Тематическая беседа по правилам личной гигиены.
Форма занятия: познавательно-развлекательное внеклассное мероприятие для обучающихся младшего школьного возраста.
Тема занятия: «Цветик-семицветик» (по правилам личной гигиены)
Цель:
Актуализировать знания обучающихся о личной гигиене.
Задачи:
Формировать мотивационную сферу гигиенического поведения младшего школьника.
Формировать умения детей самостоятельно следить за личной гигиеной и состоянием своего здоровья , правильно мыть руки, чистить зубы, пользоваться носовым платком.
Прививать культурно-гигиенические навыки, опрятность
Воспитывать аккуратность
Дидактический материал и оборудование к занятию:
Предметы гигиены (зубная щётка, зубная паста, мыло, расчёска, носовой платок)
Мыльные пузыри
Таблица «Чисти зубы правильно»
Цветок с правилами на лепестках «Правила гигиены»
Загадки и стихотворения о предметах гигиены
Музыка дл игры «Волшебные пузыри»
Мешочек с предметами личной гигиены для игры «Узнай предмет на ощупь»
Расческа с ватой, зубная щётка для опыта.
Карточки для рефлексии
Методическая модель занятия.
Орг. момент
Расслабляющий тренинг
Приветствие гостей.
Знакомство с Гигиеной. Чтение стихотворения воспитателем.
Сообщение темы и целей занятия.
Сюрпризный момент – знакомство с девочкой Машей
Чтение стихотворения воспитателем
Чтение стихотворения детьми
Загадка про мыло
Чтение стихотворения Машей про мыло
Приклеивание к цветку первого лепестка « Мойте руки с мылом»
Игра «Волшебные пузыри»
Загадка про носовой платок.
Чтение воспитателем стихотворения о чихании
Приклеивание к цветку второго лепестка «Пользуйтесь носовым платком»
Рассказ Маши об игре «Сахарные ногти»
Приклеивание к цветку третьего лепестка «Стригите ногти вовремя»
Динамическая пауза. Игра «Превращение в хомячков»
Загадка про зубную щётку
Работа по таблице «Чисти зубы правильно»
Опыт с расчёской «Чисти зубы правильно»
Приклеивание к цветку четвёртого лепестка «Чисти зубы правильно утром и вечером»
Игра « Правильный совет»
Загадка про расчёску
Приклеивание к цветку последнего лепестка «Ежедневно расчёсывайтесь»
Сюрпризный момент - появляется медведь.
. Подведение итогов.
Игра «Узнай предмет на ощупь»
Рефлексия
Ход занятия
1.Орг. момент
2.Расслабляющий тренинг (на фоне музыки)
Воспитатель: ребята, посмотрите, какой сегодня замечательный день. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем друг друга.
Здравствуй, солнце золотое! (рисуют руками круг)
Здравствуй, небо голубое! (поднимают руки вверх)
Здравствуй, вольный ветерок! (обмахивают кистями рук лицо)
Здравствуй, милый мой дружок! ( все берутся за руки)
Воспитатель: ребята, давайте подарим друг другу тепло наших рук и свою улыбку. Улыбка поможет улучшить наше настроение.
Улыбнёмся нашим гостям, поделимся своим хорошим настроением.
Воспитатель: садитесь ребята на стульчики.
-Сегодня мы поговорим о правилах личной гигиены.
(воспитатель надевает на голову колпак с надписью «Гигиена»)
-Меня зовут Гигиена. Я рада встрече с вами. Мне хочется, чтобы вы всегда были здоровыми и весёлыми.
Гигиена:
Добрый день!
Я – Чистота!
С вами быть хочу всегда:
Я пришла вас научить,
как здоровье сохранить.
3. Сообщение темы и целей занятия.
-Сегодня мы с поговорим о вашем внешнем виде, чистоте, красоте и здоровье. ( на доске крепиться середина цветка с надписью «Правила гигиены»)
-По ходу занятия мы с вами будем создавать из лепестков цветок наших знаний по правилам личной гигиены.
4.Сюрпризный момент
-Я сегодня встретила девочку Машу из мультфильма «Маша и медведь». Она очень хотела попасть к вам в гости. (входит Маша, на щеках, носу и руках грязь)
Гигиена: ребята, как вы думаете, что забыла сделать Маша? (умыться, причесаться)
Гигиена: Ах ты, Маша, вся чумазая
Где ты руки так измазала?
Чёрные ладошки, на руках дорожки.
Маша: Я на солнышке лежала
Руки кверху держала
Вот они и загорели.
Гигиена: Ах ты, Маша, вся чумазая
Где лицо ты так измазала?
Кончик носа чёрный Будто закопченный
Маша: Я на солнышке лежала
Носик кверху держала
Вот он и загорел.
Гигиена: - Маша, нужно руки тебе помыть и умыться.
Люба салфетку возьмёт
И ладошки её протрет
Гигиена: давайте научим Машу , когда нужно обязательно мыть руки.
( 2 ребёнка читают стихотворение)
Руки мой после игры, и после туалета
С улицы пришёл – опять не забудь про это.
И ещё закон такой:
Руки мой перед едой.
От простой воды и мыла
У микробов тает сила.
Гигиена: а чтобы узнать, кто нам помогает бороться с грязью, вы должны отгадать загадки.
Гладко и душисто,
Моет чисто, чисто.
Нужно, чтоб у каждого было
Что, ребята (мыло)
Маша: а я знаю стихотворение про мылоМыло бывает разным – преразнымСиним, зелёным, оранжевым, красным
Но не пойму, отчего же всегда
Черной – пречёрной бывает вода?
Гигиена: появляется первый лепесток на нашем цветке «Мойте руки с мылом!»
Маша: А ещё я знаю , что получится если в чистую воду добавить много, много мыла (мыльный раствор, мыльные пузыри)
4. Игра «Волшебные пузыри» ( дети под музыку выходят на ковёр и пускают мыльные пузыри )
Гигиена: ребята, а вот ещё одна загадка
Лёг в карман и караулю
Рёву, плаксу и грязнулюИм утру потоки слёз
Не забуду и про нос (носовой платок)
Маша: А мне не нужен носовой платок, у меня нет насморка. (чихает)
Гигиена:
Когда ты, друг чихаешь
Невольно, невольно
И рот не прикрываешь
Невольно, невольно.
Болезни вылетают,
Вокруг всех заражают
Они тобой довольны, довольны.
Маша: А я и не знала. Но как защитится от болезней?
Гигиена: ребята, подскажите Маше, что нужно делать при чихании и кашле?
Дети: надо прикрывать рот платком
.Гигиена: - дети, у вас у всех есть платочки? Это ваши помощники, они обязательно должны быть у каждого. Видишь, Маша, у всех детей есть платочки и тебе я дарю платочки.
Маша: спасибо. Теперь я знаю, как защититься от микробов.
Гигиена: А мы познакомились ещё с одним правилом гигиены ( на цветок прикрепляется ещё один лепесток «Пользуйтесь носовым платком»)
Маша: ребята, а я знаю игру «Сахарные ногти»
Гигиена: Что-то никогда о такой игре не слышала. Как в неё играть?
Маша : нам нужен сахарный песок
Гигиена: Но у нас нет в классе сахарного песка, он только на кухне.
Маша: Эх, жаль, а то мы с вами весело поиграли . Гигиена: А что надо делать? Почему игра называется так странно?
Маша: Нужно намочить ногти и опустить их в сахар. Ногти станут сахарные и можно их облизывать и грызть.
Гигиена: Какой ужас. Маша, получается, ты хочешь научить детей грызть ногти? Не будем мы играть в такую игру. Потому что у нас в классе все дети знают ногти грызть нельзя и руки облизывать тоже. Почему, ребята?
Дети: Под ногтями микробы, живот будет болеть, руки станут некрасивые.
Гигиена: А что нужно делать с ногтями? (подстригать)
Гигиена: на нашем цветке появляется ещё один лепесток «Подстригайте ногти!»
Гигиена:А сейчас мы с вами поиграем ( дети выходят на ковёр)
Ребята, вы любите чудеса? У меня есть Волшебная палочка, которая поможет нам совершить превращение.
5. Динамическая пауза
Игра «Превращение в хомячков»
Повернулись, покружились, в хомячков все превратились.
Хомка, хомка, хомячок (дети оттягивают щечки)
Полосатенький бочок (скользят руками вдоль туловища вверх).
Хомка рано встает (потянулись),
Ушки моет, носик трет (имитирует движения),
И выходит на зарядку (ходьба на месте).
1, 2, 3, 4, 5!
Хомка сильным хочет стать (изображают силача).
Пошел хомячок по дорожке (ходьба на носочках).
Нашел себе корма немножко (присели).
Захотелось ему водицы (ходьба),
Пошел он к роднику напиться (наклоны вперед, руки за спиной).
Чтобы было веселей,
Нужно прыгать всем быстрей (прыжки вокруг себя).
Повертелись, покружились и в детей все превратиться
Гигиена: послушайте ещё одну загадку.
Костяная спинка
Жёсткая щетинка
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит ( зубная щётка)
Гигиена: молодцы, ребята, хорошо умеете отгадывать загадки.
А знаете ли вы как правильно чистить зубы?
-Ребята, на зубах постоянно образуется налёт. Он состоит из микробов и остатков пищи. Пища застревает и между зубами. Поэтому очень важно уметь правильно чистить зубы.
6.На доску вывешивается таблица «Чисти зубы правильно». Работа по таблице.
7.Гигиена предлагает детям провести опыт.
-Представьте, что расчёска – это зубы, а вата – это налёт. Попробуй Маша почистит такие зубки. ( Маша проводит щёткой по расчёске влево -вправо, вата остаётся на месте. )
(Гигиена показывает, что если провести щёткой вверх – вниз, то вата легко снимается )Гигиена обращает внимание детей на таблицу «Чистим зубы правильно»
Гигиена: - вот и ещё один лепесток для нашего цветка «Чисти зубы правильно утром и вечером»
Гигиена: вы запомнили, как надо относиться к своим зубам. Сейчас мы это проверим.
(все дети становятся в круг на ковре)
8. Игра на внимание «Правильный совет»
Вам, мальчишки и девчушки,
Приготовила частушки.
Если мой совет хороший вы похлопайте в ладоши.
На неправильный ответ
Говорите «нет. Нет, нет»
Постоянно нужно есть
Для зубов для ваших
Фрукты, овощи, омлет,
Творог, простоквашу.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
Не грызите лист капустный ,Он совсем, совсем не вкусный.
Лучше ешьте шоколад,
Вафли, сахар, мармелад.
Это правильный совет?
Маме говорила Люба:
«я не буду чистить зубы».
И теперь у нашей Любы
Дырка в каждом-каждом зубе.
Каков будет ваш ответ?
Молодчина Люба?
Блеск зубам чтобы придать,
Нужно крем сапожный взять,
Выдавить полтюбика
И почистить зубики.
Это правильный совет?
Ох, неловкая Людмила
На пол щётку уронила
Молодчина Люда?
Навсегда запомните
Милые друзья:
Не почистив зубы,
Спать идти нельзя.
Если мой совет хороший вы похлопайте в ладоши.
Зубы вы почистили
И идите спать.
Захватите булочку Сладкую в кровать.
Это правильный совет?
Запомните совет полезный.
Нельзя грызть предмет железный.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
Чтобы зубы укреплять,
Полезно гвозди пожевать.
Это правильный совет?
Вы наверное, устали,
Пока здесь стихи читали.
Был ваш правильный ответ,
Что полезно, а что нет.
Гигиена:
Попробуйте отгадать загадку
Хожу – брожу не по лесам,
А по усам и волосам
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (расчёска)
Гигиена: Ребята, а зачем расчёсываться.( чтобы не быть лохматым, быть красивым)
Гигиена: Это последний лепесток у нашего цветка. Посмотрите, ребята, какой чудесный цветок получился. Лепесток «Ежедневно расчёсывайтесь»
9. Сюрпризный момент – появляется медведь
Раздаётся стук в дверь. Входит медведь.
Медведь: Ребята, вы Машу не видели? Сказала, что в школу пошла.
-А вот ты где.
10. Подведение итогов.
Маша: Миша, я познакомилась вместе с ребятами с правилами соблюдения личной гигиены. Узнала, что нельзя грызть ногти, зачем пользоваться носовым платком, как правильно чистить зубы. Я тебе потом всё расскажу.
Медведь: Умница, Маша.
-А я к вам ребята не с пустыми руками, а с гостинцем. Но сначала моё задание выполнить попробуйте.
11. Игра «Узнай на ощупь» ( медведь подносит каждому ребёнку мешочек, ребёнок на ощупь трогает и отгадывает предметы) (В мешке: зубная паста, зубная щётка, носовой платок, мыло, расчёска, ватные палочки, шампунь)
Медведь: -молодцы! А теперь и гостинцы. (раздаёт всем яблоки и гостям. Маша пытается откусить яблоко.)Гигиена: Стой, Маша. Так нельзя.
Маша: почему?
Гигиена: Ты ещё не помыла яблоко. А от грязных фруктов можно заболеть. После занятия ребята покажут тебе, где столовая, вы все вместе помоете яблоки и скушаете их.
12.Рефлексия.
-ребята, обратите внимание на эти листочки (на стене прикреплены листочки )Что вы сегодня узнали, выскажите своё мнение о нашем занятии, выберете для себя начало фразы.
-Сегодня я узнал
--Я понял, что
--Теперь я могу
-Я попробую
- Мне понравилось
Гигиена: Спасибо тебе Маша, что ты зашла к нам в гости, тебе Миша , вам ребята за активность на занятии, а гостям за внимание.