Статья Основные показатели эффективности внеурочной работы по предмету ОБЖ


Основные показатели эффективности внеурочной работы
по предмету ОБЖ.
Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.
В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: духовно-нравственное, социальное, обще-интеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное.
Внеклассные занятия формируют и развивают личность ребёнка. Управлять воспитательным процессом – значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но развивать в нём потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил. Каждый человек воспитывает себя, прежде всего сам, здесь: добытое лично - добыто на всю жизнь.
В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности: духовно-нравственное, социальное, обще-интеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное. Предмет ОБЖ даёт возможность реализовать внеурочную деятельность по всем направлениям.
Мероприятия, направленные на реализацию внеурочной деятельности:
спортивно-оздоровительное – реализуется через проведение Дней здоровья, спортивных соревнований;духовно-нравственное – реализуется через беседы, диспуты, встречи с интересными людьми, др.;
социальное - участие школьников в социальных акциях;
общеинтеллектуальное – реализуется через познавательные беседы, предметные олимпиады;
общекультурное – реализуется через походы с краеведческой направленностью, посещение музеев, экскурсии.
Внеурочная, внеклассная работа по ОБЖ призвана способствовать самосовершенствованию, формированию ЗОЖ, развитию физических, нравственных, интеллектуальных качеств.
При организации внеклассной работы с учащимися следует шире практиковать проведение встреч со специалистами МЧС, ГИБДД, МВД и медицинскими работниками.
Изучение материала, требующего больших затрат времени, может быть завершено на занятиях с отрядами юных спасателей, юных инспекторов дорожного движения и др.
Внеклассная работа по ОБЖ решает такие задачи:
- усовершенствование знаний, привычек и умений, приобретенных на уроках;
- расширение мировоззрения учеников;
- развитие их творческих способностей, самостоятельности, эстетики;
- воспитание любви и уважения к людям своего родного края и страны.
Важным фактором успешного выполнения этих задач является учёт психолого-педагогических особенностей обучения на разных уровнях. Знание свойств личности того или другого возраста даёт возможность правильно определить содержание и форму внеклассной работы.
В сложном и многогранном процессе повышения эффективности обучения и воспитания учащихся важная роль принадлежит органическому единству и тесному взаимодействию учебной и внеурочной деятельности. Повысить качество обучения и воспитания можно, умело, сочетая работу на уроке с внеурочной деятельностью по предмету. Внеурочная деятельность даёт учащимся возможность развивать свои интересы, расширить кругозор, развивать познавательную самостоятельность.
Цель внеурочной работы по предмету ОБЖ — обеспечение всестороннего и гармонического развития школьников. Это требование отвечает основной идее воспитания — воспитать человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Важнейшей задачей внеурочной деятельности по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» является формирование у учащихся черт личности: взаимопомощи, дружбы, умения работать в коллективе и др.
Внеурочная деятельность во многом определяется особенностями содержания программы по данному предмету. В содержании внеклассной работы можно выделить два основных направления:
1) углубление основных вопросов содержания школьного курса, вызывающих большой интерес у школьников, имеющих большое образовательно-воспитательное значение;
2) формирование умений и навыков исследовательского характера при проведении практических работ, при работе с различными источниками информации в классе, при использовании тренажеров, а также ИКТ.
Осуществляя работу важно соблюдать следующие педагогические требования:
- общественно-полезная, профессиональная, экологическая краеведческая направленности;
- современность содержания и форм внеурочной деятельности;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей интересов учащихся;
-сочетание педагогического руководства с самостоятельностью и добровольностью учащихся;
- системность, непрерывное развитие внеурочной работы.
Соблюдение всех указанных выше требований к организации и проведению внеурочной деятельности способствует созданию системы работы, которая характеризуется следующими уровнями:
I уровень: использование внеурочной деятельности для ликвидации пробелов в знаниях и умениях по ОБЖ. На этом уровне формы работы создаются и проводятся в основном по инициативе учителя.
II уровень: На этом уровне главное - развить и поддержать интерес учащихся к предмету. При организации мероприятий учитываются индивидуальные особенности учащихся, обеспечивается сочетание массовых мероприятий с индивидуальными поручениями, увеличивается доля самостоятельной деятельности учащихся.
III уровень: самостоятельная деятельность учащихся при решении различных проблем.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в школе относится к числу тех предметов, где всегда активно проводилась внеурочная работа.
Основные показатели эффективности внеурочной деятельности по ОБЖ:
- повышение качества знаний и умений школьников;
- интеллектуальный и эмоциональный настрой учащихся:
- повышение интереса к занятиям в классе и во внеклассное время, чтение дополнительной литературы, активное участие в общественно полезной работе и др.;
- рост самостоятельности школьников во время урочной и домашней работы; - повышение качества знаний по предмету ОБЖ и другим предметам;
- приобретение умений работы с различными источниками информации;
- повышение общего уровня культуры школьников.