Самоанализ мультимедийной разработки учебного занятия (урока литературы в 7 классе по теме «А может быть, это и есть настоящая жизнь?»)
Самоанализ мультимедийной разработки учебного занятия
(урока литературы в 7 классе по теме
«А может быть, это и есть настоящая жизнь?»)
учителя русского языка и литературы СОШ № 3 г. Белоярский
Силаевой Дили Миниахметовны
Урок по теме «А может быть, это и есть настоящая жизнь?» соответствует программе курса литературы для 5-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы Бунеев Р.Н., Е.В. Бунеева) и рабочей программе (учебно-методическому комплексу предмета). Преподавание ведётся по учебнику Бунеева Р.Н., Е.В. Бунеевой «Литература. 7 класс» («Путь к станции «Я»). Данная тема включена в раздел «Я и Я». На изучение темы отведено 2 часа.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Данная тема имеет большое значение для постижения содержания литературы и форм его отображения, воздействует на развитие личности, способствует эмоциональному восприятию художественного произведения, которое изучается как словесный вид искусства. Это первый урок по данной теме, поэтому тип урока: урок изучения нового материала.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Этот урок проводился в классе, где учащиеся имеют хорошие знания. В этом классе нет учащихся с уровнем развития интеллектуального потенциала низким и ниже среднего
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Учащиеся обладают высокой познавательной активностью, умеют работать в режиме творческого поиска.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Исходя из особенностей класса и темы и учитывая интеллектуальные особенности учащихся, были поставлены обучающие цели
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Постановка данной развивающей цели способствовала достижению познавательного аспекта урока. Развитие умения интерпретировать художественное произведение на основе личностного восприятия, осмысление специфики произведения литературы как словесного вида искусства помогло усвоению знаний по теме урока.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Через создание дружеской, творческой атмосферы урока, доброжелательного отношения учителя и учеников осуществлялось воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
На уроке был использован метод частично – поисковый, который позволил повторить изученный материал, проверить умения применять полученные знания на практике, способствовал развитию умения сопоставлять, анализировать, обобщать, помог включить в активную познавательную деятельность каждого
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Чтобы подготовить учащихся к восприятию нового материала, познакомить учащихся со спецификой повести-феерии, помочь восприятию таких особенностей, как ассоциативность, метафоричность, учитель предлагает собрать на доске вокруг “надутых ветром” бумажных алых парусов все возможные ассоциации
Демонстрация репродукции и прослушивание аудиофрагмента активизировали воображения школьников
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Для обеспечения мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности в начале урока при выполнении теста по содержанию произведения вспомнили прочитанные дома страницы повести
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Цели урока конкретизированы, связаны с содержанием учебного материала, предполагают задачи самостоятельного поиска знаний. Цели соответствуют возможностям содержания учебного материала.
На протяжении всего урока дается установка на достижение целей урока. На каждом этапе учебного занятия ставятся свои дидактические задачи. Все запланированные задачи были реализованы на уроке.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Данная тема изучается на основе сведений по теории литературы «герой в эпическом произведении», «автор и его герой», «стиль автора»
Овладение средствами создания характера литературного героя позволит им выявить приемы раскрытия образов Ассоль и Грэя
Наблюдение над авторским стилем поможет определять этическую, нравственно-философскую, социально-историческую проблематику произведения
Умение провести исследование поступков героя позволит дать интерпретацию изученного произведения на основе личного восприятия
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Усвоение пройденного на уроке реализовано через различные методы обучения. Объяснение нового материала шло через создание проблемных ситуаций.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Расширению кругозора и познавательной активности учащихся, а также наглядному представлению изучаемого материала помогла демонстрация видеофрагментов.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Стилистический эксперимент способствовал углубленному пониманию идейного и эмоционального содержания текста художественного произведения
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Творческая работа помогла проверить сформированность умения грамотно строить развернутые аргументированные высказывания
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Выбранные методы при изучении нового материала являются наиболее оптимальными. Они соответствуют уровню учебных возможностей школьников, способствуют их мотивации, обеспечивают диалог в обучении и достижении целей урока.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Цели урока были направлены на практическую деятельность учеников. Стилистический эксперимент развивает языковое чутье, воспитывает лингвистическое отношение к слову, заставляет быть внимательным к выбору и уместности одного из ряда синонимов, предлагает думать над точностью, образностью, выразительностью каждой фразы в устной и письменной речи.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
учащиеся самостоятельно выполняли практическую работу и выявляли приемы раскрытия образов Ассоль и Грэя
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
проводили исследования и выстраивали рассуждения, комментарии, выводы, оформляли в виде записей, рисунка, таблицы и защищали свои заключения и литературные выводы.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Содержание образования в мультимедийной разработке соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и программе курса «литература»
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Логичность изложения содержания строилась по схеме
Подготовка к восприятию произведения с помощью сбора всех возможных ассоциации к словосочетанию «алые паруса», демонстрации репродукции и прослушивания аудиофрагмента
Выявляем приемы раскрытия образов Ассоль и Грэя
Проводим стилистический эксперимент
Исследуем поступки героя
Проверяем первичное усвоение знаний с помощью творческой работы
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Доступность содержания урока осуществляется за счёт соблюдения принципов
от известного к неизвестному,
от легкого к трудному,
от простого к сложному,
а также за счет демонстрации репродукций и фрагментов художественного фильма, прослушивания аудиофрагмента
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
На уроке ученики пользовались теоретико-литературными понятиями как инструментом, способствующим постижению художественного произведения, проводили исследование на основе анализа текста произведения
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Структура урока, включающая в себя оргмомент, актуализацию знаний, изучение нового материала, применение знаний в знакомой, новой учебных ситуациях, подведение итогов, информацию о домашнем задании, рефлексию, соответствовала как дидактической цели урока, так и типу урока. Все этапы урока выполнены. На каждом этапе работа строилась таким образом, чтобы каждый ученик чувствовал себя полноценным участником образовательного процесса. Деятельность учащихся была направлена на решение поставленных задач и развитие самого себя.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Темп ведения урока был оптимальным. Целесообразное распределение времени по этапам урока повлияло на его эффективность. Актуальность использования электронных образовательных ресурсов объясняется наглядным представлением материала, повышением мотивации учеников и экономией учебного времени.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Аппарат для оценивания деятельности обучающихся включает в себя несколько компонентов
Самооценка – устный опрос – практическая работа – творческая работа – поурочный балл
Контроль усвоения нового материала происходил на разных этапах урока.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
По итогам выполнения практической работы качество обученности составило 88%.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Домашнее задание было
-оптимально по объёму
-вариативно по содержанию
- необходимо самому ученику.
Учащимся было предложено и задание творческого характера, которое они выполняли по выбору. Обучающиеся получили подробный инструктаж по выполнению домашнего задания.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
С целью отслеживания продуктивности урока для каждого учащегося на уроке была проведена рефлексия
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Таким образом, структура и организация урока, отбор содержания учебного материала, формы и приёмы деятельности обеспечили реализацию поставленных перед уроком образовательных, воспитательных и развивающих целей.
Такая система работы позволяет добиться высоких показателей, это видно из рейтинга учителя и предмета в данном классе.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
В данной разработке учитываются принципы экологии мультимедийного урока – подобран оптимальный цветовой дизайн (приятное для глаз сочетание цветов), текстом презентация не перегружена; нет перенасыщения анимацией, в течение урока происходит смена видов учебной деятельности. Хотелось бы отметить, что мультимедийная разработка данного урока универсальна и в каждом конкретном случае может быть изменена учителем в зависимости от уровня подготовки класса или предполагаемого времени изучения данной темы в контексте раздела или курса.
Рисунок 115