СЦЕНАРИЙ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ РАЗРАБОТКИ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 4 КЛАСС УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ХХI ВЕКА »


Сценарий Мультимедийной РАЗРАБОТКи УрокА по литературному чтению 4 класс УМК «Начальная школа ххi века »
Учитель Нефтеюганского районного муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения
«Пойковская средняя общеобразовательная школа № 2»
Шульц Татьяна Викторовна
Тема: Х.-К. Андерсен «Дикие лебеди».
Программа обучения: «Начальная школа XXI века»
Раздел «Произведения зарубежных писателей»(6ч.)
Тема предыдущего урока: Марк Твен «Приключения Тома Сойера»
Межпредметные связи: окружающий мир, ОРК и СЭ.
Цель: Расширить знания детей о жизни и творчестве Х.-К. Андерсена через знакомство со сказкой «Дикие лебеди».
Задачи:
1.Обучающие: познакомить с биографией писателя; формировать умение определять тему произведения, давать жанровую характеристику, выделять факты и информацию о героях.
2. Развивающие: развивать умение пользоваться поисковым и просмотровым видами чтения; развивать творческие способности поискового характера; умение высказываться на заданную тему, сопоставлять, анализировать; способствовать формированию личностного отношения к прочитанному; обогащать словарный запас учащихся.
3. Воспитательные: воспитывать любовь к Родине, близким людям, прививать любовь к чтению
художественной литературы.
4.Здоровьесберегающие: создание на уроке атмосферы, способствующей сохранению психического здоровья.
Планируемые образовательные результаты:
Метапредметные :Личностные УУД: развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, привитие бережного отношения к близким.
Познавательное УУД: умение классифицировать объекты по существенному признаку; использовать приём планирования учебных действий с опорой на заданный алгоритм; строить сообщения в устной и письменной форме; оценивать результаты выполненного задания;
Регулятивное УУД: формировать умения удерживать цель деятельности до получения ее результата, умения оценивать результат своей деятельности, самоконтроль процесса и результата деятельности .Коммуникативное УУД: формировать умения быстро и правильно ориентироваться в условиях речевого общения, правильно планировать свою речь, отвечать на вопросы, связно высказывать суждения по изучаемому материалу; взаимодействовать с одноклассниками в ходе работы в группах, парах.
Предметные:
Знать: биографию Х.-К. Андерсена, содержание сказки «Дикие лебеди».
Уметь: уметь давать жанровую характеристику сказки, определять тему, выделять факты и информацию о героях . Продолжительность урока – 45минут.
Место занятия – учебный кабинет.
Материальное обеспечение: мультимедийный проектор, ПК, слайдовая презентация.
Формы организации работы учащихся: фронтальная, парная, групповая, дифференцированная. Методы и приёмы: проблемный, частично-поисковый, планирование, вопрос-ответ, метод
стимулирования интереса к учению, наблюдение, сравнение, конкретизация, целеполагание, рассуждение, прогнозирование, проблемная ситуация, доказательство, опора, рассуждение, самоконтроль, исключение, комментирование, инструктаж, алгоритм, незаконченное предложение. Методы и формы контроля: наблюдение, самооценка, взаимопроверка, рефлексия.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Вид: урок-исследование с использованием активных форм работы (организация групповой работы)
Средства обучения: учебник «Литературное чтение. 4 класс» (1 часть); Автор Л.А. Ефросинина.2-е изд.,– М.: Вентана-Граф, 2010 г; рабочая тетрадь 4 класс (1 часть); Автор Л.А. Ефросинина.2-е изд.,– М.: Вентана-Граф, 2010 г; «Толко́вый слова́рь ру́сского языка́» С.И.Ожегов; карточки для индивидуальной, дифференцированной, групповой работы; компьютерная презентация.
Технологии достижения цели урока: «Технология деятельностного подхода», «Технология проблемно-диалогического обучения», «Информационно-коммуникационная», «Исследовательская».
Предварительная работа. На предыдущем уроке было дано задание вспомнить прочитанные сказки Х.-К. Андерсена, прочитать самостоятельно сказку «Гуси-лебеди».
План урока :Организационный момент. Мотивация учебной деятельности. (3мин.)
Актуализация знаний учащихся и фиксация затруднений в деятельности (стадия вызова). (5мин.)
Постановка темы урока, формирование учебной задачи.(1мин.)
Знакомство с биографией Ханса Кристиана Андерсена.(5мин.)
Работа по содержанию сказки.(5мин.)
Словарная работа.(5мин.)
Физкультминутка.(1мин.)
Анализ произведения.(15мин.)
Итог урока.(2мин.)
Рефлексия.(2мин.)
Домашнее задание.(1мин.)
Ход урока.
1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности. (3мин)
Цель: сформировать самооценку готовности к уроку.
(Звучит тихая музыка в течении урока)
Я рада приветствовать вас в классе нашем
Возможно, есть классы и лучше и краше,
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко.
Поручено нам всем урок начинать,
Поэтому время не будем терять
- А сейчас создадим хорошее настроение. Улыбнулись друг другу.
-Проверьте, всё ли готовы к уроку.
- Молодцы!
-Предлагаю сегодня работать под девизом: «Хочешь альпинистом стать- иди в горы.
Хочешь грамотным стать – учись думать и мыслить».
-Работать будем в группах.
-Вспомните правила работы в группе, распределите роли
Организатор (отвечает за работу группы в целом);
Спикер (выступает перед классом с готовым решением группы);
Секретарь (записывает высказанные идеи и решения);
Критик (высказывает противоположную точку зрения);
Контролёр (проверяет, все ли поняли принятое решение); докладчик - у доски рассказывает, что решила группа; хронометрист следит за временем.)(На интерактивной доске показываем правила работы в группах).
Правила работы в группе:
убедись, что в разговоре участвует каждый;
говорить спокойно и ясно;
говорить только по делу;
не говорить всем сразу;
реагировать жестами и знаками;
возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего.
обращаться друг к другу по имени.
2. Актуализация знаний учащихся и фиксация затруднений в деятельности (стадия вызова).(5мин.)
Цель: подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к усвоению новых знаний.
Из каких произведений эти отрывки?(каждая группа работает с отрывком из произведения)
1 группа.( Лиса и журавль)
Идёт журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и угощает:
— Покушай, мой голубчик куманек! Сама готовила.
2 группа.(Иван царевич и серый волк)
А царь Кусман устроил свадьбу, пировал весь день до вечера, а как надо было спать ложиться, повел он Елену Прекрасную в спальню, да только лег с ней на кровать, глядит — волчья морда вместо молодой жены? Царь со страху свалился с кровати, а волк удрал прочь.
3 группа (Дочь- семилетка)
Царь выслушал и говорит:
- Когда дочь твоя мудра, пусть наутро сама ко мне явится - ни пешком, ни на лошади, ни голая, ни одетая, ни с гостинцем, ни без подарочка.
“Ну, - думает мужик, - такой хитрой задачи и дочь не разрешит; пришло совсем пропадать!”
4 группа (Дикие лебеди)
Отец их, король той страны, женился на злой королеве, которая невзлюбила бедных детей. Им пришлось испытать это в первый же день: во дворце шло веселье, и дети затеяли игру в гости, но мачеха вместо разных пирожных и печеных яблок, которых они всегда получали вдоволь, дала им чайную чашку песку и сказала, что они могут представить себе, будто это угощение.
Перед вами названия четырех произведений:
Лиса и журавль, Иван царевич и серый волк, Дочь- семилетка, Дикие лебеди.
Ответы на вопросы:
-Что объединяет все произведения? (сказки)
-Какая сказка в данном ряду лишняя? (Дикие лебеди-авторская, остальные русские народные)
-Назовите автора этой сказки (Х.-К. Андерсен).
-Что вы знаете об этом писателе?
(прием -таблица “Знаю. Хочу узнать. Узнал”. Таблица “ЗХУ”).-Что вы знаете о творчестве Х.-К. Андерсена?
(все имеющиеся знания записываются в столбик "Знаю" для общего внимания без корректировки и без оценивания)
-Что бы вы хотели узнать?
(в столбик "Хочу узнать" записываются записываются сведения, понятия, факты только своими
словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Записи остаются на доске до конца занятия).3.Постановка темы урока, формирование учебной задачи.(1мин.)
Цель: поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации.
-Определите тему и цели нашего урока:
Предполагаемые ответы детей:
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством этого великого писателя, вспомним, скакие произведения вы уже читали ранее, познакомимся с новым произведением
Х.-К. Андерсена, будем учиться давать характеристику героев, развивать умения и навыки
работы с художественным текстом.
Учитель уточняет тему и цели урока.
Тема:Х.-К. Андерсен «Дикие лебеди»
Цель:Расширить знания о жизни и творчестве Х.-К. Андерсена через знакомство со сказкой «Дикие лебеди».
4.Знакомство с биографией Ханса Кристиана Андерсена.(5мин.)
Цель: познакомить с биографией писателя.
-Перед вами лежит текст с биографией писателя. Определите, какие, на ваш взгляд, самые важные события произошли в жизни Ханса Кристиана Андерсена.
1 группа
Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в старом датском городе Оденсе
на острове Фюн. «Дания, маленькая северная страна, с трех сторон окруженная морем, пленяет нас сдетства, потому что в ней жил величайший сказочник мира Ганс Христиан Андерсен. Он
входит в наши дома, прежде чем мы научились читать, входит легкой, почти неслышной
поступью, как прославленный им волшебник, мастер снов и сказок,
маленький Оле-Лукойе», - писал С.Я. Маршак. Родился он в семье прачки и сапожника.
Андерсены жили на самой окраине города,
одной из самых бедных улиц Оденсе. Андерсен вырос в бедности. Единственной гордостью
семьи Андерсенов была необыкновенная чистота в их доме, ящик с землей, где густо
разрастался лук, и несколько вазонов на окнах; в них цвели тюльпаны.
2 группа
В школе Ханс Кристиан не был прилежным учеником, не учил уроков, не пытался
постичь сложную математику и заковыристую грамматику. По дороге в школу он бегло
прочитывал заданное, и этого ему казалось достаточно. Андерсен так и не научился писать
без ошибок. И учитель столь неистово работал указкой, вколачивая науку в пальцы
будущего писателя, что мальчик не мог держать перо. Но в жизни маленького Ханса Кристиана были свои радости, был свой особый мир простых и необыкновенных вещей. Он любил играть в кукольный театр. У него было много кукол, для которых он сам мастерил костюмы из обрезков кожи и ткани. Он забивался в уголок и сам сочинял и разыгрывал для себя спектакли.
3 группа
В 1819 году, когда ему было 14 лет, он отправился в Копенгаген, чтобы стать актером.
Ханс Кристиан был уверен в успехе, он считал, что рожден для театра. Однако директор
Королевского театра, смерив долговязое тело Кристиана презрительным
взглядом, заявил: «Молодой человек, вы слишком тощий для театра». Ему не удалось попасть в театр. Но, несмотря на отчаяние, Андерсен и не думает возвращаться в Оденсе. Андерсен чувствовал, что для успеха ему не хватает знаний, необходимо было получить образование. Так в 17 лет Хансу Кристиану пришлось сесть за парту рядом с мальчиками 12-13 лет. Несмотря на постоянную нужду, Андерсен окончил не только гимназию, но и университет.
4 группа
Решение посвятить себя сказкам Андерсен принял лишь в середине 1840-х годов, с этого времени регулярно печатая сборники, которые назывались просто "Сказки". Писателю было ясно, что его
аудиторию должны составлять и юные, и взрослые читатели. За несколько лет до этого Андерсен познакомился с выдающейся шведской певицей Йенни Линд, влюбился в нее, сопровождал ее в Лондон и Берлин, где она гастролировала, однако не добился взаимности. Свой век Андерсен прожил холостяком, сохранив творческую активность до последних лет, но едва ли чувствуя себя счастливым, хотя он и был осыпан свидетельствами международного признания. Умер Андерсен в
Копенгагене 1 августа 1875. Родина почтила память Андерсена, установив на набережной Копенгагена статую героини его сказки - "Русалочки", ставшую символом города.
Выступление групп, соотнесение выполненнной работы с текстом, записанным на интерактивной доске.
Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в старом датском городе Оденсе. Андерсен вырос в бедности.
В школе Ханс Кристиан не был прилежным учеником. Он любил играть в кукольный театр.
В 1819 году, когда ему было 14 лет, он отправился в Копенгаген, чтобы стать актером. Ему не удалось попасть в театр. Так в 17 лет Хансу Кристиану пришлось сесть за парту рядом с мальчиками 12-13 лет. Несмотря на постоянную нужду, Андерсен окончил не только гимназию, но и университет.
Решение посвятить себя сказкам Андерсен принял лишь в середине 1840-х годов. Свой век Андерсен прожил холостяком, сохранив творческую активность до последних лет. Умер Андерсен в Копенгагене 1 августа 1875. Родина почтила память Андерсена, установив на набережной Копенгагена статую героини его сказки - "Русалочки", ставшую символом города.
5. Работа по содержанию сказки.(5мин.)
Цель: проверить понимание текста на уровне содержания.
-Дома вы прочитали сказку «Дикие лебеди».
-У вас на столах лежат конверты с вопросами, внимательно прочитайте их и выберите правильный ответ.
1. В каком городе родился Х.-К. Андерсен?
1)Копенгаген
2)Оденсе
3)Дания
2.В кого хотела превратить мачеха из сказки «Дикие лебеди» принцев?
1)в диких лебедей
2)в гадкого утёнка
3)в чёрных воронов
3. Сколько лет Элиза жила у крестьян?
1)15
2)14
3)16
4. Соком какого растения натёрла Элизу злая королева?
1)соком грецкого ореха
2)соком лесного ореха
3)соком грейпфрута
5. В какое время суток принцы находились в обличии диких лебедей?
1)от заката до рассвета
2)от восхода до заката
3)целые сутки
6.Кто помог Элизе найти, а потом спасти братьев?
1)добрая королева
2)волшебник
3)Фата-Моргана
7. Кто из этих героев не является героем сказки:
1) епископ
2)король
3)служанка
-проверьте работу, на слайде ключ правильных ответов.
Группы поочередно подводят итог совместной работы.
6.Словарная работа.(5мин.)
Цель:познакомить с лексическим значением незнакомых слов.
- В сказке встречались незнакомые слова, что поможет узнать лексическое значение новых слов?
(Обращение к толковому словарю).
-Задание для групп:
1 группа.
Минуло, холст.
2 группа.
Утес, чары.
3группа.
Покои, грифель.
4группа
Шествие,епископ.
Группы поочередно озвучивают лексическое значение слов.
7.Физкультминутка.(1мин.)
Цель: снять утомляемость. Поддержать эмоциональный настрой.
(Физминутку проводит кто-то из учеников по желанию.)
Вот и утро! Хватит спать! (Одна рука вверху, махи руками).
Перед тем, как вылетать,
Надо крылышки размять.
Вверх крыло, вниз крыло,
А теперь наоборот!
Крылья в стороны разводим,
И лопатки вместе сводим.
Вправо – влево наклонились,
И вперед назад прогнулись.
А теперь на месте ходим,
Но от парты не отходим.
Снова сесть за парты рады
Приступать к работе надо.
8.Анализ произведения.(15мин.)
Цель: определить тему произведения, дать жанровую характеристику, выделить факты и информацию о героях.
- Почему Х.-К. Андерсен так озаглавил эту сказку?
- Кто из героев понравился больше других?
- Кто вызвал антипатию? Почему?
Задание для групп.
1 группа.
-Составьте синквейн о Элизе.
Карточка-помошница:
правая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.
Вариант синквейна:
Элиза.
Мужественная, терпеливая.
Любит братьев, терпит адскую боль.
Чем у человека сильнее характер, тем больше он склонен хранить верность в любви к близким.
Любящая сестра.
2 группа.
- Рассмотрите модели обложки. Какая из них соответствует произведению «Дикие лебеди»?. Докажите. Дополните модель обложки.(Рабочая тетрадь стр.70)

3 группа.
Докажите, что эта сказка волшебная, как соблюдаются в ней 5 законов волшебства.
Карточка-помошница:
1. Одушевление предметов и явлений природы;
2. Очеловечивание предметов, явлений, представление в реальные или фантастические образы;
3. Синтез ряда обыкновенных явлений, предметов, существ в образы, наделенные необыкновенными
свойствами, народный результат воображения, как выражения мечты, идеи;
4. Чудесные превращения и обращения;
5. Гиперболизация.
4 группа.
- Дополните план сказки, предложенный в рабочей тетради на стр. 72.
→Жизнь Элизы→ Встреча с братьями→ →Фата Моргана→ Тайна Элизы→
Выступление групп.
9.Итог урока.(2мин.)
Цель: проанализировать вместе с учащимися успешность достижения целей урока, подведение к итогу урока.
- Какая это сказка? Грустная или веселая?
- Можете ли вы назвать другие сказки Андерсена, при чтении которых улавливалась та же
авторская светлая грусть? (Гадкий утенок, Стойкий оловянный солдатик»).
- Эта светлая чистая грусть заставляет и нас, читателей, быть светлее душой, добрее сердцем
и мудрее умом. И мы ему, этому вдохновенному ловцу человеческих душ, благодарны.
10.Рефлексия.(2мин.)
Цель: мобилизировать учащихся на самооценку и рефлексию своей деятельности.
(прием Таблица “Знаю. Хочу узнать. Узнал”. Таблица “ЗХУ”).-Вернемся к нашей таблице, которую вы заполняли в начале урока, дополните ее.
- Продолжите фразу «Сегодня на уроке мы…», используя выражения:
- узнали, заинтересовались…
- научились, смогли…
- Хотим особенно отметить ребят в группе…
11.Домашнее задание.(1мин.)
Цель: дать задание, которое направлено на дальнейшее развитие устной и письменной речи; мотивировать детей на творческо-поисковую работу.
Обязательно для всех:
Рабочая тетрадь стр.
На выбор:
1.Пересказать понравившуюся часть от лица Элизы ;2.Придумать продолжение сказки.
3. Составить синквейн о любом герое сказки.