Доклад по теме Организация развивающей среды образовательного процесса по сопровождению и развитию одаренного ребенка


Организация развивающей среды образовательного процесса по сопровождению
и развитию одаренного ребенка
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат».
В. А. Сухомлинский.
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Сегодня проблема обучения одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области деятельности.
У одарённых детей особенно проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности, которая позволяет обучающимся погрузиться в творческий процесс самообучения и воспитывает в них жажду знаний, стремление к открытиям, к достижениям в области искусства или спорта, к активному умственному труду и самопознанию. Мы в школе создаем такое образовательное пространство, которое способно обеспечить развитие внутреннего деятельностного потенциала ученика; способностей, необходимых для стандартных учебных действий, обеспечивающих успех в учебе; способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни; умения ставить цели и искать способы их достижения; потребностей к свободному выбору и ответственности за результаты такого выбора, а также создание условий для максимально возможного использования обучающимися своих способностей; постоянного стимулирования позитивного проявления способностей.
Однако нередко в современной школе одаренные дети испытывают дискомфорт из-за отсутствия отмеченных выше условий и, особенно дифференцированного обучения, из-за ориентации школы на среднего ученика, из-за излишней унификации программ, в которых плохо предусмотрены или совсем не учитываются индивидуальные возможности усвоения знаний, проявления интересов и потребностей в применении знаний на практике.
Эти условия побудили нас к созданию собственной системы работы с одаренными детьми в рамках воспитательно-образовательного процесса школы. Эта система включает в себя: принципы работы с одаренными детьми, элементы системы, формы работы.
Принципы работы с одарёнными детьми
Индивидуализация обучения (наличие индивидуального плана обучения учащихся – высший уровень).
Принцип комфортности в любой деятельности.
Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации способностей одаренных учащихся.
Принцип возрастания роли внеурочной деятельности.
Принцип развивающего обучения.
Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.
Принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
В программе развития школы «От творчества учителя к качеству знаний учащихся» одной из ключевых задач значится «создание условий для максимальной реализации личного потенциала обучающихся, обеспечение высокого уровня качества и доступности образования», поэтому не случайно одна из составных частей программы развития ОУ – подпрограмма «Создание оптимальных условий для развития творческих и интеллектуальных способностей обучающихся», принятой на заседании Педагогического совета (утверждена приказом от 25.08.2014 № 158).Цель программы: создание условий для выявления, поддержки и развития способных и одаренных детей.
Задачи программы:
- откорректировать механизм выявления и развития одаренности детей;
- создать банк одаренных детей;
- создать организационно-педагогические условия для развития одаренности, развития способностей и творческого потенциала; совершенствование традиционных и внедрение в образовательный процесс современных педагогических технологий, методик;
- обучить педагогов методикам работы с одаренными детьми,
- стимулировать творческую деятельность педагогов, создать условия для удовлетворения потребностей педагогов в продуктивном самовыражении.
Ожидаемые результаты:
Повышение качества обученности обучающихся, рост успеваемости.
Становление системы по работе с одаренными учащимися, увеличение числа участников олимпиад.
Развитие творческого потенциала обучающихся, увеличение числа участников творческих конкурсов.
Улучшение физического здоровья учащихся, увеличение числа участников спортивных соревнований.
Организационное и функциональное обеспечение подпрограммы:
Функции директора.
Планирование работы с одарёнными детьми и контроль его выполнения,
Создание фонда поощрения и материального стимулирования одарённых детей.
Функции зам. директора по УВР и ВР.
Регулирование и коррекция образовательных процессов,
Организация и проведение семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми,
Координация действий учителей, работающих с одарёнными детьми,
Помощь в разработке индивидуальных образовательных программ для одарённых детей,
Сбор банка данных по одарённым детям.
Функции руководителей ШМК.
Подбор диагностических материалов для выявления одарённых детей.
Подготовка методических рекомендаций по работе с одарёнными детьми.
Определение критериев эффективности работы.
Планирование и проведение школьных предметных недель, олимпиад, творческих конкурсов, соревнований.
Оформление материалов по работе с одарёнными детьми на стенде методической работы (диагностики, образцы заданий, результаты олимпиад и т.д.)
Руководство подготовкой творческих отчётов учителей, работающих с одарёнными детьми.
Функции учителей-предметников.
Выявление одарённых детей по своим предметам.
Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.
Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям школьного и районного уровня.
Отбор и оформление в течение года достижений одарённых детей для предъявления на общешкольной ежегодной конференции.
Оформление своего опыта работы с одарёнными детьми в виде творческого отчёта для предъявления на педсовете.
Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей по предмету.
Функции классных руководителей.
Выявление детей с общей одарённостью.
Оформление в сводной таблицы по видам (областям) одарённости детей, используя данные своих диагностик и наблюдений, учителей-предметников, руководителей кружков, родителей.
Планирование воспитательной работы в классе с учётом реализации одарёнными детьми класса своих способностей.
Функции руководителей кружков и секций.
Выявление одарённых детей.
Организация творческих отчётов детей.
Предоставление необходимой информации классным руководителям.
Консультирование родителей.
Итак, Совершенствование системы работы с одаренными детьми начинается с создания банка одаренных детей. В сентябре-октябре 2014 года был скорректирован банк данных способных учащихся ( 24 учащихся – 60 % от общего числа):
- дети, проявившие особые успехи в изучении отдельных предметов – 18 (45%)
- дети, вовлеченные в спортивно-досуговую деятельность – 18 (45%)
- дети, вовлеченные в проектно-исследовательскую работу – 15 (37%)
- дети, вовлеченные в творческую деятельность – 20 (50%)
Динамика: на сколько % изменилось количество одаренных учащихся за два года:
1-4 классы: уменьшилось на 12%
5-9 классы: не изменилось.
10-11 классы: увеличилось на 12%.
Основные формы  внеурочной образовательной деятельности обучающихся  школы:
Индивидуальные занятия(Учет индивидуальных возможностей учащихся, формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности),
Школьная конференция (Формирование информационной культуры учащихся),
Предметная неделя, Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности, повышение мотивации учеников к изучению образовательной области, развитие творческих способностей учащихся),Научное общество учащихся «Совята» (Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности),
Кружки, клубы, секции (Развитие творческих способностей учащихся).
На ступени начального общего образования важное значение придаем организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС. Содержание внеурочной деятельности сформировано с учетом запросов обучающихся и их родителей, учитывает особенности, образовательные потребности и интересы обучающихся и организуется по направлениям развития личности. В 2015-2016 учебном году план внеурочной деятельности выстроен следующим образом:
общеинтеллектуальное направление (3 часа в неделю):
- пропедевтический факультативный курс «Информатика в играх и задачах»,
- «В гостях у сказки» (1 класс) и «В мире книг» (2-4 классы);
- «Хочу все знать»;
спортивно-оздоровительное направление (1 час в неделю):
- программа «Планета здоровья»;
- клуб «Смелые, ловкие, быстрые» (спортивные игры, соревнования);
общекультурное (2 часа в неделю) направлено на развитие творческих способностей и эстетических представлений учащихся: - кружок «Город мастеров» направлен на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с различными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома;
- танцевальный кружок «Непоседы»: инсценировки, театральные игры, концерты, праздники на уровне класса и школы;
духовно - нравственное (2 час в неделю):
- «Школа общения» способствует развитию духовно-нравственных ориентиров для жизненного выбора, привитие уважения к старшим, окружающим, расширяет рамки общения с социумом, помощь в самоопределении, приобретении социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни, оказание помощи в поисках «себя».
- «Устное народное творчество калмыков» освоение обучающимися ценностей народной культуры через ознакомление с народными играми, праздниками и праздниками, основами фольклора, декоративно - прикладного искусства, развитие творческих способностей детей, привлечение к практической и исследовательской деятельности по сохранению и возрождению традиционной культуры;
социальное (1 час в неделю):
- социальный проект «Растем вместе» как форма организации жизни ученического коллектива.

Научно-практические конференции, конкурсы исследовательских работ:
В течение последних 3 лет в школе работает НОУ «Совята», участники которого занимаются исследованиями различного направления, принимают активное участие в конкурсах.
Количество учащихся в 2041-2015 году: 15 (8-11 классы)
Руководитель: Шуркчиева Ю.Ю.
Консультанты: Ангарикова Б.А., Арлдаева Р.С., Горяева Д.В., Шуркчиев Е.Ю.
Направление работы:
- выявление одаренных детей,
- активное включение учащихся в процесс самообразования и саморазвития,
- организация научно-исследовательской деятельности учащихся,
Муниципальный уровень 2012-2013 учебный год 2013-2014 учебный год 2014-2015 учебный год
I 6 4 5
II 2 2 3
III 2 3 2
Дипломы 1 1
Республиканский уровень I 2 II 1 2
III 1 Дипломы 1 1
итого 12 13 13
Система дополнительного образования:
Режим работы школы обеспечивает занятость учащихся по интересам во второй половине дня. В текущем учебном году функционирует 4 кружка и 1 секции (Охват школьников кружковой работой составляет 80%.)
кружкисекция
ИнфомирЮный филолог ЭкокружокНОУ«Сова» ФутболНаранова В.К. Ангарикова Б.А. Шуркчиева Ю.Ю. Шуркчиева Ю.Ю. Шуркчиев Е.Ю.
9(23%) 7 (18%) 7 (18%) 15 (38%) 12(30%)

Кроме того, классные руководители поддерживают интерес учащихся к художественному творчеству. Учащиеся школы под руководством педагогов принимают участие в различных школьных и районных творческих конкурсах:
- конкурсы литературного творчества,
- конкурсы сочинений,
- конкурсы электронных презентаций,
- конкурсы декоративно-прикладного искусства,
- конкурсы рисунков,
- фотоконкурсы.
Муниципальный уровень 2012-2013 учебный год 2013-2014 учебный год 2014-2015 учебный год
I 1 6 13
II 4 14 10
III 5 14 9
Дипломы 4 2
Республиканский уровень I II 2 III 1 2
Дипломы 2 Итого 10 43 35
Спортивные достижения:
В школе функционирует секция футбола и кружок по шахматам, тренером которых является Шуркчиев Е.Ю. Несмотря на отсутствие спортивного зала, команда школы регулярно принимает участие и становится призером соревнований по мини-футболу. Ученики школы на протяжении последних лет становятся призерами и соревнований по шахмат.
С целью содействие в выявлении, поддержке и развитии талантливых детей, их самореализации, самоопределении, сохранении психологического и физического здоровья выстраивается Психолого-педагогическое сопровождение работы с одаренными детьми:
Диагностика одаренных детей посредством простого педагогического, психологического и родительского наблюдения, по стандартизированным тестовым заданиям и с помощью игровых и тренинговых методов.
Создание базы данных одаренных детей
Внедрение проблемно- исследовательских, проектных и модульных методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление
Проведение семинаров-практикумов с учителями, педагогами дополнительного образования, классными руководителями по вопросам выявления одаренных детей
Обобщение эффективного опыта работы учителей с одаренными детьми
Организация разнообразных форм работы с родителями.
Союзниками и помощниками в создание развивающей среды для работы с одарёнными детьми являются родители. Важно, чтобы и в классе, и дома царила атмосфера любви и интереса к предметам. Коллективная (родительское собрание, беседа, дискуссия, лекция, круглый стол, литературный праздник); групповая (тематическая консультация); индивидуальная (консультация) формы работы с родителями помогают наладить связь школы с семьей, и помогают в работе с одаренными детьми.В конце хотелось отметить и главные трудности в работе с одаренными детьми:
Слабая материальная база.
Перегрузка учителя и ученика.
Но тем не менее в своей работе стараемся придерживаться девиза: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат» (В. А. Сухомлинский)
Министерство образования и науки Республики Калмыкия
Отдел образования Администрации Юстинского РМО МКОУ «Харбинская СОШ»
Районная августовская конференция педагогических работников
«Творческая одаренность- прорыв к новому качеству развития личности»
Доклад: «Организация развивающей среды образовательного процесса
по сопровождению и развитию одаренного ребенка»
Докладчик: Ангарикова Алевтина Уджаевна,
Заместитель директора по ВР МКОУ «Харбинская СОШ»
Юстинского района РК.