Рабочая программа по воспитанию и социализации для 3 класса
Программа воспитания и социализации обучающихся 3 «Г» класса
Классный руководитель: Дедова Наталия Юрьевна
I Пояснительная записка
«Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социальнопедагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России»
(из Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности)
Нормативные документы, на основании которых ведется воспитательная работа: Закон Российской Федерации «Об образовании», Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
Цель воспитательной работы:
развитие воспитательной системы, создающей условия для формирования ценностных ориентаций у обучающихся, необходимых для становления здорового человека с активной гражданской позицией, духовно богатого, обладающего потенциалом к самопознанию, саморазвитию и творческой деятельности.
Задачи:
Воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.
Формирование основ здорового образа жизни ,профилактика вредных привычек, физическое развитие и оздоровление ребенка.
Удовлетворение коммуникативных потребностей детей и организация их содержательного досуга.
Воспитание гражданина и патриота своей страны ,уважающего права и свободу личности.
Воспитание у детей любви к малой Родине посредством изучения народного творчества, возрождения и развития национальных традиций, уважительного отношения к истории и культуре народов России.
Формирование основ экологической культуры ребенка ,трудового воспитания детей и подростков.
Организация активного взаимодействия школы, семьи, социума ( учреждений дополнительного образования, культуры) в процессе формирования личности.
Развитие системы школьного самоуправления.
Создание условий для саморазвития, самоактуализации внутренних движущих сил, способностей и талантов ребенка.
Принципы воспитания и социализации обучающихся:
Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем;
Принцип следования нравственному примеру;
Принцип ориентации на идеал;
Принцип системно-деятельностной организации воспитания.
Ценностные ориентиры:
Воспитание нравственных чувств и этического сознания;
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека;
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;
Воспитание ценностного отношения к прекрасному;
Формирование ценности по охране жизни и здоровья;
Формирование активной жизненной позиции.
Системообразующие виды деятельности:
Направления:
Воспитание гражданственности и патриотизма
Духовно-нравственное и эстетическое воспитание
Социализация и профессиональная ориентация
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни , экологической культуры
Ожидаемые результаты:
Повышение уровня мотивации к ЗОЖ, занятиям физкультурой, спортом.
Готовность ученика к самостоятельному выбору, к принятию ответственности за порученное дело и последствия своих поступков.
Сформированность желания к самовоспитанию и саморазвитию.
Формирование развитой, творческой, способной к самосовершенствованию толерантной личности.
Совершенствование системы школьного самоуправления.
Повышение качества воспитательных мероприятий.
Повешение уровня активности и самостоятельности детей .
Система оценки результатов: Для оценки эффективности программы воспитания и социализации обучающихся следует использовать следующие критерии:- удовлетворенность обучающихся жизнедеятельностью в классе - уровень воспитанности- сформированность ценностных отношений обучающихся- формирование мотивации к обучению - умение общаться, сознавать свои поступки Для изучения эффективности программы воспитания и социализации обучающихся используются:
диагностики; беседы с обучающимися; наблюдения; интерактивные мероприятия, помогающие обучающимся выразить свою позицию.
II Содержательный блок
Сентябрь
Основные направления деятельности
Содержание деятельности
Воспитание гражданственности и патриотизма
Урок мира.
Акция «Трагедия Беслана» - ко Дню солидарности борьбы с терроризмом
Духовно-нравственное и эстетическое воспитание
Оформление классного уголка.
Художественная презентация «Явления природы в произведениях искусства»
Участие в школьном конкурсе «Дары природы»
Участие в городских тематических мероприятиях.
Социализация и профессиональная ориентация
Разучивание стихотворений ко Дню учителя
Классный час Вводный. Распределениеобязанностей среди членов коллектива
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры
Классный час «Детям Подмосковья – безопасные дороги»
Беседы о поведении в ЧС, ППБ, ТБ дома и в школе.
Вовлечение учащихся в кружки и спортивные секции школы и города.
Участие в акции «Зеленая планета»
Работа с родителями
Организационное родительское собрание.
Индивидуальные консультации для родителей.
Оформление класса с участием родителей.
Индивидуальные беседы с обучающимися
«Как много ты знаешь о мире, который тебя окружает?»
Работа с трудными детьми
Этикет поведения. Организация помощи слабоуспевающим
учащимся.
Октябрь
Основные направления деятельности
Содержание деятельности
Воспитание гражданственности и патриотизма
Экскурсия «Жизнь, которая нас окружает»
Духовно-нравственное и эстетическое воспитание
Комментированное рисование «Такая разная осень»
Классный час. «Мы в ответе за тех, кого приручили»
Выставка поделок из природного материала
Социализация и профессиональная ориентация
Свободное общение – диспут «Можно ли сказать, что все люди разные?»
Беседа « Я хочу вам рассказать о своем друге»
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры
Классный час «В гостях у доктора Неболейки».
Беседа «Очень всем необходим этот правильный режим»,
Классный час: «Безопасное поведение во время каникул.»
Работа с родителями
Тестирование « Ваше общение с ребенком»
Индивидуальные беседы с обучающимися
Правила поведения на переменах
«Почему тебе бывает трудно дружить»
Подготовка к школьному этапу предметных олимпиад
Работа с трудными детьми
« Что мне мешает хорошо учиться?»
Ноябрь
Основные направления деятельности
Содержание деятельности
Воспитание гражданственности и патриотизма
Беседа « Почему мы празднуем День народного согласия и примирения»
Коллективный проект «Пишем письмо зарубежному другу»
Духовно-нравственное и эстетическое воспитание
Рождественские чтения «Добрый мир»
День летних осенних именинников
Классный час «Великое слово – мама»
Социализация и профессиональная ориентация
Беседа «Кто охраняет наш покой» (ко Дню полиции)
Классный час «Зависть».
Диспут «Чем отличается любопытство от любознательности»
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры
Беседы по профилактике ДДТ и пожарной безопасности.
Беседа «Безопасное поведение во время каникул».
Работа с родителями
Консультация по приглашению «Детская агрессивность»
Индивидуальные беседы с обучающимися
« Кто ты в своей семье?»
Работа с трудными детьми
Контроль посещения кружков, секций
Декабрь
Основные направления деятельности
Содержание деятельности
Воспитание гражданственности и патриотизма
Видеоролик «Они сражались под Москвой» ко Дню освобождения Наро-Фоминска от фашистских захватчиков.
Беседа «Основной Закон страны»
Классный час «День
Конституции. Декларация прав человека»
Духовно-нравственное и эстетическое воспитание
Музыкальная гостиная « Наши любимые детские песни о зиме»
Участие в конкурсе «Мастерская Деда Мороза».
Выставка новогодних газет и рисунков « С Новым годом!»
Классный час «История праздника Нового года»
Новогодний утренник
Социализация и профессиональная ориентация
Новогодний подарок другу
Мини-сочинение «Понимаю ли я других людей»
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры
Практикум «Как победить простуду».
Беседа по ТБ на каникулах и в период проведения праздников
Работа с родителями
Родительское собрание «Роль семьи в развитии познавательных интересов школьников»
Украшение классной комнаты и актового зала к новогоднему празднику.
Индивидуальные беседы с обучающимися
Внешний вид ученика.
Работа с трудными детьми
«Твои контакты с родителями»
Январь
Основные направления деятельности
Содержание деятельности
Воспитание гражданственности и патриотизма
Посещение школьного музея боевой славы
Духовно-нравственное и эстетическое воспитание
Презентация «Музыка и танцы народов мира».
Ролевая игра «Суд над хищниками леса»
Знакомство с творчеством А.Айвазовского по репродукциям художника.
Социализация и профессиональная ориентация
«В мире театра и кино». Обмен впечатлениями о просмотренных спектаклях и кинофильмах.
Самостоятельное наблюдение по заданию учителя «Роли в нашей жизни».
Классный час. Круговая
беседа «Я чувствую себя
счастливым, когда...
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологичекой культуры
Беседа о детском травматизме и последствиях.
Викторина «Азбука дорожной безопасности»
Вспоминаем забытые игры.
Игры на переменах.
Работа с родителями
Групповая консультация « Единство требование в школе и дома – основа успеха воспитания
младших школьников»
Индивидуальные беседы с обучающимися
Как мы ведем себя на переменах.
Работа с трудными детьми
«Соблюдаешь ли ты режим дня?»
Февраль
Основные направления деятельности
Содержание деятельности
Воспитание гражданственности и патриотизма
Встреча с ветеранами Вооруженных сил, участниками ВОВ, воинами-интернационалистами.
Классное мероприятие, посвященное Дню Защитников Отечества
Духовно-нравственное и эстетическое воспитание
Конкурс – выставка коллажей и рисунков, посвященных Дню Защитников Отечества
Викторина по произведениям А.С.Пушкина
Изготовление поздравительных открыток ко Дню Защитников Отечества
День зимних именинников
Социализация и профессиональная ориентация
Беседа «Профилактика и разрешение спорных ситуаций»
Классный час «Такие разные профессии»
Классный час «Культура умственного труда в классе и дома»
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической кульуры
Беседы по ПДД и профилактике пожарной безопасности.
Классный час «Считаете ли вы себя культурным человеком?
Занятие-совет «Как научиться соблюдать режим дня»
Работа с родителями
Организация поздравления мальчикам ко Дню Защитника Отечества.
Чаепитие.
Индивидуальные беседы с обучающимися
Умей ценить время.
Участие в Международных и всероссийских интеллектуальных играх и конкурсах.
Работа с трудными детьми
«О чистоте речи».
Март
Основные направления деятельности
Содержание деятельности
Воспитание гражданственности и патриотизма
Музыкальная гостиная «Песни о Родине»
Духовно-нравственное и эстетическое воспитание
Утренник, посвященный Международному женскому дню.
Выставка рисунков и газет, посвященных 8 марта.
Классный час «Что за праздник - День Земли?»
Социализация и профессиональная ориентация
Рассказ о профессиях своих родителей.
Свободное общение «Что бы ты хотел изменить в себе?»
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры
Беседы инспектора ПДН «Правонарушения и ответственность за них»
Ролевая игра «Мы – пешеходы, мы - пассажиры»
Выставка книг «За здоровый образ жизни»
Работа с родителями
Родительское собрание «Как сформировать у ребенка стремление к здоровому образу жизни»
Индивидуальные беседы с обучающимися
«Надо ли уметь спорить»
Работа с трудными детьми
«Как ты общаешься с другими людьми»
Апрель
Основные направления деятельности
Содержание деятельности
Воспитание гражданственности и патриотизма
Классный ч час «Покорители космоса»
Классный час «Красная книга Подмосковья»
Духовно-нравственное и эстетическое воспитание
Викторина «В гостях у сказки» в рамках Недели детской книги. Посещение библиотеки.
Выставка рисунков «Необъятные просторы Вселенной».
Музыкальная гостиная «Песни о труде»
Книжная выставка «Ни шагу назад»
Социализация и профессиональная ориентация
Трудовой акт «Ты и в школе, и в саду прояви любовь к труду»
«Я хочу быть космонавтом» игровая программа.
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры
Практикум «Азбука светофорных наук»
Беседа о безопасном поведении во время каникул.
Классный час. «Чтобы компьютер был другом»
День здоровья «Если хочешь быть здоров - постарайся»
Работа с родителями
Анкетирование для самоанализа «Что наш ребенок знает о профессиях?»
Индивидуальные беседы с обучающимися
«В чем тебе нужно помочь?»
Организация учеников для участия в дистанционных предметных олимпиадах
Работа с трудными детьми
Посещение на дому. Беседа с родителями.
Май
Основные направления деятельности
Содержание деятельности
Воспитание гражданственности и патриотизма
Встреча с ветеранами ВОВ, участие в городских мероприятиях, посвященных Дню Победы.
Изготовление поздравительных открыток ветеранам.
Классный час «Этих дней не смолкнет слава»
Презентация «Музей боевой славы»
Духовно-нравственное и эстетическое воспитание
Конкурс чтецов «Нам не помнить об этом нельзя»
Комментированное рисование «Впереди лето»
Конкурс рассказ об истории издания песни «То, что деды не допели, мы допоём»
День весенних именинников
Праздник «Прощай 3 класс»
Социализация и профессиональная ориентация
Беседа «Профессия и здоровье»
Интеллектуальная игра «Счастливый случай»
Классный час «О заботливом отношении к людям»
Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, экологической культуры
Беседы о ПДД, правилах поведения на воде, оказание первой помощи при травмах.
«Веселые старты».
Беседа « Один дома» Домашняя аптечка. Правила хранения лекарственных препаратов и обращение с ними. Опасность при обращении с предметами бытовой химии.
Работа с родителями
Итоговое классное родительское собрание «Наши успехи и проблемы»
Индивидуальные беседы с обучающимися
«Как провести лето с пользой» Практикум «Как поступить в данной ситуации: ты оказался
в дурной компании». Классный час «Умей отстоять своё мнение, если ты уверен в его справедливости»
Работа с трудными детьми
Поведение на каникулах.
АНАЛИЗ РАБОТЫ ЗА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Цели и задачи воспитательной работы в прошлом учебном году были направлены на создание условий для оптимального развития учащихся, формирование детского коллектива, воспитание толерантности, нравственности и развития эстетических чувств. Для решения поставленных задач были выбраны соответствующие мероприятия, КТД, беседы с родителями, ежедневный контроль за культурой поведения, создание комфортной обстановки, способствующей развитию познавательной активности, уважительного отношения к сверстникам и взрослым. В ходе воспитательной работы раскрывались творческие таланты детей, их интеллектуальные и физические способности.
В целом задачи можно считать выполненными благодаря усилиям не только классного руководителя, но и родителей, с которыми проводились регулярные тематические родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы. Хотя работа по сплочению коллектива - задача не одного года и работа в данном направлении продолжается.
В коллективе положено начало самоуправлению - распределены обязанности, что воспитывает в детях ответственность, самостоятельность, организованность. Это оказывает огромную помощь учителю в работе. Обязанности менялись по учебным блокам.
Многие ребята участвовали в различных конкурсах, олимпиадах, играх, стали призерами. В свободное время ребята посещали кружки и секции по спортивному, художественно- эстетическому направлениям.
В результате диагностики межличностных отношений в конце 2 класса были выявлены лидеры класса,
устойчивые взаимные дружеские отношения. Ребята разделены на группы по месту жительства, по интересам. Хотя на данном этапе в классе наблюдалось деление на группы, но межгрупповые отношения не враждебные. Ребята тактично общаются между собой, помогают друг другу. Ярко выраженного лидера в классе нет, но дети (по анкетированию) уважительно относятся к Виталине Терековой , которую выбрали командиром класса в этом учебном году. Её ценят за ответственность, честность, любознательность и интеллектуальные способности.
Инициативность в общественных мероприятиях проявляет группа девочек и несколько мальчиков. Они и составляют актив класса: Толоконникова Милана, Навоев Константин, Баранова Карина, Козлова Софья,
Коробкин Егор, Окунева Виктория, Глухова Полина. Эти учащиеся участвовали во всех праздниках и КТД, были «маленькими звездочками» на классных концертах.
Детям запомнились такие мероприятия как «Праздник осени», «Новогодний карнавал», «Смотр военно-патриотической песни», «Праздник первой оценки»», «Моя мама - лучше всех», «День матери» и другие. Они способствовали сплочению коллектива, влияли на формирование сознательной дисциплины и на нравственное развитие.
В этом учебном году по желанию детей проведем такие же мероприятия, но уже привлекая творчество и самостоятельность учащихся в организации и проведении КТД.
15