её систематизации по заданным/самостоятельно сформулированным основаниям и обработке информации Учащийся в основном логично изложил результаты обработки искомой информации, допустив отдельные неточности при делении текста на абзацы, использовании средств логической связи и выборе формата текста Учащийся использовал достаточный объём лексики в целом эффективно и правильно с учётом норм русского языка. Допустил ряд грамматических ошибок, не препятствующих пониманию текста Учащийся допустил несколько орфографических и/или пунктуационных ошибок, которые не затрудняют понимания текста
1 Задание выполнено не полностью, имеются недостатки в передаче искомой информации, её систематизации по заданным/самостоятельно сформулированным основаниям и обработке информации Учащийся не всегда логично излагает результаты обработки искомой информации. Деление текста на абзацы непоследовательно или вообще отсутствует, имеются ошибки в использовании средств передачи логической связи между отдельными частями текста. Много ошибок в формате текста Учащийся использовал ограниченный запас слов, не всегда соблюдая нормы русского языка. В работе либо часто встречаются грамматические ошибки элементарного уровня, либо ошибки не многочисленны, но затрудняют понимание текста Учащийся допустил многочисленные ошибки, орфографические и пунктуационные, некоторые из которых могут привести к непониманию текста
0 Задание не выполнено, ответ не содержит описания результатов деятельности по передаче искомой информации, её систематизации по заданным основаниям и обработке Отсутствует логика в изложении результатов обработки искомой информации. Не используются средства передачи логической связи между частями текста. Формат текста не соблюдается Учащийся не смог использовать свой лексический запас для выполнения задания. Грамматические правила не соблюдаются Правила орфографии и пунктуации не соблюдаются
Оценочный бланк
Работа с информацией
Поиск
информации 1 Задаёт вопросы по ходу работы 2 Задаёт вопросы при планировании
3 Назвал пробелы в информации по вопросу
1 Получил информацию из источника 2 Зафиксировал полный объём информации (1 источник) 3 Зафиксировал полный объём информации (несколько источников)
Обработка
информации 1 Изложил информацию 2 Изложил новую информацию или задал вопросы на понимание 3 Назвал несовпадения в сведениях
1 Воспроизвёл аргументы и выводы 2 Привёл пример, подтверждающий вывод 3 Предложил свою идею
Поиск
информации 4 Формулирует запрос на информацию 5 Назвал виды источников, необходимых для работы 6 Организовал информационный поиск
4 Нашёл источники по каталогу 5 Зафиксировал информацию из различных источников в единой системе
6 Охарактеризовал использованные источники
Обработка
информации 4 Интерпретировал информацию в контексте проекта 5 Указал выходящие из общего ряда или противоречивые сведения 6 Объяснил противоречия
4 Сделал вывод и привёл аргумент 5 Сделал выводы и привёл аргументы 6 Выстроил аргументы в собственной логике