Урок окружающего мира 3 класс На свет появился — с людьми породнился
Дата: 01.02.2017
Класс: 3Б
Учитель: Шимина Жанна Михайловна
Технологическая карта урока №
Целевой блок
Тема Тема На свет появился - с людьми породнился
Цель Формирование у обучающихся ценностного отношения к семье и семейным ценностям, интереса к истории семьи и родословной.
Деятелъностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Планируемые результаты Предметные УУД: знать терминологию родства в применении к членам своей семьи; находить аналоги в терминологии родства народов своего края; уметь использовать терминологию родства в применении к членам другой семьи; понимать, каково различие между терминами родства и свойства, в чём различие между кровным родством и родством духовным.
Личностные УУД: основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; мотивация учения, оценивание своих успехов;
Коммуникативные УУД: Умение осознавать способы действий, приведших к успеху или неуспеху, сотрудничество, оценка действий партнера; сотрудничество
Познавательные УУД: Умение ориентироваться на точку зрения других людей, отличную от своей собственной, в учебной коммуникации, поиск и выделение нужной информации, установление причинно-следственных связей.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование;
Метапредметные УУД: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
Инструментальный блок
Задачи урока Образовательные: познакомить детей с традиционными терминами родства и свойства, принятыми в русской народной культуре; сопоставить их с соответствующей терминологией в культуре народов своего края; научить пользоваться этой терминологией при определении степеней родства в своей семье; дать представление о духовном родстве через общее вероисповедание.
Развивающие: Способствовать развитию способствовать развитию речи, оперативной памяти, произсольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитательные: воспитывать культуру поведения при парной, фронтальной, индивидуальной работе.;Тип урока ОНЗ - урок открытия новых знаний.;Учебно-методический комплекс А..А. Плешаков, Окружающий мир, 3 класс,М. "Просвещение", 2013;
Организационно-деятельностный блок
Основные понятия Сын,дочь,брат,сестра,мама,папа,бабушка,дедушка,дядя,тётя,двоюродный(ая) брат(сестра),муж, жена, Тёща,тесть,зять,свояченица,шурин,свекровь,свёкор,невестка,сноха,деверь,золовка
Организация пространства индивидуальная, групповая, фронтальная
Межпредметные связи Окружающий мир, литературное чтение, русский язык
Действия обучающихсяУчаствуют в беседе, разгадывают кроссворд, отвечают на вопросы, составляют пословицы, работают с текстом, с толковым словарем
Диагностика результатов урока (итог урока) какую цель ставили?; достигли цели? Чему научились на уроке? Оцените свою деятельность на уроке.
Оборудование для урока Учебник, толковй словарь Ожегова, проектор, экран, компьютер, лист бумаги, клей, карточки для парной и групповой работы
Ход урока:
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности (1 мин.)
Цель: Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Деятельность учителя Деятельность учеников
- Посмотрите вокруг. Рядом друзья и одноклассники. Вы вместе учитесь, отдыхаете, общаетесь. Давайте вспомним, как прекрасна наша Земля: как много интересного в мире. Но где бы вы ни были, чем бы вы не занимались, самыми дорогими и близкими для вас остаются ваши родные, ваша семья. Закройте глаза, представьте всех своих родных и улыбнитесь. Кого вы себе представили?
- Ребенок появился на свет. Кого он видит в первые дни своей жизни?
- Как одним словом можно назвать этих людей? Отвечают на вопросы, участвуют в беседе.
- Семья, родственники
Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии (5 мин.)
Цель этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.
Деятельность учителя Деятельность учеников
- Подумайте, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? За каждый правильный ответ каждый из вас будет получать фишку. В конце урока подведем итог – от количества фишек будет зависеть ваша оценка.
Мы поговорим не просто о семье, а о том, как каждого члена семьи называют.
Для чего?
Каждому человеку интересно и важно знать свою родословную. Любовь к близким, верность семейным традициям, память о тех, кого уже нет с нами, наполняют нашу жизнь высоким смыслом. Ведь мы появились на свет благодаря людям старших
поколений. Мы учимся у них всему хорошему: доброте, мужеству, честности, взаимопомощи. Уважение к старшим, забота друг о друге делают нашу жизнь счастливее.
- Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Продолжите «Семья – это …
- Давайте обратимся к толковому словарю. Как дается объяснение слову «семья» в толковом словаре Ожегова. Сейчас вы будете работать в группах. Вспомните правила, которые вы должны будете соблюдать. Кто из команды получит фишку решит участник №1. На партах у вас лежат словари, в которых закладки лежат на странице с буквой….
Семья – группа живущих вместе близких родственников. (Слайд 1)
- Тема сегодняшнего урока зашифрована. Попробуйте прочитать (Слайд 2,3). Как вы это понимаете? Давайте обратим внимание на слово «породнился». Попробуйте подобрать к нему родственные слова.
(родители, родня, родина и т.д. Слайд 4)
- Я решала кроссворд «Родственники» и обнаружила задания, на которые не знала ответа. Я хочу обратиться за помощью к вам, попытайтесь помочь мне. (Слайд 5)
По вертикали:
1. Сестра мужа для его жены. (Золовка.)
2. Жена сына для его матери. (Невестка.)
3. Мама мужа для его жены. (Свекровь.)
4. Мама родителей для ребёнка. (Бабушка.)
По горизонтали:
5. Отец жены для её мужа. (Тесть.)
6.Так друг друга называют родители мужа и жены. (Сваты.)
7. Мальчик для родной сестры. (Брат.)
8.Так муж зовёт брата своей жены. (Шурин.)
- Есть ли у вас желание узнать названия ваших родственников,
чтобы помочь решить кроссворд? - О семье
Ответы детей
Групповая работа. Работают со словарем
Расшифровывание темы урока на экране
Подбирают однокоренные слова
Пытаются разгадать кроссворд, но понимают, что знаний недостаточно
Этап выявления места и причины затруднения (1 мин.)
Основная цель этапа - организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.
Деятельность учителя Деятельность учеников
- Вы пришли к выводу о том, что знаний, которые у вас есть, недостаточно для решения кроссворда. Как быть?
- Как и где можно получить необходимую информацию?
- Какой из перечисленных источников доступен нам в данный момент? Где мы можем получить информацию по интересующему нас вопросу быстрее и точнее? Ответы детей.
Словари, интернет, книги.
Учебник.
4. Этап построения проекта выхода из затруднения (2 мин.)
Основной целью этапа построения проекта выхода из затруднения является постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.
Деятельность учителя Деятельность учеников
- Попробуем составить план работы. У вас на партах лежат бумажные полоски, на которых напечатаны этапы работы. Расположите их в правильном порядке. Возможно, какой-то из этапов я пропустила. Если вы это обнаружите, исправьте (проверка по образцу – Слайд 6):
1. Повторить известные названия родственников
2. Изучить статью учебника, в которой есть новые сведения.
3. Разгадать кроссворд Парная работа
ФИЗМИНУТКА (Дети под музыку делятся на пары, один из пары, например, тот, кто выше или у кого в семье больше человек, задает вопрос, касающийся названия близких родственников, напарник отвечает –повторить 3 раза. Задающий вопрос, решает, дать ли фишку напарнику)5. Этап реализации построенного проекта(5 мин.)
Основной целью этапа реализации построенного проекта является построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.
Деятельность учителя Деятельность учеников
- Повторяем известные названия родственников (Слайд 7). Кто может их назвать на родном языке? Все эти родственники являются родственниками по крови и названы по родству. Все эти названия вам хорошо знакомы.
-Первый пункт плана выполнили. Но этих знаний все равно недостаточно для отгадывания кроссворда.
- Изучаем новую для нас информацию. Чтение «цепочкой» в командах
Работа по учебнику с. 22-23. Отвечают на вопросы, рассуждают
Групповая работа.
Читают статью учебника
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (2 мин.)
Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.
Деятельность учителя Деятельность учеников
- Как называются родственники, о которых вы сейчас прочитали?
- Как они появляются в жизни человека?
- Давайте повторим названия родственников по свойству (Слайд 8) - Родственники по свойству.
- После женитьбы или замужества кровного родственника
Читают названия с экрана
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (2 мин.)
Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.
Деятельность учителя Деятельность учеников
-У вас на партах лежат полоски желтого цвета с названием родственников по свойству и полоски зеленого цвета – с пояснением степени родства Ваша задача за 1 минуту наклеить попарно соответствующие друг другу полоски желтого и зеленого цвета.
Через 1 мин. – взаимопроверка. (Слайд 8) Парная работа (взаимопроверка по эталону)
8. Этап включения в систему знаний и повторения (3 мин.)
Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.
Деятельность учителя Деятельность учеников
- Теперь выясним, достаточно ли тех знаний, которые мы получили на уроке для разгадывания кроссворда. (Слайд 9)
- Разгадать кроссворд – будет вашим домашним заданием. Получить недостающие знания вам поможет статья учебника на с.26. Анализируют и сопоставляют. Приходят к выводу, что знаний недостаточно.
9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке (2 мин.)
Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
Деятельность учителя Деятельность учеников
- Вспомните все, о чем мы говорили на уроке, какие задания выполняли. Закончите предложения (Слайд 10):
Я узнал(а) на уроке _______________________ .
Я понял(а) _______________________________ .
Я удивлён(а) _____________________________ .
Я работал(а) с ______________ настроением.
Я __________________ своей работой.
Я испытывал(а) затруднения, когда ________ .
Оцените себя. Выберите символ, который соответствует вашим ощущениям от урока.
- Посчитайте количество фишек. Оценки.
- Я желаю вам и вашим семьям добра и солнца. Самооценка, принятие решения
Повторить известные названия родственников
Изучить статью учебника, в которой есть новые сведения.
Разгадать кроссворд
По вертикали:
1. Сестра мужа для его жены.
2. Жена сына для его матери.
3. Мама мужа для его жены.
4. Мама родителей для ребёнка.
По горизонтали:
5. Отец жены для её мужа.
6.Так друг друга называют родители мужа и жены.
7. Мальчик для родной сестры.
8.Так муж зовёт брата своей жены.
По вертикали:
1. Сестра мужа для его жены.
2. Жена сына для его матери.
3. Мама мужа для его жены.
4. Мама родителей для ребёнка.
По горизонтали:
5. Отец жены для её мужа.
6.Так друг друга называют родители мужа и жены.
7. Мальчик для родной сестры.
8.Так муж зовёт брата своей жены.
6
Теща и тесть Теща и тесть Теща и тесть Теща и тесть Теща и тесть Теща и тесть
Золовка Золовка Золовка Золовка Золовка Золовка
Зять Зять Зять Зять Зять Зять
Невестка Невестка Невестка Невестка Невестка Невестка
Свекровь и свекор Свекровь и свекор Свекровь и свекор Свекровь и свекор Свекровь и свекор Свекровь и свекор
Деверь Деверь Деверь Деверь Деверь Деверь
Сноха Сноха Сноха Сноха Сноха Сноха
Шурин Шурин Шурин Шурин Шурин Шурин
Свояченица Свояченица Свояченица Свояченица Свояченица Свояченица
Ж 6
Мать и отец жены Мать и отец жены Мать и отец жены Муж дочери Муж дочери Муж дочери Сестра жены Сестра жены Сестра жены Брат жены Брат жены Брат жены Мать и отец мужа Мать и отец мужа Мать и отец мужа Жена сына для свекрови Жена сына для свекрови Жена сына для свекрови Жена сына для свекра Жена сына для свекра Жена сына для свекра Брат мужа Брат мужа Брат мужа Сестра мужа Сестра мужа Сестра мужа