Л.Н.Толстой Рассказ «После бала»


МНОГО ЛЕТ ЗВУЧАЛ СУРОВЫЙ И ПРАВДИВЫЙ ГОЛОС, ОБЛИЧАВШИЙ ВСЕХ И ВСЁ; ОН РАССКАЗАЛ НАМ О РУССКОЙ ЖИЗНИ ПОЧТИ СТОЛЬКО ЖЕ, КАК ВСЯ ОСТАЛЬНАЯ НАША ЛИТЕРАТУРА.Историческое значение работы Толстого…- итог всего пережитого русским обществом за весь 19 век, и книги его останутся в веках, как памятник упорного труда, сделанного ГЕНИЕМ… М. ГОРЬКИЙ Тема урока:«Все дело в среде или в случае ?» Цель урока:рассмотреть сюжет и композицию произведения;дать представление о контрасте как художественном приёме, на котором строится произведение;Определить социально-нравственные проблемы данного произведения. История создания рассказаИзвестно, что в основу рассказа легла история, которая произошла со старшим братом писателя - Сергеем Николаевичем. Рассказ – это эпический жанр. Основу рассказа обычно составляет одно событие или происшествие, хотя могут быть и более объемные темы, охватывающие длительные отрезки времени, даже всю жизнь героя. Как правило, одна сюжетная линия. В рассказе выделяются следующие основные части:набалупосле балазаключение В рассказе выделяются следующие основные части:Рассказ, таким образом, заключён в "раму". Этот композиционный приём называется "рассказ в рассказе", потому что произведение написано писателем так, что обо всех событиях мы узнаём от рассказчикавступлениена балупосле балазаключение Первоначально рассказ назывался по-разному: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите…». Писатель остановился на названии «После бала»: Вспомним слова героя рассказа, Ивана Васильевича: «Вся жизнь переменилась от одной ночи, или, скорее, утра». Главное в рассказе то, что произошло рано утром, после бала: повествователь увидел, как истязают солдата, причем командовал казнью отец его возлюбленной. Толстой обращается к событиям семидесятилетней давности, чтобы показать, что за это время почти ничего не изменилось: в армии царят произвол и жестокость, на каждом шагу нарушаются справедливость и человечность. Он восклицает: «Какое страшное нравственное искалечение должно происходить в умах и сердцах таких людей!» ВЫ ОШИБЛИСЬ.Подумайте.45678 21век(эпоха, в которой живёт читатель)40-е годы 19в,время Николая1 (события, изображённые в рассказе)1900-е годы, время Николая 2(современная автору эпоха)Перекличка эпох в рассказе «После бала»
style.rotation

style.rotation

style.rotation Какие события описаны в рассказе?1. 2. бал у губернаторского предводителя Сцена наказания



– франц. contraste – резко выраженная противоположность.Контраст Наблюдение над языковыми средствамиНа балу:балбал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепныйзвукиКадрили, вальсы, полькихозяева баладобродушный старичок, богач-хлебосол, жена его добродушнаяВаренькав белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках, у неё сияющее разрумянившееся лицо и ласковые милые глазаполковникКрасивый, статный, высокий, свежий, с белыми усами, белыми бакенбардами, с блестящими глазамиИван ВасильевичДоволен, счастлив, блажен, добр,
«Солдат- бранное слово в устах нашего народа, солдат- существо, движимое одними телесными страданиями. Солдат – существо грубое, грубеющее ещё более в сфере лишений, трудов и отсутствия оснований образования, знания образа правления, причин войны и всех чувств человека. Наказание солдата за малейший проступок есть мучительная смерть, высшая награда – отличие, дающее ему право, присущее человеку, - быть не битым по произволу каждого. Вот кто защитник нашего Отечества.»Из публицистических сочинений Л.Толстого. Экзекуция (телесное наказание):улицаЧто-то большое, чёрное, жёсткое, нехорошая музыказвукиНеприятная, визгливая мелодиясолдатыМного чёрных людей, в чёрных мундирах, наказываемыйОголённый по пояс, спина его- что-то пёстрое, мокрое, красное, неестественноеполковникВысокий военный, шёл твёрдой подрагивающей походкойИван ВасильевичБыло стыдно, опустил глаза, на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска
{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепныйБал-экзекуцияЧто-то большое, чёрное, жёсткое, нехорошая музыкаКадрили, вальсы, полькизвукиНеприятная, визгливая мелодиядобродушный старичок, богач-хлебосол, жена его добродушнаяхозяева балаМного чёрных людей, в чёрных мундирах, в белом платье, в белых перчатках, в белых башмачках, у неё сияющее разрумянившееся лицо и ласковые милые глазаВаренька-наказуемыйОголённый по пояс, спина его- что-то пёстрое, мокрое, красное, неестественноеКрасивый, статный, высокий, свежий, с белыми усами, белыми бакенбардами, с блестящими глазамиполковникВысокий военный, шёл твёрдой подрагивающей походкойДоволен, счастлив, блажен, добр,Иван ВасильевичБыло стыдно, опустил глаза, на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}балулицазвукизвуки хозяева баласолдатыВареньканаказываемыйполковникполковникИван ВасильевичИван ВасильевичНаблюдение над языковыми средствами
Автор подчеркивает

Контрастное изображение героев, их психологического состояния, обстановки, в которой они действуют, позволяет писателю выявить существо их характеров и то же время обнажить социальные противоречия в царской России. ВЫВОД: «Какое страшное нравственное искалечение должно происходить в умах и сердцах людей, часто молодых, которые, я сам слышал, с видом глубокомысленной мудрости говорят, что мужика нельзя не сечь и что для мужика это лучше.Вот этих-то людей больше всего жалко за то озверение, в которое они впали и в котором коснеют… Стыдно!»Л.Толстой.1895г {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Черновой вариантОкончательный вариант«Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась ничем, а я поступил на службу, и старался выработать в себе такое сознание своего долга, - я так называл это, - как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости теперь понял весь ужас того, что видел и что сам делал.»«Что ж, вы думаете, что я тогда решил, что то, что я видел, было – дурное дело? Ничуть. Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал», - думал я и старался узнавать это. Но сколько ни старался и потом не мог узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видишь , не годился» Произведение заставляет задуматься о:А) личной ответственности человека за жизнь общества;Б) судьбе полковника;В) любви Ивана Васильевича. Какие социально-нравственные проблемы хотел донести Л.Н. Толстой до своего читателя? Проблемы , поднятые автором в рассказе:Выразил отношение к жестокости обращения с солдатами.Социальной несправедливости: Почему одни живут беззаботной жизнью, а другие влачат нищенское существование.Проблемы чести, долга, совести. «Все дело в среде или в случае ?» Как вам кажется, потерял ли рассказ «После бала» свою актуальность? ТОЛСТОЙ-то, ТОЛСТОЙ! Это… не человек, а ЧЕЛОВЕЧИЩЕ, ЮПИТЕР. Максим ГорькийТОЛСТОЙ действительно огромный художник, какие рождаются веками, и творчество его кристально чисто,светло и прекрасно. В. Г. Короленко …Нет человека более достойного имени гения, более сложного, противоречивого и во всём прекрасного… А. П. Чехов Домашнее задание:Написать сочинение-рассуждение на тему:«Что такое честь, долг, совесть в моем понимании».Тезисный план:Определения понятий (словарь)Связь этих понятий.Примеры из литературы.Примеры из собственной жизни (жизни родственников).Не устарели ли эти понятия.