Рабочая программа по информатике

Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312) и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 8-9 классов в течении 104 часов (в том числе в VIII классе - 36 учебных часа из расчета I час в неделю и в IX классе - 68 учебных часов из расчета 2 часа в неделю). Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
Общая характеристика учебного предмета.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Цели:
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8-9 классах направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.





Основные задачи программы:
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными таблицами. СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.
Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением контрольной работы.

Содержание образовательной программы
8 класс

1. Человек и информация - 5 часов.
Введение в предмет информатики. Роль информации в жизни людей.
Информация. Информационные объекты различных видов.
Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.
Роль информации в жизни людей.
Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.

2. Первое знакомство с компьютером - 7 часов.
Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
Программный принцип работы компьютера.
Программное обеспечение, его структура.
Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.
Данные и программы. Файлы и файловая система.
Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).

3. Обработка текстовой информации - 10 часов.
Кодирование текстовой информации.
Структура текстового документа. Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов).
Размеры страницы, величина полей. Проверка правописания.
Параметры шрифта, параметры абзаца.
Включение в текстовый документ списков, таблиц и графических объектов.
Компьютерные словари и системы перевода текстов.

4. Технология обработки графической информации - 5 часов.
Области применения компьютерной графики.
Аппаратные компоненты видеосистемы компьютера.
Кодирование изображения.
Растровая и векторная графика.
Интерфейс графических редакторов.
Форматы графических файлов.

5. Технология мультимедиа - 5 часов.
Что такое мультмедиа. Звуки и видеоизображения.
Технические средства мультимедиа.
Компьютерные презентации.
Дизайн презентации и макеты слайдов.

Итоговое повторение и контроль – 4 часа
9 класс

6. Передача информации в компьютерных сетях – 11 часов.
Локальные и глобальные компьютерные сети.
Что такое Интернет.
Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение.
Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам.
Поиск информации.
Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации.
Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы.

7. Информационное моделирование – 5 часов.
Модели натурные и информационные.
Типы информационных моделей.
Графические информационные модели.
Таблицы типа «объект-свойство» и «объект-объект». Двоичные матрицы.
Информационное моделирование на компьютере.
Модели, управляемые компьютером.

8. Хранение и обработка информации в базах данных – 11 часов.
Назначение информационных систем и баз данных (БД).
Классификация БД.
Структура реляционной базы данных.
Элементы РБД: первичный ключ; имя, значение и тип поля.
Выборка информации из базы данных.
Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения.
Сортировка; ключи сортировки.

9. Табличные вычисления на компьютере - 11 часов.
Двоичная система счисления и представление чисел в памяти компьютера.
Назначение и структура ЭТ.
Табличный процессор: среда, режимы работы, система команд.
Типы данных: числа, формулы, текст. Абсолютные и относительные ссылки.
Встроенные функции. Деловая графика.
Математическое моделирование на ЭТ.
Имитационное моделирование на ЭТ.
10. Управление и алгоритмы - 9 часов.
Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь.
Алгоритм. Свойства алгоритма.
Способы записи алгоритмов; блок-схемы.
Возможность автоматизации деятельности человека.
Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд).
Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).
Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение.
Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.
Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных.

11. Программное управление работой компьютера – 11 часов.
Языки программирования, их классификация. Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы. Этапы разработки программы: алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование.

12. Информационные технологии в обществе - 4 часа.
Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.
Организация групповой работы над документом.
Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.
Этика и право при создании и использовании информации.
Информационная безопасность.
Правовая охрана информационных ресурсов.

Итоговое повторение и контроль - 4 часа


Календарно-тематический план
План составлен согласно Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04, № 1312).

Предмет
Класс
Всего кол-во часов
Кол-во часов в неделю
Количество










контрольных работ
зачетов
тестовых заданий
лабораторных, практических работ
демонстрация
Автор учебника, год издания

Информатика
и ИКТ
8
36
1
2
-
2
8
-
И.Г. Семакин, 2008

Информатика
и ИКТ
9
68
2
2
-
7
2
-
И.Г. Семакин, 2004


8 класс

Изучаемый раздел,
тема учебного материала
Количество часов
Календарные сроки
планируемые /фактические
Планируемые результаты
Контрольно-
измерительные материалы





знания
умения
ОУУН
и способы деятельности


1. Человек и информация.
5






1
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей.
1

назначение информатики; понятие информации и информационного процесса; основные свойства информации; основные виды информационной деятельности человека; основные составляющие схемы передачи информации; основные единицы измерения объема информации;
приводить примеры информационной деятельности человека;
приводить примеры использования технических устройств, при работе с информацией;
определять информационный объем текстового сообщения;
организация рабочего места; выполнение правил гигиены труда;
владение устной речью; работа с учебником; умение внимательно воспринимать информацию и запоминать её; умение самостоятельно выполнять упражнения, решать познавательные задачи;
умение осуществлять самоконтроль в учебной деятельности;


2
Информация и знания.
1






3
Информационные процессы.
1






4
Измерение информации. Единицы измерения информации.
1






5
Практическая работа «Измерение информации».
1






2. Первое знакомство с компьютером.
7






6
Назначение и устройство компьютера.
1

базовая структурная схема ПК; принцип открытой архитектуры компьютера;
назначение и основные характеристики основных устройств компьютера; классификация видов
объяснять отличие одного вида памяти от другого;
ориентироваться в характеристиках устройств ввода-вывода;
соблюдать правила ТБ при работе с компьютером;
умение готовить доклады, рефераты;
владение устной речью;
работа с учебником;
создание теоретической и психологической баз для освоения новой техники в условиях непрерывной модернизации ПК;


7
Характеристики основных устройств компьютера.
1






8
Контрольная работа «Человек и информация».
1




«Человек и информация»
тестирование

9
Программное обеспечение и его типы.
1

памяти компьютера; понятие носителя, устройств внешней памяти; назначение системного, прикладного ПО и систем программирования; понятие файла и папки, основные действия с ними; назначение Рабочего стола, Панели задач;
свободно работать на клавиатуре компьютера; классифицировать программы; просматривать информацию о параметрах файла и папки; выполнять разными способами стандартные действия с окнами; изменять параметры Рабочего стола;
планирование собственного информационного пространства;
сохранять информацию на диске, загружать её с диска, выводить на печать;
анализ, обобщение и систематизация информации;
применение ранее полученных ЗУН в новой ситуации;


10
Пользовательский интерфейс.
1






11
Файлы и файловые структуры.
1






12
Практическая работа «Работа с файловой структурой ОС».
1






3. Обработка текстовой информации.
10






13
Представление текстов в памяти компьютера.
1

понятие кодировочной таблицы; виды кодировок русских букв;
основные объекты текстовых документов и их параметры;
технология создания, редактирования и форматирования текстового документа;
технология копирования, перемещения и удаления фрагментов текста через буфер обмена;
нахождение информационного объема текста;
кодировать и декодировать текстовые сообщения;
создание и редактирование текстового документа;
владение операциями редактирования и форматирования текста;

использование справочной литературы;
создание текстов различных типов;
владение разными формами изложения текста;
выполнение основных операций над текстом в среде текстового редактора;
составление на основе текста таблицы, схемы, графика;
подготовка доклада, реферата с использованием средств ИКТ;



14
Текстовые редакторы и текстовые процессоры.
1






15
Практическая работа «Основные приемы ввода и редактирования».
1






16
Контрольная работа «Файловая система. Представление текста».
1




КР
тестирование

17
Практическая работа «Форматирование текста».
1






18
Работа с фрагментами текста.
1






19
Практическая работа «Работа с таблицами».
1






20
Дополнительные возможности текстового редактора.
1






21
Практическая работа «Возможности текстового редактора».
1



применение ранее полученных ЗУН в новой ситуации;



22
Контрольная работа «Обработка текстовой информации».
1



анализ, обобщение и систематизация информации;

КР
практическая форма

4. Технология обработки графической информации.
5






23
Компьютерная графика и области ее применения.
1

возможности графического редактора и назначение управляющих элементов;
особенности растровой графики;
технология создания и редактирования графических объектов;
создание и редактирование графических объектов;
осуществлять действия с фрагментом и с рисунком в целом;

умение самостоятельно выполнять упражнения;
создание информационных объектов для оформления учебной работы;
действовать по инструкции, алгоритму;



24
Графические редакторы растрового типа.
1






25
Кодирование изображения.
1






26
Практическая работа «Работа с векторным ГР».
1






27
Технические средства компьютерной графики.
1






5. Технология мультимедиа.
5






28
Понятие мультимедиа. Компьютерные презентации.
1

понятие мультимедиа; принципы представления звука в памяти компьютера;
режимы создания и просмотра слайдов:
использование спецэффектов;
способы перехода слайдов, установка времени перехода слайдов;

настраивать режимы документа, выбирать разметку слайда; создавать новую презентацию без помощи мастера и применения шаблонов;
изменять порядок слайдов;
настраивать анимацию;
применять спецэффекты;
создание информационных объектов для оформления учебной работы;
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого характера;
умение готовить доклад с использованием средств ИКТ;
владение культурой речи;


29
Практическая работа «Создание презентации».
1






30
Представление звука в памяти компьютера.
1






31
Использование гиперссылок.
1






32
Контрольная работа «Графика и мультимедиа».
1

основные моменты демонстрации слайдов;

применение ранее полученных ЗУН в новой ситуации;
«Графика и мультимедиа»
традиционная

Повторение.
4






33
Решение задач по теме «Измерение информации».
1



умение самостоятельно выполнять упражнения, решать познавательные задачи;
умение осуществлять самоконтроль в учебной деятельности;
анализ, обобщение и систематизация информации;


34-35
Повторение темы «Обработка текстовой информации».
2






36
Повторение темы «Обработка графической информации».
1







9 класс

Изучаемый раздел,
тема учебного материала
Количество часов
Календарные сроки
планируемые /фактические
Планируемые результаты
Контрольно-
измерительные материалы





знания
умения
ОУУН
и способы деятельности


Повторение и входящий контроль.
3






1
Вводное занятие. Правила техники безопасности.
1

назначение информатики; понятие информации и информационного процесса; измерение информации; структурная схема ПК; технология обработки текстов
выполнение требований ТБ, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при рабо-те со средствами ИКТ; определение информационного объема текса;
организация рабочего места; выполнение правил гигиены труда; умение самостоятельно выполнять упражнения, решать познавательные задачи; умение осуществлять самоконтроль в учебной деятельности;


2
Повторение темы «Измерение и обработка текстовой информации».
1






3
Входная контрольная работа.
1




входная КР
тестирование

6. Передача информации в компьютерных сетях.
11






4
Компьютерные сети.
1

понятие компьютерной сети;
назначение и принципы функционирования локальных и глобальных компьютерных сетей;
назначение и принципы работы электронной почты;
работа в локальной сети кабинета информатики и ИКТ;
работа в браузере;
осуществлять поиск информации в сети Интернет; пользоваться электронной почтой и файловыми архивами;
поиск информации в литературе и Интернете;
самостоятельный отбор источников информации для решения учебных и жизненных задач;


5
Практическая работа «Работа в локальной сети».
1






6
Электронная почта, телеконференции, обмен файлами.
1






7
Практическая работа «Работа с электронной почтой».
1






8
Интернет. Поиск информации в Интернет.
1

основные протоколы передачи данных;
назначение программы-браузера и её управляющих элементов;
технология поиска информации в сети Интернет;
создание простейших Web-страниц;
сопоставление, отбор и проверка информации, полученной из различных источников, в том числе СМИ;
преобразование информации одного вида в другой;
представление информации в оптимальной форме в зависимости от адресата;
передача информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке;
КР «Компьютерные сети» тестирование

9
Практическая работа «Работа с WWW».
1






10
Практическая работа «Поиск информации в Интернет».
1






11
Создание Web-страницы с использованием Word.
1






12
Оформление web-страницы.
1






13
Практическая работа «Создание простейшей Web-страницы».
1






14
Контрольная работа «Интернет».
1



применение ранее полученных ЗУН в новой ситуации
КР «Интернет»
практическая форма

7. Информационное моделирование.
5






15
Понятие модели. Графические информационные модели.
1

основные виды классификации моделей;
основные типы информационных моделей;
основные этапы моделирования и последовательность их выполнения;
разработка схемы моделирования для любой задачи;
построение и исследование информационной модели, в том числе на компьютере;
выделение объекта управления и управляющего воздействия;
умение осмысленно учить материал, выделяя в нем главное; умение анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи;
качественное и количественное описание изучаемого объекта;
проведение эксперимента; использование разных видов моделирования; выявление существенных признаков объекта;


16
Табличные модели.
1






17
Информационное моделирование на компьютере.
1






18
Практическая работа «Проведение компьютерных экспериментов».
1






19
Контрольная работа «Информационное моделирование».
1




КР «Информационное моделирование» тест

8. Хранение и обработка информации в базах данных.
11






20
Базы данных и информационные системы.
1

понятие базы данных и ее основных элементов;
технология создание и редактирования баз данных;
технология поиска и замены данных, сортировки, группировки, фильтрации;
назначение и технология создания форм, отчетов, запросов;
создание и редактирование базы данных;
заполнение данными созданной структуры и проведение редактирования данных;
создание и редактирование формы;
осуществление выборки, сортировки и просмотра данных в режиме списка и формы;
реализация простых запросов на выборку данных в конструкторе запросов;
реализация запросов со сложными условиями выборки;
оперирование понятиями, суждениями;
установление причинно-следственных связей;
классификация информации;
умение составлять таблицы, схемы, графики;
умение анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи;
качественное и количественное описание изучаемого объекта;



21
Назначение СУБД.
1






22
Проектирование однотабличной базы данных.
1






23
Практическая работа «Создание базы данных».
1






24
Условия поиска информации, логические выражения.
1






25
Практическая работа «Формирование простых запросов к БД».
1






26
Логические операции. Сложные условия поиска.
1






27
Практическая работа «Формирование сложных запросов к БД».
1






28
Сортировка записей, ключи сортировки.
1






29
Практическая работа «Создание запросов на удаление и изменение».
1






30
Контрольная работа «Обработка информации в БД».
1




КР «Обработка информации в БД»
тестирование

9. Табличные вычисления на компьютере.
11






31
Двоичная система счисления.
1

типы систем счисления;
системы счисления, используемые в вычислительной технике; правила перевода чисел из десятичной системы счисления в системы счисления используемые в компьютере, и наоборот; назначение табличного процессора, его команд и режимов; объекты электронной таблицы и их характеристики, типы данных электронной таблицы; правила записи, использования и копирования формул и функций; технология создания, редактирования и форматирования табличного документа; понятия относительной и абсолютной ссылки; технология создания и редактирования диаграмм;
перевод десятичных чисел в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления;
перевод в двоичную систему счисления из десятичной, восьмеричной, шестнадцатеричной систем счисления;
создание структуры ЭТ и заполнение её данными;
редактирование электронной таблицы;
использование шрифтового оформления и других операций форматирования;
запись формул и использование в них встроенных функций;
создание и редактирование диаграммы;
умение составлять таблицы, схемы, графики;
умение читать таблицу, диаграмму;
анализ и синтез, обобщение и классификация, сравнение информации;
составление на основе текста таблицы, графика;
определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины;


32
Представление чисел в памяти компьютера.
1






33
Электронные таблицы.
1






34
Практическая работа «Работа с готовой ЭТ».
1






35
Абсолютная и относительная адресация. Встроенные функции.
1






36
Использование функций. Сортировка таблиц.
1






37
Логические функции.
1






38
Деловая графика.
1






39
Практическая работа «Построение диаграмм».
1






40
Математическое моделирование с использованием ЭТ.
1






41
Контрольная работа «Табличные вычисления».
1




КР «Табличные вычисления»
тестирование

10. Управление и алгоритмы.
9






42
Алгоритм и его свойства. Исполнитель алгоритмов.
1

понятия объекта управления, управляющего воздействия, обратной связи;
структура замкнутой и разомкнутой систем управления;
назначение алгоритма и его определение;
структура основных алгоритмических конструкций;
представление алгоритма в виде блок-схемы;
основные стадии разработки алгоритма;
использование основных алгоритмических конструкций для построения алгоритмов;
работа в среде учебного исполнителя;
действовать по инструкции, алгоритму;
составлять алгоритмы;
анализ и синтез, обобщение и классификация, сравнение информации;
использование знаний в стандартной и нестандартной ситуации;
логичность мышления;
умение работать в коллективе;
сравнение полученных результатов с учебной задачей;
владение компонентами доказательства;
формулирование проблемы и определение способов ее решения;
определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины;


43
Практическая работа «Построение линейных алгоритмов».
1






44
Управление с обратной связью. Использование циклов.
1






45
Практическая работа «Работа с циклами».
1






46
Ветвления.
1






47
Практическая работа «Использование ветвлений».
1






48
Контрольная работа «Алгоритмизация».
1




КР «Алгоритмизация»
практическая форма

49
Вспомогательные алгоритмы.
1






50
Практическая работа «Использование вспомогательных алгоритмов».
1






11. Программное управление работой компьютера.
11






51
Алгоритмы работы с величинами.
1

назначение языков программирования;
алфавит языка программирования Pascal;
разработка и запись на языке программирования Pascal типовых алгоритмов;
выполнение действий по инструкции, алгоритму;
составление алгоритмов;
анализ и синтез, обобщение и классификация,
сравнение информации;


52
Язык Паскаль. Основные операторы.
1






53
Практическая работа «Разработка линейных программ».
1

объекты, с которыми работает программа (константы, переменные, функции, выражения, операторы и т.д.);
основные типы данных и операторы языка Паскаль;
определение массива, правила описания массивов, способы хранения и доступа к отдельным элементам массива;
владение основными приемами работы с массивами: создание, заполнение, сортировка массива, вывод элементов массива в требуемом виде;

использование знаний в стандартной и нестандартной ситуации;
логичность мышления;
умение работать в коллективе;
сравнение полученных результатов с учебной задачей;
владение компонентами доказательства;
формулирование проблемы и определение способов ее решения;
определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины;


54
Оператор ветвления.
1






55
Практическая работа «Разработка программ с ветвлением».
1






56
Логические операции.
1






57
Циклы на языке Паскаль.
1






58
Практическая работа «Циклы в Паскале».
1






59
Одномерные массивы в Паскале.
1






60
Практическая работа «Обработка одномерных массивов».
1






61
Контрольная работа «Программное управление работой компьютера».
1




КР «Программное управление работой компьютера»
тестирование

12. Информационные технологии в обществе.
4






62
Предыстория информационных технологий.
1

характерные черты информационного общества и информационной культуры человека;
умение различать лицензионные, условно бесплатные и бесплатные программы;
умение применять коммуникационные технологии в своей повседневной деятельности;


63
История ЭВМ и ИКТ.
1






64
Основы социальной информатики.
1

проблемы информационной безопасности;
правовые аспекты охраны программ и данных;
умение определять основные компоненты информационной культуры человека;



65
Контрольная работа «Информационные технологии в обществе».
1




КР
«Информационные технологии в обществе»
тестирование

Итоговое повторение.
3






66
Повторение темы «Компьютерные сети».
1



определение проблем собственной учебной деятельности и установление их причины;


67
Решение задач по теме «Алгоритмизация и программирование».
1






68
Повторение темы «Базы данных».
1







Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:

8 класс знать/понимать
сущность понятия «информация», ее основные виды;
вилы информационных процессов; примеры источников и приемников информации:
особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;
единицы измерения количества и скорости передачи информации:
программный принцип работы компьютера;
основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
определять количество информации, используя алфавитный подход к измерению информации;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности:
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
создавать информационные объекты, в том числе:
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку правописания: использовать в тексте таблицы, изображения:
создавать рисунки, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
создавать презентации на основе шаблонов;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);
следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий:
использовать приобретенные знания п умения в практической деятельности к повседневной жизни для:
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов:

9 класс
знать/понимать
сущность понятия «информация», её основные виды:
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;
единицы измерения количества и скорости передачи информации;
программный принцип работы компьютера:
основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
назначение и принципы работы компьютерных сетей;
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
программный принцип работы компьютера;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий:
назначение и виды моделей, описывающих объекты и процессы;
области применения моделирования объектов и процессов;
уметь
использовать возможности локальной и глобальной сети для обмена информацией и доступа к периферийным устройствам и информационным банкам;
представлять числа в различных системах счисления;
выполнять и строить простые алгоритмы;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации, скорость передачи информации;
создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);
следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов процессов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания
Отметка

95% и более
отлично

80-94%%
хорошо

66-79%%
удовлетворительно

менее 66%
неудовлетворительно


При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
«1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.

Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «1» ставится в следующих случаях:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
- не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;
- отказался отвечать на вопросы учителя.

Практические занятия


Тема
Количество
количество часов НРК
Содержание НРК



контрольных работ
тестов
практических работ




8 класс
2
3
10
3


1
Человек и информация.
-
0,5
1
-


2
Первое знакомство с компьютером.
-
0,5
1
-


3
Обработка текстовой информации.
1
1
2
2
Тексты произведений татарских писателей. История Казани и РТ.

4
Технология обработки графической информации.
0,5
-
1
0,5
Рисование флага Республики Татарстан.

5
Технология мультимедиа.
0,5
-
2
0,5
Создание презентации «Мой город – Челны».


Итоговый контроль
-
1
-
-



9 класс
2
7
21
5


6
Передача информации в компьютерных сетях.
1
1
5
1
Обзор Интернет ресурсов РТ и города.

7
Информационное моделирование.
-
1
1
1


8
Хранение и обработка информации в базах данных.
-
1
4
1
БД «Деятели культуры РТ».

9
Табличные вычисления на компьютере.
-
1
2
1
ЭТ «Природные ресурсы РТ» и «Города РТ».

10
Управление и алгоритмы.
1
-
4
-


11
Программное управление работой компьютера.
-
1
4
-


12
Информационные технологии в обществе.
-
1
-
1
Обзор развития ЭВМ и ИКТ в РТ.


Входной контроль.
-
1
-
-


Источники информации и средства обучения.


I. Учебно-методический комплект
8 класс
Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2007. – 176 с: ил.
Задачник-практикум по информатике в И ч. / И. Семакин. Г.. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)
9 класс
Информатика. Базовый курс. 7-9 классы / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. – 390 е.: ил
Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин, Е. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И. Г.)

II. Литература для учителя.
Преподавание базового курса информатики в средней школе. / Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. – М,: Лаборатория Базовых Знаний. 2000.
Структурированный конспект базового курса. / Семакин И. Г.. Вараксин Г. С. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)

III. Технические средства обучения.
Компьютер
Проектор
Принтер
Модем ASDL
Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего класса.
Сканер.
Web-камера.
Локальная вычислительная сеть.

VI. Программные средства.
Операционная система Windows ХР.
Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0
Программа-архиватор WinRar.
Клавиатурный тренажер Аленка.
Интегрированное офисное приложение Мs Office 2003.
Программа-переводчик.
Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 8.0 Sprint.
Мультимедиа проигрыватель.
Система программирования TurboPascal.
Система тестирования TInfo.








13PAGE 15


13PAGE 14115




15