Конспект урока по ОБЖ по теме Лесные и торфяные пожары
Тема: Лесные и торфяные пожары.
Эпиграф. Не стоит никому на свете,Шутить с огнём, играть с огнём!
Цель:
Ознакомление учащихся с чрезвычайными ситуациями природного характера и правилами поведения во время стихийных бедствий
Задачи:
а) обучающие: дать представление о лесных пожарах, научить различать типы пожаров по их характерным признакам, уточнить основные причины лесных пожаров
б) развивающие: развивать логическое мышление, внимание, зрительную память
в) воспитательные: прививать интерес к изучению родного края, воспитывать любовь к родной природе, заботливое и бережное отношение к ней.
Форма урока
Тип: изучение нового учебного материала и первичное закрепление.
Оборудование урока
ПК, мультимедийный проектор + интерактивная доска
Дидактические материалы: [[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]] [[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]] [[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]]
Межпредметные связи
Основы безопасности жизнедеятельности – Информатика - Биология
Образовательные результаты, которые буду достигнуты учащимися
Обучающиеся усвоят, что такое лесной пожар и его опасности; научатся различать виды и типы лесных пожаров по классификационным признакам; запомнят причины пожаров; поймут, что самой главной причиной является человек.
Изложение нового материала
Ход урока.
Учитель: Сегодня мы продолжаем знакомиться с чрезвычайными ситуациями природного характера и правилами поведения во время стихийных бедствий. Слайд 1
- Отгадав загадки, мы с вами узнаем тему сегодняшнего урока.
Разбежались по опушке
в белых платьицах подружки. (Береза)
В шубе - летом,
а зимой-раздетый. (лес).
- Итак, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке. Да сегодня мы будем говорить о лесе и не только!
- Чтобы узнать тему урока полностью, необходимо отгадать еще несколько загадок.
-С языком – не лает,
Без зубов, а кусает.
Без рук, без ног, а бушует,
шипит и злится, а воды боится. (Огонь)
- Без рук, без ног к небу ползет. (Дым)
- о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
- давайте вместе сформулируем тему сегодняшнего урока (лесные и торфяные пожары).
Учитель объявляет тему, цель и задачи урока Слайд 2 - 4
Вступительное слово учителя:
Работа с дидактическим материалом
- а теперь прочитаем, что такое пожар на раздаточных листах (раздаточные листы розданы заранее, на каждой парте по одному экземпляру).
- все пожары в лесу начинаются по какой – то причине. Часто случайная молния поджигает лес, но гораздо чаще лес горит по вине человека. Давайте попробуем назвать причины, по которым возникают лесные пожары. (Дети самостоятельно называют причины)
Причины пожаров:
- брошенная горящая спичка, окурок; - охотник выстрелил, пыж начал тлеть и загорелся; - люди разводили костёр в местах с сухой травой; - весенний пал травы; - хозяйственные работы в лесу; - осколок стекла сфокусировал солнечные лучи как линза и зажёг сухую траву; - от замыкания высоковольтной линии; - от вспышки молнии
По статистики всего 10% всех лесных пожаров происходит от удара молнии, остальные 90% по вине человека. Это небрежное отношение, безответственность, халатность, равнодушие.
Дать понятие «лесной пожар» Слайд 5
Вы за время обучения в школе изучаете и говорите о разных науках – зоология, биология, география, история, а еще существует наука, которая изучает лесные пожары и называется она ПИРОЛОГИЯ.
Обычно большое количество лесных пожаров возникает в пожароопасный сезон.
Когда возникает пожароопасный сезон в лесу? (начинается, когда сходит снежный покров, и длится до наступления устойчивой снежной погоды).
Статистика лесных пожаров. Слайд 6
В России наибольшее распространение пожары получили в Читинской, Иркутской, Свердловской областях, Красноярском крае, республиках Саха, Хакасия, Бурятия и Тыва. Районы, в которых свирепствуют лесные пожары, обычно объявляются зоной бедствия
Среди катастрофических пожаров последних лет можно назвать стихийное бедствие 1972 г. Лесные и торфяные пожары за короткое время охватили центральные области России. Было уничтожено 650 тыс. га леса, 4900 штабелей торфа.
В 1976 г. в Хабаровском крае огонь уничтожил на огромной площади не только лес, но и 11 поселков полностью, 19 других населенных пунктов – частично.
В 1987 г. общая площадь лесных пожаров в Читинской области составила 93 750 га.
В 1989 г. практически выгорели леса Сахалина. Масштабы потерь леса на острове официально были признаны экологической катастрофой.
В Российской Федерации в 1989 г. только в лесах Гослесфонда РФ зарегистрировано 20 тыс. пожаров, а на его активно охраняемой территории – более 28 тыс. пожаров.
В 1990 г. в Иркутской области выгорело около 300 тыс. га лесов.
В 1994 г. только в Хабаровском крае за сезон зарегистрировано 1 224 пожара.
В июне 1995 г. на грани экологической катастрофы оказались жители севера Сахалинской области, где бушевавшие пожары уничтожили 80 тыс. га леса.
С 1991 по 1995 г. в России в огне пожаров сгорели 38 387 человек.
В 1996 г. в Бурятии возникло 29 лесных пожаров на площади 4 тыс. га, сгорело более 100 жилых домов и дачных домиков. Погибло 5 человек.
В начале июля 1997 г. на Алтае в огне погибли 11 участников ликвидации лесного пожара.
? Какие бывают пожары. ?
Лесные пожары по охвату площади подразделяются на зоны отдельных, массовых и сплошных пожаров и огненные штормы.
Зона отдельных пожаров характеризуется возникновением незначительного количества пожаров, рассредоточенных по площади.
Зона массовых пожаров представляет собой совокупность отдельных пожаров, возникающих одновременно.
Зона сплошных пожаров характеризуется быстрым развитием и распространением пожаров, наличием высокой температуры, задымленности и загазованности, опасной для жизни. Проезд через эту зону невозможен или сопряжен с проведением специальных противопожарных мероприятий.
Лесные пожары бывают трех видов: Слайд 7
1) низовой (90% всех случаев) Слайд 8 характеризуется горением лесной подстилки, надпочвенного покрова, кустов и подлеска без захвата крон деревьев. Скорость движения низового пожара составляет от 0,3 до 1 м/мин при слабом пожаре, до 16 м/мин (1 км/ч) – при сильном пожаре. Высота пламени при этом составляет 1–2 м;
При низовом беглом пожаре Слайд 9 поверхностно обгорает травяной покров, лесная подстилка опавшие листья и хвоя, частично кора нижней части деревьев, хвойный и лиственный подлесок. Такой пожар распространяется с большой скоростью, обходя на своем пути места с повышенной влажностью почвы, поэтому часть леса остается не затронутой огнем.
При низовом устойчивом пожаре Слайд 10 огонь, как принято говорить, «заглубляется», прогорает лесная подстилка, сильно обгорают корни и кора деревьев, полностью гибнет подлесок. Скорость низовых устойчивых пожаров значительно ниже скорости низовых беглых пожаров.
2) верховой пожар развивается, как правило, из низового, возможен при сильном ветре, характеризуется горением крон деревьев. Возникает главным образом в хвойном или смешанном лесу. Распространяется "скачками" или сплошной стеной огня со скоростью от 5–8 до 25 км/ч. Ветер и потоки горячего воздуха разносят искры и горящие ветки, которые поджигают лес на десятки метров вокруг, создавая новые очаги пламени;
Верховые пожары Слайд 11 наиболее опасны для леса. Проводником горения при верховом пожаре служит слой хвои, листьев и веток, кроны деревьев. Переход низового пожара на полог древостоя происходит в насаждениях с низко опущенными кронами, в разновозрастных насаждениях, в местах преобладания молодых хвойных деревьев.
Верховые пожары распространяются с довольно большой скоростью: от 3 до 100 м/мин и более. При верховом пожаре выделяется огромное количество теплоты, которое способствует образованию сильных завихрений воздуха над пожаром и переносу горящих частиц. Так возникают новые очаги пожаров. Чаще всего верховые пожары возникают в горных лесах при распространении огня вверх по крутым склонам. Этому способствует сильный ветер.
Как и низовые пожары, верховые подразделяются на беглые и устойчивые.
При верховом беглом пожаре, Слайд 12-13 который начинается только при сильном ветре, огонь продвигается по пологу скачками, значительно опережая фронт огня низового пожара.
При верховом устойчивом пожаре Слайд 14- 15 огонь распространяется по кронам деревьев по мере продвижения кромки низового пожара. При этом сгорают практически все элементы горящего лесного массива.
Огненный шторм Слайд 16 – это особо интенсивный пожар в зоне сплошных пожаров, в центре которого возникает восходящая вверх конвекционная колонка в виде огненного вихревого столба. К ней устремлены от периферии площади пожара сильные ветровые потоки. Потушить огненный шторм практически невозможно.
3) подземный (торфяной) Слайд 17-19 пожар возникает в лесах с торфяными почвами, является продолжением низового или верхового пожара. Распространяется по находящемуся в земле торфяному слою на глубину до 50 см и более. Горение идет медленно, почти без доступа воздуха, со скоростью нескольких метров в сутки с выделением большого количества дыма. В очагах почвенных пожаров возникают завалы из подгоревших, упавших деревьев, а также полости выгоревшего торфа, в которые могут провалиться люди и техника. Кромка пожара не всегда заметна, поэтому есть опасность провалиться в горящий торф.
При подземных торфяных пожарах горит торф, залегающий под лесными массивами. Торф может сгореть частично, до влажных слоев, в которых горение продолжаться не может, или полностью, на всю глубину до минерального слоя почвы. Скорость распространения подземного пожара очень низкая, но тушение такого пожара требует очень больших усилий.
Торф может самовозгораться и гореть без доступа воздуха и даже под водой. Причиной начала торфяного пожара бывает и низовой пожар. Торфяные пожары опасны неожиданными прорывами огня из подземного очага и тем, что кромка (полоса горения) такого пожара не всегда заметна, из-за чего возникает риск провалиться в прогоревший торф. Признаком подземного пожара служит горячая земля и дым из почвы. В 1972 году при тушении торфяных пожаров в Московской и Владимирской областях были случаи гибели военнослужащих при попадании тяжелой техники в выгоревшие подземные пустоты.
По скорости распространения огня и высоте пламени лесные пожары подразделяются на слабые, средние и сильные. Слайд 20
Слабые пожары – скорость 1 м/мин и высота пламени не более 0,5 м.Средние пожары – скорость до 3 м/мин и высота пламени не более 1,5 м.Сильные пожары – скорость свыше 3 м/мин и высота пламени более 1,5 м.
Лесные и торфяные пожары приносят огромный ущерб народному хозяйству и представляют угрозу для людей, населенных пунктов, промышленных и сельскохозяйственных объектов, расположенных в лесу: гибнет молодая поросль, выгорают семена трав, корни многолетних растений, снижаются защитные (полезные) свойства леса.
Когда лесной пожар подходит к населенному пункту, государственные службы информируют население о том, как защитить себя и имущество. Если остановить огонь не удается, людей эвакуируют. Личные вещи можно спасти, поместив их в каменных строениях без горючих конструкций или просто в яме, засыпанной землей.
Когда эвакуация невозможна, пожар пережидают в загерметизированных каменных зданиях, убежищах гражданской обороны, погребах и т.д.
Иногда переждать пожар можно на открытых участках – стадионах, площадях и др.
Кто и как спасает лес от пожара Слайд 23- 24
В случае обнаружения пожара надо позвонить в пожарную охрану по телефону 01, сообщить точный адрес пожара и свою фамилию. Небольшой пожар в лесу можно потушить своими силами. Для этого достаточно пучка веток лиственных пород. Ими надо наносить скользящие удары по кромке огня сбоку в сторону очага пожара, как бы сметая горящие материалы.
Если под рукой имеется лопата, вдоль кромки огня копают ямки, грунт бросают в нижнюю часть пламени. Сбив пламя, остановив пожар, на его кромку снова насыпают грунт сплошной полосой 6–8 см и шириной 0,5 м, на пути движения устраивают земляные полосы и широкие канавы.
Тушение лесных низовых пожаров ведется водой, химическими огнетушителями, с помощью строительства заградительных полос.
Верховые пожары тушат с помощью создания заградительных полос, пуском встречного огня.
Участники тушения торфяных пожаров должны знать расположение источников воды, а также зон, свободных от задымления, куда при опасности надо выводить людей.
К тушению лесных пожаров активно привлекается местное население. Перед началом работ все проходят подробный инструктаж, знакомятся с правилами ТБ.
К тушению лесных пожаров не допускают лиц моложе 18 лет.
Законодательство РФ предусматривает, что каждый владелец или пользователь лесных угодий должен сам организовать тушение пожара, возникшего на его территории. Поэтому при возникновении пожара важно знать, в чьем хозяйстве он возник.
Самым крупным владельцем леса в России является Федеральная служба лесного хозяйства (Рослесхоз). Это государственная организация, у которой есть собственные авиабазы, пожарно-химические станции, дозорно-сторожевая служба и т.п. Однако леса могут принадлежать и другим организациям – заповедникам, сельскохозяйственным предприятиям и даже Министерству обороны.
Охрана лесов от пожаров осуществляется наземными методами и с помощью авиации. В системе наземной службы действует более 2 тыс. пожарно-химических станций и около 200 механизированных отрядов, оснащенных необходимыми средствами пожаротушения. С воздуха леса от пожара охраняет более 930 самолетов и вертолетов, численность парашютно-десантной службы составляет около 7 тыс. человек.
Если из-за ограниченной видимости и задымленности невозможно использовать авиацию, то для определения места и границ пожаров используют космические спутники. С этой целью в городе Пушкино Московской области создан Центр слежения за оперативной обстановкой в лесах Европейской России. Такой же центр создается в Иркутске, где будет организован контроль за лесными угодьями в азиатской части страны.
Россия занимает первое место в мире по количеству лесов; она владеет почти четвертью мировых запасов древесины. Безусловно, чтобы ухаживать за лесом и обеспечивать его охрану, требуется прикладывать большие усилия, нужна помощь всего населения.
Что делать, если вы попали в зону пожара? Слайд 26
1. Если пожар только-только начинает разгораться при вас, попытайтесь сбить пламя веником из зеленых веток или забросать его землей. Сообщите о происшедшем в ближайший населенный пункт или лесничество.
2. Если пожар сильный, ваша задача – как можно быстрее покинуть опасное место. Не пытайтесь сами бороться с огнем. От низового пожара человек может довольно быстро уйти. Идти нужно в наветренную сторону (навстречу ветру) перпендикулярно кромке пожара по просекам, дорогам, полянам, берегам ручьев и рек.
3. При сильном задымлении рот и нос надо прикрыть мокрой повязкой – полотенцем, подолом рубашки.
4. Относительно безопасными местами являются вспаханное поле, большой пустырь или каменистая гряда.
5. Следует избегать бурелома: сухие деревья и трава вспыхивают мгновенно.
4. Закрепление материала.
Решите кроссворд и ответьте на вопросы теста. Эти задания помогут вам быстро проверить усвоение пройденной темы. Слайд 27 -32
Кроссворд
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
По горизонтали:
2. Наука о лесных пожарах.3. Травма, которую может получить человек при небрежном обращении с огнем.4. Материал, который на солнечном месте фокусирует лучи как зажигательная линза.
По вертикали:
1. Место, где ранее уже разводился и тушился костер.2. Стихийное распространение огня, вышедшее из-под контроля человека.5. Время года, когда наиболее часто возникают лесные пожары.
Ответы
По горизонтали: 2. Пирология. 3. Ожог. 4. Стекло.
По вертикали: 1. Кострище. 2. Пожар. 5. Лето.
Тест
1. Неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории, это -
а) Стихийный пожар
б) Природный пожар
в) Лесной пожар.
2. По характеру распространения лесные пожары подразделяются на:
а) Низовые
б) Наземные
в) Верховые
д) Подземные
Найди неверный ответ.
3. К тушению лесных пожаров недопускаются лица моложе:
а) 14 лет
б) 16 лет
в) 18 лет
г) 20 лет
4.Что необходимо сделать, если вы оказались в лесу, где возник пожар? Найди неверный ответ.
а) Кричать «караул»;
б) Определить направление ветра;
в) Быстро выходить из леса в наветренную сторону;
г) Определить направление распространения огня.
5.Что запрещается делать в лесу в пожароопасный сезон?
а) Разводить костёр;
б) Петь песни;
в) Пользоваться открытым огнём;
г) Оставлять на освещённой поляне бутылки и осколки стекла;
д) Собирать ягоды.
Правильные ответы:
1.Неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории, это
в) лесной пожар
2. По характеру распространения лесные пожары подразделяются на: Найди неверный ответ.
б) наземные
3.К тушению лесных пожаров не допускаются лица моложе:
в) 18 лет
4. Что необходимо сделать, если вы оказались в лесу где возник пожар? Найди неверный ответ.
а) кричать «Караул»
5.Что запрещается делать в лесу в пожароопасный сезон?
а) разводить костёр;
в) пользоваться открытым огнём;
г) оставлять на освещённой поляне бутылки и осколки.
Ученик читает обращение М.М.Пришвина.
«Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу - значит охранять Родину».
Вопросы для самопроверки
1. Какие меры профилактики лесных и торфяных пожаров вы знаете?
2. Расскажите о правилах разведения костра.
3. Опишите ваши действия в случае обнаружения пожара.
4. Назовите виды лесных пожаров, расскажите о способах их тушения.
5. Как выйти из зоны лесного пожара?
Подведение итогов. Оценки. Домашнее задание.
Глава 1. 7.1.; 7.6.
Задание 1 на стр. 122
Найди и рассмотри фото лесного пожара на цветной вклейке учебника
Рекомендуемая по теме литература:
1. Бочкарева Н.Ф., Колбасов Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс. Калуга: Изд-во "Адэль", 1996.
2. Гостюшин А. Энциклопедия экстремальных ситуаций. Изд-во "Зеркало", Издательский дом "Техника – молодежи", 1996.
3. Михайлов Л.А., Михеев Г.Д., Емельянчик В.К., Щегалев И.А., Соломин В.П. Основы безопасности жизнедеятельности человека. Методическое пособие для учителя. СПб.: Специальная литература, 1998.
4. Поглазова О.Т. Окружающий мир. 4 класс. Части 3, 4. М.: Ассоциация ХХI век АО "Московские учебники", 2003.
5. Ситников В.П. Справочник школьника. Основы безопасности жизнедеятельности. Филологическое общество "Слово" АСТ. Центр гуманитарных наук при факультете журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. М., 1999.
6. Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности. 7–8 класс. М.: Просвещение, 1999.
ёђЗаголовок 2Заголовок 3сђЗаголовок 415