Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике Веселая перемена (5 класс) 
ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНА – внеклассное мероприятие для 5 кл.
Цель занятия: через занимательные упражнения содействовать повышению интереса учащихся к математике; развивать логическое мышление, внимание, сообразительность.
Ход:
Учитель: Дорогие ребята!
Каждый день на уроках математики вы узнаете о свойствах чисел и фигур, решаете задачи, а возвратившись домой, повторяете изученный материал и делаете домашнее задание. Как и физзарядкой, математикой нужно заниматься постоянно; не только руки, ноги, тело, но и мозг человека требует постоянной тренировки. Недаром  говорят, что математика - это гимнастика для ума.
В результате тренировок ум человека становится более острым, а сам человек любознательным, смекалистым, сообразительным.
Сегодня мы совершим путешествие в мир занимательной математики.
Звучит "Песня об арифметике", муз. М. Вайнберга.
Чтоб водить корабли, 
Что б в небо взлететь
Надо многое знать,
Надо много уметь,
И при этом и при этом
Вы заметьте-ка,
Очень важная наука 
Арифметика! 
Почему корабли 
Не садятся на мель,
А по курсу идут
Сквозь туман и метель?
Потому что, потому что
Вы заметьте-ка,
Капитанам помогает 
Арифметика!
Чтоб врачом, моряком 
Или летчиком стать,
Надо, прежде всего,
Арифметику знать.
И на свете нет профессий,
Вы заметьте-ка,
Где бы вам ни пригодилась 
Арифметика!
I. Разминка
В семье 5 сыновей и у каждого есть сестра. Сколько детей в этой семье?
Летело 9 уток, одну подстрелили. Сколько уток осталось?
Двое учащихся играли в шахматы два часа. Сколько времени играл каждый ученик отдельно?
Один стул весит 3 кг, а два стула? 
Петух, стоя на одной ноге весит 8 кг, а на двух ногах?
Учитель: 
Для решения большинства задач недостаточно только знаний. Необходимо внимание.  С чего начинается решение задачи? Конечно, с условия. Но и условие можно читать по - разному. Прочтешь невнимательно - вот и потерялась главная мысль. Проверим, умеете ли вы внимательно слушать.
Кто быстрее решит такую задачу?
"Шел Кондрат
В Ленинград,
А на встречу двенадцать ребят,
У каждого по три лукошка.
В каждом лукошке - кошка
У каждой кошки - 12 котят,
У каждого котенка
В зубах по четыре мышонка.
И задумался старый Кондрат:
Сколько мышат и котят
Ребята несут в Ленинград?" 
(Некоторые ученики начнут высчитывать. После паузы ведущий сообщает, что они плохо выслушали условие и попали в положение Кондрата): 
Глупый, глупый Кондрат!
Он один и шагал в Ленинград
А ребята с лукошками,
С мышами и кошками
Шли навстречу ему -
                                     в Кострому.
                                                          К.И. Чуковский
Игра "Рыбалка"
К "рыбкам" прикреплены уравнения (по 2 уравнения на карточке) "Рыбак" тянет столько "рыбок", сколько парт в его ряду.
 Ребята решают уравнения. Ответы зашифрованы. Каждому числу соответствует буква. На магнитной доске набираем слово из получившихся букв.
І  ряд           "прямая"ІІ  ряд          "фигура"
Уравнения:
х - 5,2 =  4,9 ;                                              1) у - 2,7 = 3,4;
0,8 + х = 8,3 ;                                              2) х + 1,9 = 4,5;
х + 6,9 = 7,5 ;                                             3) 8,2 - у = 2,8;
6,7 - х = 2,   ;                                              4) х - 2,8 = 1,7;
5,3 - у = 2,    ;                                             5) у - 5,9 = 1,6;
2,9 + у = 3,5   ;                                           6) 6,7 - х = 3,9.
9,5 10,1 2,8 0,7 0,6 3,9 6,1
к п а с я м ф
5,4 7,5 11 4,5 2,6 9,1 г р е у и т II. Разгадывание ребусов
Учитель: 
Математика издавна применялась в теории шифров. Еще в конце ХVІ века расшифровкой переписки между противниками французского короля Генриха занимался один из создателей современной алгебры Франсуа Виет.
И сейчас шифруют донесения разведчики, дипломаты, стремящиеся сохранить тайны переговоров, военачальники, скрывающие от противника отданные распоряжения и др.
1.Расшифруйте запись:
   БУЛОК                                                  ТРИ
+   БЫЛО                                           +    ДВА
   МНОГО                                                ПЯТЬ
Одинаковыми   буквами обозначены одинаковые цифры.
2.Сколько квадратов на рисунке:                 
3. Расставить скобки так, чтобы в ответе  получилось 
50:                 4 12 + 18 : 6 + 3
14:                 4 12 + 18 : 6 + 3
4. Как из четырех фигур составить фигуру такой же формы, но большего размера?
Можно подготовить два набора и вызвать двух                
 человек). Пока они обдумывают решение, для
 класса показывается сценка по стихотворению
Е.Паина "Треугольник и Квадрат" (см. Приложение)
5. Приемы быстрого счета    (27    11=…;  27    111 =  …)
6. Логические упражнения: ребусы из книги  "Математика в логических упражнениях" А.Г.Гайштута.
III.Фокусы
1. Фокус "Быстрое сложение"
8 1 3 5 учитель
2 3 4 7    ученик
+ 7 6 5 2 учитель
6 7 8 9    ученик
3 2 1 0 учитель
2 8 1 3 3 Указание: Секрет состоит в том, что учитель цифрами своих слагаемых дополняет цифры предыдущего слагаемого до 9. 
В результате выходит   9999 + 9999 = 20000 - 2
Ответом будет первое слагаемое, перед которым нужно поставить цифру 2, 
а последнюю цифру уменьшить на 2.
2. Фокус "Удивительная память"
Раздать учащимся корточки, на которых написано 9 - значное число.
Затем по номеру карточки "вспомнить"  число.
Секрет: К номеру карточки прибавим  любое число, например 13. Эта сумма-
первые две цифры, каждая следующая сумма получается от суммирования   2-х последних цифр (пишут только единицы числа)
Например; № 17  -  303369549
Между конкурсами – чтение стихотворения, прослушивание песни
Стихотворение "Не случайно ей такой почет"...
Песня "Чему учат в школе"
IV. Подведение итогов, вручение призов
Приложение
Е. Паин  "Треугольник и квадрат".
Жили - были  два брата:
Треугольник с Квадратом
Старший - квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший - треугольник,
Вечно недовольный
Стал расспрашивать Квадрат:
"Почему ты злишься, брат?"
Тот кричит ему: "Смотри,
Ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три,
У тебя же все четыре!"
                  Но Квадрат ответил: "Брат!
                  Я же старше, я - Квадрат".
                  И сказал еще нежней:
                  "Неизвестно, кто нужней?"
Но настала ночь, и к брату,
Натыкаясь на столы, 
Младший лезет воровато
Срезать старшему углы,
Уходя, сказал: "Приятных
Я тебе желаю снов!
Спать ложился - был квадратным,
А проснешься без углов!"
                 Но наутро старший брат
                 Страшной мести был не рад...
Поглядел он - нет квадрата.
Онемел...  стоял без слов...
Вот так месть! Теперь у брата
Восемь новеньких углов!
Не случайно ей такой почет,
Это ей надо давать ответы
Как хороший выполнить расчет
Для постройки здания, ракеты.
                      Есть о математике молва,
                      Что она в порядок ум приводит,
                      Потому хорошие слова
                      Часто говорят о ней в народе
Ты нам, математика, даешь,
Для победы  трудностей закалку,
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю, и смекалку.
Оборудование
Стол, ширма, "рыбки" с заданиями, "удочки" с магнитом.
Набор букв на магнитах.   Две магнитные доски, магниты.
Набор карточек для фокуса "Удивительная память".
Набор фигур для задания  "Составь фигуру".
Плакаты с ребусами.
Проигрыватель.
Литература
Гайштут А.Г.
    Математика в логических упражнениях. - К.: Рад. шк.,  1985. - 192 с. 
Депман И.Я., Виленкин Н.Я.
    За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 - 6 кл.,
    сред. шк. - М. : Просвещение, 1989. - 287 с.
Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С.
    Математическая шкатулка: Пособие для учащихся 4 - 8 кл. сред. шк. -
    5-е изд. - М.:Просвещение, 1988. - 160 с.
Труднев В.П.
    Внеклассная работа по математике в начальной школе: Пособие для 
    учителей. - М.: Просвещение, 1975. - 122 с.