Урок-семинар «Россия в середине XVII века (по Соборному Уложению)»

Урок-семинар «Россия в середине  XVII века (по Соборному Уложению)»
Программа семинара рассчитана как на работу с исследовательской литературой, так и на работу с источниками. Урок-семинар – как форма обучения истории – позволяет расширить, углубить историческое содержание, обогатить научной достоверностью исторические исследования. Задача проведения семинарских занятий – приобщение учащихся к самостоятельному получению знаний. Самостоятельная работа проводится только с текстом источника, формирует умение анализировать, выявлять существенные понятия, идеи, причинно-следственные связи, оценивать исторические события, явления, судить по содержанию источника об определённых исторических процессах. Методические рекомендации призваны оказать помощь в подготовке к семинарским занятиям.

Тема: «Россия в середине XVII века (по Соборному Уложению)
Этапы становления крепостного права на протяжении XVI-XVII веков.
Вопрос о «белых» слободах в I половине XVII века.
Земские Соборы I половины XVII века.
История создания Соборного Уложения 1649 года.

Самостоятельная работа:
а) преступления против государства и Церкви по Соборному Уложению
б) российское крестьянство в середине XVII в.
в) холопство в середине XVII в.
г) посадская реформа 1649 г.
д) Соборное Уложение о посадских людях
е) состав господствующего класса в середине XVII в.

Источники:
1.Законодательные акты Русского государства второй половины XVI – первой половины XVII в. (Тексты.-Л., 1986. С.96,110,137,178,201,203,204,225-228)
2.Соборное Уложение 1649г. (РЗ. Т.3. С.83-257)
3.Соборное Уложение 1649г. (Текст, комментарии. Л.,1987)

Методические рекомендации:
- Охарактеризовать Соборное Уложение как исторический источник. Причины создания Соборного Уложения. Значение документа.
- Урочные лета в правительственных указах 1637, 1641, 1645, 1646 гг.
- Дать определение «белые слободы»?
- Политический кризис1648 года (московские и другие городские восстания, в которых принимали участие и служилые люди, падение правительства Морозова) показал, что верховная власть нуждается в твердой опоре и поддержке двух сословий – служилых и посадских людей. Какие их требования были учтены при составлении Соборного Уложения 1649 г.?
- Что общего в положении посадского человека и черносошного крестьянина согласно Соборного Уложения 1649 г.?
- Каким крестьянам жилось лучше в 1650 г.: помещичьим, монастырским, боярским, черносошным? Приведите пример.
- Что входит в понятие государственного преступления, за которое полагается жестокое наказание?
- Чьи интересы отражало Соборное Уложение 1649 г.?
- Кто и как избирал участников Земского Собора 1649 г.? Какие сословия были представлены?
15