Урок на тему: «Л.Н.Толстой. Петя Ростов в партизанском отряде (фрагмент из романа-эпопеи). Л.Н.Толстой – великий гуманист».
Урок на тему: «Л.Н.Толстой. Петя Ростов в партизанском отряде
(фрагмент из романа-эпопеи). Л.Н.Толстой – великий гуманист».
УУД
Предметные: научиться и чётко давать ответы на поставленные вопросы, научиться определять особенности построения эпизода.
Познавательные: уметь анализировать эпизоды худ. текста, используя изученную терминологию и полученные знания, синтезировать полученную информацию для составления ответа.
Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы); планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно.
Коммуникативные: уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач, уметь работать в группах,
Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, приёмов самодиагностики, формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию, развитие ответственности не только за свой успех, но и за результаты коллективного труда.
Требования к уровню подготовки учащихся; понимание мотивов поступков героя; владение элементами анализа текста; умение объяснять значение специальной военной лексики и устаревших слов. Знание исторических сведений об Отечественной войне 1812 года; понимание мотивов поступков героя, авторского отношения к герою, к войне; владение элементами анализа текста; умения вычленять в тексте отдельные эпизоды и определять их роль.
Технологии: использование элементов технологии сотрудничества и метода проектной деятельности.
Цели:
Выяснить авторскую позицию в отношении войны, дать понятие «гуманизм», «гуманист».
На примере анализа эпизодов романа показать храбрость русских подростков, отдавших свои жизни за свободу Отечества.
Помочь детям осознать, что война влечет за собой невосполнимые потери в материальной и духовной сферах.
Познакомить с понятиями «роман-эпопея», война, Отечественная война, патриот, патриотизм.
Формировать чувства патриотизма, гордости за свой народ, гуманное отношение к людям; воспитывать ответственность.
Развивать навыки выразительного чтения, логического и творческого мышления.
Воспитывать ответственность не только за свой успех, но и за результаты коллективного труда. Оборудование: презентация, учебники с текстами, тетради, листы для лабораторной работы с вопросами и таблицами.
Ход урока:
Организационный момент.Класс разбивается на группы, в каждой назначается ответственный, следящий за работой группы, выставляющий оценки за участие в коллективном обсуждении.
Звучит отрывок: (слайды 1, 2)
- Скажи-ка, дядя, ведь не даромМосква, спаленная пожаром,Французу отдана?Ведь были ж схватки боевые,Да, говорят, еще какие!Недаром помнит вся РоссияПро день Бородина!
- Да, были люди в наше время,Не то, что нынешнее племя:Богатыри - не вы!Плохая им досталась доля:Немногие вернулись с поля...
3. Повторение. Знакомы ли вам эти строки?
- Что вы знаете о войне 1812 года?
1812 год – это время, о котором идет речь в романе Л.Н. Толстого “Война и мир”.
Роман был написан в 1869 году, но и сегодня его очень внимательно читают люди самых разных возрастов и национальностей. Подробно знакомиться мы будем с ним в 10 классе, сегодня мы лишь прикоснемся к некоторым страницам романа … (слайд 3)
- Как вы думаете, с какой целью писатели, поэты пишут свои произведения?
О:………………………………
Изучая фрагменты из романа «Война и мир», о чем мы должны задуматься? О:………………………………
- Какую цель мы можем поставить перед собой?
Итак, можно ли сказать, что наша цель – решить для себя: какими мыслями хотел поделиться с нами писатель Л.Н. Толстой, постараться понять идею его произведения (слайд 4)
Роман-эпопея Л.Н.Толстого «Война и мир» является наиболее известным произведением русской литературы об Отечественной войне 1812 года. - Раскроем понятие «роман-эпопея». (слайд 5)
Роман-эпопея - произведение, охватывающее значительные события истории страны, раскрывающего их через судьбы множества героев.4. Работа с лексикой. (слайд 6)
Какое слово в теме нашего урока, может быть, не совсем вам понятно?- Знаете ли вы, что обозначает слова «гуманист», «гуманный»? С.И.Ожегов: Гуманный – направленный на благо других; человеколюбивый и отзывчивый. Гуманист – деятель или сторонник гуманизма; гуманный человек. Как вы думаете, почему Л.Н.Т. назван – великим гуманистом?- Мы сегодня должны выяснить, в чём же состоит гуманизм творчества Л.Н.Толстого, анализируя его произведение - фрагменты из романа «Война и мир» (слайд 7)- Какие мысли вызывает у вас слово «война»? - Скажите, что значит Отечественная война? (слайд 8)
Словарь С.И.Ожегова: Отечественная война - справедливая война в защиту своего Отечества.- Как называют людей, любящих и защищающих свою Родину, свой народ? - Чувство патриотизма присуще только взрослым людям или детям тоже? Подростки в суровые годы Отечественной войны принимали участие в боевых сражениях, совершали подвиги наряду со взрослыми. Именно об этом повествует Л.Н.Толстой в отрывке из романа-эпопеи «Война и мир», который мы сегодня будем анализировать. 5. Образ Пети.- Кто является главным героем фрагментов произведения? (Петя Ростов, подросток 16 лет) (слайд 9)
Задание: найдите и прочитайте описание внешности Пети. С.224
Обращаем внимание на следующее: «…как только Денисов улыбнулся ему, Петя тотчас же просиял, покраснел от радости…” и т.п. С.224.
- Как Л.Толстой относится к своему герою?
О: Л.Толстой любит своего героя.- Следовательно, автор старается и в нас вызвать подобные чувства. А чтобы читатели полюбили героя, автор должен наделить его какими-то прекрасными положительными чертами, качествами.
6. Работа с текстом произведения в группах (слайд 10)
Анализ эпизодов
Учитель: сегодня мы будем анализировать эпизоды текста, в которых очень ярко отражаются черты характера Пети Ростова, юного патриота, любимого героя Л.Толстого.
Словарная работа: Эпизод – зачитываем из Словарика учебника.
- Какие же положительные черты человека больше всего ценил великий писатель? Это предстоит нам с вами выяснить, проанализировав эпизоды романа.
У: Наша цель – создать продукт – характеристику Пети Ростова, героя романа Л.Н. Толстого «Война и мир». (слайд 11)Задание:
Прочитать эпизод.
Ответить на вопросы, используя цитаты из текста, подтверждающие мысль
Выявить и записать черты характера Пети Ростова, раскрывающиеся в данном эпизоде.
Каждая группа получает определённый эпизод, обсуждает, записывает ответ (какие черты характера раскрываются в данном отрывке), договариваются о том, кто будет выступать перед классом. Все группы готовятся в течение 10 минут. Прослушиваются выступления, оцениваются.
(Задача каждой группы сделать записи в свою таблицу по каждому эпизоду, т.о. проверяется, внимательно ли слушали участники обсуждения выступления своих товарищей. Продукт – характеристика героя.
Фикультминутка7. Обобщение
У: Итак, подведём итог работы групп.
- Каким был Петя Ростов?
Ответы групп, полное заполнение таблиц.( слайд 12-15, слайды 16- 19).
- Какие чувства Петя вызывает у вас? Хотелось бы, чтобы подобных людей в вашем окружении было много?
В противовес этому прекрасному образу человека Толстой показывает страшную, ничем не приукрашенную смерть Пети.
Найдите строки в тексте, рисующие гибель героя. (слайды 20 -21)
(со слов: «В то же мгновение, как раздались первые звуки топота…») «Гибель Пети» - Как ведёт себя Петя в бою? (привести цитаты) - Как относятся автор и герои повествования к гибели Пети Ростова? - Как Денисов относился к Пете?
У: Денисов старается уберечь Петю от напрасного риска, который неизбежен на войне: “совсем и тебе не нужно ездить…”, “а уж его я ни за что не пущу”; “в волнении, в беспокойствии досаде на себя, что отпустил Петю, ожидал его”; просил “слушаться… и никуда не соваться” во время боя; “дрожащими руками повернул к себе запачканное кровью и грязью, уже побледневшее лицо Пети”; “звуки, похожие на лай, с которыми Денисов быстро отвернулся, подошел к плетню и схватился за него”.
9. Беседа.
- Какие чувства вызвало у вас это трагическое событие?
- Скажите, а вам хотелось, чтобы концовка произведения была другой? Какой? Каким бы мог стать Петя Ростов, если бы он не погиб? (благородным офицером, прекрасным человеком)
- Если Л.Толстой любит своего героя, зачем же он позволяет погибнуть этому замечательному мальчику? Что автор хотел сказать нам, читателям, о войне, рисуя гибель Пети? (показать, как бесчеловечна война, она не щадит ни детей, ни взрослых, погибают лучшие)
- Итак, Толстой вызвав симпатию к своему герою и показав ужасную смерть мальчика, тем самым заставляет нас всем сердцем воспротивиться любому насилию, кровопролитию. В этом и заключается гуманизм великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. - Можете ли вы сказать, почему произведение Л.Н.Толстого и в 21 веке пользуется популярностью? ( проблема актуальна, т.к. до сих пор проливается невинная кровь, гибнут в бесконечных войнах не только взрослые, но и дети. ) - Убедил ли нас Л.Н.Толстой своим произведением, что война, любое насилие – это страшно? Как можно назвать людей, которые развязывают войны?
О: ( Это преступники!)
Итоги:
- Каким образом Л.Н.Толстому удалось вызвать у читателя отвращение к войне?
- Почему мы можем утверждать, что Л.Н. Толстой - великий гуманист? (Писатель утверждает в своих произведениях любовь к людям, неприятие насилия, которое обрывает жизнь). (слайды 22)11. Рефлексия. (записывают в тетрадях). Задание: (слайды 23)
Напишите, о чем побудили задуматься вас страницы романа Л. Толстого?Какие из этих мыслей кажутся вам особенно важными сегодня?
Сегодня я задумался о том, …..
Дом. Задание: Составить рассказ о П. Ростове, используя созданную таблицу и текст произведения. (слайды 24)
Групповые задания
1 группа - Приезд Пети Ростова в отряд Денисова (со слов: «Выехав на просеку, по которой видно было далеко направо…») с. 224 – 226.С какой целью приехал Петя Р. в отряд Денисова?
Почему Петя решил остаться у Денисова?с.225 - 226
Главное для него – не стремление отличиться – ему “…не нужны награды”, – а необыкновенно сильное и постоянное желание быть в самом важном месте.
Храбрый ли Петя Ростов? Какие строки романа свидетельствуют об этом качестве Пети? С.224
Каково душевное состояние Пети в эти дни? Найдите слова , передающие состояние мальчика и его желание участвовать в военных событиях. с.224 - 225
Назовите черты характера Пети Ростова, раскрывающиеся в данном эпизоде.
Черты Пети
Восторженный, эмоциональный, весёлый,жизнерадостный, смелый, храбрый, отважный патриот, решительный, очень хочет стать героем, счастлив, что оказался на войне.
2 группа - Петя в отряде Денисова (со слов: «Уже смеркалось, когда Денисов с Петей и эсаулом…») с.226 – 229.1. Как Петя относится к тем, кто его окружает в отряде Денисова?
с. 226
Что он предлагает офицерам? Почему он хочет всем угодить, всех угостить?
Какие чувства переживает Петя Ростов и через какие детали они переданы? С.226 -227.
(Он был “в восторженном детском состоянии нежной любви ко всем людям…”. Это чувство распространяется и на вещи, его окружающие: “изюм чудесный”, “такие прекрасные вещи”, “кофейник…чудесный” )О чем подумал Петя, вспомнив о французском мальчике-барабанщике? С.227
Почему он не сразу решился спросить о нем? Зачитайте, что его мысли об этом. С.227-228
Почему Петя поцеловал Денисова? С.228
Видел ли Петя в мальчике – французе врага? О чем говорят читателю такие детали: Петя дотрагивался до руки пленника «робко и ласково», пожал её, говорил “нежным шепотом”? с.229
Назовите черты характера Пети Ростова, раскрывающиеся в данном эпизоде.
Черты Пети
Любящий всех людей, готовый поделиться с окружающими всем, что у него есть, щедрый, отзывчивый, смущающийся, очень добрый, заботящийся о пленном фр. мальчике-барабанщике, человеколюбивый.3 группа - «Петя в ночь перед боем» (со слов: «Петя должен был бы знать…») с.235 – 237.Какой видит ночь Петя Ростов? Что он представляет себе?
Опишите, каким видит Петя небо? С. 235 – 236. Автор использует при описании неба сравнения. Какие?
Что снилось Пете?
Какой его талант проявился в его сне? О чём говорит сон Пети?
(Талант представлять и сочинять музыку).
Каково было состояние Пети во сне? Замечает и понимает ли он прекрасное? Как это характеризует его?
Назовите черты характера Пети Ростова, раскрывающиеся в данном эпизоде.
Черты Пети
Восторгающийся красотой мира, чуткий, талантливый, умеющий видеть и представлять прекрасное, сочинять музыку.