Внеклассное мероприятие в 6 классе «Географический чемпионат»





Методическая разработка интеллектуальной игры
по географии
в 6 классе

«Географический
чемпионат»



Выполнили: учитель географии
МОУ «Обидимская средняя общеобразовательная школа»
Игнатова Елена Александровна




Тема внеклассного мероприятия: «Обобщение материала по теме «Географические оболочки Земли» в 6 классе
Вид внеклассного мероприятия: игра «Географический чемпионат»
Программное обеспечение внеклассного мероприятия:
Преподавание предмета ведется по учебнику В.П. Дронов, Л.Е. Савельева «География. Землеведение», Москва: Дрофа, 2009
Цель как формулировка конечного результата: систематизация знаний и умений учащихся по теме «Географические оболочки Земли»
Задачи как пути реализации цели занятия.
повышение качества географических знаний школьников; формирование умений и навыков использовать имеющиеся знания в новой нестандартной ситуации;
усиление интереса учащихся к географической науке
формирование у учащихся черт личности: взаимопомощи, дружбы, умения работать в коллективе;
повышение интереса  к занятиям  по данному предмету
повышение общего уровня культуры школьников.
Оборудование: мультимедийный проектор, физическая карта мира, презентация PowerPoint внеклассного занятия, атласы, раздаточный материал.



Подробный конспект внеклассного мероприятия в 6 классе «Географический чемпионат»

Ведущий. Добры день, друзья. Сегодня я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие по нашей планете. Она таит в себе много загадок.

Представьте, ребята, картину вот эту:
Наш дом – это – шар – Голубая планета.
Какой он огромный!
Да нет – он малютка!
Вот звезды огромны. Становится жутко,
Как может такая пылинка родиться
И не затеряться, и не распылиться?
Мы в доме живем под единою крышей,
Мы воздухом общим с природою дышим,
Мы солнечным светом единым согреты.
Земляне! Наш дом – Голубая планета.

Ведущий. Надеюсь, что сегодняшнее путешествие поможет хоть на шаг приблизиться к разгадке. А совершим мы его на двух кораблях, название которым вы придумайте сами. Но помните слова из известного мультфильма «Как вы яхту назовете, так она и поплывет». И еще, корабль без капитана далеко не уплывет. Им должен быть надежный человек, способный всегда поддержать свою команду и принять верное решение.

Выбор названия кораблей, выбор капитана.

Из-за двери появляются два пирата. Они входят, споря друг с другом. Первый пират уверен во всем и жизнерадостен, второй угрюмый и ворчит.


1 конкурс
Ведущий. Кто вы такие? И откуда вы взялись?
Пират 1. Мы – морские любители приключений!
Пират 2. Но, к сожалению, потеряли свой корабль!
Пират 1. Мы сильные, ловкие, умелые!
Пират 2. Но почему - то не можем найти дорогу домой?
Пират 1. Мы многое знаем и умеем!
Пират 2. Но забыли, как нужно ориентироваться в пространстве!
Пираты (вместе). Помогите нам! Мы вас хорошо отблагодарим!
Ведущий. А какую помощь могут оказать наши ребята?
Пират 1. У нас есть маршрут, как добраться до временного пристанища, но мы не может его прочитать! Тут какие то знаки!
Пират 2. А мы готовы поделиться с вами золотыми!
Ведущий. Ну что ж, давайте поможем незадачливым пиратам. Перед вами маршрут, где некоторые слова заменены топографическими знаками. Та команда, которая лучше всего расшифрует маршрут и получит один золотой.

Задание.

Путь к дому лежит через . Дойдя до , следует свернуть на север, продолжать движение вдоль . Справа будут располагаться , , а слева - и небольшое . На пути вам встретится , перейдите ее по . Минуя , вы увидите ваш дом!

Путь к дому лежит через (смешанный лес). Дойдя до (домика лесника), следует свернуть на север, продолжать движение вдоль (линии электропередач). Справа будут располагаться (сплошные заросли кустарников), (болото), а слева - (луга) и небольшое (озеро). На пути вам встретится (река), перейдите ее по (металлическому мосту). Минуя (овраг), вы увидите ваш дом!

(та команда, которая отгадает большее количество условных знаков, получает 1 золотой)

2 конкурс
Пират 1. А вы, оказывается, знаете кое-что! Помогли нам добраться до жилья. За это вам большое спасибо!
Пират 2. (выбегая из-за двери) Беда! Беда! Помогите!
Ведущий. Что случилось?
Пират 2. Только что получен сигнал SOS! Но вот беда! Связь с яхтой, терпящей бедствие, прервалась! Четко можно было услышать только долготу – 1200 з.д., а во время передачи широты начались помехи. Широта то ли 30, то ли 400 с.ш..
Пират 1. Друзья, помогите нам решить эту проблему! И как можно быстрее! Иначе наши товарищи попадут в беду! А мы вас за это отблагодарим! Та команда, которая расскажет, почему нужно плыть именно на ту широту, получит один золотой.

Точка с координатами 1200 з.д. и 400 с.ш. лежит на суше. Следовательно, помощь нужна в точке с координатами 1200 з.д. и 300 с.ш.

(та команда, которая правильно объяснит ситуацию, получает один золотой)

Игра со зрителями.
Ведущий. А пока наши пираты побежали спасать своих друзей, мы предлагаем нашим зрителям тоже немного поиграть. Нам нужно 4 человека.
Ваша задача: на листе бумаги с помощью фломастеров и карандашей за 3 минуты изобразить явление природы. Выигрывает тот, чей рисунок угадают, и он больше всех понравится зрителям.

3 конкурс
Пират 1. А вот и опять мы! На этот раз мы приготовили вам сюрприз. Путешествуя по миру, мы написали небольшой рассказ! И его мы дарим вам!
Пират 2. Только вот некоторые все перепутали! И не хотят исправлять! Помогите хоть вы, ребята, убедить этого упрямца.
Ведущий. Давайте поможем. Перед вами текст. Найдите в нем ошибки и исправьте их. Та команда, которая найдет больше ошибок, получает золотой.

Мы – старые любители путешествовать!
Собрав свои нехитрые пожитки, мы решили пройтись по Восточно-Европейской равнине. Ее бескрайние просторы просто ошеломляют. Везде мы видели овраги, промоины. Видимо, очень хорошо поработал ледник! Передвигаясь по равнине, взору предстала великая русская река – Обь, которая несет свои воды в Черное море.
К югу от равнины располагаются величественные Кавказские горы. Самая высокая вершина – гора Эверест – покрыта снегом, который сверкает на солнце!
Хорошо лежать на побережье моря! Днем ветер всю жару переносит в море, а ночью вода дарит свою прохладу суше.
А каких рыб мы увидели в море! Тут и там скользили по волнам дельфины, прожорливые щуки. Наш отдых удался на славу!

(та команда, которая в тексте найдет больше ошибок, получает один золотой)
4 конкурс
Пират 1. Ишь, какие внимательные! Может, я специально запутывал вас! Чтобы проверить, как вы учитесь в школе! А вот следующая загадка вам точно будет не по зубам!
Ведущий. Что ж, загадывайте, а наши участники, думаю, готовы справиться со многими трудностями!
Пират 2. Ну хорошо! Вот вам контурная карта и целый список географических объектов, где мы бывали и разбойничали! Попробуйте их правильно расставить!

горы Анды
остров Гренландия
остров Мадагаскар
горы Гималаи
река Волга
река Нил
Антарктида
Охотское море
Черное море
пролив Дрейка
озеро Байкал
Ладожское озеро

(та команда, которая правильно расставит большее количество объектов, получает золотой)


Игра со зрителями.
Ведущий. А пока наши участники работают, мы вам тоже предлагаем поиграть. Давайте вспомним куплет или припев песни, где упоминались какие то географические объекты. Например: «По Дону гуляет казак молодой» Тот участник, который назовет песню последним, получает приз.

5 конкурс
Пират 1. А вы знаете, что Фрэнсис Дрейк тоже был знаменитым пиратом. Он прославился несколькими удачными нападениями на испанские владения в Центральной Америке.
Пират 2. Но грабили они отнюдь не всех подряд, а лишь врагов королевы, и если по необходимости все же заимствовали что-нибудь у представителей нейтральных стран, то старались как-то компенсировать тем им потери.
Ведущий. Его именем был назван самый широкий пролив, который разъединяет архипелаг Огненная Земля и Антарктиду.
Пират 1. А теперь вы попробуйте вспомнить имена путешественников, ученых, чьи имена увековечены в географических объектах.
Ведущий. За 3 минуты вы должны вспомнить географические объекты, названные в честь знаменитых людей. Та команда, которая назовет и покажет как можно больше объектов, получает один золотой.

(та команда, которая назовет большее количество географических объектов, получает золотой)

6 конкурс
Пират 1. Молодцы, ребята. Умело справляетесь с заданиями!
Пират 2. Но мы не можем просто так вас отпустить. И приготовили для вас еще одно задание!
Ведущий. Думаю, любые загадки для наших команд по плечу! Что приготовили вы на этот раз?
Пират1. Ваша задача – разгадать кроссворд. Он не простой. После того, как вы его разгадаете, вы должны прочитать фразу, зашифрованную в нем!
Пират 2. Та команда, которая быстрее и правильнее разгадает кроссворд, а также прочитает фразу, получит от нас один золотой.















Г















Р





4






10

12
Е




3
З
5
6
7


9
А

М
Н
14


2
В
А
Т
К
А
8

К
М

У
Л
А


А
Е
П
И
Р
К
Г

А
А

Р
А
Н

1
Ф
З
А
Х
А
В
И

С
З
11
Р
Н
Д

э
Р
У
д
И
Т
А
М
-
П
О
б
Е
Д
Ы

В
И
В

Й
Е
Л
А

И
Н
О
Й
И


Е
К
И


р
А
Л

Й
К
Л

я


Р
А
й



Н
А

С
а
О




Е





г
и

К

Т




С








О

О




Т








е


























·х°






Высота этой вершины 8848 м.
Материк, омываемый с запада Атлантическим океаном, а с востока Индийским.
Название вулкана на юге Италии, виновника гибели итальянских городов.
Сторона горизонта, соответствующая 270о.
Самый большой по площади океан.
Отверстие, через которое выбрасывается содержимое вулкана.
Подводный аппарат для исследования морских глубин.
Самые высокие горы планеты.
Крупнейшее озеро мира.
Самая полноводная река мира.
Участок земной поверхности, сильно увлажненный и поросший влаголюбивой растительностью.
Самая крупная река Австралии.
Самый большой остров мира.
Самая длинная горная цепь.

(та команда, которая назовет большее количество географических объектов, получает золотой)

7 конкурс
Пират 1. Вижу, собрались здесь эрудированные дети! Но мы тоже не так просты! И приготовили под конец самое трудное задание!
Пират 2. Мы вам будем задавать очень сложные вопросы! И от вас потребуем точных и развернутых ответов.
Ведущий. Ну что ж. давайте попробуем показать пиратам свои знания. Та команда, которая ответит на большее количество вопросов, и получит золотой.

Вопрос 1 команде.
В мире имеется 4 района, в которых много гейзеров: полуостров Камчатка, остров Исландия, Новая Зеландия, район Йолустонского национального парка в США. Чем объяснить наличие гейзеров в этих частях земного шара?
(гейзеры – периодически фонтанирующие горячие источники, распространенные в областях современной или недавно прекратившейся вулканической деятельности. Поэтому гейзеры имеются там, где есть действующие или потухшие вулканы.)

Вопрос 2 команде.
Какой период режима реки описал Н.А. Некрасов в стихотворении, посвященном детям, «Дедушка Мазай и зайцы»?
(весеннее половодье)

Вопрос 1 команде.
В 1862 году два англичанина решили подняться на воздушном шаре выше облаков. Шар полетел вверх очень быстро, и чем выше он поднимался, тем становилось холоднее. На высоте 3 км англичане достигли облаков. Когда шар летел сквозь облака, исследователи дрожали о сырости и холода. Кончились облака, показалось голубое небо и солнце. Облака казались сверху белыми. Выше облаков было еще холоднее. На высоте 5 км замерзла вода Какая температура воздуха была у поверхности Земли?
(Вода начинает замерзать при температуре 00С. Температура воздуха понижается на 60С на 1 км подъема. Если вода замерзла на высоте 5 км, то у поверхности земли было 300С)

Вопрос 2 команде.
Почему иногда при извержении вулканов, а также после больших пожаров в этих районах выпадают сильные дожди?
(Происходит это потому, что теплый воздух с частицами пыли, поднимаясь вверх, охлаждается, образуя облака, которые при определенных условиях могут перейти в ливневые дожди)

Вопрос 1 команде.
В каком океане при одновременном измерении температуры с носа и кормы океанического корабля наблюдалась разность температуры до 120С? Чем вызвано это явление?
(В Атлантическом океане, у восточных берегов Северной Америки, там, где, северо-западная по течению граница Гольфстрима соприкасается с противоположно направленными холодными водами Лабрадорского течения. При измерении температуры нос корабля находился в холодных (20С) опресненных водах Лабрадорского течения, а корма – в теплых (12 – 140С) водах Гольфстрима)

Вопрос 2 команде.
Почему под мхом почва всегда холоднее, чем под обычной растительностью?
(Мох плохо проводит тепло и в то же время испаряет много влаги, а это влечет за собой дополнительный расход тепла на испарение)

(та команда, которая назовет большее количество географических объектов, получает золотой)

Пират 1. А вы, оказывается, знатоки науки географии!!!
Пират 2. Мы рады, что смогли решить все наши нелегкие задачки!!!
Пират 1. Но нам пора! Нас ждут новые приключения!!!
Пират 2. А прежде, чем покинуть вас, мы хотим поздравить команду , которая больше всего набрала золотых! Им мы и дарим свой подарок: наш незаменимый друг в пути!!! Может, подскажете, что это такое?
Пират 1. конечно же – это компас!!! Пусть и он вам сослужит хорошую работу в ваших приключениях!!!
Ведущий. Давайте поблагодарим наших гостей и поздравим сегодняшнего победителя!!! Им мы дарим еще и горячие аплодисменты!!!

Награждение победителей.








Методическое обоснование.

Велика и поразительна область географии Где найдутся предметы, сильнее говорящие юному воображению! Какая другая наука может быть прекраснее для детей, может быстрее возвысить поэзию младенческой души их!
Н. В. Гоголь
В условиях преобразования всех сторон жизни общества, когда старые ценности и идеалы устарели, а новые еще не сформированы, особенно возрастает роль географии в воспитании личности школьника.
Географическое образование является надежной основой для воспитания рачительного хозяина своей страны и Земли как общего дома человечества. Оно может действенно участвовать в воспитании патриотизма и интернационализма, в осознании современного мира и человечества в его многообразии и единстве. Составной частью географического образования является внеклассная работа по предмету.
Содержание географической науки тесно связано с окружающей природой, с хозяйственной деятельностью людей, с международными и текущими событиями. Учащихся интересуют многие географические проблемы, раскрыть которые не представляется возможным на уроке из-за недостатка времени. Удовлетворить интересы школьников, помочь им всесторонне познать многообразие и богатство родной природы, насыщенную событиями жизнь всей планеты, дать пищу уму и чувствам детей – главная задача внеклассных занятий по географии.
Внеклассная работа отличается от урочной целями, содержанием, организационными формами и особенностями методики проведения. Задачи внеурочной деятельности сводятся к следующему:
Развитие у учащихся географической любознательности, творческих способностей и умения самостоятельно добывать знания.
Ознакомление с содержанием, методами и источниками комплексного изучения теории.
Формирование у учащихся умений наблюдать окружающую природу и жизнь людей.
Развитие интересов к вопросам охраны природы, обогащению, преобразованию и рациональному ее использованию.
Ознакомление учащихся с различными профессиями.
Воспитание у школьников чувства коллективизма, товарищества и дружбы.

Пожалуй, самыми популярными формами внеурочной работы в нашей школе являются викторины и игры. Их основная цель – повысить интерес к предмету, закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения географии. Географические игры и викторины позволяют моделировать поисковую деятельность учащихся, направленную на достижение общей значимой цели, получение конкретных результатов. Кроме того, это прекрасная возможность для развития чувства локтя, воспитания чувства коллективизма. Географические викторины и игры считаю универсальной формой работы, так как их можно включить в проведение географических вечеров, «недели географии».
Проведение и организация викторин и игр включает несколько этапов.
1 этап – подготовительный.
На этом этапе определяю цели, программу и методику игры. Очень часто дети сами выбирают форму игры. Подбираю необходимый материал, знакомлю учащихся с условиями игры. На этом этапе выбираю группу учащихся, которые оказывают большую поддержку и помощь в проведении игр. При необходимости учащиеся получают определенное задание или список литературы, необходимый для изучения.
2 этап – игровой.
На данном этапе проводится сама игра. В начале игры знакомлю участников с содержанием, правилами игры. Учащиеся решают поставленные перед ними задачи, разыгрывают ситуации, обдумывают игровые действия. Для удачного хода игры важно создать непринужденную эмоциональную обстановку, поощрять активность участников, их самостоятельность, творчество.
3 этап – заключительный.
Один из важных этапов, где происходит анализ результатов: чего учащиеся достигли за время обучения, каков уровень знаний. Наблюдая за игрой, можно выделить лидеров и тех, кто нуждается в поддержке, проследить взаимоотношения между членами команды. Подобные наблюдения помогут выстроить дальнейшую работу как в учебном, так и в воспитательном процессе.










































Анкета - заявка участника
IV-го муниципального конкурса педагогического мастерства «Лучший урок - 2011»
учителей общеобразовательных учреждений всех типов
муниципального образования Ленинский район

1.Фамилия, имя, отчество автора (полностью): Игнатова Елена Александровна
2. Год, месяц, день рождения: 7 сентября 1977 г
3.Место работы: муниципальное образовательное учреждение «Обидимская средняя общеобразовательная школа»
(полный адрес): 301132, Тульская область, Ленинский район, поселок Обидимо, улица школьная, дом 3.
4.Телефон: 8 – 4876 – 79 – 01 – 87
5. Занимая должность: учитель географии, заместитель директора по учебно-воспитательной работе
6. Педагогический стаж работы: 12 лет
7. Преподаваемый предмет: география
8.Название работы, подаваемой на конкурс: Методическая разработка интеллектуальной игры по географии в 6 классе «Географический чемпионат»
9.Домашний адрес автора (полностью): 301132, Тульская область, Ленинский район, поселок Обидимо, улица Комсомольская, дом 4, кв. 9
10. Контактный телефон: 8 – 906 – 622 – 69 - 73

Дата заполнения: 23 апреля 2011 г


Директор МОУ «Обидимская СОШ» _____________________ В.С. Бондарец

М.П.

15