Cоциальный проект Помоги птицам зимой

Малоирменская ООШ

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«ПОМОГИ ПТИЦАМ ЗИМОЙ»




Руководитель: Доброцветова Н.Ю.

2015 год

Пояснительная записка
В настоящее время всё большее значение в работе с обучающимися приобретают вопросы экологии и защиты окружающей среды. Огромную важность имеют вопросы экологического оздоровления нашей малой Родины, возрождение природы родного края, воспитание уважения и любви к красоте окружающего мира. Экология - одна из важнейших проблем современного общества.
Интерес к вопросам обучения и воспитания экологии обусловлен еще и тем, что экология - интересная и полезная наука о защите природы, которая дает возможность детям узнать как можно больше о природе родного края, воспитывать у них любовь к растениям и животным. Ничего не изменится в лучшую сторону, пока мы не вложим в душу наших детей любовь и заботу о природе, а в их головы - экологическое сознание.
Поэтому создавая социальные проекты по защите окружающей среды, мы делаем первый шаг к познанию того, что находится вокруг ребенка, а работа в творческих делах позволяет понять, зачем нам нужна природа и, что только сообща мы можем сохранить ее для будущего, т. е., защитить от самих себя. Ребенок должен понять, какую он может оказать помощь в защите окружающей его природы, какие этапы экологического становления он должен пройти, чтобы не навредить, а только помогать в развитии этой красоты.
Проект "Помоги птицам зимой" первый шаг к приобретению обучающимися знаний о природе, которая их окружает в настоящее время, развитию практических умений и навыков, необходимых для созидательного и ответственного отношения к природе той территории, где они проживают с учетом региональных особенностей. В процессе работы над проектом ребята учатся работать в одной команде, развивать творческие и технические способности, используя межпредметные знания.
Результатом проекта должно стать:
бережное отношение к природе родного края;
экологическая культура обучающихся,
творческая самореализация
умение работать в команде





[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


Цель: Формирование гуманной, социально - активной личности, способной понимать и любить окружающую природу и бережно относиться к ней.
Задачи:
1. Расширить и пополнить знания детей о зимующих в наших краях птицах;
2. Развить интерес к проектной деятельности, обучить работе в группе и индивидуально по плану проекта;
3. Развивать навыки самостоятельной и групповой работы с различными источниками информации;
4. Развивать творческие способности, трудовые навыки (в ходе изготовления кормушек);
5. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, сочувствие к тем, кому зимой трудно.
Участники проекта:
Обучающиеся начальной школы с 1 по 4-ый класс
Учителя начальной школы
Сроки проекта:
1 этап - сентябрь - октябрь
2 этап - ноябрь - декабрь
3 этап - декабрь - апрель
Форма работы: внеурочная


1 этап сентябрь – октябрь месяцы "Ознакомительный"
Организационный момент проводится с обучающимися начальной школы, где руководитель проекта рассказывает обучающимся о самом проекте и основных его этапах, о планирование и задачах работы на этапах, кто будет принимать участие.
После знакомства с обучающимися начальных классов проводится обучающий урок, внеклассные мероприятия по знакомству обучающихся начальной школы с классом птиц, классификацией птиц, а также идет знакомство с птицами, обитающими на территории Ордынского района и деревни Малоирменка.
Основные формы работы:
- рассказ учителя о птицах, чем они питаются, а самое главное должны вместе с учащимися установить, что птицы подразделяются на перелетных и зимующих.
- организация экскурсии по окрестностям деревни Малоирменка с целью изучения птиц нашей местности.
- кроме основных форм работы по изучению птиц нашей местности можно использовать конкурсы стихов о птицах, конкурсы загадок о птицах, викторины, игры- викторины и др. ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).

2 этап ноябрь - декабрь "Практический"
На этом этапе все участники проекта принимают участие в практической деятельности по воплощению раннее изученных теоретических знаний о зимующих птицах.
Этап подразделяется на 2 части:
- конкурс рисунков, листовок "Помоги птицам зимой ".
Все классы предоставляют рисунки про зимующих птиц, а также листовки, объявления, призывающие всех ребят и жителей нашей деревни помочь птицам, зимующим в нашей деревне выжить в зимнее время.
- конкурс кормушек "Столовая для птиц".
Обучающиеся представляют на конкурс кормушки, изготовленные дома совместно с родителями. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


3 этап декабрь - апрель Этап защиты
Перед началом акции ребята проходят по улицам нашей деревни и раздают листовки и памятки [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] с призывом подкармливать и помогать птицам, зимующим в нашей деревне.
В результате проекта дети узнали о птицах, зимующих в нашей деревне и на территории Ордынского района, поняли, что птицам зимой необходима помощь человека. Эта работа приносит ребятам большую радость и удовлетворение. Они понимают, что участвуют не только в интересном, но и в очень полезном деле. У детей развиваются добрые чувства, желание прийти на помощь нашим братьям меньшим.























Приложение №1
Игра - викторина про птиц «Кто живет рядом с нами»
Веселые, забавные, смешные, величественные, серьезные, изящные, хулиганистые... Это всё птицы - спутники нашей жизни, наши добрые друзья. Весной мы наслаждаемся их пением, с грустью провожаем взглядом осенью и радуемся, увидев их среди зимней стужи. Птицы сумели занять особое место в жизни природы. А человек стал их другом, стал исследовать и охранять.

Задание № 1 «Рассади птиц»
На доске висят 2 кормушки. Вокруг расположены картинки, как с перелетными, так и зимующими птицами. Во время игры учитель задает вопросы про птиц, а команды кто отгадывает о какой птице идет речь подходит к доске и берет картинку с изображением птицы и садит ее на ту кормушку, которая соответствует отгадке.
кормушка №1 Мы сажаем перелетных птиц
кормушка № 2 Мы сажаем зимующих птиц

Задание №2 «Птичья викторина»
Перечень вопросов:
Какая птица выводит своих птенцов зимой?  (Клест.)
Почему снегири и синицы любят водить компанию с дятлом?  (Остатки пищи.)
Почему поползня называют лесным акробатом?  (Перемещается вверх и вниз по стволу вниз головой.)
Жизнь какой птицы тесно связана с человеком?  (Голубь воробей.)
Почему в сильные морозы птицы сидят нахохлившись?  (Образовавшаяся воздушная прослойка сохраняет тепло)
Почему снегирю дано его снежное имя?  (Прилетает зимой.)
Почему в сильные морозы куропатки прячутся под снег?  (Под снегом теплее.)
Почему птицы Ордынского района и его окрестностей улетают с наступлением зимы в теплые края?  (Нехватка корма.)
Какие птицы поют круглый год?  (Снегири.)
Кто строит квартиры для других птиц?  (Дятел.)
Какую птицу называют пернатой кошкой?  (Сова)
Задание №3 «Узнай птицу по описанию»
Юркие, веселые, подвижные, часто ссорятся. Они задиры, любят выхватить из-под носа синички ее семечки, держатся стайкой. (Воробьи)

 Медлительные, спокойные, не такие пугливые, близко подходят к человеку. (Голуби)

Спокойные, степенные птицы. И звук голоса у них особый – они тихо посвистывают (звенят, как бубенцы). Если им надо куда-то перелететь, то они оживляются, перекликаются и всей стайкой улетают. Они очень любят есть ягоды, зерно, семена ясеня и клена. Прилетают к нам с севера – они тоже наши гости. (Снегири)

Имеют желтую грудку и черную шапочку на голове, белые щечки. Они любят клевать сало, раскачиваясь на веревке, за которую сало прикреплено к кормушке. (Синички)

Птицы очень красивые – на лбу красное пятнышко, а на черных крыльях желтые полосочки. Они очень подвижные – настоящие гимнасты, вертлявые, шумные, постоянно кричат, ссорятся, шумят, приседают, едят семена. (Щеглы)

У неё есть прозвище - белобока. По бокам пёрышки у неё совсем белые. А вот голова, крылья и хвост чёрные, с зеленоватым отливом. (Сорока)

Задание №4 «Отгадай загадки»
Кто в берете ярко-красном,
В черной курточке атласной.
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)
 
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синичка)
 
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды,
С первым снегом тут как тут! (Снегирь)
 
Носит серенький жилет,
Но у крыльев – черный цвет.
Видишь, кружат двадцать пар
И кричат: «Кар-кар-кар» (Вороны)
 
Серый маленький комочек.
«Чик-чирик!» замерз он очень!
Солнце, выгляни скорей,
Ждет тебя наш (Воробей)

Непоседа пёстрая,  Птица длиннохвостая,  Птица говорливая,  Самая болтливая. (Сорока)

Кто там прыгает, шуршит, Клювом шишки потрошит, Голоском речистым, чистым-  лее! лее! лее!- поет со свистом! (Клест)

Серенький, аккуратненький,
Воркует сидит, на подружку глядит. ( Голубь)

Эти птички с хохолком,
Очень яркие притом.
На рябину прилетели,
Птички эти (Свиристели)


Задание №5 «Узнай птицу»
 Здесь зашифрованы названия зимующих птиц, вам в течение одной минуты необходимо угадать, что это за птицы.
НИЦАСИ:.
БЕЙРОВО:
КАРОСО:
ЛУБЬГО:.
НАВОРО
ЗЕНЬПОЛПО:.
ГОЛЩЕ
ТЕЛЬРИССВИ

























Конкурс чтецов «Стихотворения о птицах»
***
Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг.
Другие – те народ иной:
В мороз над лесом кружат,
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
К их пёрышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.
(К. Мухаммади)

Зимние гости Смастерили мы кормушки  Для голодных зимних птиц: Прилетайте к нам, подружки,  Стайки резвые синиц! Снегири, за ними следом  К нам спешите под окно!  Мы накормим вас обедом   Есть и просо и пшено. Галку, черную как сажа,  Мы не будем прогонять.  Воробью-плутишке скажем: Только, чур, не воровать. А сороки-стрекотушки  Знай, кричат: И мне! И я!  Собирайтесь у кормушки,  Все пернатые друзья! (Ю.Никонова)
Воробушки игривые Воробушки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна. Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней. А вьюга рёвом бешенным Стучит по ставням свешенным И злится всё сильней (С.Есенин)
СИНИЧКА
На берёзе возле дома  Слышен голос незнакомый.  У кормушки шум, веселье –  Там справляют новоселье.
Шустро зёрнышки клюёт,  Спать с утра нам не даёт  Голосистая певичка –  Желтопузая Синичка
Снегирь
Тридцать градусов мороза.  Всё кругом белым-бело.  Сел снегирь на ветвь берёзы   Красногрудому тепло.  И, отважный запевала,  Песней славит он зарю.  Знать, недаром галстук алый  Дан с рожденья снегирю. (Ю.Никонова)
Всем ребятам Приручите птиц зимой!  Пусть со всех концов  К вам слетятся, как домой,  Стайки на крыльцо. Приучите птиц зимой К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну! (А.Беляков)

***
Вот ворона сидит на заборе.  Все амбары давно на запоре.  Все обозы прошли, все подводы,  Наступила пора непогоды.  Суетится она на заборе   Горе ей, настоящее горе!  Ведь ни зернышка нет у вороны  И от холода нет обороны.  (Н. Рубцов) 


***
Морозы жесткие в этом году.
Тревожно за яблоньки в нашем саду!
Тревожно за Жучку: в ее конуре, -
Такой же морозище, как на дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц -
За наших воробушков, галок, синиц!
У нас приготовлено все для зимы:
Рогожей укутаем яблоньки мы,
Побольше сенца в конуру принесем:
Беднягу дворнягу от стужи спасем.
Но птицы! Возможно ли птицам помочь?
Смотрите, какая студеная ночь!
Поможем! Их надо кормить, и тогда
Им будет легко пережить холода.
(Е.Благинина)


Народные  приметы о зимующих птицах.
 
Воробьи дружно чирикают – значит, будет оттепель.

В какую сторону ворона села носом – оттуда и будет ветер.

Вороны прячут клюв под крыло – к холодам.

Птицы садятся на верхушки деревьев – будет тепло.

Синички с утра пищат – значит, будет мороз.
Если зимой воробьи сидят на деревьях или строениях втихомолку – будет снег без ветра. А дружно расчирикались – к потеплению.
Когда зимой вороны собираются целой стаей, летают, кружатся и каркают – жди снега или мороза.
Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.
















Лакомство для синиц.
 Я предлагаю вам для синиц приготовить торт. Наш торт будет трехслойный, над изготовлением каждого слоя будет работать группа. Объединитесь в три группы и подойдите к столу. На столе продукты, которые вам понадобятся для приготовления торта.
Задание первой группе.
 Вы должны будете приготовить самый большой слой торта. Основным ингредиентом этого слоя является растопленное свиное сало, сухари и семя подсолнечника. Ваша задача - все ингредиенты перемешать и поместить в большую емкость.
Задание второй группе.
Вам предстоит приготовить средний слой торта. Ингредиенты: отварной рис, очищенные несоленые орехи, сыр. Всё перемешайте и поместите в среднюю ёмкость.
Задание третьей группе.
 Вы будете готовить самый верхний слой - он самый маленький. Ингредиенты: размоченные овсяные хлопья, сухофрукты. Всё перемешайте и поместите в маленькую ёмкость.















Приложение №2.


Памятка “Как подкармливать птиц”.

1. Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под молочных продуктов. А также из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку.
2. Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.
3. Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.
4. Кормушки нужно держать в чистоте.
5. Следите, чтобы в кормушке не было снега.
6. Помните, что основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир.
7. Нельзя давать чёрный хлеб.


Объявление


Дорогие ребята и жители деревни Малоирменка!

Зимой очень трудно птицам. Они ждут нашей помощи. Сделайте и развесьте кормушки. Не забывайте подсыпать корм. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых. Птицы – наши друзья! Весной они нас отблагодарят.

Учащиеся МКОУ – Малоирменской ООШ


[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
ПАМЯТКА

Запомните несколько правил, которые необходимо соблюдать, когда кормите птиц.
Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные баночки, коробки.
Подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы будут сами прилетать к этому времени.
Кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить.
Корма надо класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Об этом нужно помнить!
Зима – суровое время года. Время подумать о птицах. Ведь зимой самое страшное для птиц – не холод, потому что у них вырастает подпушек под перышками. А самое ужасное – голод!
Мало корма находят птицы зимой, так как насекомые в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав – под снегом.
Если им не помочь, они могут погибнуть.
- Кто же поможет птицам? Конечно же мы, люди.
Давайте сделаем для них кормушки и наполним их кормом, который они любят.
Надо спешить! Дорог каждый день!
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]






Рисунок 1нђ Заголовок 215