Урок по Защите прав потребителя


Защита прав потребителя
(Слайд 1) Все мы знаем, что 15 марта Всемирный День Защиты Прав Потребителей.
Слайд 2) Практически ежедневно мы приобретаем товары или услуги но, к сожалению, каждый из нас в нашей жизни сталкивался с нарушением своих прав. Периодически возникают ситуации, когда продавцы утаивают информацию о товаре, отказываются от осуществления гарантийного ремонта или просто продают некачественный товар. О том, как защитить права в этих или иных случаях я расскажу вам сегодня. (Слайд 3)
(Слайд 4) Вопрос 1. Может ли продавец устанавливать на товар гарантийный срок меньшей продолжительности, чем гарантийный срок производителя? (Слайд 5)
Согласно закону РФ О защите прав потребителей в тех случаях, когда изготовителем установлен гарантийный срок на товар продавец вправе принять обязательства в отношении недостатка товара, обнаруженных по истечении гарантийного срока. (Слайд 6) Содержание, срок действия такого обязательства и порядок осуществления потребителем прав по нему определяется договором между потребителем и продавцом. Правоприменительная практика, на основании этого, делает вывод о том, что продавец вправе установить на товар гарантийный срок только большей продолжительности, по сравнению со сроком, установленным изготовителем.
(Слайд 7) В системе ГАРАНТ вы можете ознакомиться с обобщенной позицией судов по наиболее актуальным спорным вопросам, связанным с защитой прав потребителей. Для этого достаточно обратиться к материалам «Энциклопедии судебной практики».
(Слайд 8) Всем знакома ситуация, вы приходите в магазин, вам понравилась вещь, вы ее покупаете. Придя домой, вы понимаете, что эта вещи вам не подходит по каким-либо параметрам. Что же делать в такой ситуации? (Слайд 9) По статье 25 защите прав потребителей, которая говорит о следующем: любой покупатель имеет право обменять товар, не подошедший по цвету, фасону, габаритам, комплектации и другим параметрам в течение 14 дней со дня покупки. При этом товар не должен быть использован. Сохранена упаковка, не должны быть отрезаны этикетки, ярлычки. Эти же условия сохраняются на товар, который бы уценен или был в продаже со скидкой.
(Слайд 10) Вопрос 2. Что делать если вам продали некачественный товар? (Слайд 11) (Видео 1)
(Слайд 12) Обратите внимание, во всех случаях право выбора принадлежит потребителю, а не продавцу, при этом потребитель не обязан предоставлять продавцу какие либо дополнительные документы, обосновывающие его претензии, а так же документ удостоверяющий личность. В данном случае достаточно лишь установление факта приобретения некачественного товара у конкретного продавца. Что подтверждается наличием у покупателя кассового чека или иного документа об оплате товара. Вместе с тем отсутствие кассового чека не является основанием для отказа продавцом правомерных требований покупателя. Подтверждение заключения договора и его условий покупатель вправе ссылаться на свидетельские показания.
(Слайд 13) В законодательстве есть перечень товаров, который не подлежит обмену и возврату: лекарства, медицинские аппараты, линзы для очков, средства по уходу за детьми, косметические и парфюмерные изделия, предметы личной гигиены, текстильные товары, строительные материалы, посуда, бытовая химия, драгоценности, автомобили и т.д.(Слайд 14) Вопрос 3.Что если в магазине висит вывеска или имеется надпись: «товары обмену и возврату не подлежат»?
Ссылка продавца на то, что в его магазине имеется надпись: «Товар обмену и возврату не подлежит» или иная подобная фраза или надпись, не имеет юридического значения, т.к. само по себе наличие подобной надписи в магазине не является правовым основанием отказа связи с тем, что подобного основания не предусмотрено действующим законодательством. (Слайд 15)
Таким образом, если продавец отказывается принять товар или выполнить иное законное требование потребителя, ссылаясь только на то, что в его магазине имеется вышеуказанная надпись, тем самым продавец нарушает права потребителя.
Бывают ситуации, когда обращение в суд является единственной возможностью отстоять свои права. С помощью системы гарант вы сможете самостоятельно подготовить исковое заявление о защите прав потребителей. Для этого воспользуйтесь конструктором правовых документов. (Слайд 16) (Видео 2)
(Слайд 17) Вопрос 4. Вправе ли администрация магазина требовать от покупателя оставлять вещи в камере хранения, а так же производить досмотр вещей и личный досмотр?
(Слайд 18) Администрация магазина не вправе требовать от покупателя оставлять свои личные вещи в камере хранения магазина, а так же не имеет права осуществлять личный досмотр покупателя и его вещей. Личный досмотр и досмотр вещей имеют право осуществлять только лица, специально уполномоченные законом в установленных им случаях. Сотрудники и охранники магазинов к числу указанных лиц не относятся.
(Слайд 19) Получить дополнительную информацию, касающуюся защиты прав потребителей, а так же найти ответы на другие правовые вопросы, ежедневно возникающие в жизни каждого человека поможет уникальная домашняя энциклопедия системы ГАРАНТ. Все материалы энциклопедии затрагивают наиболее важные для каждого человека правовые вопросы. Написаны простым и понятным каждому языком, всегда актуально и юридически обоснованно.
(Слайд 20)