Конспект урока обучения грамоте Алфавит. Звуки и буквы (1 класс, УМК Школа России)
Муниципальное образовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
Алфавит. Звуки и буквы.
Предмет: обучение грамоте
Класс: 1 класс
Тип урока: урок открытия нового знания
УМК «Школа России»
Учитель:
Жаргасова
Гульсара Кувандыковна2016-17 учебный год
Тема: «Алфавит. Звуки и буквы»Тип урока: открытие нового знания
Цель урока: формировать представление учащихся об алфавите, его практической значимости.
Образовательные: закрепить знание порядка расположения букв в алфавите; познакомить детей с происхождением слова алфавит; формировать у учащихся практические навыки в использовании алфавита и навыки сознательного, плавного чтения.
Развивающие: развивать грамматически правильную речь детей, точность, полноту, эмоциональность, последовательность и содержательность в ответах.
Воспитательные: воспитывать умение слушать других, умение работать в парах, в группах, любовь к чтению.
Перечень УУД (универсальных учебных действий), выполняемых учащимися на данном уроке:
Личностные: Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные:1) Формировать умение слушать и понимать других; 2) умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) умение работать в паре, в группе.
Познавательные (логические):1) Формировать умение извлекать информацию из схем, текстов;2) умение представлять информацию в виде схемы;3) умение выявлять сущность, особенности объектов;4) умение на основе анализа объектов делать выводы;5) умение обобщать и классифицировать по признакам.
Общеучебные: - умение структурировать знания; -оценка процесса и результатов деятельности.
Регулятивные:1) Формировать умение высказывать своё предположение; 2) умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;3) умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Межпредметные связи: письмо, русский язык, история.
Необходимые ресурсы: ПК для учителя, электронная презентация; современный алфавит, звуковые карточки, задания с текстами и пословицами, рисунки букв, «Азбука,1 класс» - учебник В. Г. Горецкого и др.
Ход урока:
Этап урока Деятельность учителя и учащихся
1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
- 2 мин.
Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне. - Здравствуйте. - Друзья мои, я очень рада Войти в приветливый наш класс, И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз.- Сегодня необычный урок - у нас много гостей. Ребята, давайте поприветствуем их.
- Скажите, а зачем вы пришли в школу? (учиться). Вспомните такие слова: Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Слушаем внимательно, Работаем старательно.
- Сначала, садитесь, пожалуйста, девочки.
- А теперь - мальчики.
- Ребята, давайте договоримся, что сидеть за партой весь урок вы будете правильно и красиво.
- Ножки на пол все поставим,Спинки все мы разогнём,Руку левую на стол,Сверху правую кладём.- Ответить хочешь, не шуми,А только руку подними.- Как называется наш класс? («Солнышко») - Сл.2- Вспомните девиз:- Солнышко лучистое, мы твои лучи, Быть добрыми и честными ты нас научи!- Скажите, кто из вас и за что на наших уроках может получить солнышко?
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии –4 мин.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. Путешествие по городу Букв.– Скажите, для чего на уроках обучения грамоте каждый день, шаг за шагом вы изучали буквы?- Конечно, для того, чтобы вы научились читать – это самое главное.
- А как называется наша помощница, которая висит над доской?(Лента букв). - Что вы можете о ней сказать? Как она нам помогает? (Помогает рассказать всё про звуки.)
- Что такое буквы?
- Буквы – это знаки, с помощью которых обозначаем звуки.- Чем звуки отличаются от букв?
- Разделите буквы на две группы.- Это группа гласных и группа согласных.
- Предлагаю вам совершить небольшое путешествие по городу Букв -Сл.3, в котором есть районы гласных и согласных, со своими улицами.
- Чем отличаются гласные звуки? (Тянутся, поются – состоят из голоса.) - Почему их назвали гласными? (Глас – это старинное слово, обозначает «голос».)- Разделите гласные на группы.
- Какие бывают гласные? (обозначающие твёрдость и мягкость предыдущего согласного звука)
- Произнесите гласные первого ряда… и гласные второго ряда.
- Сколько букв в русском языке? (33) - Сколько гласных букв? (10) - Какие буквы не обозначают звуков? (ь, ъ) - Мы можем их произнести? Для чего они нужны? Какую роль они выполняют в языке? (ь обозначают мягкость согласного звука, а ещё ь и ъ разделяют согласный звук от гласного) - Сколько согласных? (21) - Почему их назвали согласными? (Они согласны с гласными, поэтому могут быть или твёрдыми или мягкими.) - Какими бывают согласные звуки? (твёрдые-мягкие, звонкие-глухие, парные - непарные) - Какие согласные только звонкие? (л, м, н, р, й) - А какие - всегда глухие? (х, ц, ч, щ ) - Назовите буквы, обозначающие всегда мягкие согласные звуки. (й, ч, щ) - Назовите буквы, у которых только твёрдые звуки. (ж, ш, ц) - А теперь скажите, какими бывают буквы по написанию? (По написанию буквы бывают печатными и письменными – большими и маленькими, заглавными и строчными.) - Довольны ли вы своими знаниями, ребята? - Вы показали, что узнали много нового за время обучения с 1 сентября. Давайте поаплодируем нашим самым активным ученикам за правильные ответы. Молодцы!
3. Постановка учебной задачи -
5 мин.
Цель: обсуждение затруднения (“Почему возникли затруднения?”, “Чего мы ещё не знаем?)
Физминутка1. Разгадывание загадки
- Ребята, отгадайте загадку. Прочитайте её сначала про себя. Сл.4 - Кто из вас желает прочитать загадку вслух выразительно. 33 родных сестрицы,Писаных красавицы,На одной живут странице,А повсюду славятся!- Ребята, что это? (Буквы.)
- Тему нашего урока вы узнаете, если отгадаете, Сл.5 какое слово можно составить из этих букв? ( Алфавит)
- Как вы думаете, чему будем сегодня учиться?
- Как же может звучать тема урока? Сл.6
- Какова наша учебная задача?
узнаем, что такое …выясним, для чего нужен …
- Давайте наметим план знакомства с алфавитом.
Я предлагаю вам прочитать слова – помощники: Сл.7
1. Узнаем, что обозначает слово … 2. Вспомним, как правильно называются … 3. Будем учиться расставлять слова в … порядке 4. Узнаем, где применяется …
2. Звуковой анализ слова «алфавит». Работа в парах.
- Давайте исследуем слово алфавит. Послушаем его звучание. Произнесём слово хором. - Подсчитайте количество звуков в слове – 7 б. – Проведём звуковой анализ слова «алфавит».(1 ученик работает у доски. Остальные в парах.) - Посмотрим, кто справился в парах – покажите знак: «Мы справились».
Проверка. Вызванный ученик проводит проверку:
Назвать слово, с которым работаем.
Разделить слово на слоги.
Определить ударный слог.
Назвать первый слог.
Дать характеристику каждому звуку.
Назвать второй слог.Дать характеристику каждому звуку второго слога.
- Подсчитайте количество звуков в слове – 7 зв. - Почему звук «в» - здесь мягкий? - Продолжим исследовать слово алфавит. Грамматический анализ слова алфавит. - Расскажите, сколько слогов в слове? - Почему 3 слога, как узнали?- Поставьте в слове ударение.- Где в слове алфавит можно сделать ошибку на письме? - Запомните, как пишется слово алфавит. – Кто из вас может объяснить, что такое алфавит? (Возникает затруднение)
4. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) –
8 мин.
Цель: решение устной задачи и обсуждения проекта её решения
- Вы, ребята, дали неполный ответ, а чтобы открыть на уроке новые знания, мы поработаем в группах. Вспомните правила работы в группе: 1.Будь доброжелательным к товарищам. Помни, вы делаете общее дело. 2.Предлагая способ решения, говори спокойно и четко, только по делу. 3.Умей внимательно слушать других, уважай чужое мнение. 4. Если ты не согласен с мнением других, НЕ КРИЧИ, НЕ ПЕРЕБИВАЙ. Пользуйся вежливыми фразами. 5. Когда группа готова – покажите знаком. 6. В группе вы договариваетесь и принимаете общее решение - 1 ученик, командир группы выступает перед классом.
1. Групповая работа. Работа с текстом.Сл.8 Рассказ о происхождении слова «алфавит»
(Тексты распределены по одному на каждый ряд.)
- Вам надо внимательно прочитать текст шёпотом в группе, все внимательно слушают, запоминают. Потом 1 человек-командир, которому вы доверяете, выразительно прочитает всему классу, что вы узнали нового про алфавит.
2. Слушаем сообщения детейо происхождении слова «алфавит»
Текст 1 гр.- Почему алфавит так назвали?Буквы в алфавите любят порядок. Каждая из них стоит на одном, своём месте. И у каждой буквы есть своё имя.Название алфавита пришло к нам из Древней Греции. Там первые две греческие буквы так и назывались – «альфа» и «вита».
Вопросы всем:- Попробуйте-ка произнести быстро-быстро друг за другом названия 2-х первых греческих букв: альфа-вита, альфа-вита, альфа-вита… Именно так и возникло слово «алфавит».
Текст 2 гр.- Почему азбуку так назвали?Раньше в России имели другой алфавит: буквы там были трудными для письма. И названия у них были другими. Слово «азбука» появилось из названий двух первых букв старинного русского алфавита: «аз» и «буки».Теперь почти 100 лет мы пользуемся новым современным русским алфавитом.
Вопросы:
- Произнесите быстро-быстро друг за другом названия2-х первых русских букв: аз-буки, аз-буки… - Теперь вы знаете, как получилось слово «азбука».
Текст 3-ей группы - Зачем нужен алфавит?
- Алфавитный порядок – никогда не меняется, это очень удобно - так легко найти нужное слово. Поэтому в алфавитном порядке располагаются фамилии в классном журнале, а также слова в словарях. Книги в библиотеке стоят по алфавиту. Медицинские карточки в больнице также стоят по алфавиту. И каждый из вас, в своей телефонной книжке,располагает имена в алфавитном порядке, чтобы не путаться.
3. Анализ текстов
Из какого языка пришло слово “алфавит”?
А слово “азбука”?Сл.9
А кто знает, зачем всем людям нужно знать алфавит?
- А теперь предположите, как вы думаете, всегда ли русская азбука выглядела так, как сейчас? - Русские всегдабуквы имели такие названия?
3. Сравнение древнерусской и современной азбуки.Сл.10-
Сравните. Похожи? Назовите отличия? (Количество букв разное, по-разному буквы называются, есть несколько повторяющихся букв) - Каких букв в нашей современной азбуке нет? - Какие остались? - Как вы думаете, какую азбуку легче учить старую или современную? - Сделайте, пожалуйста, вывод, что вы теперь можете сказать о словах - азбука и алфавит? - Можно ли сказать, что азбука и алфавит – это одно и то же? (Можно сказать, что по своему значению это слова–близнецы.4. Знакомство с алфавитом. - У нас в классе висит плакат, на котором написано алфавит. Вам он, конечно, знаком. - Давайте рассмотрим алфавит на таблице. - Что вы видите на таблице?- Буквы и их названия. – Это современный русский алфавит. Посмотрите, здесь есть все буквы, которые мы с вами выучили. - Как они здесь располагаются, как в ленте букв? (Нет.) - А как? (У каждой есть свое место). - Можно сказать, что каждая буква живёт в своей квартире, которая имеет свой постоянный номер. Сл.11
- Как выдумаете, для чего буквы выстроили в таком порядке? (Их так удобно находить). Сл.12 Буквы-значки, как бойцы на парад, В строгом порядке построились в ряд. Каждый в условленном месте стоит И называется всё …(алфавит).
5. Заучивание алфавита.“Песенка русского Алфавита”- - Послушайте песенку, которая поможет запомнить русский алфавит - “Песенка РУССКОГО Алфавита”. - А теперь споём её вместе хором.
- Сформулируйте вывод о том, что такое азбука, алфавит? (Это буквы, расположенные в определенном порядке). Сл.13 - Можно ли буквы в алфавите менять местами? - Сделайте вывод: Зачем нужно знать алфавит? - Алфавит - это система, порядок. А что даёт такая система? Прежде всего, экономию времени. - Алфавит нужен везде для наведения порядка. И поэтому необходимо выучить его наизусть. - Без знания алфавитного порядка нам сложно пользоваться словарём, трудно найти информацию в энциклопедиях и справочниках, не сможем хорошо учиться в школе и работать, когда станем взрослыми.
5. Алфавиты бывают разные. - Наверное, вы обратили внимание, что сегодня мы часто повторяли понятия “русский алфавит, наша азбука”. И это неспроста. Как вы думаете, а бывает ли другой алфавит? - Какие народы проживают в России? - Да, действительно, только на территории нашей страны проживает более 120 национальностей. Сл.14 - Догадайтесь, о чём это говорит? - Большинство народов нашей планеты имеют свой язык и свою письменность; а, значит, и свой алфавит. В них буквы имеют свою форму, своё название и порядок. Количество букв в алфавите может быть разным. – Это английский алфавит. Сл.15
5. Первичное закрепление -
5 мин.
Цель: проговаривание нового знания (запись в виде опорного сигнала)
Физминутка1. А теперь пришло время поиграть в игру, которая называется «Алфавит». Правила игры очень просты. Начиная с первой парты, каждый из вас будет вставать и по цепочке правильно называть каждую букву алфавита.
Работа в группах.
Игра «Вставь пропущенные буквы»
- На каждый наш урок, когда знакомились с новой буквой, по желанию вы готовили небольшое сообщение про эту букву. Так у нас появился свой «музей букв». - Проверим, умеете ли вы ориентироваться в алфавите? Сейчас группами поиграем в игру «Вставь пропущенные буквы».
(Дети дополняют алфавит, вывешенный на доске.)
6. Самостоятельная работа с самопроверкой –
5 минут.
Цель: каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже умеет (5 мин). 1.Работа в группах. Игра «Расшифруй слово».
- Продолжим работу в группах.
- По номерам букв, которые они занимают в алфавите, расшифруйте слова. Сл.16
1, 13, 22, 1, 3, 10, 20 – алфавит 4, 18, 1, 14, 16, 20, 1 – грамота 2, 21, 12, 3, 1, 18, 30–букварь Сл.17
2. Практическое владение алфавитом.
- У всех ребят есть таблички с их фамилией. - Как выполнить такое задание, например, у нас в классе есть несколько человек, фамилии которых начинаются с буквы А. – Выйдите к доске, и покажите, в каком порядке вас надо правильно поставить по алфавиту?
Вывод: если в словах первая буква одинаковая, то необходимо выделить следующие буквы, чтобы расположить данные слова по вторым буквам или по третьим в алфавитном порядке. Сл.18
3. Упражнение на ориентирование в алфавите. - Назовите первую букву алфавита. Встаньте те дети, у кого имя начинается с этой буквы. (на букву А – 7 чел.). Дайте характеристику 1-ого звука вашего имени.
- Назовите последнюю букву алфавита. Встаньте те дети, у кого имя начинается с этой буквы. (на букву Я – 2 чел.). Охарактеризуйте этот звук.
- Какая буква в алфавите по счёту идёт третьей? (В). У кого имя начинается с этой буквы. (на букву В – 3 чел.). Дайте характеристику вашего звука.
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение – 8 мин.
Цель: решение задания с использованием нового знания. 1. Групповая работа. Сл.19 Помогите составить слова в алфавитном порядке.
Группа 1 - Фамилии всех учеников класса записываются в классный журнал в алфавитном порядке. Помогите учителю составить ребят вашей группы по фамилиям в алфавитном порядке.
Группа 2 - В регистратуре поликлиники карточки посетителей расположены по участкам в алфавитном порядке. Помогите работнику регистратуры, составить ребят вашей группы по фамилиям в алфавитном порядке.
Группа 3 - У секретаря в школе есть папки с личными делами. Есть там и личное дело каждого из вас. Здесь тоже соблюдается строгий порядок. Все личные дела стоят в алфавитном порядке. Помогите секретарю школы, составить ребят вашей группы по фамилиям в алфавитном порядке.
- Где в жизни ещё мы встречаемся с алфавитом? - Работа со словарём. - Для чего нужны толковые словари? - Где я буду в словаре искать слова на букву “А”? На букву “Я”?
- Людям каких профессий просто необходимо знать алфавит? Сл. 20-23 (Знать алфавит необходимо не только школьникам, но и людям разных профессий, например, учителю, библиотекарю, работнику поликлиники, людям, составляющим различные справочники, словари и т. п.)2. Слушание стихотворения С.Маршака. Азб. – с. 82 «Ты эти буквы заучи» - чтение и анализ стихотворения.Сл.24
- Послушайте стихотворение. – Теперь прочитаем стихотворениехором по рядам. - О каких ключах говорится в стихотворении? - К чему подойдут эти ключи? - Почему сказано: Их три десятка с лишком...
Слушание, анализ, выразительное чтение стихотворения В.Берестова “Читалочка”. Сл.25 - Кто сможет выразительно прочитать стихотворение В. Берестова? - Читаем индивидуально и хором. - Почему уметь читать – это хорошо? ( Не надо бабушку трясти, не надо умолять сестрицу, можешь прочитать всё сам).
Работа с пословицами. Сл.26 - Что такое пословицы? - Чтение – это мудрость, а народная мудрость закрепилась в пословицах. Помогите закончить пословицу, в чем заключается смысл всех пословиц. (Книги помогают стать умнее, развивают речь, обогащают наш словарный запас).
Сама молчит, ума наберешься
С книгой поведешься – а у человека — книга
Золото добывают из земли, а знания – из книг
У Земли спутник – Луна, а сто друзей научить может
- Если бы мы располагали пословицы по алфавиту, какую бы пословицу написали первой? (Золото добывают из земли, а знания – из книг). Обращение к выставке книг.- Узнать больше о новых событиях, героях вы сможете, если прочитаете эти книги.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) –
3 мин.
Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса. VI. Итог урока. Рефлексия.- Какие задачи ставили в начале урока?
- Удалось ли нам их решить?
- Какие новые знания вы получили сегодня на уроке?- Что такое алфавит или азбука? - Почему алфавит так назвали? - Зачем надо знать алфавит? - Сможем ли мы обойтись без знания алфавита?- Где можно применить новые знания?
Самооценка:- У меня на доске начерчен отрезок, на нём есть вершина и серединка. Кто считает, что он сегодня хорошо усвоил материал и очень хорошо работал, т.е. был на высоте, встаньте.
- Кто считает, что у него есть вопросы по этой теме и он мог работать лучше?
Поиграем в игру «Хлопки»
- Ребята, сейчас хлопают только те, кто любит учиться; - те, кому понравился урок.
- хлопают только те, у кого отличное настроение.
- хлопают все присутствующие. Молодцы!
- Урок наш окончен И выполнен план. Спасибо, ребята, Огромное вам, За то, что упорно, Усердно трудились! И знания ваши Нам всем пригодились!