План-конспект урока. 7 класс. Лесные и торфяные пожары
План конспект урока 7 класса.
Тема урока: «Происхождение и классификация лесных и торфяных пожаров»
Тип урока: комбинированный
Цель урока:
актуализовать знания о пожарах;
овладеть правилами безопасного поведения в зоне пожара;
воспитывать работать в команде для достижения цели.
Задачи урока:
Обучающие:
познакомить учащихся с понятием «пожар»
познакомить учащихся с лесными пожарами.
Познакомить учащихся с последствиями пожаров и причинами их возникновения;
Ознакомить учащихся с видами лесных пожаров и их разрушительным действием.
Воспитательные:
Повысить мотивацию к познанию, формирующую познавательный интерес учащихся, что значительно способствует самообразованию и повышению уровня безопасности;
Воспитать бережное отношение к природе;
Умение оценивать степень риска природных пожаров для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека.
Развивающие:
Умение действовать во время пожара;
Знание причины его происхождения;
Осознание проблемы опасности природных пожаров для жизнедеятельности человека;
Привитие навыков осторожного обращения с огнем.
Оборудование:
учебник, тетрадь, презентация.
Учебник по ОБЖ за 7 класс. С.Н. Вангородский, М. И. Кузнецов, В. Н. Латчук, В. В. Марков.
элементы Время (в минутах) содержание Методы и формы УУД
1 Организационный момент 1 мин Приветствие. Перекличка учащихся. Нацелить учащихся на урок Словесный — объявление о начале урока Регулятивные: целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка.
2 Проверка домашнего задания 7.30 мин Проверить знания учащихся по теме «Сели, цунами. Их характеристика»
Пройти тест. ( в приложении № 1)
Работа в парах:
Ситуативные задачи
Расскажите о своих действиях при получении сигнала оповещения о том, что:
1-ая задача: поступила информация, что через 2 дня к месту вашего проживания подойдет оползень. Ваши действия.
2-ая задача: через 30 минут в район, где вы находитесь предполагается прохождение селя. Фронтальный опрос.
Практический метод - Учащиеся отвечают на вопросы теста в тетрадях. Регулятивные: целеполагание, самоконтроль, коррекция, самооценка, моделировать ситуации, сформировать взаимоотношения с окружающими
Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать. Контроль и оценка процесса и результата действий, постановка и решение проблем. Знать характеристику данных природых явлений.
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой выражать свои мысли.
3 Основная часть урока
а) сообщение темы и задач урока 2 мин Чем сегодня будем заниматься на уроке?
- пригодится ли эта тема в дальнейшем и где?
- что включает в себя понятие «лесных и торфяных пожарах»?
Актуализировать имеющиеся у учащихся знания о пожарах.
Дети высказывают свое мнение на поставленные вопросы.
Сегодня на уроке мы познакомимся с правилами безопасного поведения в пожаре.
(Учитель записывает тему на доске, а учащиеся – тетрадях.) Словесный — рассказ, объяснение
Наглядный
фронтальная беседа Регулятивные: целеполагание.
Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать.
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества.
4 б) изучение нового материала 15 мин Работа по теме урока:
Учитель начинает рассказывать новый метриал.
Лесной пожар – это стихийное, неуправляемое распространение огня по лесным площадям.
Торфяной пожар – вид лесного пожара, при котором горит слой торфа и корни деревьев.
Дети записывают два определения в тетради.
Классификация лесных пожаров:
Различают низовые, верховые и подземные пожары. (Ученики записывают это в тетрадь).
- низовые пожары – это горение сухого надпочвенного покрова состоящего из мхов, лишайников, вереска, черники, кустарников, подстилки. При этом повреждаются подрост, подлесок, нижняя часть стволов и корни. Высота пламени до 2 – 2,5 м. Температура горения 700 градусов, а иногда и больше. Скорость горения зависит от ветра, влажности и количества горючих материалов – чаще 1 км/ч, реже 3 – 5 км/ч. Бывают беглые пожары и устойчивые (медленные ).
- верховые пожары – распространяются по кронам и стволам растущих деревьев. Сгорают хвоя, листья, ветки и вся кровля. Скорость горения составляет 5 – 25 км/ч. Температура – 900 – 1200 градусов. Вперед летят искры, головни, слышен шум. Пожары бывают ураганные и повальные ( устойчивые) . Повальные пожары идут с V = 5 км/ч и уничтожают насаждения целиком. Горят одновременно деревья, подлесок и напочвенный покров. Вал огня по кронам идет впереди наземного огня. Ураганные пожары идут с V = 7 – 30 км/ч. Верховые пожары – это завершающая стадия пожара.
- подземные (торфяные или почвенные) пожары возникают на торфянистых почвах. Горит торфяной горизонт в почве с корнями растущих деревьев, которые затем падают. Такой пожар распространяется очень медленно, со скоростью 2-10 м в день, но его тушение требует огромных усилий. Характерная особенность подземных пожаров – беспламенное горение торфа с выделением большого количества тепла. Даже сильные дожди не могут их ликвидировать.
Подземны пожары опасны неожиданными прорывами огня из подземного очага и тем, что их кромка не всегда заметна. Признаками подземного пожара служат горячая земля и дым, выходящий из почвы.
Подземный торфяной пожар – самый сложный для тушения, так как горения находятся под поверхностью почвы. К тому же существует опасность провалиться в образовавшуюся пустоту и погибнуть.
Классификация лесных и торфяных пожаров. (схема – приложение 2)
(ребята переписывают ее в тетрадь) Словесный: рассказ – обьяснение нового материала., наглядный – презентация, схемы в учебнике. Регулятивные: целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка.
Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать.
Извлечение необходимой информации.
5 в) обобщение и систематизация знаний 7 мин Чтобы лучше запомнить правила, проведем игру. Учитель называет действие, а вы поднимаете руку, если оно разрешено и не поднимаете – если запрещено.
1.При обнаружении лесного пожара нужно незамедлительно сообщить о нем в пожарную охрану по номеру: 01. (+)
2.Встречать пожарных и сообщать им об очаге пожара. (+)3.Бросать горячие спички, окурки. (-)4.Небрежно и беспечно обращаться с огнем.(-)
5.Использовать все имеющиеся средства для тушения пожара. (+)6.Оставлять без присмотра горящий костер. (-)7.Оставлять на месте костра тлеющую золу. (-)8. Учиться пользоваться огнетушителем. (+)9.В дыму закрыть нос и рот платком для защиты от отравления. (+)10.В зоне пожара набросить на себя смоченный водой кусок плотной ткани (одежду). (+)11.Оставлять в лесу стеклянные банки, бутылки. (-)12.В условиях сильного задымления, когда трудно дышать, двигаться ползком или пригнувшись. (+)13.При возгорании одежды потушить ее, сняв или прижав к земле, либо окунувшись в лужу, водоем. (+)14. Отправить пострадавшего в больницу. (+) Практический метод
Словесный метод: опрос.,Регулятивные: целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка.
Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать. Контроль и оценка процесса и результата действий, постановка и решение проблем.
Извлечение необходимой информации.
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества.
6 Проверка понимания новых понятий 9 мин Решение ситуативных задач
Назовите ваши действия и их очередность в следующих ситуациях:
При обнаружении пожара в лесу :а) постараетесь быстро выйти из леса, двигаясь под прямым углом к направлению распространения огня в наветренную сторону (откуда дует ветер);
б) определите направление распространения огня;
в) выберете направление ветра.
В турпоходе, когда из-за неосторожного обращения одного из ваших товарищей с огнем в лесу произошло возгорание:
а)быстро выйдите из зоны пожара;
б)попытайтесь немедленно ликвидировать возгорание, сбить кромку огня ветками, забросать его землей или залить водой;
в) если ликвидировать возгорание не удается, пошлите кого-нибудь в ближайший населенный пункт сообщить о возгорании и выйдите в безопасное место.
Решение кроссворда (приложение 3) в тетрадях. фронтальная беседа
Практический метод: кроссворд Регулятивные: целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка.
Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать. Контроль и оценка процесса и результата действий, постановка и решение проблем.
Извлечение необходимой информации.
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества.
7 Подведение итогов 2 мин Есть ли вопросы по теме? Что вы не поняли?
О чём вы сегодня узнали? Словесный - беседа Регулятивные: планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка.
Познавательные: рассуждать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, обобщать. Контроль и оценка процесса и результата действий.
Извлечение необходимой информации.
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества.
8 Домашнее задание 1 мин Параграф 8.1
Памятка для учащихся начальной школы «Берегите лес от пожара» Словесный –объяснение задания Регулятивные: целеполагание, планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка.
Познавательные:
Извлечение необходимой информации.
9 Организованное окончание урока 30 сек Урок окончен. Спасибо за внимание Словесный Регулятивные: планирование, самоконтроль, коррекция, самооценка.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Тест.
Проверка домашнего задания.
Гигантские океанские волны, возникающие обычно в результате подводных или островных землетрясений и извержений вулканов, это:
а) шторм; б) моретрясение; в) цунами.
По интенсивности цунами классифицируются:
а) очень слабые; б) слабые;
в) средние; г) крупные;
д) очень крупные; е) сильные;
ж ) очень сильные; з) катастрофические.
Найдите допущенные ошибки.
Основными поражающими факторами цунами являются:
а) наводнение ; б) разряды статического электричества;
в) ударное воздействие волны; г) вихревые вращающиеся водяные потоки;
д) размывание.
Действие цунами не опасно :
а)на равнинных побережьях;
б) на побережьях с пологим берегом.
Признаки приближающегося цунами:
а) выпадение обильных осадков ( дождя, снега)
б) землетрясение;
в) извержение вулканов;
г) неожиданный ураган;
д) поведение животных, которые торопливо уходят на склоны гор и возвышенностей.
Что необходимо сделать при заблаговременном оповещении о приближающемся цунами?
Разместить предложенные действия в логической последовательности:
а) запастись пищей и водой в герметичной таре;
б) укрепить (забить) окна, двери нижних этажей;
в) включить телевизор, радио, выслушать сообщения и рекомендации;
г) отключить воду, газ, электричество, погасить огонь в печи;
д) выйти из здания и направиться в пункт сбора или в безопасное место;
е) взять необходимые вещи и документы;
ж ) эвакуироваться в безопасное место;
з) перенести на верхние этажи ценные вещи.
При оповещении о внезапном приходе цунами вы приняли решение об эвакуации из здания.
Определите из предложенных вариантов порядок ваших действий:
а) при отсутствии возвышенности удалиться от берега на 2-3 км;
б)оставаться в безопасном месте в течении 2-3 часов, пока не пройдут все волны;
в) подняться на возвышенное безопасное место.
При внезапном приходе цунами вы решили остаться в здании.
Разместить указанные ниже действия в порядке очередности:
а) закрыть двери на запоры;
б) оставаться в прочном здании, по возможности на верхнем этаже;
в) подняться на верхние этажи.
Что нужно делать если вы оказались в волне цунами?
Определить очередность действий
а) сбросьте одежду и обувь;
б) воспользуйтесь плавающими и возвышающимися предметами;
в) сгруппируйтесь и закройте голову руками;
г) наберите в грудь как можно больше воздуха;
д) приготовьтесь к возвратному движению волны;
е) переждав одну волну, период времени до следующей используйте для выхода в безопасное место.
Неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории, это:
а) стихийный пожар;
б) природный пожар;
в)лесной пожар.
По характеру распространения лесные пожары разделяют на:
а) низовые;
б) наземные;
в) верховые;
г) подземные.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
ВИДЫ
ПОЖАРОВ
Слабые (скорость распространения до 1 м/мин, высота пламени до 0,5 м)
НИЗОВЫЕ Средние (скорость распространения от 1 до 3 м/мин, высота пламени от 0,6 до 1,5 м)
Сильные (скорость распространения более 3 м/мин, высота пламени выше 1,5 м)
Слабые (скорость распространения до 3 м/мин)
ВЕРХОВЫЕ Средние (скорость распространения от 3 до 100 м/мин)
Сильные (скорость распространения более 100 м/мин)
Слабые (скорость распространения до 0,25 м/мин)
ПОДЗЕМНЫЕ
(торфяные) Средние (скорость распространения до 0,5 м/мин)
Сильные (скорость распространение более 0,5 м/мин)
Приложение №3.
Кроссворд «Лесные пожары»
5
6 1 8 7 2 3 4 Полоса из лиственных деревьев в хвойных лесах (противопожарная)
Показатель большей или меньшей степени развития процесса загрязнения окружающей среды (индикатор)
Пропаханная полоса земли, с которой удалена вся травяная растительность и лесная подстилка до минерального слоя ( минерализованная)
Пожар, развивавшийся из низового в результате перехода огня на кроны деревьев (верховой)
Очистка леса от усыхающих и сухостойных деревьев, кустарников, бурелома (санитарная)
Подземный пожар, распространяющийся в гумусовом слое (почвенный)
Подземный пожар, распространяющийся в торфяном слое (торфяной)
Пожар, когда огонь распространяется по напочвенном покрове (низовой)