Технологическая карта урока информатики на тему «Коммуникационные технологии» урок №1 Передача информации

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА № 17
Ф.И.О.  Байбуртянц Е.В. Предмет: Информатика
Класс: 8
Тип урока: Урок открытия нового знания
Тема
«Коммуникационные технологии» урок№1 Передача информации

Цель
Дать учащимся представление об информационном процессе передачи информации, ознакомить со схемой передачи информации, решить задачи.

Задачи
Образовательные: знать общие представления о передаче информации как информационном процессе; представления об источниках информации, информационных каналах, приемниках информации
Развивающие: развитие способности к анализу и обобщению, самоконтролю и самооценке;
развитие познавательного интереса;
развитие информационной культуры.
Воспитывающие: воспитание взаимоуважения, воспитание самостоятельности.

Планируемые результаты

Предметные:
понимание единой сущности процесса передачи информации
Личностные:
умение учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве,
Метапредметные:
Познавательные
умение давать определение понятиям, устанавливать причинно-следственные связи, преобразовывать полученную информацию в схему

Основные понятия
Коммуникационные технологии, коммуникация.

Межпредметные связи
На этом уроке соединены предметы Информатика, История и Математика. По дисциплине Информатика разбирается тема " Передача информации ". На примере дисциплины история – "Исторические факты", математики - вычислительные навыки.

Средства обучения
ПК учителя, ПК учащихся с операционной системой Windows, офисным пакетом Microsoft Office, браузером (Opera)

Формы урока
самостоятельная работа, работа в парах и группах, индивидуальная и фронтальная работа.

Технология
Исследовательская деятельность

Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД

1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.


1. Орг.момент:
- приветствие;
- перекличка;
2. Просмотр мультика
«Алло! Вас слышу!»

Личностные:
Формирование самоопределения

2) Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.
3. Работа в тетрадях: Заполнить таблицу, вспомнив какие формы передачи Вы знаете (3-4 примера).
Задание № 1. Передача информации

Источник
Канал обмена
Получатель

1




2




3





Метапредметные: умение определять понятия, классифицировать.

3) Этап выявления места и причины затруднения.



4. ??? - Какое задание вы должны были выполнить?

· Что использовали при выполнении задания?

· В каком месте у вас возникло затруднение?
- Возникли затруднения в определении связей (односторонняя или двухсторонняя)
Метапредметные: умение делать выводы

4) Этап построения проекта выхода из затруднения.


Сегодня мы начинаем изучать новый раздел информатики «Коммуникационные технологии».
Вы уже, наверное, слышали слово «коммуникация». Что оно обозначает?


· Сформулируйте тему урока.

· Что вам может помочь в достижении цели?
План:
1. Найти определение слова «коммуникация».
2. Найти определение «Коммуникационные технологии».
3. Начертить схему "Передачи информации"
4. Основные характеристики каналов передачи информации.
«Коммуникационные технологии» Передача информации
Известные факты, знания предыдущих уроков.
Предметные:
 знать определения: «Коммуникационные технологии».

5) Этап реализации построенного проекта.


Работа в группах (от 2 до 4 человек).
Задание для класса: создать презентацию на тему: «Коммуникационные технологии».
Для составления общей презентации класс делится на группы (от 2 до 5 человек).
Задание по группам: создать презентацию (не более 5 слайдов)
1 гр. «Коммуникационные технологии»..
2 гр. Примеры «Коммуникационные технологии».
3 гр. "Передача информации"
4 гр. Основные характеристики каналов передачи информации.
Предметные:
знать определения: Коммуникационные технологии, способы реализации, Основные характеристики каналов передачи информации.

6) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

1.Составление общей презентации
2. (Схема в учебнике)
3. Пропускная способность канала равна количеству информации, которое может передаваться по нему в единицу времени.
Обычно пропускная способность измеряется в битах в секунду (бит/с) и кратных единицах Кбит/с и Мбит/с. Однако иногда в качестве единицы используется байт в секунду (байт/с) и кратные ему единицы Кбайт/с и Мбайт/с.
1.Защита своих исследовательских работ
2.Создание схемы передачи информации.
3. Основной характеристикой каналов передачи информации является их пропускная способность (скорость передачи информации).
4. Вывод формулы: Объём переданной информации между компьютерами можно вычислить по формуле Q=q*t, где q-пропускная способность канала связи, t-время передачи.
На доске выводят формулы
Q=q*t
q=Q/t
t=Q/q
Личностные:
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.

7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.



Давайте решим несколько задач.
За 10 с. по каналу связи передано 500 Байт информации. Чему равна пропускная способность канала в Бит/с?
Какой объем информации можно передать по каналу с пропускной способностью 10 Кбит/с за 1 минуту?
500/10=50 байт/с=400бит/с




10 Кбит/с*60 с = 600 Кбит
Предметные:
Знать формулу Объём переданной информации, знать перевод единиц информации

8) Этап включения в систему знаний и повторения.


Средняя скорость передачи данных с помощью модема равна 32000 Бит/с. Сколько времени понадобится ученикам из 3 человек, чтобы:
Лена передала подруге по электронной почте - 4 страницы текста, каждый символ которого кодируется одним байтом, если считать, что на одной странице в среднем 2000 символов.
Дима скачал мультфильм объёмом 1600 Кбайт
Олеся загрузила 2 фотографии по 28 Кбайт и 5 картинок по 10 Кбайт
Проверка
Самостоятельное решение задач в группах.


Решение: Количество символов в тексте: 2000*4 = 8000 символов. При кодировке каждый символ кодируется одним Байтом, тогда информационный объем текста 8000*8 = 64000 Бит. Время = объем / скорость. 64000 : 32000 = 2 с

Решение: 1600 Кбаит=1600*1024*8=13271040 бит. Время = объем / скорость. 13271040/32000=414,72с

Решение: 2*28+5*10=106 Кбайт=106*1024*8=868352 бит. Время = объем / скорость. 868352/32000=27,136=28 с

Предметные:
Знать формулу Объём переданной информации, знать перевод единиц информации
Личностные:
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.

9) Этап рефлексии учебной деятельности.



- Что нового вы сегодня узнали?

· Какую цель вы ставили в начале урока?

· Вы достигли поставленной цели?

· Что вам помогло в достижении цели?

· Как вы открывали новые знания?

· Оцените свою работу, заполнив таблицу.

Домашнее задание: Параграф 3.1, задание 3.1.
Я
Сейчас
Хочу в будущем

Знаю (знать)



Умею (уметь)



Использую (использовать)





















Заголовок 115