Использование ИКТ на уроках русского языка, литературы и во внеклассной деятельности 
Использование ИКТ на уроках русского языка, литературы и во внеклассной деятельности. Наливко Л.Г., учитель высшей квалификационной  категории, с. Тайга Дальнегорского городского округа Актуальность темы ИКТ в образовательном процессе;мультимедийные доски;компьютеры;Интернет- ресурсы;онлайн-библиотеки;информационная компетентность школьников. Цели: изучить особенности применения ИКТ в образовательном процессе;показать значимость, эффективность,  положительные стороны применения ИКТ на уроках;повысить мотивацию учащихся в использовании ИКТ в процессе обучения.       Для чего же нужно использовать ИКТ в процессе обучения?  Научить детей пользоваться Интернет-ресурсами для самообразования и самореализации личности;оптимизировать образовательный процесс, используя компьютерные программ (Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Publisher). На уроке литературы Преимущества использования ИКТ наглядность представляемого материала;виртуальные экскурсии и путешествия;индивидуализация и дифференциация обучения;организация самостоятельной работы с ресурсами Интернет;эффективность восприятия информации достигает 65%. Занятие в кабинете   Кабинет литературы и его ИКТ ресурсы Компьютер;видеопроектор и экран;музыкальный центр;видеотека;аудиотека;электронная папка с презентациями учащихся; электронная папка «В помощь ученику»;электронная папка с материалами для подготовки к ЕГЭ;электронная папка с материалами для подготовки к ОГЭ. Задания при подготовке к ЕГЭ исправьте  стилистические ошибки;найдите  и исправьте грамматические ошибки;проведите речеведческий, лингвистический  анализ текста;найдите речевые ошибки и недочеты…найдите и исправьте  орфографические и пунктуационные ошибки и др.определите тип речи, средства  связи и стиль текста ; ИКТ на уроке и во внеклассной деятельности слайдовые презентации;компьютерные тесты;виртуальные экскурсии и путешествия;художественное и авторское чтение;прослушивание романсов и песен на стихи поэтов; просмотр фрагментов фильмов;создание электронных газет, плакатов ;защита слайдовых докладов.           Алгоритм работы над презентацией для учеников и начинающих учителей:    Выбрать тему презентации и определить цели (что нужно показать: краткие сведения об авторе, дать информацию о творчестве, рассказать о произведении и его героях и т.д.);   Спланировать, что нужно внести в слайдовую презентацию (портреты, фото, фрагменты биографии, иллюстрации к произведениям, песни на стихи авторов, анимацию, звуковое сопровождение…);    В строку поиска в окне Интернета ввести фамилию, имя, отчество поэта или писателя. 4. Отбирать материал на сайте и одновременно его копировать в PowerPоint, согласно  разработанному плану;5. Систематизировать собранный материал, преобразовать его в слайдовую презентацию;6. В окне «Вид» найти строку «сортировщик слайдов» и расположить  слайды так, чтобы материал  сочетался логически;7. При необходимости использовать окна: «Правка» (удалить, заменить), «Вид» ( таблица, звук. рисунок), «Формат» (шрифт, цвет), задачи :  «Конструктор» и «Создать слайд», чтобы что-то добавить или изменить. Работа над презентацией  Примеры презентаций  Марина Цветаева (Овчинникова Н., 11 кл. 2008 г);С.Есенин (два варианта: Кузнецов Н., 9 класс и Аввакумов Н., 11 класс, 2009 год);Анна Ахматова (Наливко Л.Г., 2008 год);А.И. Солженицын (Евтушенко М.,11 класс, 2008 год);Заочная экскурсия в музей Тютчева (Наливко Л.Г., 2009 год);Литературный альманах (книга стихов местных поэтов, 7 класс, 2007 год);Литературные таланты села Тайги (7 класс, 2007 год);      Фрагменты: Анна Ахматова (Горенко) На рубеже прошлого и нынешнего столетий, хотя и не буквально хронологически, накануне революции, в эпоху, потрясенную двумя мировыми войнами, в России возникла и сложилась, может быть, самая значительная во всей мировой литературе нового времени "женская" поэзия - поэзия Анны Ахматовой. Ближайшей аналогией, которая возникла уже у первых ее критиков, оказалась древнегреческая певица любви Сапфо: русской Сапфо часто называли молодую Ахматову.            Ахматова, действительно, самая характерная героиня своего времени, явленная в бесконечном разнообразии женских судеб: любовницы и жены, вдовы и матери, изменявшей и оставляемой. По выражению А. Коллонтай, Ахматова дала "целую книгу женской души". Ахматова "вылила в искусстве" сложную историю женского характера переломной эпохи, его истоков, ломки, нового становления. Герой ахматовской лирики (не героиня) сложен и многолик В 1910 году Марина опубликовала на свои собственные деньги первый сборник стихов — «Вечерний альбом». (Сборник посвящён памяти Марии Башкирцевой, что подчёркивает его «дневниковую» направленность.) Её творчество привлекло к себе внимание знаменитых поэтов — Валерия Брюсова, Максимилиана Волошина и Николая Гумилёва. В этот же год Цветаева написала свою первую критическую статью «Волшебство в стихах Брюсова». За «Вечерним альбомом» двумя годами позже последовал второй сборник — «Волшебный фонарь». Солженицын Александр Исаевич Первые публикации В 1959 году Солженицын написал рассказ «Щ-854» о жизни простого заключённого из русских крестьян, в 1960 году— рассказы «Не стоит село без праведника» и «Правая кисть», первые «Крохотки», пьесу «Свет, который в тебе» («Свеча на ветру»). Пережил определённый кризис, видя невозможность опубликовать свои произведения.В 1961 году под впечатлением от выступления Александра Твардовского (редактора журнала «Новый мир») передал ему «Щ-854», предварительно изъяв из рассказа наиболее политически острые, заведомо не проходимые через советскую цензуру фрагменты. Рассказ под названием «Один день Ивана Денисовича» был напечатан в журнале «Новый мир» № 11, 1962, сразу же переиздан и переведён на иностранные языки. Есенин С. А.(1895 – 1925) Родился  в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове. В доме Кашиной Сергей Есенин Памятники Есенину Усадебный дом             Результаты Созданы электронные папки:          «В помощь ученику»;          «Материалы для ЕГЭ»;          «Материалы для ОГЭ»;          «Аудиозаписи к урокам литературы»;          «Презентации по литературе».Учащиеся овладели навыками применения ИКТ и могут самостоятельно работать с тестами-тренажерами и готовить презентации.Выпущен литературный альманах «Стихи и песни поэтов села Тайги» Полезные ссылки в  сети Интернет Полезные ссылки:Фото с презентаций!Эксклюзивные фото, видео с презентаций на mainpeople.             mainpeople.ru33000 презентаций на сайтеБесплатная коллекция, продажа готовых работ, написание на заказwww.ref-shop.ru - ВладивостокУчительский портал!Здесь вы найдёте 2500 презентаций, уроков, и тестов для учителя.www.uchportal.ruhttp://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&lib_no=60273&tmpl=lib(адрес сайта творческих учителей)http://obr.1c.ru/catalog.jsp?top= (каталог образовательных программ по русскому и литературе)          http://www.archimed-msk.ru/catalog/12 (каталог ТСО, экранно-звуковых пособий, интерактивных пособий)           Подготовка к ЕГЭ по русскому языку - http://www.repetitor.org/repetitors/rus1.html           Сайт дистанционной школы по русскому языку «Урок» - http://urok.hut.ru          Основные правила грамматики русского языка в электронном виде -                   http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html           Толковый словарь современной компьютерной техники - http://slovar.boom.ru/Head.html          Ассоциативный визуальный словарь - http://vslovar.org.ru/56554.htmlhttp://gramota.ruhttp://gramma.ru/http://magazines.russ.ru/