Конспект урока литературы на тему Л.Н. Толстой. Основные этапы биографии. Толстой и Тульский край. «После бала». Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа


Слайд 1.
Урок по теме: «Л.Н. Толстой. Основные этапы биографии. Толстой и Тульский край. «После бала». Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа».
Слайд 2.
Цели урока:
Образовательные:
познакомить с основными биографическими сведениями писателя; помочь учащимся раскрыть особенности рассказа и писательский замысел; понять главную мысль рассказа;
продолжать знакомить учащихся со средствами художественной выразительности.
 Развивающие:
способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, сравнения, делать необходимые выводы;
обеспечить условия для развития умений грамотно, чётко и точно выражать свои мысли.
Воспитательные:
продолжать работу над воспитанием любови к родному краю, интереса к его истории;
воспитывать у учащихся чувства сострадания, сопереживания, милосердия.Ход урока.
I. Слово учителя.
Слайд 3
Здравствуйте, сегодня мы с вами продолжим знакомство с произведениями великого русского писателя Л.Н. Толстого. А для начала давайте вспомним основные этапы его биографии. В этом нам поможет Тимофеев Евгений, в ходе его рассказа вы в рабочих тетрадях составите хронологическую таблицу.
Сообщение ученика о писателе.
Слайд 4
9 сентября 1828 года, в Ясной Поляне (Тульская губерния) родился будущий писатель Лев Николаевич Толстой. Он был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Важно заметить, что начальное образование в биографии Толстого было получено дома, уроки ему давали французские и немецкие преподаватели.
Слайд 5
В 1843 году он поступил на факультет восточных языков в Императорский Казанский университет. Толстому не удалось преуспеть в учебе — низкие оценки заставили его перейти на более легкий юридический факультет. Дальнейшие трудности в учебе привели к тому, что Толстой, в конце концов, покинул Императорский Казанский университет в 1847 году без степени. Он вернулся в имение родителей.
Слайд 6
Однажды, старший брат Толстого, Николай, во время своего армейского отпуска приехал в гости ко Льву, и убедил брата пойти в армию в качестве юнкера на юг, в кавказские горы, где тот проходил службу. После пребывания на посту юнкером, Лев Толстой в ноябре 1854 года был переведен в Севастополь где воевал в Крымской войне по август 1855 года.
Слайд 7
В годы своего юнкерства в армии у Толстого было немало свободного времени. В спокойные периоды он работал над автобиографической историей под названием «Детство». В ней он писал о своих самых любимых детских воспоминаниях. В 1852 году Толстой отправил рассказ в «Современник», самый популярный журнал того времени. Рассказ был с радостью принят, и он стал первой публикацией Толстого.
Удивительно, но Толстому удавалось продолжать писать во время активных сражений в Крымской войне. В это время он написал «Отрочество» (1854), продолжение «Детства», вторую книгу в автобиографической трилогии Толстого. В разгар Крымской войны Толстой выразил свое мнение о поразительных противоречиях войны через трилогию произведений «Севастопольские рассказы».
После окончания Крымской войны Толстой покинул армию и вернулся в Россию.
Упрямый и высокомерный, Толстой отказался от принадлежности к какой-либо конкретной философской школе. Объявив себя анархистом, он в 1857 году уехал в Париж. Оказавшись там, он проиграл все свои деньги и был вынужден вернуться домой, в Россию. Ему также удалось опубликовать «Юность», третью часть автобиографической трилогии, в 1857 году.
Слайд 8
Вернувшись в Россию в 1862 году, он женился на Софье Андреевне Берс, внучке Александра Михайловича Исленьева, помещика с.Ивицы Одоевского уезда.
Слайд 9
Обратите внимание: на слайде фотография дома Исленьевых в Ивицах, 20-е годы XX века.
 В Ивицах Лев Николаевич Толстой признался юной Софье Андреевне Берс в любви, записывая первые буквы своего признания мелком на ломберном столе, и Софья Андреевна «быстро и без запинки читала… по начальным буквам». Это событие впоследствии нашло отражение в романе Толстого «Анна Каренина». 
Слайд 10
К сожалению, сейчас от усадьбы ничего не осталось. Даже прекрасный яблоневый сад был вырублен в годы ВОВ.
Слайд 11
В Одоевском краеведческом музее вы видели скамейку из усадьбы Александра Михайловича.
Слайд 12
Всю жизнь Лев Толстой прожил в Ясной Поляне. "Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней. Без Ясной Поляны я, может быть, яснее увижу общие законы, необходимые для моего отечества, но я не буду до пристрастия любить его", - говорил он
Слайд 13.
В семье Толстых родилось 13 детей, из них только 10 пережили младенчество.
Слайд 14.
По сей день, произведения Толстого считаются одними из лучших достижений литературного искусства.
В ночь на 28 октября (10 ноября) 1910 года Л. Н. Толстой, выполняя своё решение прожить последние годы соответственно своим взглядам, тайно покинул навсегда Ясную Поляну в сопровождении лишь своего врача Д. П. Маковицкого.
Однако по дороге Л. Н. Толстой почувствовал себя плохо.
7 (20) ноября в 6 часов 5 минут после недели тяжёлой  и мучительной болезни (задыхался) Лев Николаевич Толстой умер, в доме начальника станции И. И. Озолина
Слайд 15
10 (23) ноября 1910 года Л. Н. Толстой был похоронен в Ясной Поляне, на краю оврага в лесу, где в детстве он вместе с братом искал «зелёную палочку», хранившую «секрет», как сделать всех людей счастливыми. Когда гроб с покойным опускали в могилу, все присутствующие благоговейно преклонили колени.
Слово учителя: Спасибо, Евгений. Надеюсь, план составили все.
Слайд 16
А теперь мы перейдем к анализу рассказа Л.Н. Толстого «После бала», который вы прочитали дома.
II. Анализ произведения.
Слайд 17
-Какова атмосфера первой части?
-Каковы Иван Васильевич, Варенька, полковник?
-Чем можно объяснить, что в сцене бала герой рассказа воспринимает все  «с восторженным умилением»?
-Прочитайте описание пейзажа. Как помогает эта пейзажная зарисовка понять состояние героя?
Слайд 18
-С каких слов начинается вторая часть?
- Почему рассказ не поделен на главы?
-Каковы ключевые слова-эпитеты второй части?
- Каков полковник, Иван Васильевич, солдат-татарин?
III. Сопоставление частей рассказа (введение понятия контраст).
 Слайд 19
Контраст - это литературный прием, основанный на резко выраженной противоположности черт, качеств, свойств человеческого характера, предмета, явления.
Слайды 20.21
IV. Сопоставим первую и вторую части рассказа с помощью таблицы
V. Вывод.- Какова главная мысль рассказа? (Ответы учеников)
Эпизод бала и события после бала противопоставлены друг другу. Светлые, радостные краски бала, беззаботное веселье молодых людей, не подозревающих о существовании другого, страшного мира, резко оттеняют мрачную картину, нарисованную автором во второй части рассказа. Контрастное изображение героев, их психологического состояния, обстановки, в которой они действуют, позволяет писателю выявить существо их характеров и раскрыть социальные противоречия русской действительности.
VI. Закрепление. Выполнение теста. (Приложение 2)
Ключи к тесту:
1. В 2.А 3.В 4.Б 5.В, Ж 6.В 7.В 8.Г 9.Б 10. Б
 
VII. Домашнее задание.
Слайд 22.
Написать отзыв на рассказ Л.Н. Толстого «После бала».
Слово учителя: Спасибо за работу.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Рылёвская основная общеобразовательная школа»
План-конспект урока литературы в 8 классе по теме:
« Л.Н. Толстой. Основные этапы биографии. Толстой и Тульский край. «После бала». Контраст как приём, раскрывающий идею рассказа».

Учитель русского языка
и литературы Лукьянова М.В.
Рылёво-2015
Тест. Л.Н. Толстой «После бала»
 1. Какой художественный приём положен в основу композиции рассказа?
а) последовательность излагаемых событий в) антитеза 
б) цикличность излагаемых событий  г) ретроспектива
2.Каков тип композиции рассказа
а) рассказ в рассказе
б) повествование от первого лица
в) последовательное авторское изложение событий
З.С каким чувством описывает рассказчик сцену бала?
а) отчуждение б)возмущение
 в) восторг г) пренебрежение
4.Как можно охарактеризовать смысл заглавия рассказа?
а) важность судьбы героя после бала
б) особое значение сцены расправы с солдатом
в) важность утра, следующего за балом
5.С помощью каких языковых средств автор противопоставляет друг другу картины бала и экзекуции солдата (исключите лишнее)?
а) антитеза б) подбор эпитетов в) прямая авторская оценка г) цветопись
д) звукопись е) описание одного героя ж) внутренний монолог
6.Почему полковник, внимательный и чуткий во время бала, оказался жестоким и бессердечным по отношению к солдату?
а) автор показывает двуличие героя
б) на балу надел «маску» добропорядочности
в) добросовестно, не рассуждая, выполняет свои служебные обязанности
г) искренне верит в необходимость жестокой расправы
7.Определите основную идею рассказа.
а) судьба человека зависит от случая
б) осуждение бездумного исполнения правил, из-за которых процветает несправедливость
в) идея личной ответственности человека
г) осуждение деспотизма
8.С помощью какой художественной детали Л. Н. Толстой доказывает искренность чувства полковника к дочери?
а) замшевая перчатка
б) белые усы и бакенбарды
в) блестящие глаза и радостная улыбка
г) «домодельные» сапоги
9.Что можно сказать о жизненной позиции главного героя?
а) утверждает идею Л.Н. Толстого «непротивления злу насилием»
б) утверждает мысль автора о необходимости сопричастности человека к бедам других людей
в) идея о необходимости «изменения жизненных условий» для «изменения взглядов человека
10.Отметить импонирующее вам утверждение:
а) в рассказе автор протестует против николаевской действительности
б) в рассказе автор заявляет о нравственной ответственности человека за происходящее
в) в рассказе автор призывает бороться с произволом