Программа кружка «Россошанская слобода» 2 год обучения направление «общекультурное» на 2016-2017 уч. год.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 25 с углубленным изучением отдельных предметов г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области
«Рассмотрено на заседании МО»
Руководитель МО
_____________А.П.Дочкина
Протокол № 1 от
«30» августа 2016г.
«Согласовано»
Зам. дир. по УВР
Т. И. Садовничая
«__»______________2016г.
«Утверждаю»
Директор МКОУ СОШ № 25 с УИОП
В.Ф. Ловцова
Приказ № 383 от
«01» сентября 2016г.
Программа кружка
«Россошанская слобода»
2 год обучения
направление «общекультурное»
Разработал:
учитель музыки
Дочкина Антонина Петровна
2016-2017 уч.год
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;
формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности, при выполнении проектных заданий и проектных работ;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;
формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
Учащиеся научатся:
логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;
применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;
обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;
осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;
использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;
пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Учащиеся получат возможность:
научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.
Регулятивные:
Учащиеся научатся:
принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.
прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;
мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.
Учащиеся получат возможность научиться:
ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;
действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;
использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;
приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.
Учащиеся получат возможность:
совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;
создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.
Предметные результаты:
У учащихся будут сформированы:
первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;
основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.
Учащиеся научатся:
активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;
слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;
ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края);
наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;
моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;
использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;
воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки (в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности;
планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании;
Учащиеся получат возможность научиться:
ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;
творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные
Содержание курсов внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей развитию личностных, коммуникативных, познавательных и предметных компетенций школьника.
Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам. Поэтому в содержание рабочей программы введен региональный компонент в следующих темах: «Вокальная музыка», «Вторая жизнь песни. Живительный родник творчества». При этом учтено, что этот учебный материал не входит в обязательный минимум содержания основных образовательных программ и отнесен к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
метод эмоциональной драматургии;
метод интонационно-стилевого постижения музыки;
метод художественного контекста;
метод создания «композиций»;
метод игры.
В программе сформулированы основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу учебного года.
коллекции (фонотека, видеотека).
Методические рекомендации к разделу
«Старинная песня» - 2 год обучения
Старинные русские народные песни в их подлинных распевах придают выступлению фольклорного ансамбля своеобразный этнографический колорит. При этом, исполнительское мастерство и творческие возможности коллектива ярче выявляются именно в трактовке старинных народных напевов, дошедших до нас в устном народном творчестве, в записях этнографических ансамблей.
Отличают старинную песню от других чистота и строгость музыкального языка, полифоничность музыкальной ткани, волевое начало в напевах, эпичность и диатоничность.
Основой старинных песен – «диалект» местного значения. Понятие «диалект» вбирает в себя и говор, и гаматический строй, и словарный запас того или иного местного наречия, и народные музыкальные лады, и импровизационность в исполнении.
Освоить диалект – значит осуществить связь времен, придать новизну восприятия традиционной песенной культуры.
Первоочередной задачей при работе над старинной песней это постижение диалекта, для чего необходимо:
Постичь, понять, изучить своеобразие музыкально-поэтического текста;
Усвоить способы и манеру исполнения старинных напевов с вокализацией говора;
Добиться осмысленного выразительного произношения слов при сохранении характерной народной интонации.
Немаловажную роль при освоении старинных песен играет правильно выученные голоса, которые не всегда, с точки зрения логики голосоведения, удобны, скорее наоборот. Первое, в чем нужно разобраться, это найти и выучить основной голос. Сольный голос не всегда может быть верхним. Так, в регионе Южного Алтая, первый основной голос, как правило, нижний, а верхний голос – это подголосок с ограниченным диапазоном, средний голос – играет роль «вторы» к верхнему голосу или импровизационная середина.
Изучив закономерности голосоведения, связанные с местными певческими традициями, необходимо изучить жанр исполнительской песни.
Жанры старинных песен могут быть самыми разнообразными: протяжные (проголосочные), любовно-лирические, плясовые и игровые, трудовые и обрядовые.
Народное вокальное мастерство с наибольшей полнотой раскрывается в жанре проголосочных, которые в большинстве своем, поются без сопровождения, что требует отработки широкого дыхания, протяжности звука и хорошего хорового ансамбля.
Чтобы старинная песня стала «репертуарной», требуется некоторое переосмысливание ее в соответствии с новым временем. Работа над корректировкой текста, особенно где напев с 20 куплетами, над выбором темпа, при сохранении признаков жанра, сделает песню доступной и понятной для восприятия современниками.
Не требуют особого переосмысливания свадебные песни, так как основные истоки ее интонационности лежат древнейшие попевки календарных песен (праздничных и весеннее-летних) и интонации причитаний, возникшие более поздних лирических свадебных песен.
При работе над свадебной старинной песней необходимо подчеркнуть эмоциональную сторону поэтического текста, потому как «свадьба пронизана в музыкальных напевах светом и радостью».
Примерный репертуар «Россошанская слобода» 2 год обучения «Старинная песня».
«Во Горенко во новой», обработка Н.Кутузова.
«Возле речки, возле мосту», пос. Тарханка, запись студентов УКПИ, обработка Поповой Л.П.
«Вьюн над водой», г. Усть-Каменогорск, ВКО, запись Поповой Л.П., обработка Поповой Л.П.
«Корильная», г. Усть-Каменогорск, запись Поповой Л.П., обработка Поповой Л.П.
«Молодка, молодка молоденькая», с. Никольское, Алтайского края.
«Ой, да ты ж вулица», г. Шемонаиха, запись Щурова А.
«Ой, то не вечер, то не вечер», г.Зыряновск, запись Поповой Л.П., обработка Поповой Л.П.
«Ой, ходила, ой Катюша», обработка Поповой Л.П.
«Посадила я куст черемушки», пос. Глубокое, Машуковы.
«Потеряла я колечко», Алтайский край, запись Кряжевских В.К.
«Скакал казак через долину», г. Усть-Каменогорск.
«Ты ляти, ляти, калена стрела», г. Шемонаиха, запись Щурова А.
«Шел казак на побывку домой», с.Уварово, гармонизация Кряжевских В.
«Я все зори не спала», пос. Бухтарма, запись Багиздаевой, обработка Поповой Л.П.
Тематическое планирование.
2 год обучения «Старинная песня»
№ п/п
Тема занятия
Количество часов
Дата
по плану
по факту
1.
Вводное занятие.
1
1.09
2.
Работа над песней
«Во Горенко во новой», обработка Н.Кутузова.
1
5.09
3.
Манера исполнения песни
«Во Горенко во новой»
1
5.09
4.
Артикуляция в песне
«Во Горенко во новой»
1
8.09
5.
Певческое дыхание в песне
«Во Горенко во новой»
1
12.09
6.
Анализ песни «Во Горенко во новой»
1
12.09
7.
Работа над движениями в песне «Во Горенко во новой»
1
15.09
8.
Прослушивание звуковых примеров песни «Во Горенко во новой»
1
19.09
9.
Работа над песней «Возле речки, возле мосту», обработка Поповой Л.П.
1
19.09
10.
Манера исполнения песни «Возле речки, возле мосту»
1
22.09
11.
Артикуляция в песне «Возле речки, возле мосту»
1
26.09
12.
Певческое дыхание в песне «Возле речки, возле мосту»
1
26.09
13.
Анализ песни «Возле речки, возле мосту»
1
29.09
14.
Работа над движениями в песне «Возле речки, возле мосту»
1
3.10
15.
Закрепление песен «Во Горенко во новой», «Возле речки, возле мосту»
1
3.10
16.
Работа над песней «Вьюн над водой», обработка Поповой Л.П.
1
6.10
17.
Манера исполнения песни «Вьюн над водой»
1
10.10
18.
Артикуляция в песне «Вьюн над водой»
1
10.10
19.
Певческое дыхание в песне «Вьюн над водой»
1
13.10
20.
Анализ песни «Вьюн над водой»
1
17.10
21.
Прослушивание звуковых и видео примеров песни «Вьюн над водой»
1
17.10
22.
Работа над движениями в песне «Вьюн над водой»
1
20.10
23.
Работа над песней «Корильная», обработка Поповой Л.П.
1
24.10
24.
Манера исполнения песни «Корильная»
1
24.10
25.
Певческое дыхание в песне «Корильная»
1
27.10
26.
Анализ песни «Корильная»
1
7.11
27.
Артикуляция в песне «Корильная»
1
7.11
28.
Прослушивание звуковых примеров песни «Корильная»
1
10.11
29.
Работа над движениями в песне «Корильная»
1
14.11
30.
Закрепление песен «Корильная», «Вьюн над водой»
1
14.11
31.
Работа над песней «Молодка, молодка молоденькая», р.н.п.
1
17.11
32.
Манера исполнения песни «Молодка, молодка молоденькая»
1
21.11
33.
Певческое дыхание в песне «Молодка, молодка молоденькая»
1
21.11
34.
Анализ песни «Молодка, молодка молоденькая»
1
24.11
35.
Артикуляция в песне «Молодка, молодка молоденькая»
1
28.11
36.
Прослушивание звуковых примеров песни «Молодка, молодка молоденькая»
1
28.11
37.
Работа над движениями в песне «Молодка, молодка молоденькая»
1
1.12
38.
Работа над песней «Ой, да ты ж вулица», запись Щурова А.
1
5.12
39.
Манера исполнения песни «Ой, да ты ж вулица»
1
5.12
40.
Певческое дыхание в песне «Ой, да ты ж вулица»
1
8.12
41.
Анализ песни «Ой, да ты ж вулица»
1
12.12
42.
Артикуляция в песне «Ой, да ты ж вулица»
1
12.12
43.
Работа над движениями в песне «Ой, да ты ж вулица»
1
15.12
44.
Прослушивание звуковых примеров песни «Ой, да ты ж вулица»
1
19.12
45.
Закрепление песен «Ой, да ты ж вулица», «Молодка, молодка молоденькая»
1
19.12
46.
Закрепление песен «Во Горенко во новой», «Возле речки, возле мосту»
1
22.12
47.
Работа над песней «Ой, то не вечер, то не вечер», обработка Поповой Л.П.
1
9.01
48.
Манера исполнения песни «Ой, то не вечер, то не вечер»
1
9.01
49.
Певческое дыхание в песне «Ой, то не вечер, то не вечер»
1
12.01
50.
Анализ песни «Ой, то не вечер, то не вечер»
1
16.01
51.
Артикуляция в песне «Ой, то не вечер, то не вечер»
1
16.01
52.
Работа над движениями в песне «Ой, то не вечер, то не вечер»
1
19.01
53.
Прослушивание звуковых примеров песни «Ой, то не вечер, то не вечер»
1
23.01
54.
Работа над песней «Ой, ходила, ой Катюша», обработка Поповой Л.П.
1
23.01
55.
Манера исполнения песни «Ой, ходила, ой Катюша»
1
26.01
56.
Певческое дыхание в песне «Ой, ходила, ой Катюша»
1
30.01
57.
Анализ песни «Ой, ходила, ой Катюша»
1
30.01
58.
Артикуляция в песне «Ой, ходила, ой Катюша»
1
2.02
59.
Работа над движениями в песне «Ой, ходила, ой Катюша»
1
6.02
60.
Прослушивание звуковых примеров песни «Ой, ходила, ой Катюша»
1
6.02
61.
Закрепление песен «Ой, ходила, ой Катюша», «Ой, то не вечер, то не вечер»
1
9.02
62.
Закрепление песен «Корильная», «Вьюн над водой»
1
13.02
63.
Работа над песней «Посадила я куст черемушки», р.н.п.
1
13.02
64.
Манера исполнения песни «Посадила я куст черемушки»
1
16.02
65.
Певческое дыхание в песне «Посадила я куст черемушки»
1
20.02
66.
Анализ песни «Посадила я куст черемушки»
1
20.02
67.
Артикуляция в песне «Посадила я куст черемушки»
1
23.02
68.
Прослушивание звуковых примеров песни «Посадила я куст черемушки»
1
27.02
69.
Работа над движениями в песне «Посадила я куст черемушки»
1
27.02
70.
Работа над песней «Потеряла я колечко», р.н.п.
1
2.03
71.
Манера исполнения песни «Потеряла я колечко»
1
6.03
72.
Певческое дыхание в песне «Потеряла я колечко»
1
6.03
73.
Анализ песни «Потеряла я колечко»
1
9.03
74.
Артикуляция в песне «Потеряла я колечко»
1
13.03
75.
Работа над движениями в песне «Потеряла я колечко»
1
13.03
76.
Просмотр видео примеров песни «Потеряла я колечко»
1
16.03
77.
Закрепление песен «Потеряла я колечко», «Посадила я куст черемушки»
1
20.03
78.
Закрепление песен «Во Горенко во новой», «Возле речки, возле мосту»
1
20.03
79.
Работа над песней «Скакал казак через долину», р.н.п.
1
23.03
80.
Манера исполнения песни «Скакал казак через долину»
1
23.03
81.
Певческое дыхание в песне «Скакал казак через долину»
1
3.04
82.
Анализ песни «Скакал казак через долину»
1
3.04
83.
Артикуляция в песне «Скакал казак через долину»
1
6.04
84.
Работа над движениями в песне «Скакал казак через долину»
1
6.04
85.
Прослушивание звуковых примеров песни «Скакал казак через долину»
1
10.04
86.
Закрепление песен «Скакал казак через долину», «Потеряла я колечко»
1
10.04
87.
Работа над песней «Шел казак на побывку домой», гармонизация Кряжевских В.
1
13.04
88.
Манера исполнения песни «Шел казак на побывку домой»
1
17.04
89.
Певческое дыхание в песне «Шел казак на побывку домой»
1
17.04
90.
Анализ песни «Шел казак на побывку домой»
1
20.04
91.
Артикуляция в песне «Шел казак на побывку домой»
1
24.04
92.
Прослушивание звуковых и видео примеров песни «Шел казак на побывку домой»
1
24.04
93.
Работа над движениями в песне «Шел казак на побывку домой»
1
27.04
94.
Закрепление песен «Шел казак на побывку домой», «Скакал казак через долину»
1
4.05
95.
Работа над песней «Я все зори не спала», обработка Поповой Л.П.
1
8.05
96.
Манера исполнения песни «Я все зори не спала»
1
8.05
97.
Певческое дыхание в песне «Я все зори не спала»
1
11.05
98.
Анализ песни «Я все зори не спала»
1
15.05
99.
Артикуляция в песне «Я все зори не спала»
1
15.05
100.
Прослушивание звуковых примеров песни «Я все зори не спала»
1
18.05
101.
Работа над движениями в песне «Я все зори не спала»
1
22.05
102.
Работа над песней «Ты ляти, ляти, калена стрела», запись Щурова А.
1
22.05
103.
Анализ песни и манера исполнения песни «Ты ляти, ляти, калена стрела»
1
25.05
104.
Певческое дыхание в песне «Ты ляти, ляти, калена стрела»
1
29.05
105.
Артикуляция в песне «Ты ляти, ляти, калена стрела»
1
29.05
Заголовок 315