Урок русской литературы для 4 класса «Лев Николаевич Толстой «Детство»»
Тема урока « Лев Николаевич Толстой «Детство»
Цель:
продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого, познакомить с главой из автобиографической трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность».
Задачи:
1. Познакомить учащихся с новым жанром художественной литературы трилогией, с содержанием главы из повести.
2. Развивать навыки правильного, осознанного, выразительного, выборочного чтения, устной связной речи; умения воспроизводить в памяти прочитанные ранее произведения по прослушанным отрывкам; умение анализировать прочитанный текст и в результате анализа определить, какие средства выразительности использует автор для выражения своих чувств.
3. Воспитывать тёплое и бережное отношение к матери - самому дорогому человеку.
создать условия для формирования УУД:
метапредметных:
-сформировать опыт творческой деятельности;
-развивать интерес к художественному слову;
-развивать умение выразительно читать;
-развивать способность сравнивать, анализировать, обобщать;
личностных: мотивация учения, ответственное отношение к своей речи;
познавательных:
- формулировать познавательную цель;
- поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков;
- синтез, как составление целого из частей;
- выбор оснований для сравнения;
- установление причинно-следственных связей;
коммуникативных:
- вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками;
- оказывать взаимопомощь;
- осуществлять взаимоконтроль;
- высказывать собственное мнение;
- формулировать свои мысли, своё отношении к чему-либо;
регулятивных:
- целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, способность к мобилизации сил и энергии.
Оборудование:
- презентация по теме урока;
- портрет Л.Н.Толстого;
- учебник 4 класса «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова;
- иллюстрации к рассказам Л.Н.Толстого;
- карточки для выполнения заданий в группах (2 вида) и для этапа подведения итогов;
- телевизор.
Ход урока
I. Организационный момент.
-Какие добрые слова мы говорим друг другу при встрече? (Доброе утро. Добрый день. Добрый вечер.) Доброта - это самое великое чувство, которым может гордиться человек. Если человек добрый, он несет радость другим. Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слова ДОБРОТА, ДОБРО? (Ответы детей)
(Слайд) На экране слова: КРАСОТА, ДУШЕВНОСТЬ, ЛАСКА, ТЕПЛО, СЧАСТЬЕ, ВЕСЕЛЬЕ, ЖИЗНЬ, ОТЗЫВЧИВОСТЬ, ЛЮБОВЬ, РАДОСТЬ, МАМА, СЕМЬЯ, ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ, СОЧУВСТВИЕ.- Перед вами слова, связанные с нашими главными словами. Посмотрите на эти слова, выберите любое, которое больше других притягивает ваше внимание – подарите его себе. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо! Пусть этот урок принесёт нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.
II. Актуализация знаний.
-Сейчас вы услышите ключевые слова. Попробуйте догадаться, о ком пойдёт речь?
Он родился в 1828 году в усадьбе Ясная поляна. Прожил 82 года и посвятил всю свою жизнь литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире. Писатель очень любил детей. Он открыл школу в Ясной Поляне, написал Азбуку и сам учил детей.
- Верно, это Лев Николаевич Толстой. (Слайд)
- (Работа в группах)
1 группа: Перед вами отрывки из произведений Л.Н.Толстого. Вспомните, как они называются и к какому жанру относятся?
« А Миша говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой старые будете, чтобы вас из этой лоханки кормить». (Старый дед и внучек)
«На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первыми попрыгали в воду, но нам тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море…(Акула)
« Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьянка и забавляла всех…» (Прыжок)
«…мальчик осмелился и сказал:
- Костюшка, я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий!...Учитель остановил его и сказал:- Ты погоди хвалиться, а поучись. С тех пор он стал ходить с ребятами в школу.» (Филипок)
«Одному человеку захотелось поглядеть зверей, он ухватил на улице собачонку и принёс её в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съедение…» (Лев и собачка)
2 группа: Перед вами иллюстрации к произведениям Л.Н.Толстого. Вспомните их названия.
3 группа: Соотнесите пословицу и произведение, к которому она подходит.
(Крепкую дружбу и топором не разрубишь) «Филипок»
(Кто родителей почитает, тот во век не погибает) «Косточка»
(Лучше горькая правда, чем красивая ложь) «Старый дед и внучек»
(«Кто грамоте горазд, тому не пропасть») «Лев и собачка»
2)Гордится отец, что у него сын - храбрец.
Ответы учащихся по одному от группы.
- Чему учат нас рассказы Л.Н.Толстого?
(Его произведения учат добру и справедливости, нравственности.)
III. Знакомство с новым произведением.
- Сегодня мы пролистаем ещё некоторые страницы альбома творческой жизни этого писателя и познакомимся с новым жанром художественной литературы – это трилогия. (слайд)
Трилогия - три произведения одного автора (писателя, музыканта), объединённые общим замыслом и преемственностью сюжета (С.И.Ожегов).
- Мы почитаем лишь одну главу из трилогии Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность».
Давайте немного остановимся на понятиях.
Детство – это возраст от рождения до 10 лет.
Отрочество – это подростковый возраст от11 до 14 лет.
Юность – это возраст человека от 15 до 21 года.
И сама трилогия необычная.
- Вы помните, что такое автобиография? (автор сам пишет о себе). Трилогия автобиографическая.
-Как вы думаете, о чём будет говориться в главе «Детство»?
Правильно, Толстой будет рассказывать о себе, только в художественной форме, не сухие факты, а в форме рассказа, повествование в котором ведётся от лица главного героя Николеньки Иртеньева, который будет переживать все чувства Толстого, делиться с нами его воспоминаниями от своего имени.
IV. Физкультминутка (русская народная игра)
-Знаете ли вы, какие игры проводил Л.Н. Толстой своим ученикам? Давайте сейчас поиграем в одну из таких игр, называется она «Золотые ворота». Выбираются двое игроков, которые встают друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Остальные игроки встают цепочкой (берутся за руки) и проходят под воротами. На последних словах «ворота» резко опускают руки и ловят тех, кто оказался под ними. Пойманные образуют новые «ворота».
Золотые ворота,Пропускают не всегда,Первой мать пройдет,Всех детей проведет.
Первый раз прощается,Второй запрещается,А на третий раз,Не пропустим вас!
V. Работа над текстом.
- О каком самом дорогом человеке пойдет речь? (о маме)
- А какая у вас мама? (Ответы детей)
Словарная работа.
- В тексте нам встретятся необычные слова. (Слайд)
Maman – мама
Мамаша – мама
ИТТИ – идти
Подле меня – возлеДосыта – вдоволь, больше не хочется
Впросонках – сквозь сон
Ваточный халат - халат на подкладке из ваты
Чтение рассказа до слов «Воспоминания эти….»
- О чём рассказывает нам автор в самом начале?
- Что делают с автором эти воспоминания о детстве? (освежают, возвышают душу и служат источником наслаждений).
Чтение до слова Маман.
-О каком из воспоминаний идёт речь? (о вечернем чае)
- А вам близки эти ощущения? Бывали ли у вас такие случаи?
Чтение до конца рассказа.
- Какие чувства вы испытали, прочитав эту главу? (нежности, любви, восхищения, восторга)
-Почему? (речь идёт о самом дорогом человеке – маме)
- Что чувствует Николенька впросонках? (Самые добрые, нежные, самые ласковые на свете – это руки мамы).
-Попробуйте обобщить прочитанное и ответить, какая была у Николеньки мама? (Ответы детей)
-А как вы думаете, любила ли мама своего сына? Какие выразительные слова – действия заставляют нас это почувствовать? Зачитайте.(Она молчит с минуту….)
- Обратите внимание на иллюстрацию, предложенную художником. Найдите в тексте отрывок, которому она соответствует (…и над ухом звенит тихий знакомый голос). С чем можно сравнить мамин голос? (с журчанием ручейка с плеском воды).
-Что, по вашему мнению, хотел передать Л.Н.Толстой через чувства Николеньки? (Ответы детей)
VI. Подведение итогов.
- Послушайте притчу о маме.
Мама.За день до своего рождения ребенок спросил у Бога:- Говорят, завтра меня посылают на Землю. Как же я буду там жить, ведь я так мал и беззащитен?Бог ответил:- Я подарю тебе ангела, который будет ждать тебя и заботиться о тебе.Ребенок задумался, затем сказал снова:- Здесь на Небесах я лишь пою и смеюсь, этого достаточно мне для счастья.Бог ответил:- Твой ангел будет петь и улыбаться для тебя, ты почувствуешь его любовь и будешь счастлив.- О! Но как я пойму его, ведь я не знаю его языка? – спросил ребенок, пристально глядя на Бога. – А что мне делать, если я захочу обратиться к тебе?Бог мягко прикоснулся к детской головке и сказал:- Твой ангел сложит твои руки вместе и научит тебя молиться.Затем ребенок спросил:- Я слышал, что на Земле есть зло. Кто защитит меня?- Твой ангел защитит тебя, даже рискуя собственной жизнью.- Мне будет грустно, так как я не смогу больше видеть тебя…- Твой ангел расскажет тебе обо мне все и покажет путь, как вернуться ко мне. Так что я всегда буду рядом с тобой.В этот момент с Земли стали доноситься голоса; и ребенок в спешке спросил:- Боже, скажи же мне, как зовут моего ангела?- Его имя не имеет значения. Ты будешь просто называть его Мама.
(Слайд)
-Как часто в обыденной жизни мы не замечаем нежных маминых прикосновений, звука её голоса, тёплого взгляда, как часто порой мы её обижаем. А когда вырастаем или теряем её, понимаем, как много мы ей не додали добра, внимания, ласки. Как много сразу хотелось бы изменить, вернуть время назад.
-Я предлагаю вам послушать песню о маме, возможно, вам захочется что-то поменять в своём отношении к ней. (На экране слайд-шоу из рисунков детей на тему «Моя любимая мама», с музыкальным сопровождением песни из кинофильма «Мама»)
-А теперь допишите, пожалуйста, фразу:
Моя мама самая ….
Я никогда больше не буду…
Я желаю моей маме …
(Учащиеся по желанию зачитывают свои сочинения)
-Я очень хочу, чтобы вы любили своих мам и старались делать всё так, чтобы они всегда улыбались. Берегите своих мам!
Выставление оценок за урок.
VII. Домашнее задание
Задание по выбору:
Выразительное чтение главы «Детство».
Чтение других глав трилогии.