Первые русские князья конспект урока
Образовательная программа: Начальная школа XXI века
Тип урока: изучение нового материала
Тема урока: Первые русские князья
Цель: создать условия для формирования представления о деятельности первых русских князей.
Задачи урока:
Образовательная:
способствовать формированию представлений о периодах правления каждого из князей
способствовать обучению школьников умению характеризовать исторических личностей
Воспитательная:
формировать чувство патриотизма и гордости за свою Родину
прививать интерес к предмету «история»
Развивающая:
Развивать умение работать с портретом
Развивать познавательную активность и самостоятельность в получении знаний.
Развивать познавательные процессы: внимание, мышление, память и т.д. Приёмы умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Основное содержание темы, термины и понятия
Содержание темы предполагает: целенаправленное развитие мышления у всех учащихся в процессе усвоения программного содержания, работа с такими понятиями «варяги», «дань», «древляне», «печенеги».
Организация образовательного пространства
Межпредметные связи: история
Оборудование: ИКТ, презентация, раздаточный материал, лента времени
Ресурсы:
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Часть 2. 3 класс – М.: Вентана-Граф, 2013
Ворожейкина Н.И., Виноградова Н.Ф. Наша Родина в прошлом. Беседы по истории России. 3 класс.- Смоленск.: Ассоциация XXI век, 1998
Соловьев В.М. Наша Россия. Книга для чтения по родной истории. – М.: Русское слово, 1996.;
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2012/07/08/konspekt-uroka-okruzhayushchego-mira-po-teme-pervye
http://www.pomochnik-vsem.ru/load/publikacii_pedagogov/geografija_okruzhajushhij_mir/urok_okruzhajushhij_mir_v_4_klasse_na_temu_quot_pervye_russkie_knjazja_quot/17-1-0-3930
Формы работы:
Фронтальная форма
Работа в паре
Работа в группе Планируемые результаты
Личностные
Метапредметные
Предметные
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Интересоваться изучением истории
своей страны
Извлекать информацию из различных источников
Могут объективно оценивать свои ответы и ответы одноклассников
Строить логические рассуждения
Знают заслуги первых русских князей
Умение быть настойчивым при выполнении заданий
Анализ предлагаемой информации
Организация своего рабочего места
Участвовать в диалоге, отвечать на вопросы, слушать и понимать речь других
Знают периоды правления князей
Осуществление самоконтроля и корректировки хода работы
Умеют давать характеристику исторической личности
Технология изучения темы
Этап I. Самоопределение к деятельности
Цель
№
Ситуативные задания (Деятельность учителя)
Деятельность учащихся
Форма работы
мотивация обучающихся к изучению темы
актуализация знаний учащихся через материал предыдущего урока;
1.
2.
Организационный момент (Слайд 1) 1 мин.
Здравствуйте, ребята. Если вы готовы к уроку окружающего мира, то можете садиться. Сегодня на уроке вам понадобятся рабочая тетрадь по окружающему миру, учебник и письменные принадлежности.
Определение темы урока 4 мин
Мы с вами начали знакомиться с такой наукой, как история. Что изучает история?
Что помогает людям в изучении истории?
Когда возникло древнерусское государство?
Назовите столицу древнерусского государства?
С чем связано образование древнерусского государства?
(Слайд 2)У меня рассыпалось слово, обозначающее правителя княжества, попробуйте его собрать.(Слайд 3,4)
Как вы думаете, какая тема у нас сегодня на уроке?
Что нам важно было бы узнать?
Подготовка к уроку. Приветствие учителя.
История изучает прошлое
Исторические источники, карта.
В 9 веке н.э.
Киев.
Появились города, княжества
Князь
Первые князья на Руси
Периоды правления, его достижения для Древней Руси.
Этап II. Изучение нового содержания
Цель
№
Учебные задания и методы работы с информацией
(Деятельность учителя)
Деятельность учащихся
Форма работы
создать условия для формирования представления о деятельности первых русских князей.
1.
Работа с текстом в парах 7 мин
Во все времена правителям было нелегко быть главой государства. Прочитайте текст. В парах найдите ответы на вопросы и запишите их в рабочие тетради:
Кого называют князем?
С кем советовался князь о военных делах и походах?
Что такое полюдье?
Проверка: чтение ответов
Вывод: Как вы думаете, легко ли быть князем на Руси?
Читают текст и находят ответы.
Глава государства, правитель
С дружиной
Сбор дани. Туда входили шкуры диких зверей, еду.
2.
Беседа 10 мин (Слайд 5,6)
Древняя летопись сообщает нам, что первым князем на Руси был Рюрик (862 - 879). В каком веке он правил? Посмотрите на его портрет? Какой он? Почему он изображен именно в кольчуге, с щитом?
Рюрик основал династию Рюриковичей.
Во время своего правления Рюрик построил город Новгород и овладел всеми окрестными землями.
У Рюрика был сын Игорь.
Когда Рюрик умер, кто должен был занять его место, как вы думаете?
Правильно, должен был остаться править сын Рюрика - Игорь, но он был еще совсем маленьким и не мог этого делать. (Слайд 7) Поэтому следующим правителем Древней Руси стал дядя Игоря – князь Олег (882-912).Посмотрите на портрет. Как изображен князь Олег?
Почему он так изображен?
В летописи он носит прозвище «Вещий».
(Слайд 8,9) Существует легенда о смерти князя Олега. Рассказывают, будто нагадал ему кудесник (предсказатель), что примет смерть он от своего любимого коня. С тех пор не садился Олег на этого коня. Как-то раз через много лет вспомнил князь о своём любимце, но узнал, что он мёртв. Посмеялся Олег над предсказанием кудесника и вздумал посмотреть на кости коня. Князь наступил на череп коня и засмеялся: «Не от этой ли кости умереть мне?» Вдруг из черепа выползла змея и ужалила Олега. От этого укуса он и умер.
Олег был храбрый князь, в народе любили его и жалели, когда он погиб.
(Слайд 10) Сын Рюрика – Игорь (912-945) стал править после смерти Олега.
В отличие от Олега Игорь не был создан, чтобы властвовать, воевать. Военные походы его обычно заканчивались неудачами. Население не всегда отдавали дань, которую наложил на них Олег, добровольно. Племя древлян отказалось платить большую дань князю.
Именно из-за того, что князь Игорь посчитал, что требовал с древлян меньше, чем они могли бы дать, и потребовал дополнительную дань, он вместе со своей дружиной погиб в сражении с древлянами у города Искоростень в 945 году.
Итак, от чего погиб князь Игорь?
В истории он получил прозвище «Старый». От того, что он уже старым стал княжить на Руси.
Работа с учебником 5 мин.
(Слайд 11) Затем стала княгиней жена Игоря – Ольга. Её прозвище святая
Откройте стр. 16 в учебнике и прочитайте предание о княгине Ольге.
Выскажите своё отношение к поступку Ольги?
После неё стал княжить её сын Святослав Храбрый. Почему он получил такое прозвище?
Послушайте историю из летописи о князе Святославе и скажите, как эти слова характеризуют его?
«ходил он легко, как барс, в походах спал на земле, подложив под голову седло. В походах так же не возил с собой ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав и зажарив на углях, так ел».
Погиб князь Святослав в бою с вражеским племенем печенеги.
9 век
Средневековый воин с пронзительным суровым взглядом, в кольчуге с накинутой на нее звериной шкурой и с щитом и мечом в руках.
Он всегда был готов к бою.
Сын.
В военных доспехах. Потому что часто воевал.
Знающий будущее.
От своей жадности
Высказывают мнение своё о её поступке.
Был храбрым, много воевал.
Он был князем-воином, мог спать под открытым небом, подложив под голову седло, был неприхотлив в пище, перед походом предупреждал о нападении.
Этап III. Диагностика качества освоения темы
Цель
№
Варианты заданий (Деятельность учителя)
Деятельность учащихся
Форма работы
Установить степень усвоения темы «Первые русские князья»
1.
Групповая работа 10 мин
Заполните табличку о правителе. Можете пользоваться текстом из учебника с.12
1 четвёрка – о князе Рюрике
2 пятёрка – о князе Олеге
3 четвёрка – о князе Игоре
4 четвёрка – о княгине Ольге
5 четвёрка – о князе Святославе
А у 6 четвёрки будет очень ответственное задание проверить, то что напишут другие группы.
Проверка: слушаем результаты 6 группы. Кто лучше всех справился?
Работая с учебником, заполняют таблицу.
Этап IV. Рефлексивная деятельность
Цель
№
Варианты заданий (Деятельность учителя)
Самоанализ и самооценка ученика
Форма работы
научить школьников соотносить полученный результат с поставленной целью и оценивать результат своей деятельности.
Для оценивания результата деятельности обучающихся можно задать следующие вопросы:
1.
Кто правил на Руси?
Князь
2.
Как называлась первая династия на Руси?
Рюриковичи
3.
Какова роль первых русских князей того времени?
Расширение территорий, строительство городов, сбор дани для развития государства
Работа с лентой времени (5 мин)
Сейчас возьмите свои ленты времени и отметьте время правления каждого из князей.
Имя князя
Имя князя
Имя князя
Имя князя
Время правления
Время правления
Время правления
Время правления
Качества характера
Качества характера
Качества характера
Качества характера
Дела на благо страны
Дела на благо страны
Дела на благо страны
Дела на благо страны
Имя князя
Имя князя
Имя князя
Имя князя
Время правления
Время правления
Время правления
Время правления
Качества характера
Качества характера
Качества характера
Качества характера
Дела на благо страны
Дела на благо страны
Дела на благо страны
Дела на благо страны
Время правления верное?
Описаны ли качества характера?
Перечислены ли дела князя?
1 команда
2 команда
3 команда
4 команда
5 команда
Заголовок 3Заголовок 5Заголовок 615