Урок по технологии (мальчики): Элементы конструирования. Разработка конструкции изделия: Разделочная доска.


План-конспект урока по технологии.(2 урока по 45 мин.)
Учитель: Герцена Светлана Алексеевна
Класс: 5
УМК: учебник по технологии: Технология. Технический труд.
/В. М.Казакевич, Г. А. Молева/. – М:Дрофа, 2015г.
Тема: Элементы конструирования. Разработка конструкции изделия.
Пр.раб. Возможные подходы к выявлению потребностей.
Оборудование: инструменты: линейка, карандаш, учебник по технологии, карточки – задание для групповых и индивидуальных работ,  цветные карандаши, лист А-4.
Цель: Научить создавать дизайн-проекты в форме эскиза. Создать благоприятную обстановку для творческой работы.
Тип урока: Комбинированный
Форма урока: Групповая, индивидуальная.
Планируемые результаты:
Предметные (УУД):
-учащиеся знакомятся с видами дизайн-проектов.
Метапредметные (УУД):
Личностные
-профессиональное самоопределение-профессия дизайнер. Умение провести самоанализ выполненной работы, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
Регулятивные:
-целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
-оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы, преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные:
-поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ (информационные и коммуникативные технологии) и источников информации;
-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные:
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
-управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий, умение работать в группе при выполнении задания,
-познавательные – виды дизайн-проектов, отличие видов отделок изделия.
Основные понятия: дизайн, дизайнер.
Мобилизующий этап (2мин)
Перед тем как мы начнём работу на уроке, давайте настроим себя с помощью специального аутотренинга. Повторяйте за мной.
Аутотренинг:
Я в школе на уроке, сейчас я начну учиться.
Я готов к работе.
Работаю!
Технологическая карта урока.
Этап мотивации (самоопределение к деятельности) - орг. момент, создаем проблему по разработке конструкции изделия, формы разделочной доски.
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в проблемном действии. Беседа с учениками.
-Давайте вспомним понятие технологического проекта?
Познавательные УУД – приобретать новые знания в процессе наблюдений и рассуждений.
Что собой представляет проектная деятельность?
Регулятивные УУД - самостоятельно найти в учебнике нужную информацию).Познавательные УУД –искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи- в учебнике, тетради.
Где она применяется?
Познавательные УУД – приобретать новые знания в процессе наблюдений и рассуждений).
Распределите в правильном порядке основные этапы выполнения проекта: подготовительный, заключительный, технологический.
Регулятивные УУД – самостоятельно изучить этапы проекта.
Целеполагание (18 мин)
Девизом нашего занятия я взяла слова Вальтера: “Видеть и делать новое – очень большое удовольствие”. Слово видеть, давайте и мы посмотрим вокруг нас, заглянем в предметный мир, посмотрим на оформление стен в кабинете. Что мы увидим? На что в первую очередь мы обратили внимание? А увидим мы яркие предметы, необычной формы. Ведь наш глаз реагирует на яркие цвета и красивый внешний вид, и только потом мы обратили внимание на сам предмет. Что это за предмет? Какие его функции? Из какого материала он сделан?
В качестве эксперимента рассмотрим две разд. доски:
(предлагается вниманию простая доска из древесины и фигурная).
На какую из двух вы обратили внимание?
Почему? Чем она вас заинтересовала? Познавательные УУД –искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи.
При более внимательном рассмотрении мы увидели, что это доска красивая–и она отличается от обычной, простой, тем, что она фигурная. Над ее созданием работали специалисты.
А теперь давайте посмотрим образцы работ изделий из древесины, имеющие различные формы:

Как вы думаете, каких специалистов привлекли для изготовления данной доски? Познавательные УУД – приобретать новые знания в процессе наблюдений и рассуждений).
Но это было бы очень сложно сделать, есть профессионал, который обладает всеми этими качествами, и именно он занимался разработкой проекта разделочной доски, этот специалист – дизайнер-человек, занимающийся созданием вещи, разработкой её формы и художественного оформления.  
А процесс его работы – дизайн.
Дизайн – англ. – замысел, чертеж, оформление.
Дизайн – это проектировочная деятельность, направленная на эстетическое или функциональное изменение, опираясь на уже готовое изделие.
Надеюсь, что каждый из вас побудет в роли дизайнера.
Любой дизайнер начинает работу над изделием, собирая информацию о нем. Как можно получить информацию? Существует несколько форм исследования.

И мы тоже займемся исследовательской работой: Все изделия создаются для того, чтобы сделать жизнь людей лучше. Наиболее эффективный способ понять насколько изделие отвечает этой задаче, воспользоваться или увидеть, как его используют другие.
Значит, целью нашего урока будет? (разработка формы изделия или первоначальные идеи), то есть сегодня на уроке мы будем работать в качестве дизайнеров. А результатом нашей работы будет? (эскиз изделия, имеющего интересную форму и привлекательный внешний вид). Регулятивные УУД - самостоятельно озвучить цель урока и определить конечный результат).3. Момент осознания недостаточности знаний (5мин)
392049033591500253682580010?
00?
Перед нами сейчас встала проблема: у нас есть цель работы, есть конечный результат, а как его добиться, мы не знаем. (ЦЕЛЬ РЕЗУЛЬТАТ) Как нам решить эту проблему? Ответы уч-ся: вместе, сообща, трудом.
Физкультминутка:
Шаг на месте – два вперед, А потом наоборот.
Руки вверх подняли выше. Опустили – четко дышим.
4. Коммуникация и взаимопроверка (20 мин)
Не у каждого человека есть природный дар творчества, который так необходим дизайнеру, поэтому существуют специальные способы решения творческих задач.
Для выполнения работы мы создадим с вами четыре дизайнерских бюро.
Руководитель бюро, он же казначей. В его функции входит общее руководство и принятие окончательного решения.
Функции художников, дизайнеров, экспертов выполняют все члены бюро.
На себя я беру функции Главного эксперта
Займите места в группах:
Давайте повторим правила работы в группах:
никакой критики, доброжелательность,
коллективизм,
выслушивать все идеи и соображения,
выполнять эскизы,
вместе обсуждать все "за" и "против" каждой идеи, выбрать одну,
выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов.
все ответы, высказанные индивидуально, принадлежат группе.
Регулятивные УУД – самостоятельно выполнять работу в группе по проекту. УУД коммуникативные - сотрудничество, выполнение разных ролей в группе.
5. Практическая работа (25 мин)
Учитель организовывает актуализацию способов изучения действий доста- точных для построения новых знаний.
Учащиеся делятся на 4 группы.
Группы работают следующим образом: по плану-
1.В группе самостоятельно разработать несколько вариантов разделочных досок (каждый выполняет отдельно).
2. Проанализировать идеи в группе и выбрать лучшую.
3. Проработать лучшую идею.
4. Выявить недочеты, предложить варианты устранения.
5. Подготовить защиту своей разработки (рассказать об изделии и форме).
Учитель предлагает мальчикам оценить свою работу на уроке.
УУД личностные - адекватное понимание причин успеха/не успеха в учебной деятельности, проверяет правильность выполнения задания, выявляя затруднения в определении идей. УУД коммуникативные - сотрудничество, выполнение разных ролей в группе.
Фиксация затруднения:
- неправильное выполнение задания (способы решения проблемы).
Выход из затруднения:
Еще раз учитель рассказывает учащимся о понятии творческий проект и выборе лучшего варианта изделия, тем самым организует учащихся исследовать проблемную ситуацию (УУД - коммуникативные, совместные решения проблемы).
Физкультминутка:
Шаг на месте – два вперед, А потом наоборот.
Руки вверх подняли выше. Опустили – четко дышим.
6. Презентация результатов работы групп (15 мин)
Оценка результатов работы по оценочной ведомости. Оценка производиться главным экспертом, а так же каждым дизайнерским бюро, оценка за свое изделие не ставится. Оценки складываются, находится средний балл и учащиеся сами выставляют себе оценки:
(26-30-«5», 21-25-«4», 15-20-«3»).
7. Рефлексия (3 мин)
41332158001000Давайте вернемся к проблеме нашего урока. (ЦЕЛЬ РЕЗУЛЬТАТ), смогли мы её решить? Докажите?
- Какие новые знания вы получили?
- Пригодятся ли в жизни приобретенные сегодня знания?1. Комфортно ли вам было на уроке?
Да. Нет.
2. Освоили ли вы новые методы выработки идей:
А- Да, легко.
Б- Да, но с большими затруднениями.
В- Нет, совсем не могу.
3. Достаточно ли сведений вы получили по теме?
Да. Нет.
4. Как вы считаете, ваша работа была успешной на уроке?
Да. Нет.
5. Достигли вы целей поставленных в начале урока?
Да. Нет.
8. Домашнее задание (2 мин)
Повторить тему урока по ОК, составить кроссворд, ребус по теме.
Уборка рабочих мест, выставление оценок.
Оценочная ведомость группы №1, 2, 3, 4
№ группы Критерии оценки изделия ИТОГО
баллов
Необычная форма изделия Привлекательный внешний вид Удобство в использовании 2 3 4 Максимальный балл по каждому критерию-5 баллов.
План работы в группах.
1.В группе самостоятельно разработать несколько вариантов разделочных досок (каждый выполняет отдельно).
2. Проанализировать идеи в группе и выбрать лучшую.
3. Проработать лучшую идею.
4. Выявить недочеты, предложить варианты устранения.
5. Подготовить защиту своей разработки (рассказать об изделии и форме).
Хохломская роспись

Городецкая роспись

Полхов-майданская роспись

Примеры форм изделий: «Разделочная доска».