Урок, посвященный 180-летию началу восстания под предводительством Кенесары Касымова Восстание Кенесары Касымова 
«Национально-освободительное движение (1837-1847 гг.) под руководством Кенесары Касымова»	
План- конспект по  истории Казахстана 9  класс 
    ТЕМА:  Урок, посвященный 180-летию началу восстания под предводительством Кенесары Касымова «Национально-освободительное движение (1837-1847 гг.) под руководством Кенесары Касымова»
комбинированный.
традиционный
Цель: 
1. Образовательная:
Знать  социально-экономическое, политическое и культурное развитие Казахстана в XVIII веке.  Иметь представления социально – экономическом и политическом положении Казахстана в первой половине XIX в.  
Познакомится и раскрыть сущность восстания под руководством султана Кенесары Касымулы; выяснить движущие силы восстания, военную подготовку, определить его характер, географию восстания, рассмотреть на основе источников отражение данной темы в литературе и т.д.
2. Развивающие:
работать над развитием устной речи;
развивать навыки работы с исторической картой, текстом учебника, 
развивать умение сопоставлять исторический материал, обобщать, делать выводы;
развивать умение работать в коллективе, излагать свою точку зрения.
3. Воспитательные:
продолжить формирование интереса к истории своего народа;
воспитывать уважение к истории своего народа;
способствовать нравственному воспитанию учащихся. 
воспитывать уважительное отношение к мнению других, взаимопонимании и взаимопомощи. 
Оборудование: карта,  фильм «Национально-освободительное движение (1837-1847 гг.) под руководством Кенесары Касымова»»,  учебник 8 класса «история Казахстана» автор З.Е. Кабульдинов, А.Т. Кайыпбаева. 
Новые понятия: зякет, ушур. 
ПЛАН УРОКА
1. Организационный момент. Создание благоприятной атмосферы общения.
2. Проверка ОУУН.
3. Мотивационно - целевой этап
3. Объяснение нового материала. 
4. Закрепление и систематизация знаний полученных на уроках.
5. Итог урока. Оценка знаний.
6. Домашнее задание:  § 20-21 читать и пересказывать.
Творческое задание:
Этапы урока
Деятельность  учителя
Средства
Деятельность учеников
I. Организационный момент
Создать благоприятный климат
Речь учителя
Внешняя и внутренняя (психологическая) готовность
II. Проверка ОУН.
План творческих задания для проверки ОУН: 
Задание №1. Портретная галерея 
Задание №2. Историческая правда 
Задание №3. Допишите нужную дату 
Задание №4. Соотнесите 
Задание №5. Решите исторические примеры
Задание №6. Тест 
13 EMBED PowerPoint.Slide.8  1415
Задание №2. «Историческая правда»Установи в хронологической последовательности события казахско – джунгарских воины. 
Анракайское сражение 
Второй курултай казахов в Ордабасы 
«Годы великого бедствия» 
Булантинская битва 
Первый курултай казахов в Каракумах 
Задание №3. Допишите нужную дату: 
_______– принят «Устав об Оренбургских киргизах»
_______ - годы правления хана Абылай 
_______- годы восстания под руководством Е. Пугачева 
_______- официальная дата открытия Акмолинского укрепления 
_______- пребывание посольства А.И. Тевкелева в ставке хана Младшего жуза Абулхаира 
Задание №4.  Соотнесите. 
Понятие
Определение
Курултай 
1. Свод законов, созданный ханом Тауке, совместно с тремя биями. 
Уран 
2. Массовый падеж скота 
Джут 
3. Боевой клич казахского народа 
«Елим-ай» 
4. Всенародное собрание 
«Жети – жаргы» 
5. Песня плач, написанная в годы Великого бедствия 
Задание №5. Решите исторический примеры. 
1. 1635 г. + государство = 
5. Казахское ханство + законы =  
2. 1812 г. + хан =  
3. 1718 г. + крепость =
4. И.Г. Ренат + карта  =
Задание №6. Тест. 
1. Восстание 1783-1797гг. под предводительством Сырыма Датулы охватило территорию:
Тургайекой области. B) Младшего жуза. C) Среднего жуза.  D) Старшего жуза.  E) Жетысу.
2. По «Уставу о сибирских киргизах» территория Среднего жуза была разделена на административные единицы:
Волость, губерния. B) Кыстак, округ. C) Аул, волость, округ. D) Аймак, волость, губерния. E) Район, уезд.
3. Казах, Герой Отечественный войны 1812г., участник русско-турецкой войны получил награду от М.И.Кутузова:
Емелев. B) Касымов. C) Беляков. D) Иманов E) Ержанулы.
4. Столицей Казахского ханства при Тауке стал город:
Карасман   B) Манкент  C) Ташкент   D) Сайрам     E) Туркестан
5. В ходе восстания 1783-1797 гг. новую систему управления Младшим жузом предложил Оренбургский губернатор:
A) Барон Игельстром.  B) Граф Потемкин.   С) Полковник Гекке.
D) Генерал Перовский.       E) Генерал Колпаковский.
Блиц опрос: 
Скажите ребята, какой исторический период мы начали изучать в 8 классе?
Хронологические рамки новой истории? 
Как можно иначе назвать период новой истории для истории Казахстана? 
Почему вы так считаете? 
Сколько колониальных восстаний мы с вами изучили? 
Какие восстания? 
Учебник, доска. 
Отвечают на вопросы. 
Излагают свою точку зрения. Работа с творческими заданиями. 
III. Мотивационно - целевой этап
А сегодня мы  с вами снова познакомимся со следующим антиколониальным восстанием под руководством Кенесары Касымова.  
ТСО
Учащиеся самостоятельно формулируют интересующие их вопросы
IV. Изучение нового материала.
Тема: Национально –освободительное восстание под руководством Кенесары Касымова. 
План работы: 
Причины, цель, движущие силы восстания. 
Кенесары Касымов – внук хана Абылая, народный герой, полководец, дипломат, хозяйственный деятель. 
Создание вооруженных сил. 
Налоговая и торговая политика хана. 
Начало восстания. 
 Работаем с учебником, отвечаем на вопросы: 
Откройте учебник на стр. 119-120 и постарайтесь установить 
годы 
территорию 
причины 
цель 
движущие силы 
восстания под руководством Кенесары Касымова. 
«Исторический конструктор» 
Из данных слов составь предложение 
Характер, оно, массовый, 10 лет, Кенесары, имело, восстание, национально- освободительное, продолжалось. 
Охватило, восстание, все, жуза, казахских, Кенесары, три. 
ВОПРОС: 
Кто являлся руководителем восстания? 
13 SHAPE  \* MERGEFORMAT 1415
Историческое интервью с К. Касымовым 
Представь, что ты К. Касымов и ответь от его имени на данные вопросы? 
Что заставило Вас подняться на борьбу? 
Почему ряд султанов не поддержали Вас и выступили против? 
Кого вы считаете самым близким своим соратником и помощником? 
Ответь на вопрос:
Почему многие ученые – историки считают восстание Кенесары одним из самых крупных и организованных восстаний? Ответ обоснуй?  
Работа с тетрадью и путеводителем урока над заполнением таблицы,   учебником 
Учащиеся показывают умение работать с учебником. 
  Восприятие и осмысление новой информации.
5. Закрепление и систематизация. 
 Задание №1. Соотнеси содержание граф таблицы. 
«Историческая правда» Определи, верны ли эти утверждения
Восстание Кенесары Касымова охватило территорию Младшего жуза. 
Национально- освободительное восстание под руководством Кенесары длилось 10 лет. 
Хронологические рамки восстания К. Касымова 1847-1857 гг.?
Кенесары был избран ханом в 1841 г.? 
Кенесары Касымов, является внуком хана Абылая. 
13 SHAPE  \* MERGEFORMAT 1415
1
2
3
4
ТСО
Отвечают на вопросы. 
6. Итог урока , Д/з 
Параграф 20-21 читать и пересказывать стр. 119-124, ответить на вопросы в конце параграфа. 
Творческое задание: 
1 вариант. Шпаргалка на тему: «Причины, цель, движущие силы восстания» 
2 вариант. Презентация  на тему: «Кенесары Касымов – народный герой» 
ТСО.
Записывают д/з                     
                       13 EMBED PowerPoint.Slide.8  1415
Задание №5. Решите исторический примеры. 
1. 1635 г. + государство = 
5. Казахское ханство + законы =  
2. 1812 г. + хан =  
3. 1718 г. + крепость =
4. И.Г. Ренат + карта  =
Задание №6. Тест. 
1. Восстание 1783-1797гг. под предводительством Сырыма Датулы охватило территорию:
Тургайекой области. B) Младшего жуза. C) Среднего жуза.  D) Старшего жуза.  E) Жетысу.
2. По «Уставу о сибирских киргизах» территория Среднего жуза была разделена на административные единицы:
Волость, губерния. B) Кыстак, округ. C) Аул, волость, округ. D) Аймак, волость, губерния. E) Район, уезд.
3. Казах, Герой Отечественный войны 1812г., участник русско-турецкой войны получил награду от М.И.Кутузова:
Емелев. B) Касымов. C) Беляков. D) Иманов E) Ержанулы.
4. Столицей Казахского ханства при Тауке стал город:
Карасман   B) Манкент  C) Ташкент   D) Сайрам     E) Туркестан
5. В ходе восстания 1783-1797 гг. новую систему управления Младшим жузом предложил Оренбургский губернатор:
A) Барон Игельстром.  B) Граф Потемкин.   С) Полковник Гекке.
D) Генерал Перовский.       E) Генерал Колпаковский.
Задание №4.  Соотнесите.
Понятие
Определение
Курултай 
1. Свод законов, созданный ханом Тауке, совместно с тремя биями. 
Уран 
2. Массовый падеж скота 
Джут 
3. Боевой клич казахского народа 
«Елим-ай» 
4. Всенародное собрание 
«Жети – жаргы» 
5. Песня плач, написанная в годы Великого бедствия 
«Историческая правда» Определи, верны ли эти утверждения
Восстание Кенесары Касымова охватило территорию Младшего жуза. 
Национально- освободительное восстание под руководством Кенесары длилось 10 лет. 
Хронологические рамки восстания К. Касымова 1847-1857 гг.?
Кенесары был избран ханом в 1841 г.? 
Кенесары Касымов, является внуком хана Абылая. 
13 SHAPE  \* MERGEFORMAT 1415
1
2
3
4
15