Конспект по истории на тему Тыл в годы Великой Отечественной войны (9 класс)

Тема урока: Тыл в годы Великой Отечественной войны.

Цель урока: - Создать условия для изучения жизни советского тыла в годы Великой Отечественной войны, его роли как одного из факторов победы над Германией.
- Помочь учащимся осознать меры ответственности каждого труженика тыла за вклад в общее дело Великой Победы.

- Развитие умений учащихся: анализа исторического документа,
обобщения, исследовательской деятельности ,
коммуникативных навыков речевого взаимодействия,

- Способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к героическому прошлому своего народа.
- Содействовать воспитанию любви и гордости за свою малую Родину.


Задачи: Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению исторических фактов и понятий;
- по обобщению и систематизации знаний учащихся в рамках темы;
- по постановке и решению проблемного вопроса.

Форма урока: Изучение нового материала с использованием информационно – коммуникативных технологий.

Основные понятия: тыл, мобилизация, Государственный Комитет Обороны, доблестный труд.

Ход урока:

Мотивация: Добрый день и добрый час,
Всех приветствую сейчас.
Пожелаю вам удачи, оптимизма и ума,
Чтоб сегодняшнюю тему изучили мы сполна.
Учите историю и не ленитесь,
Подвигом предков вечно гордитесь.

Постановка темы урока и проблемного вопроса:
- Сегодня мы продолжим изучение раздела «Великая Отечественная война».
- Для определения темы нашего урока я предлагаю поработать с плакатами периода Великой Отечественной войны. Рассмотрите внимательно изображения и призывы к гражданам СССР.
- Опираясь на свои умозаключения, попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. (какой вклад в Победу внесли люди, находящиеся в тылу; какие трудовые подвиги совершили люди во время войны и т.д.)
«Тыл в годы Великой Отечественной войны» (1 слайд)

- Прочтите внимательно высказывание крупнейшего русского философа Василия Осиповича Ключевского. (2 слайд). «В истории России войны – это тяжелый труд всего народа». Как вы понимаете данное высказывание? (ответы учеников. Солдаты воюют, защишая Родину, участвуют в боевых действиях, а гражданское мирное население дают армии продовольствие, одежду, снаряды, боевую технику, моральную поддержку)

- Сейчас я предлагаю вам послушать отрывок речи Сталина. Произнесенной 3 июля 1941 года. (Речь Сталина 33 сек.)
- Как вы думаете, почему Иосиф Виссарионович обратился к гражданам со словами «друзья, товарищи, братья и сестры» (чтобы сплотить людей перед лицом опасности; показать, что в данной ситуации народ един перед отпором врагу; что помощь требуется не только от солдат и офицеров, но и от тех, кто трудится в тылу.)

Перед вами стоит проблемный вопрос, ответ на который нам необходимо дать в конце урока. (ученик зачитывает вопрос: «Что, на ваш взгляд, заставило советский народ, находящийся в тылу, совершить трудовой героический подвиг?»)
(ФРАГМЕНТ «Подвиг тружеников тыла»)


- Угроза захвата немцами наиболее развитых промышленных районов страны потребовала организовать вывоз наиболее ценного оборудования. Началась грандиозная эвакуация на Восток заводов и фабрик, оборудования колхозов и МТС. Предстояло в короткий срок под налетами вражеской авиации вывезти тысячи предприятий и миллионы людей.

- Объясните, пожалуйста, термин «эвакуация». (с последующей записью в тетрадь)
Для организации этой работы был создан Совет по эвакуации. За первые 5 месяцев войны были эвакуированы 1,5 тысячи промышленных предприятий и свыше 10 миллионов человек. К середине 1942 года завершился перевод советской экономики на военный лад, а выпуск военной продукции превзошел по объему германский. И это при том, что часть территории находилась под оккупацией.
- Найдите определение термину «оккупация».
(Работа со словарем или в сети Интернет)

Представление исследовательских работ учащихся.

28 июня 1941 года постановлением Государственного Комитета Обороны СССР район Саратова объявлялся прифронтовой зоной.
- За две недели до данного урока я попросила вас провести исследовательскую работу по изучению вклада тружеников тыла в победу на территории Саратовской области. Все исследование мы разделили на три направления:
«Тыл и Саратов в годы Вов»
«Тыл и Ивантеевский район в годы Вов»
«Тыл и жители Ивановки в годы Вов»

(ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ПО РАСКРЫТИЮ ТЕМЫ)
1 «Тыл и Саратов в годы Вов» (Барахтянский А.)


Саратов в годы Великой Отечественной войны. Тыл.
В годы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] более 680 тысяч саратовцев с оружием в руках защищали Отчизну. Только из трёх училищ, расположенных в Кировском районе [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], на фронт ушло более 12 тысяч офицеров Десятки тысяч жителей Саратова и области выразили желание добровольно вступить в ряды [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. За подвиги, совершённые во время Великой Отечественной войны, звания [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] были удостоены более 300 саратовцев, 32 саратовца стали полными кавалерами ордена Славы.
Военное небо Саратова
Всего за время войны на Саратов было совершено 25 вражеских. В последующем воздушные удары наносились также по [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], Марксу и другим населенным пунктам и железнодорожным линиям. Общий материальный ущерб Саратовской области от бомбардировок составил 215 млн рублей. Погибло более 400 мирных граждан. Только на Саратов враг сбросил в общей сложности около 7 тысяч авиабомб.
Практически все жители Саратова, Балашова, Энгельса и других городов, расположенных в территориальной близости от областного центра, держали противовоздушную оборону: боролись с пожарами, дежурили на постах. В результате огня нашей зенитной артиллерии и действий истребительной авиации над Саратовом было сбито 16 самолетов противника. Первой это удалось сделать лётчице 586-го истребительного авиационного полка [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. В ночь с 24 на 25 сентября 1942 г. она сбила вражеский бомбардировщик Ю-88, за что была награждена орденом Красного Знамени. Она стала первой в мире женщиной, сбившей вражеский самолет.
Эвакогоспитали
Огромную роль в годы Великой Отечественной войны играли действующие [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Только на территории города их было более 30. Для них были выделены лучшие помещения школ, институтов, гостиниц и санаториев. Развёртывание около 200 эвакуационных госпиталей на территории Саратовской области стало возможным, благодаря имевшимся в 1941 году высококвалифицированным медицинским кадрам.
Оборонно-промышленный комплекс Саратова
До конца 1942 года в городах и поселках Саратовской области было размещено почти 100 эвакуированных предприятий из западных районов страны.
В результате эвакуации и начатого еще до войны промышленного строительства число заводов союзного значения в области выросло в полтора раза. Было создано свыше десяти крупных промышленных предприятий. Наиболее важными саратовскими предприятиями являлись авиационный завод, нефтеперерабатывающий (Крекинг-завод им. С. М. Кирова), подшипниковый (ГПЗ-3) и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] заводы.
Расширение промышленного производства и призыв людей в армию обострили проблему рабочей силы на предприятиях области. В первые месяцы войны на производство добровольно пришли свыше 3 тысяч студентов вузов и техникумов, около 23 тысяч девушек и женщин, тысячи подростков и пенсионеров. В результате доля женского труда в Саратове поднялась до 65 %.
За годы войны был удвоен выпуск продукции, а металлообрабатывающая промышленность увеличила объем производства даже в четыре с лишним раза.
Летом-осенью 1941 года происходит перевод гражданских предприятий на выпуск военной продукции. На заводах и фабриках Саратовского края внедрялось производство стрелкового оружия, снарядов, бомб, мин, танковых корпусов, приборов и электрооборудования для военной техники, походных кухонь, самолетных бензобаков, армейских лыж и мокроступов. Также был налажен пошив армейского обмундирования и снаряжения.
5 заводов (авиационный, шарикоподшипниковый, нефтеперерабатывающий, щелочных аккумуляторов и им. С. Орджоникидзе) были награждены орденами СССР за вклад в военно-экономическую победу над агрессором. Саратовский завод им. С. М. Кирова (тогда крупнейший в Европе завод по производству топлива, а ныне ОАО «Саратовский нефтеперерабатывающий завод») дал фронту больше всего в Советском Союзе горючего  3 млн тонн.
Саратов  родина одного из известных самолётов Великой Отечественной войны. Всего на [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в Саратове в 19411944 и в 19441946 годах было изготовлено 13569 самолетов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] всех модификаций (больше половины от числа всех самолетов, имевшихся у СССР к 22 июня 1941 года). Каждый третий самолет Великой Отечественной войны был выпущен в Саратове. В годы войны авиационный завод подвергался жестоким бомбардировкам гитлеровской авиации, в результате которых он был уничтожен на 70 %. Кроме советских летчиков на Як-1 и Як-3 воевали французы из полка «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]».
Пожертвования на военную технику
За годы Великой Отечественной войны жители Саратовской области из своих личных сбережений внесли на вооружение Красной Армии 460 млн рублей и, кроме того, сдали 32 кг золота, серебра и платины. На эти средства было приобретено и отправлено на фронт более 1500 самолетов, много танков, артиллерийских орудий и другого вооружения.
Колхозники сельхозартели «Сигнал революции» Ворошиловского района Саратовской области (ныне с. Усть-Курдюм Саратовского района) первыми в стране купили на собственные сбережения самолет для фронта. По указанию командования купленный колхозом «Сигнал революции» самолет был торжественно вручен летчику, Герою Советского Союза [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Колхозник-пасечник колхоза «Стахановец» Ново-Покровского (ныне Калининского) района Саратовской области [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] первым в стране лично внёс 100 000 рублей на самолет для фронта. Сейчас этот самолет, единственный в мире сохранившийся истребитель ЯК-1, является экспонатом Саратовского областного музея краеведения и экспонируется в музее Боевой славы на Соколовой горе. Позднее, в 1944 году, Ферапонт Головатый купил второй истребитель  ЯК-3. На его самолетах летал летчик-саратовец,
· Герой Советского Союза [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. За годы войны он сбил 23 немецких самолёта, 14 из них  на самолётах Головатого.
Примеру Ферапонта Головатого последовали 69 колхозников нашей области.
База для формирования резервных частей и соединений Красной Армии
Под руководством знаменитой летчицы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в конце 1941  начале 1942-го годов под Энгельсом были созданы уникальные, единственные в мире три женских авиационных полка , которые в 19421943 гг. вели воздушные бои в небе Саратова и Сталинграда. В честь основателя женских авиационных отрядов М. Расковой названа одна из улиц Саратова и установлен памятник.
В разное время в крае находилось до 30 военных училищ и школ, которые выпустили десятки тысяч офицеров. В частности, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]  около 4 тысяч, танковое училище  6 тысяч офицеров.

2) «Тыл и Ивантеевский район в годы Великой Отечественной войны»
«Тыл и Ивантеевский район в Великой Отечественной войне»
При работе над исследованием «Тыл и Ивантеевский район в Великой Отечественной войне» я использовала дополнительную литературу из ивановской сельской библиотеки, а также мы классом встречались с Александром Михайловичем Лисицыным - автором книги "Край трех Иргизов". Полученную информацию я представляю в виде доклада.
На фронт ушло все мужское взрослое население вплоть до 1926 года рождения. Основная тяжесть военного лихолетья легла на плечи женщин, стариков и детей. Но они работали, не покладая рук, давая фронту продовольствие, топливо, деньги.
Жителями Ивантеевского района по патриотическому призыву родины «Все для фронта – все для победы!» из своих личных запасов в фонд Обороны безвозмездно были перечислены суммы 1 285 702 рубля и передано 1210 пудов хлеба. На эти средства были построены семь самолетов, защищавших небо Сталинграда.
В ноябре 1941 года в район приходит распоряжение о начале строительства железной дороги «Пугачевск – Звезда». Строительство этой дороги являлось частью стратегического замысла по оперативной переброске важных военных грузов и воинских формирований. В строительстве военно – стратегического объекта принимало участие гражданское население. Было мобилизовано на строительство 300 человек. Рабочих рук не хватало. В сельскохозяйственных работах принимали участие школьники 5 – 7 классов, они осенью собирали сухую траву в полях и по оврагам, пополняя кормовую базу для животных, зимой кормили скот. Только самоотверженная работа, понимание необходимости и важности проводимой работы, вера в победу над врагом заставляли людей совершать свой ежедневный героический подвиг.
В январе 1942 года в ивантеевский район прибыла группа немецких военнопленных для продолжения строительства железной дороги между селами Большая Таволожка и Арбузовка. Несмотря на то, что это враги, местное население с состраданием относилось к пленным, подкармливали их, давали теплые вещи. В то время существовало и немецкое кладбище. В настоящее время на месте бывшего немецкого захоронения колосятся хлебные культуры «Заречья». В 1942 году в Ивантеевский район прибывают беженцы из Белоруссии, Украины, Смоленской, Курской областей. Селились они в домах местных жителей сел Арбузовка, Ивантеевка, Бартеневка, Ишковка, в некоторых домах проживало по 15-20 человек. Беженцы тоже принимали участие в строительстве железной дороги. Но строительство дороги были приостановлено после победы под Сталинградом.
В годы войны своими высоки показателями в Поволжье прославился совхоз «Тракторист». В 1943 году «Тракторист», собрав рекордный урожай – 1 миллион пудов зерна, занял третье место в Советском Союзе. За достигнутые трудовые успехи хозяйство было награждено переходящим Красным Знаменем Государственного Комитета Обороны.
Многие женщины и молодые девушки получали сельскохозяйственные профессии в Пугачеве, Вольске, Саратове (Орлова, Гриднева, Басова, Яшкина Клавдия Ефимовна) и возвращались в родные колхозы. В средних школах открылись курсы счетоводов, учетчиков, где обучались учащиеся старших классов и выходили на работы. Непосещение школы учащимися старших классов никак не наказывалось, т.к. старшеклассники работали наравне со взрослыми. Тринадцатилетний Сергей Жиров из Бартеневки сел за рычаги трактора и выполнял по две нормы за смену. Всю свою последующую, более чем сорокалетнюю механизаторскую жизнь, Сергей Егорович почти всегда выполнял по две нормы: за себя и погибшего на войне отца. Двенадцатилетний плугарь Женя Золотухин и его сверстники – погонщики быков Костя Корниенко и Петя Смыгин из совхоза «Тракторист» ежедневно перевыполняли норму вспашки зяби.
Невозможно рассказать о вкладе каждого жителя в Великую Победу, но мы должны заниматься исследовательской поисковой деятельностью, чтобы имен героев было как можно больше.
За годы войны из Ивантеевского района ушли на фронт 5585 человек, не вернулось 2436 человека. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Степан Петрович Жарков является кавалером трёх орденов славы.

3) «Тыл и жители Ивановки в годы Великой Отечественной войны»

«Тыл и жители села Ивановка в период Великой Отечественной войны»
Я провела исследование на тему «Тыл и жители села Ивановка в период Великой Отечественной войны». В работе использовала данные Ивановской сельской администрации, школьного музея, сельской библиотеки. Провела встречу с детьми войны – Князьковой Валентиной Александровной и Хромовой Марией Александровной.
Весть о начале Великой Отечественной войны застала жителей села Ивановки врасплох. Словно волна, пробежала новость по селу, в это раннее утро 22 июня 1941 года, застав ивановцев кого в поле, кого на собственном огороде. Чуть позже пошли по селу посыльные из сельского совета с сообщением о сходе сельчан в 12 часов дня на сельской площади, в центре села. Весть потрясла людей. Собрались быстро, организованно. С замиранием сердца слушали слова тогдашнего председателя сельсовета – Гамазкова Федора Михайловича о нападении на нашу страну фашистской Германии. Люди стояли семьями, скорбь и горе были в их лицах, женщины не сдерживали слез, суровы были лица мужчин. Здесь же на сходе было объявлено о начале мобилизации. А к вечеру потянулись к сельсовету вереницы народа. Мужчины с вещмешками на плечах уходили на войну, а жены, родители и дети шли их проводить. Отправка мобилизованных началась поздно ночью. Старожилы вспоминали, что в 2 часа ночи мужчин на трех подводах отправили в Пугачев на сборный пункт. Плач и стон стояли над селом.
Из Ивановского сельского совета на фронт ушло 648 человек, не вернулось 289 человек.
Мужчин в селе осталось очень мало. И вся тяжелая работа легла на женские плечи. Надо было обрабатывать поля и убирать выращенный урожай. Из Пугачева приехал товарищ Неоредов учить женщин и девушек работать на тракторах. В течение нескольких недель они освоили профессию тракториста. Труженики тыла Соколова Анна Александровна, Вдовухина Раиса Ивановна, Абрамочкина Нина Федоровна рассказывали о том тяжелом для всей страны времени, о своем нелегком труде. Все эти женщины в то время были молодыми девушками, только что окончившими школу.
Остальные женщины и старики работали на быках, возили сено и солому. Техники было очень мало. Работали даже по ночам, с фонарями. По несколько дней не приходили с поля домой, там же и спали. Выращивали для фронтовиков табак, чтобы отправить посылки. Девочки что постарше пряли шерсть, вязали варежки, носки, шили кисеты для солдат.
Труженики тыла проявляли стойкость не меньшую, чем фронтовики. Было необходимо выпускать продукции вдвое, втрое больше, чем в мирное время.
В трудных условиях колхозники сумели справиться с ответственной задачей. Только в первый военный год колхозы и совхозы Саратовской области сдали государству свыше 57 миллионов пудов хлеба и около трех миллионов пудов картофеля и овощей. В этом есть вклад жителей нашего села. Большую помощь колхозам оказывали школьники, работая наравне со взрослыми женщинами.
В 1990-ые годы статус «Труженик тыла» получили 63 жителя с. Ивановка. По данным на январь 2015 года их осталось только 9.
- Предлагаю просмотреть видеоролик с воспоминаниями старожилов, в то далекое трудное время они были детьми.
(ВИДЕОРОЛИК с Князьковой В.А. и Хромовой М.А.)
«Всенародная помощь фронту»- понятие условное, с весьма подвижными границами. В этой помощи есть и доля жителей нашего села, и в победе есть их частичка. Мы гордимся предками. В честь наших героев в центре села стоит памятник, над которым шефствует школа.
Культура и наука в годы войны
Несмотря на трудности военного времени, государство уделяло большое внимание развитию отечественной науки и культуры.
Перед вами лежат рабочие листы с заданиями. Вам необходимо заполнить таблицу. Первый столбец- это имена деятелей (они у вас написаны), второй столбец – что они создали (нужно заполнить). Изучаем вопросы учебника «Образование и наука», «Деятели культуры – фронту», самостоятельно заполняем таблицу. Затем проводим взаимопроверку по слайду.
ТАБЛИЦА "Культура в годы войны"
Ф.И.О. ученого, деятеля культуры
Над какой проблемой работал, что создал?

С.А.Чаплыгин, М.В.Келдыш, С.А.Христианович
Теоретические разработки в области аэродинамики позволили разработать и начать выпуск новых образцов боевых самолетов.

А.Ф.Иоффе и др.
Создал первые советские радиолокаторы.

О.Берггольц
"Ленинградская поэма".

В.Инбер
"Пулковский мередиан".

К.М.Симонов
"Дни и ночи".

В.С.Гроссман
"Направление главного удара".

А.Бек
"Волоколамское шоссе".

Л.Луков
к/ф "Два бойца".

И.Пырьев
к/ф"Секретарь райкома".

Д.Шостакович
Седьмая (Ленинградская) симфония.

А.В.Александров, С.В.Михалков, Г.Эль-Регистан
Создали новый Гимн СССР.

К.Шульженко, Л.Русланова, Р.Бейбутов, М.Бернес
Известные исполнители лирических песен.


- А какие произведения о Великой Отечественной войне изучали вы на уроках литературы? (процитировать по нескольку строк стихотворений, назвать произведения:
Твардовский «Василий Теркин», «Я убит подо Ржевом», «Жди меня, и я вернусь..» и т.д)

Закрепление

- А сейчас давайте вернемся к проблемному вопросу нашего урока и попробуем на него ответить. «Что, на ваш взгляд, заставило советский народ, находящийся в тылу, совершить трудовой героический подвиг?»

Затем проводится рефлексия (заполнение схемы «Фишбоун» (рыбьи косточки) по мини-группам. (голова «рыбы» - все, что связано с властью, «косточки» – труженики тыла, деятели науки и культуры «хвост» - вывод)
(Голова – мобилизация, эвакуация, Совет по эвакуации.
Кости – Твардовский, Бернес, Русланова, Симонов, Головатов, Раскова, Дремов, Кузьмин, Вдовухина, Абрамочкина и т.д.
Хвост – совместный целенаправленный подвиг солдат и тружеников тыла привел к долгожданной Победе)

Итог урока:
Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.
Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.
Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.
2015 год юбилейный. Мы отметили семидесятую годовщину Победы в Великой Отечественной войне.
Д.З.
Параграф 31
15