Конспект урока по ИЗО в 3 классе на тему художник и музей. Картина натюрморт


3 кл.
Конспект урока изобразительного искусства Картина-натюрморт.
Тип урока: урок-открытие нового знания
Планируемые результаты:
Личностные:
развивать художественный вкус и способности к эстетической оценке произведений;
формировать способность к художественному познанию мира;
формировать умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
Метапредметные:
способствовать желанию общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
формировать мотивацию и умение организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для ее реализации;
формировать способность оценивать результаты художественно-творческой деятельности.
Предметные:
систематизировать знания о видах и жанрах изобразительного искусства (натюрморт);
развивать умение рисовать с натуры или по представлению;
формировать умение отличить жанр натюрморта от других жанров.
Оборудование урока:
для учащихся: лист бумаги, краски, кисти, карандаш.
для учителя: презентация, образцы натюрморта, предметы, составляющие натюрморт.
Этап урока Содержание урока Деятельность учащихся Метапредметные результаты
1. Орг. момент :   Здравствуйте, ребята! Послушайте  стихотворение об одном мальчике.
Художник.
Наш Сережа, как художник,
Тяп да ляп - спешит всегда.
Рисовал в окошке дождик,
Получилась борода;
Солнце толстое, как мыло,
У цыпленка три ноги,
Танк похож на крокодила,
А дома на утюги.
На кувшин без ручки – кошка,
Слон – на ящик и кровать.
И не может сам Сережка,
Кто и что тут разобрать.
Удивляется - откуда
Хвост на шее у верблюда
И рогатая у льва,
Где-то сбоку голова!
Ну, а нам не в удивленье,
Тут простой на все ответ:
- Нет терпенья-
Нет уменья,
Нет уменья-
Толку нет!
        ( Н. Грибачев.)
Педагог: О чем вы узнали из этого стихотворения? Почему у Сережи не получались хорошие рисунки? Название стихотворения подходит Сереже? Почему? Что нужно для того, чтобы стать настоящим художником? Будем этому учиться? (ответы детей.) Конечно, только очень терпеливо, старательно, приобретая понемногу уменье за уменьем.   
 Проверка готовности учащихся к занятию.
Приветствуют учителя.
Слушают
Отвечают на вопросы 2. Сообщение темы и цели урока - Сегодня мы познакомимся с еще одним жанром изобразительного искусства Прослушайте и скажите о каком жанре идёт речь
Если видишь на картинке
Чудо - вазу на столе,
В ней стоит букет красивыхБелоснежных хризантем;
Стоит множество посуды,
И стеклянной, и простой.
Может, чашка или блюдце
С золоченою каймой.
А еще и так бывает,
Нарисована там дичь.
В завершение положим
Свежих персиков и слив.
А еще в картине может
Нарисованным быть торт.
И поэтому картина
Назовется натюрморт. Слушают .Отвечають на вопрос Р: принимают и сохраняют уч задачу
3. Знакомство с новым материалом - Что означает слово «натюрморт»?
- Итак, что же может быть изображено на натюрмортах?
- Совершенно верно. Как вы думаете, что объединяет все эти предметы? (Они неодушевленные).
- (На слайде). Натюрмо́рт  — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве.
- Натюрморт – это картина, на которой обычно изображают различные предметы обихода, а также овощи, фрукты, цветы, дичь и т.п.
- Изображая натюрморт, художник обращает внимание на особенности формы, поверхности предметов, их деталей, взаимного расположения в пространстве.
- Среди мастеров натюрморта можно назвать имена Петра Петро́вича Кончало́вского (на слайде – «Сирень»), Машкова Ильи Ивановича (на слайде - «Ягоды на фоне красного подноса»), Алекса́ндра Васи́льевича Купри́на (на слайде – «Натюрморт с синим подносом»). Размышляют. Предполагают.
Запоминают.
Отвечают на вопросы.
Слушают.
Рассматривают картины. П: строят речевое высказывание
П: строят речевое высказывание
П: анализируют объекты с выделением сущ-х признаков;
4. Анализ образцов - Итак, сегодня мы будем рисовать натюрморт.
- Натюрморты бывают трех видов: нежные, яркие и грустные.Если вы хотите, чтобы ваш натюрморт получился нежным, что надо сделать? (Пед. показ).
Если вам нужен яркий натюрморт? (Пед. показ).
Для создания грустного натюрморта, что надо довить?. Будьте с ним осторожны и берите его немного, на самый кончик кисти. (Пед. показ).
- Вы можете нарисовать натюрморт любого вида . добавить ко всем цветамдля рисов-я белый цвет.
Использовать сочные и насыщенные цвета. нужно добавлять в краску черный цвет П: анализируют объекты с выделением сущ-х признаков;
5. Постановка творческой задачи - Итак, определяйтесь, какой вид натюрморта вы хотите рисовать: яркий, грустный или нежный, и можете приступать к работе. Рассматривают образец. Р: принимают и сохраняют творческую задачу
6. Практическая работа - Последовательность выполнения работы:
На подготовительном этапе карандашом очень светлыми линиями наметим контуры всех предметов. Желательно рисовать без исправления резинкой, во всяком случае, не злоупотреблять ею, т.к. разрушенная резинкой фактура бумаги темнит и глушит цвет. Такими же тонкими линиями отметим границы бликов и теней всех предметов натюрморта и среды.
На первом этапе работы краской начнём с общей цветовой характеристики натюрморта, для этого приготовим малонасыщенную смесь – колер, который прозрачным слоем нанесём на все части рисунка, исключая блики.
На втором этапе живописи моделируется объёмная форма всех предметов и передаётся их освещённость. Отдельными мазками усиливаем насыщенность цвета освещённых сторон. Цвет теней сплошной, на него влияет среда. Их прокладывают прозрачными, но более тёмными красками. Каждый мазок, положенный для изображения теней, должен быть взят относительно цвета примыкающих к нему поверхностей других предметов и других теней по цветовому тону, насыщенности и светлоте.
На третьем этапе работы продолжаем моделирование объёмной формы и пространства более тонкими оттенками цвета. Всякий положенный на бумаге мазок сверяем с натюрмортом, попеременно переводя глаз то на изображение, то на натуру. Это позволяет увидеть, передана ли цветовая пропорция, которая есть в натуре. Изображение цветовых оттенков на свету, полутени, тени постепенно приводит к тонкой моделировке формы, к изображению пространства и освещённости.
На последнем этапе все цвета обобщаем, если надо, выделяем какие-то части более насыщенным цветом, а чрезмерно яркие, вырывающиеся из общей цветовой гаммы, гасим. Рисунок завершён.
Приступайте к работе. Слушают учителя.
Приступают к работе. 7. Подведение
итогов урока
Рефлексия «Звездное небо». - Давайте подведем итог урока. О каком жанре изобразительного искусства мы сегодня говорили? Что изображается на натюрмортах? Вы запомнили, какие виды натюрморта существуют?
К доске прикрепляется ватман сине-сиреневого цвета.
-У вас на партах лежат звездочки желтого и голубого цветов. Если на уроке вам было интересно, вы активно работали – выберите желтую звездочку. Если вы не узнали ничего нового и не старались, выберите звезду голубого цвета. Выбрали? Теперь подходите к доске и наклеивайте звездочки на звездное небо.
- Итак, большинство звездочек на небе – желтые. Значит, занятие прошло с пользой. Подводят итог урока.
Проводят рефлексию. П: строят речевое высказывание