Урок Л.Н.Толстой. Биография. Повесть Детство
35
7а от 31.01.
7б от 31.01.
7в от 31.01.
2017
Тема: «Л.Н. Толстой. Детство писателя. Автобиографический характер повести «Детство». Главы «Maman», « Что за человек был мой отец», «Классы».
Цель урока: знакомство с великим писателем, его биографией, повестью «Детство»; анализ некоторых глав.
Задачи:
предметные:
познакомить учащихся с новым жанром художественной литературы трилогией, с содержанием главы из повести;
метапредметные:
развивать навыки анализа текста, совершенствовать чтение, обучение связной речи, умение находить средства выразительности, которые использует автор для выражения своих чувств; составлять портретную характеристику;
личностные:
воспитывать тёплое и бережное отношение к матери - самому дорогому человеку.
Тип урока: комбинированный.
Методы урока: слово учителя, индивидуальная работа, коллективная работа.
Технология: исследовательско - информационная.
Оборудование: видеохроника, презентация.
ХОД УРОКА
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Организационный этап.
Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.
Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.
Проверка д/з.
Проверить наличие подготовленных сообщений о жизни и творчестве Л.Н.Толстого.
Тест на знание сказки. (По материалу прошлого урока).
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
3
2
4
1
3
4
1
3
4
2
2
2
3
3
4
2
3
1
4
4
Демонстрация работ.
Выполнение теста.
Мотивация УУД. Целеполагание.
Речевая разминка.
В ЧУДЕТСТВО откроешь окошки –СЧАСТЛИВЕНЬ стучит по дорожке,Цветёт ВЕСЕЛЮТИК у речки,И звонко поют СОЛОВЕЧКИ.А где-то по дальним дорогамБредут НОСОМОТ с БЕГЕРОГОММы с ними в ЧУДЕТСТВО скорее пойдём – Спешит ТОРОПИНКА под самым окном,Зовёт нас глядеть – заглядеться:Что там за окошком?Чу!.. Детство!
- Какие слова вызвали у вас улыбку? Почему? Сможете их объяснить.
Настраиваются на работу через прослушивание стихотворения о детстве.
Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока.
Сегодня мы с вами познакомимся с удивительным произведением о детстве.
Как сам Л.Н.Толстой сказал о своем произведении?
«Когда я писал «Детство», то мне казалось, что до меня никто ещё не почувствовал и не изобразил всю прелесть и поэзию детства».
- О чем говорят эти слова?
Мир Толстого – это мир, залитый солнечным светом, простым и ярким (В.Г.Короленко.
Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 г. в усадьбе Ясная Поляна недалеко от Тулы. (Демонстрация видеохроники о «Музее-усадьбе «Ясная Поляна»). С этой усадьбой связана вся его жизнь.
Оформление тетради, запись эпиграфа.
Что это произведение крайне дорого писателю.
Просмотр хроники о Ясной Поляне.
История создания. Сегодня мы познакомимся с отрывками из повести, которая стала первым литературным трудом писателя, она сразу сделала известным автора, которому тогда было только 24 года.
Повесть «Детство» первая часть трилогии «Детство. Отрочество. Юность». Трилогия – это литературное произведение, состоящее из трех самостоятельных произведений, но объединенных общей идеей и преемственностью сюжета. Впервые она появилась в сентябрьском номере журнала «Современник»
«Детство» - 1852 год за подписью «ЛН». «Отрочество» печаталось в 1854 и было подписано «ЛНТ», «Юность» увидела свет в январе 1857 года, и стоявшее под ней имя «Граф Л.Н. Толстой» было уже широко известно в русской литературе.
Запись термина в рабочую тетрадь.
Запись некоторых дат.
Чтение и анализ глав из повести.
Главный герой «Детства» Николенька Иртеньев воспитывается в крепостном поместье. В 19 веке обучение в лицеях и гимназиях дети начинали с 9-10 лет, а до этого их воспитывали гувернеры и домашние учителя, чаще всего иностранцы. Иногда домашнее образование продолжалось до тех пор, пока молодой человек не поступал в университет или пажеский корпус (девушки не приминались в высшие учебные заведения до 1864 года).
Главный герой Николенька Иртеньев, от чьего лица ведется повествование. В данных главах мы узнаем о матушке главного героя, об отце, а в третьей главе – размышления – воспоминания о прекрасной поре детстве, о наиболее запомнившихся моментах далекого детства.
Тема - детские воспоминания, ведь и повесть называется «Детство». Проблема - становление личности.
- Что влияет на воспитание ребенка?
Идея - нужно любить своих родителей, близких.
- Что важнее в рассказе – описание событий или описание переживаний мальчика?
Коллективное чтение и обсуждение глав. Кратко записать основные понятия повести.
Для автора важнее то, что герой испытывает, чувствует, как влияют на него те или иные события.
Глава «Maman».
Лексическая работа: Гостиная – комната для приёма гостей; Воскресить в воображении – вспомнить забытое; Этюд – небольшое музыкальное произведение; Октава – интервал между одноименными звуками различной высоты;
Чепец – женский головной убор, завязывающийся под подбородком; Кацавейка – верхняя короткая кофта; Подойти к ручке – поцеловать; Утонченный – изысканный, хорошо развитый; Гумно – площадка для молотьбы сжатого хлебного колоса
Составление плана:
Простой план
Цитатный
1.Матушка разливает чай (завязка)
1.»Матушка сидела в гостиной и разливала чай».
2. Николенька представляет маменьку, какою она была в то время.
2. «Это слёзы воображения».
3.Любочка занимается музыкой
3. «За роялем сидела моя сестрица Любочка»
4.Приход Карда Ивановича
4. «Карл Иванович был глуховат на одно ухо»
5. Улыбка матушки
5. «В одной улыбке состоит то, что называется красотою лица»
6.Выдуманный сон (кульминация)
6.»Припоминая выдуманный сон»
7. В кабинет отца (развязка)
7. «Мы пошли к папа»
Беседа по вопросам:
- Какие чувства вы испытали, прочитав эту главу? (нежности, любви, восхищения, восторга).
-Почему? (речь идёт о самом дорогом человеке – маме)
- Какова атмосфера в доме, где живет Николенька? Как мы можем это понять?
Портрет героя.
Из чего он складывается? (описание внешности, черты характера, отношение к другим персонажам).
Составим портрет матушки (заполняем таблицу)
Описание внешности
Черты характера
Отношение к другим персонажам
Карие глаза
Доброта
Любовь и забота к детям
е°Родинка на шее
Любовь
Уважение к слугам (голубчик, душечка)
Вьющиеся волосы
Веселая и грустная улыбка
Ласка
Красивое лицо
нежность
Шитый и белый воротничок
Спокойствие
Нежная сухая рука
Проверка самостоятельной работы. Проверка проводится зачитыванием.
- А каков портрет главного героя? ( мечтательный, нежный, ласковый, очень любит маму, целует ей руки, заботливый и добрый, он молится за родителей, уважает слуг).
- Почему? Похожи мама и мальчик?
Толкование некоторых слов.
Составления плана по выбору.
Анализируют, делают выводы, отвечают на вопросы.
Заполнение таблицы.
Физминутка
Просмотр видеоролика «Музей Ясная Поляна». (Современный фильм).
Релаксация.
Продолжение работы над темой.
Глава «Что за человек был мой отец?»
Лексическая работа:
Человек большого света - общество; Водился – знался, дружил; Светский человек - отвечающий понятиям и требованиям общества; Его конёк – разговор на излюбленную тему; Патетический – взволнованный; Публика – люди, находящиеся в роли зрителей; Нравственные убеждения – соответствующие требованиям высокой нравственности, прочно сложившееся мнение.
Устное словесное рисование. Нарисуем портрет отца.
- Чем запоминается его портрет?
Внешность: Статный, высокого роста, сильного сложения, маленькие улыбающиеся глазки, большой орлиный нос, лысина на голове, одевался изящно, носил легкое платье, манжеты, воротнички. (Обратимся к портрету отца).
Характер: предприимчивый, он был самоуверенный, гордый, удачливый в делах, уважаемый в обществе, умел скрывать неприятности, имел блестящие связи в обществе.
- Есть ли в этом отрывке слова, говорящие об отношении героя к отцу?
- Отвечает ли рассказчик на вопрос, поставленный в заголовке? (Наверное, нет герой до конца так и не понимает отца, он не так близок к детям, как мать).
- Одинаковым ли чувством проникнуты эти главы? (О матери нежно, открыто, с любовью, а об отце сдержанно, сухо, с вопросом. Видимо отец таил в себе какую-то загадку для маленького Николеньки)
- В какой атмосфере жил Николенька, как к нему относились окружающие?
Это атмосфера любви, радости, счастья. Николеньку любили все: мать, отец, Карл Иванович, Наталья Савишна.
Мальчик окружён любовью, живёт в доброй, хорошей семье. Все сложности взрослой жизни откроются ему через годы.
Толкование непонятных слов.
«Бог знает, были ли у него какие- нибудь нравственные убеждения?»
Глава «Классы»
Учителем Николеньки и его брата Володи был Карл Иванович Мауер, немец. Давайте познакомимся с ним поближе.
И вот теперь Карл Иванович узнал, что ребята уезжают учиться в Москву, где располагались лучшие учебные заведения. Вот почему наш отрывок начинается словами: «Карл Иванович был очень не в духе». Прочитаем его.
Вопросы классу:
– Как отнесся Карл Иванович к известию об отъезде ребят?– Что он сказал дяде Николаю?– В чем выразилось негодование учителя на уроке?– Какое предложение продиктовал он ребятам?– Как мальчики отнеслись к разлуке с учителем?
А сейчас давайте узнаем, чем закончилось это приключение.
Чтение учеником подготовленного отрывка из главы XI. «Занятия в кабинете и гостиной», из которой становится известно, что Карл Иванович поехал в Москву.
– Что мы можем сказать о Карле Ивановиче?– Каким он вам кажется?– За какие качества его можно любить и уважать?– Хотели бы иметь такого учителя?
- Что хотел нам сказать Толстой, создавая образ Карла Ивановича? - Что было для него главным?
Доброта, искренность, любовь к детям, привязанность, но самое главное – уважение. Только так можно воспитать личность.
Анализ героя.
Запись вывода.
Рефлексия.
Продолжите предложение:
Сегодня на уроке я запомнил,я понял, я осознал
Анализируют, обобщают, делают выводы.
Д/з., оценивание.
Стр. 315-324 дочитать. Сообщение на тему: «Самый яркий момент моего детства».
Запись в дневник.
Тест по сказке «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил». Вариант 1
1. Что читают два генерала, оказавшись на острове?
1.сборник стихов 2.роман 3.газету 4.письма
2. В каком городе живут генералы?
1.Москва 2.Петербург 3.Глупов 4.Тверь
3. Что получают генералы, приехав домой с острова?
1.повышение по службе 2. письма от родных 3.медаль за отвагу 4.накопившуюся пенсию
4. Какие фрукты срывает с деревьев крестьянин, чтобы накормить генералов?
1.яблоки 2.груши 3.ананасы 4.кокосы
5. Что откусывает один генерал у другого в порыве голода?
1.цепочку 2.перчатки 3.орден 4.рубашку
6. Где служили генералы до того, как уйти в отставку?
1.в гвардейском полку 2.в пехотном полку 3.в полиции 4.в регистратуре
7. Что едят генералы во время путешествия на корабле?
1.селедку 2.окуня 3.форель 4.осетра
8. На какой улице живут генералы?
1.Садовая 2.Кузнецкий мост 3.Подьяческая 4.Гороховая
9. Что крестьянин стелет на дно корабля, чтобы генералам было удобно?
1.сухие листья 2. вату 3.пальмовые ветви 4.лебяжий пух
10. Какой предмет преподавал в военной школе один из генералов?
1.математику 2.каллиграфию 3.географию 4.химию
Тест по сказке «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил». Вариант 2
1. Как два генерала оказались на необитаемом острове?
1. в результате кораблекрушения. 2. по щучьему велению, по моему хотению.
3. с помощью волшебника. 4. прилетели на ковре-самолете.
2. В чем мужик варил суп?
1. в котелке. 2. в пригоршне. 3. в кокосовой скорлупке.4. в чане.
3. Как генералы отыскали на острове мужика?
1. по следам на песке. 2. по звукам балалайки. 3. по запаху мякинного хлеба. 4. по его крикам.
4. Кем этот мужик работал в Петербурге?
1. поваром. 2.кузнецом. 3. маляром. 4. извозчиком.
5. Укажите имя мужика.
1. Иван 2. Никанор 3. Демьян 4. в произведении имя мужика не называется
6. В каком виде два генерала прибыли на остров?
1.в мундирах. 2. в ночных рубашках. 3. в шубах и валенках.4. раздетые.
7. Какой выход придумали генералы, чтобы с голоду не умереть?
1. Все время спать. 2. научиться работать. 3. найти мужика. 4. поймать зверя.
8. Из чего мужик сделал силки для птиц?
1. из собственных волос. 2. из собственной рубахи. 3. из собственных лаптей. 4. из лески.
9. Как генералы называли мужика? Укажите лишнее.
1. лежебок 2. Каналья 3. Мужичина 4. милый друг
10. Чем генералы наградили мужика?
1. бутылкой пива. 2. медалью. 3. плетьми. 4. рюмкой водки и пятаком.
13PAGE \* MERGEFORMAT14615
ђЗаголовок 1CђЗаголовок 2ђЗаголовок 3YђЗаголовок 515