Здоровье сберегающие технологии на музыкально-оздоровительных занятиях «Я, мама и музыка» для детей раннего возраста


Здоровье сберегающие технологии на музыкально-оздоровительных занятиях «Я, мама и музыка» для детей раннего возраста.
Музыкальные занятия с использованием игровых технологий здоровьесбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей малыша, его интересов. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и родителей, которые принимают активное участие в педагогическом процессе.
Наши занятия начинаются с песенок - приветствий. Несложные добрые авторские песенки, а также из программы "Здравствуй!" М.Лазарева, М.Ю.Картушиной, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.
Доброе утро!
Доброе утро! Доброе утро!
Поворачиваются друг к другу и машут ручкой
Улыбнись скорее! Будет веселее!
Хлопают в ладоши
Мы погладим лобик, мы погладим носик,
Мы погладим шейку, мы погладим щечки.
Выполняют движения по тексту
Будем мы красивыми, как в саду цветочки!
Делают «бутон цветка», соединив ручки
Разотрем ладошки сильно.
Потирают ладошки
Кулачками постучим.
Стучат кулачками
Ушки мы теперь потрем
Массажируют мочки ушей
И здоровье сбережем.
Улыбнемся снова, будем все здоровы!
Обнимают себя за плечи
Одной из здоровьесберегающих технологий является игра с пальчиками, так называемые пальчиковые игры. Они оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актерами являются пальцы.
Пальчиковые игры развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность; «предвосхищают» сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены движений); повышают общий уровень организации мышления ребенка.
Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Дети от года до двух хорошо воспринимают пальчиковые игры, выполняемые одной рукой. Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик. Персонажи и образы наших пальчиковых игр - паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик - нравятся малышам, дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Игры, в которых малыш ловит или гладит руку мамы или другого ребёнка, хлопает его по руке или загибает пальцы партнёра по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребёнка. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.
Перед проведением пальчиковых игр предлагаем согреть ручки (похлопать ручками, потереть ладошки, подышать на них).
«Дружба»
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
Пальцы рук соединяются ритмично в замок.
Мы с тобой подружим маленькие пальчики.
Ритмичное касание одноименных пальцев обоих рук.
Раз, два, три, четыре, пять.
Поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев.
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать.
Руки вниз, встряхнуть кистями.
«Пальчики в лесу»
Раз, два, три, четыре, пять.
Мама держит перед собой левую руку ребенка ладонью к себе.
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашел,
Загибает мизинец
Этот пальчик чистить стал,
Загибает безымянный палец
Этот резал,
Загибает средний палец
Этот ел,
Загибает указательный палец
Ну, а этот лишь глядел!
Загибает большой палец и щекочет ладошку.
Дыхательная гимнастика положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; способствует восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание.
В упражнении «Певцы» обучаем постепенному выдоху воздуха. Дети делают глубокий вдох, пропевают звук «А», одновременно вытягивая ниточку из волшебной коробочки. Победитель тот, кто дольше всех пел на одном дыхании и у кого ниточка длиннее (сравниваем ниточки по длине).
Упражнение «Ароматный цветок» направленно на достижение дыхательной релаксации за счет физиологического рефлекса, в результате которого при вдохе носом происходит расслабление гладкой мускулатуры бронхов. Делается медленный вдох, будто вдыхается аромат цветка. Выдох – «Ах!».
Упражнение «Собачка» направлено на закаливание зева. Язык высунуть изо рта. Делать быстрые дыхательные движения, добиваясь охлаждения зева. «Как делает собачка».
Вокально-речевые и логоритмические игры позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова. Использование таких игр эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.
«Дождь»
Дождь, дождь, дождь с утра.
Хлопки чередуются со шлепками по коленям
Веселится детвора!
Прыжки на месте
Шлёп по лужам, шлеп-шлеп.
Притопы
Хлоп в ладоши, хлоп-хлоп.
Хлопки
Дождик, нас не поливай,
Грозят пальцем
А скорее догоняй!
Убегают к мамам в объятия
Развиваем мелкую моторику пальцев рук, тренируем воображение через рисование на манной крупе. Равномерным слоем рассыпаем по индивидуальному подносу манную крупу. Мама проводит пальчиком ребенка по песку, чтобы получилась линия. Затем предлагает ребенку самостоятельно нарисовать, что он захочет. Можно ребенку немного помочь, подсказав возможные рисунки. Например, солнце, дождик, цветочек, травку, зайку, т.д.
На занятиях используем игровое упражнение «Поиски предмета». Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, пуговицы). Малыш несколько минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается найти шишку, шарик, т.д.
Назначение массажных игр с ребенком - снять мышечное и эмоциональное напряжение ребенка, помочь расслабиться, успокоиться. При желании (и если это не раздражает и не возбуждает ребенка) можно негромко включить релаксационную музыку (шум воды, леса, записи пения птиц и др.).
Массажные игры используются, во-первых, для того чтобы приучить ребенка к тактильным ощущениям, к прикосновениям рук к его телу, массирующим движениям и т.д.
Во-вторых, игровой массаж используется как общеукрепляющая процедура; во время его проведения расслабляются мышцы, активизируются физиологические процессы в организме ребенка.
В-третьих, поскольку игровой массаж сопровождается речевым материалом, развивается мыслительная деятельность, разрабатываются речевые навыки.
Массаж «Снеговик»
Раз-рука, два-рука,
Дети вытягивают одну руку, затем другую
Лепим мы снеговика.
Имитируют лепку снежков
Мы скатаем снежный ком-
Ладонями делают круговые движения по бедрам
Вот такой,
Разводят руки в стороны , показывая какой большой
А потом поменьше ком-
Растирают ладонями грудь
Вот такой.
Показывают величину кома меньше
А наверх поставим мы
Поглаживают руками щеки
Маленький комок.
Соединяют пальцы рук вместе, показывая маленький ком
Вот и вышел снеговик - снеговичок
Ставят руки в бока, повороты корпуса вправо-влево
Снег, ведерко и морковка,
Да уменье и сноровка-
И готов Снеговичок.
Очень милый толстячок!
Выполняют танцевальные движения под веселую музыку
Для массажных игр можно использовать массажные шарики «Су – Джок».
Бусины.
Покатаем мы в руках бусины – горошки,
Будут ловкими у нас пальчики – ладошки.
Покатаем, покатаем. Бух! Уроним и поймаем!
Необходимо помнить о том, что игра является хорошей эмоциональной разрядкой для ребенка.
«Игра – это жизненная лаборатория» (Т.С.Шацкий).