Сценарий проектной работы по теме: Краткий толковый комментарий к прологу поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» (5 класс)



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3»
«3 №-а ШЦР Школа» «Муниципальнцй велцдан сьцмкуд учреждение»
(МБОУ "СОШ № 3")















Сценарий проектной работы по теме:
Краткий толковый комментарий к прологу поэмы
А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»
(5 класс)









Учитель: Бутузова Р.И.














Г.ИНТА.
2014 г.




Тема: Краткий толковый комментарий к прологу поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».
Учебный предмет: русский язык, литература, изобразительное искусство.
Продолжительность: краткосрочный (4-5 уроков).
Возраст участников:10-11 лет.
Цель: толкование сказочных персонажей в прологе поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» для выражения художественной идеи поэмы.

Необходимые материалы:
1. Григорян Л.Т. « Язык мой - друг мой», М «Просвещение»,1988г.
2. Е.А. Глушко, Ю.М.Медведев « Энциклопедия славянской мифологии», «Астрель»,1996г.
3. Даль В.И. « Толковый словарь живого великорусского языка» в 4-х т., М, «Терра»,1998г.
4. Макс Фасмер «Этимологический словарь русского языка», в 4-х т, СПб, «Азбука»,1996г.
5. Рыбаков Б.А. «Язычество древних славян», М,1988г.
6. Пушкин А.С «Руслан и Людмила» М, 1985г.
7. Новиков В.И. «Энциклопедический словарь юного литературоведа », М,1988г.
8. Скатов Н. «Пушкин: очерк жизни и творчества», «Детская литература», 1991г.
9. А.Слонимский « О поэме «Руслан и Людмила».1982г.

Проектная деятельность предполагает групповую деятельность учащихся.

Обучающиеся организованы в группы:

- техническая, которая занимается набором текстов на компьютере, фотографированием, в состав группы входят наиболее «сильные» обучающиеся, которые консультируют учащихся из других групп.
- информационная. Эта группа занимается поиском и предоставлением информации;
- творческая. Представляет образы сказочных персонажей в художественном варианте.
При желании обучающиеся могут переходить из одной группы в другую при условии выполненного задания.

Ход проекта:

1. Собрать образный материал из пролога поэмы «Руслан и Людмила».
2. Определить толкование выбранных образов, обратившись к различным источникам.
3. Создать картотеку сказочных образов, встречающихся в предисловии к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».
4. Сделать вывод о роли сказочных образов в предисловии к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».

Материалы второй (информационной) группы.
В данной части работы был использован лингвистический и этимологический анализ художественного текста, который помогает выявить и объяснить использованные в прологе к поэме сказочные образы.
Для объяснения сказочных персонажей мы обращались в основном к « Энциклопедии славянской мифологии», «Астрель»,1996г. Е.А.Глушко, Ю.М Медведева, « Толковому словарю живого великорусского языка» в 4-х т., М, «Терра»,1998г.В.И.Даля, «Язычество древних славян», М,1988г.Рыбакова Б.А. , «Этимологическому словарю русского языка»,в 4-х т, СПб, «Азбука»,1996г М. Фаснера.

Были выделены 14 сказочных персонажей и даны лексические объяснения данных понятий.
1. Колдун – чародей, ворожбиты бывают природные и добровольные. Природные ворожбиты имеют свою генеалогию: девка родит девку, эта вторая приносит третью, и родившийся от третьей мальчик сделается на возрасте колдуном, а девочка ведьмой.
Колдуны большей частью – люди старые, с длинными седыми волосами и нечесаными бородами, с длинными неостриженными ногтями. В большинстве случаев они люди безродные и всегда холостые.
Пользоваться помощью колдуна, как равно и верить в его сверхъестественные силы, народ считает за грех. Самих чародеев за все их деяния обязательно постигнет лютая, мучительная смерть.
Эта нечесть вредит человеку, вредит скотине и переносит свою ненависть даже на растения. Но есть растения, животные и даже вещи, которые помогают волшебству: филины, совы, черные, безо всякого пятнышка; кошки; лягушки; змеи и всякие пресмыкающиеся гады, безразлично какие. 12 железных ножей - для превращения оборотней; осиновая зола, добытая у соседей в великий четверг; сажа из церковной печи; травы: разрыв-трава, Иван - да - Марья.
2.Кощей – В старославянских памятниках слово « кощь»- сухой, тощий, худой телом – и стоит в ближайшем родстве со словом « кость». Название « Кощей» принималось сначала как эпитет, а потом и как собственное имя демона – иссушителя дождевой влаги, представителя темных туч, окованных стужею; в зимнее время года тучи как бы застывают, превращаются в камни и не дают более плодоносных дождей. Земля лишается своей производительной силы. Кощеем называют старых скряг, иссохших от скупости и дрожащих над сокровищами.
Смерть Кощея скрыта столь далеко, что его называют Бессмертным, но смерть его заключается в яйце. Стоит овладеть этим яйцом и бросить его в лоб Кощея – и он тотчас же умирает; подобно тому как о дьяволе существует поверье, что его можно убить только серебряною пулею ( молнией) или яйцом, снесенным курицей накануне Рождества, когда, по старинному мифу, рождается солнце.
3.Леший – лесовик, лешак живет в еловом лесу. Одет как человек - красный кушак, левая пола кафтана запахнута за правую. Обувь перепутана : правый лапоть надет на левую ногу, левый на правую. Глаза зеленые и горят, будто угли. Если посмотреть на него через правое ухо лошади, леший отливает синеватым цветом, так как кровь у него синяя. Бровей и ресниц у него не видно, он корноухий( правого уха нет), волосы на голове зачесаны налево. Леший отличается от другой нечестии особыми свойствами: меняет свой рост: бывает и большим, и маленьким, может укрыться и под ягодным кустом. В лесу леший полноправный и неограниченный хозяин: все звери и птицы находятся в его ведении и повинуются ему. Носится леший по лесам с чрезвычайной быстротой и всегда без шапки. Лешие умеют хохотать, аукаться, свистать и плакать по-людски. Лешие не столько вредят людям, сколько проказят и шутят. Самые обычные приемы проказ и шуток леших заключаются в том, что они водят человека по лесу. Но леший не ведет человека на прямую погибель. По народным воззрениям, леший служит как бы бессознательным орудием наказания за вольные и невольные грехи человека.
4.Русалка - фантастические жилицы всех вод и источников Земли: омутницы, водяницы, шутовки, болотницы, берегини, мавки. Они бледнолицые и прекрасные, с длинными зелеными волосами, поют восхитительные песни неземными голосами и заманивают к себе неосторожных рыбаков и корабельщиков. Тела их нежны. Для жительства русалки выбирают себе плакучие ивы. От русалок не столько пользы, сколько вреда. Они путают у
рыбаков сети, у мельников портят жернова и плотины. Они могут наслать на поля бури, проливные дожди, разрушительный град, похищают у женщин нитки. Самое верное средство, чтобы избавиться от русалок – использовать траву- полынь. Есть мнение, что русалки - людские дети, умершие некрещеными и красавицы, утопившиеся от несчастной любви.
5.Баба-яга – злая, старая и мощная колдунья или волшебница. Она не столько в аду живет, сколько на этом свете. Дом ее – избушка на курьих ножках, стоит и сама поворачивается. Ее почитали как привратницу между миром живых и мертвых, избушка – врата в мертвое царство. Она не ходит пешком, а разъезжает по белому свету в ступе ( колесница самокатная). А чтобы не видно было ее следов, то заметаются они за нею особенными, к ступе приделанными метлою и помелом. Баба- яга может быть то зла, то добра, от нее исходит много мудрости. Служат ей лягушки, черные коты, вороны и змеи – все существа, в которых уживается и угроза и мудрость. Баба – яга считается старшей над ведьмами. Она простоволоса и в одной рубахе, без опояски.
6.Избушка на курьих ножках – место обитания - лесная чаща, опушка леса. Внешне они выглядят как обычные избушки, только вместо фундамента у них две куриные ноги у основания, ровно в центре. Глазами избушки служат малочисленные окна и дверь, хотя передом у них считается стена, в которой расположена дверь, а противоположная стена является задом. У каждой избушки есть только своя хозяйка. Обычно хозяйки знают ласковое слово для своей избушки, потому они и слушаются. Избушки малочисленные, новая избушка может вылупиться не чаще чем раз в сто лет. Избушки – существа разумные. Они могут передвигаться благодаря курьим ножкам.
7.Кот – спутник колдунов. Её глазам, видящим в темноте, приписывают необычайную силу, почерпнутую из мира таинственного. Это одно из самых смышленых животных. Они рассказывают сказки и умеют отводить глаза. Кот – баюн наделен голосом, слышным за семь верст, и видит за семь верст. Кто любит – бережет кота, того этот хитрый зверь охраняет от всякой « напрасной беды».
8.Богатырь – несущий богатство, удачу, счастье. Обычно обладает недюжинной силой, мощью. Он с честью несет на своих могучих плечах немалую службу родине, обороняя границы княжества. Он правдолюбец. При богатыре всегда имеется и верный богатырский конь. Известны в народе три богатыря: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.
9.Витязь – храбрый и удачливый воин, доблестный ратник, герой, воитель, богатырь. Всегда стоит на стороне правды, добра, справедливости. Защитник.
10.Дядька ( морской) – взрослый мужчина; лицо, которому поручалось обучение новобранца в армии. У А.С.Пушкина - это и военоначальник, и близкий родственник .В дворянских семьях так называли слугу, который был приставлен для надзора за ребенком мужского пола.
11.Королевич – сын короля, наследник престола в буржуазных государствах, обычно в странах, исповедующих католицизм.
12.Царь – «цезарь»- от латинского. Царь – государь, монарх, верховный правитель земли, народа или государства. Царь сильный, могучий, старший, властвующий.
13.Царевна – дочь царя.
14. Русский дух – внутреннее нравственное сознание. Любовь - духовно – творческая сила русского духа.

Творческая группа представила
карту нахождения лукоморья;
поделки : богатыря, лешего, сделанные из пластилина;
поделка бабы- яги из лозы;
рисунки сказочных героев.


Итоговый продукт

Пушкину А.С. было 20 лет, когда он окончил свою поэму «Руслан и Людмила». Он начал её в Царскосельском лицее и продолжал, как он сам писал в предисловии ко второму изданию, «среди самой рассеянной жизни » в Петербурге. Молодежь была в восторге от пушкинской поэмы. Переиздавая в 1828г. свою поэму, Пушкин присоединил к ней пролог, где подчеркивал сказочную её сторону. Начало пролога воспроизводит записанную Пушкиным сказку Арины Родионовны о царе Салтане. Среди чудес, которые заводит у себя царевич, в записи указано и другое чудо: «У моря у лукоморья стоит дуб, и на том дубу золотые цепи, и по цепям ходит кот; вверх идет – сказки сказывает, вниз идет – песни поёт». По тону и содержанию пролог примыкает уже к пушкинским сказкам (А. Слонимский, Н.Скатов) говоря о «Руслане и Людмиле», отмечает, что фантазия юного поэта «смогла построить необычайный мир, сказочный»
Действительно, в прологе к поэме можно обнаружить добрых и злых героев из волшебных сказок. Злым героям противостоят добрые герои. Торжество правды над коварством, злобой и насилием составляет глубоко гуманистическую мысль поэмы. Пушкин имел полное право сказать, что взял свою «сказку» из того сказочного мира, где «русский дух», где «Русью пахнет».
Данная работа представляет собой попытку создания толкового комментария сказочных персонажей, встречающихся в прологе к поэме «Руслан и Людмила». Предметом анализа являются сказочные образы, встречающиеся в русских народных сказках и в прологе к поэме.

Выводы.

В ходе проекта определено 14 значений сказочных персонажей. Ребята определили происхождение, значение персонажей сказочных героев, встречающихся так в народных сказках, так и в прологе поэмы Пушкина «Руслан и Людмила». Злым персонажам обязательно противопоставлены добрые.
Значения сказочных героев позволяют представить мир Древней Руси, почувствовать гордость за русский народ, за его неистощимую выдумку, энергию, за его веру в добро.

15