проектно-исследовательская работа на тему Компьютер: добро или зло?
ТЕМА: Компьютер: добро или зло.
В эпоху бурного развития информационных технологий компьютер воспринимается как неотъемлемая часть нашей жизни. Большинство современных ребят вообще не представляют себе без него ни учёбу, ни досуг и часами просиживают один на один со светящимся экраном. И при этом мы постоянно слышим, что должны уделять меньше времени компьютеру.
Мы поставили перед собой цель- рассмотреть положительные и отрицательные стороны влияния компьютера на детей.
Для этого мы решили изучить специальную литературу, провести исследование среди учащихся 3 «А» и 7 «А» классов и Мы ответить на 3 главных вопроса:
I. Положительное и отрицательное влияние компьютера на детей.
Как свидетельствует исследование, возрастная граница первого приобщения к компьютеру заметно снижается: например, учащиеся 7 «А» класса, будучи дошколятами не были знакомы с компьютером до первого класса, а сейчас с ним общаются дети, младше 5 лет.
Некоторых родителей это радует: ребёнок сидит дома, не пропадает на улице и постоянно находится у них на глазах. Чрезмерное увлечение компьютером становится заметным тогда, когда ребёнок начинает прогуливать школу, воровать деньги. Но даже это не всегда воспринимается как серьёзные нарушения в развитии ребёнка.
Опасны ли компьютерные игры сами по себе? Скорее всего нет. В телепрограммах подростки видят куда больше насилия, чем на экране компьютера.
Доказано, что человек, лишённый в детстве возможности играть, на всю жизнь остаётся неполноценным. С другой стороны игра может послужить толчком к психическому срыву. Побочным эффектом видеоигр становится чрезмерная вовлечённость, нарастание агрессии.
Специалисты в области интернет- зависимости особо выделяют увлечение общением on-line с друзьями по сети. Это опасно, поскольку может повлечь за собой желание заменить реальную жизнь и друзей виртуальной жизнью, удовлетворяющей практически любым требованиям человека.
Так что же это – компьютер? Добро или зло? Интересные наблюдения получены в ходе исследования, проведенного среди учащихся 3 «А» и 7 «А» классов.
Оказывается, не все учащиеся считают, что компьютер изобретён во благо человечества. Из 50 опрошенных учащихся 19, или 38%, считают, что компьютерные технологии приносят вред, 27, или 54% - добро, и только 4 человека , или 8% опрошенных затруднились ответить на данный вопрос.
Характерным является то, что мнение о компьютере как приносящем добро меняется в сторону увеличения по мере взросления ребёнка. Впервые о компьютерной зависимости заговорили в конце 80-х годов прошлого века. Из-за неограниченного доступа к информации компьютер нередко создаёт ощущение всесильности.
Особая опасность стать зависимым от Интернета подстерегает тех, для кого компьютерные сети оказываются почти единственным средством общения с миром. Но обойтись без Интернета в современном мире нельзя, потому что Интернет – это клад нужных и полезных сведений.
Работая в Сети, ребёнок привыкает ориентироваться в информации и выбирать для себя нужное, самое лучшее. А поэтому обязательно надо учиться, если цель жизни – воспитание творческой личности человека.
II Компьютерные игры: детская забава или проблема взрослых?
Как правило, зависимыми от компьютера становятся дети и подростки, имеющие нестабильные и конфликтные семейные или школьные отношения, дети без серьёзных увлечений. Именно они находят в виртуальном мире отдушину и считают своё пребывание в Сети или успехом в компьютерной игре достаточным для самоутверждения и для улучшения психологического состояния.
Часто за кажущейся компьютерной зависимостью могут скрываться психологические проблемы, такие как неуспешность ребёнка в реальной жизни , неумение общаться и адаптироваться в современных условиях. Установлено, что азартные игры могут вызвать зависимость, в чём- то напоминающую наркотическую.
При этом такая полезная необходимая вещь, как компьютер, таит в себе ещё одну опасность – зависимость от него самого. Не меньшую опасность для неокрепшей психики детей таит и безобидное общение в Интернете. Большей частью стать зависимым от Интернета могут те, для кого компьютерные сети оказываются почти единственным средством общения с миром.
Но даже если компьютер не подключён к Интернету, это не означает, что многочасовое сидение полезно для детей. Компьютер искажает мышление, учит мыслить не творчески, а технологически. Опрос учащихся 3 «А» и 7 «А» классов, проведённый с целью установки причин использования компьютера, показал, что в начальных классах компьютер с целью подготовки к урокам использовался меньше, чем в старших.
Хотя развлечения( такие как игры, просмотр мультипликационных и художественных фильмов) как цель « сидения» за компьютером почти во всех классах находится на первом месте.
III Определение причин привлекательности компьютерных игр.В той или иной степени зависимостью от чего- либо могут страдать все люди. Игра даёт ребёнку те эмоции, которые может – от положительных до отрицательных: восторг, удовольствие, увлечённость, досада, гнев, раздражение. И всё это можно испытать не вставая с места! Есть и другой важный момент: ребёнок в игре получает власть над миром.
Компьютерная мышь – аналог волшебной палочки, благодаря которой, практически не прикладывая усилий, ребёнок становится властелином мира. У него создаётся иллюзия овладения этим миром. Проиграв, он может переиграть, вернуться назад, что-то переделать, заново прожить неудавшийся отрезок жизни.
Это особенно привлекает детей, которые болезненно ощущают свою неуспешность и в силу тех или иных причин не могут «найти себя» среди сверстников. Мальчиков привлекает реализация их агрессивных тенденций, ведь практически все подростковые компьютерные игры построены на агрессии и убийствах.
Заключение.
Данные исследования показали, что увлечение компьютером -неизбежная реальность современной жизни. Профилактикой компьютерной зависимости у ребёнка является увлечение деятельностью, не связанной с частым использованием компьютера.
Задача взрослых – показать детям, что существует масса интересных занятий, в частности спорт, танцы, туризм, рисование, бисероплетение и другие увлекательные вещи, которые могут заменить ребёнку частое общение с компьютером.
И всё же мы хотим вам дать некоторые рекомендации по работе с компьютером:
Соблюдение правил расположения компьютерной техники.
Очень важно гигиенически правильно разместить рабочее место для компьютера. Компьютер лучше расположить так, чтобы свет на экран падал слева.
Несмотря на то, что экран светиться, заниматься на компьютере необходимо в хорошо освещенном помещении. Рабочее место создаёт электромагнитное поле радиусом 1,5 и более метра. Причём излучение идёт не только от экрана, но и от задней и боковой стенок монитора. Поэтому между столом и другими столами должно быть расстояние не менее 1.2 м.
При работе с компьютером человек имеет дело с активной зрительной нагрузкой. Мерцание экрана. Невысокая резкость символов, наличие бликов создают серьёзные проблемы для глаз и мозга. Расстояние от глаз пользователя до монитора было не менее 50 см ( оптимально – 60-70 см)
Соблюдение продолжительности занятий.
Для младших школьников – 15 минут, для учеников средних классов – 20 минут, для старшеклассников – не более 30 минут.
Соблюдение необходимых перерывов в работе с компьютером.
Необходима физкультурная пауза – вращение глазами по часовой стрелке и обратно, простые гимнастические упражнения для рук, мышц плеча, шеи.
Соблюдение требований очищения воздуха.
Необходимо регулярно проветривать помещение, так как при выполнении умственной работы мозг потребляет кислорода в 9-10 раз больше.
Следует увеличить влажность в помещении: разместить цветы или аквариум в радиусе 1,5 м от компьютера.