Урок русского языка в 4 классе Тема: «Правописание безударных личных окончаний глаголов. Глаголы — исключения»


Урок русского языка в 4 классеУчитель: Точилина Галина ИвановнаТема: «Правописание безударных личных окончаний глаголов. Глаголы - исключения»
Цели урока: • познакомить с глаголами - исключениями; • развивать умение распознавать их в тексте и правильно писать их безударные личные окончания. Задачи урока: Образовательные: • развивать умение соотносить временную форму глагола с его начальной формой; • совершенствовать умение распознавать спряжение глагола по суффиксу неопределенной формы; • закреплять навык написания безударных личных окончаний глаголов. Развивающие: • развивать познавательные и творческие способности, умение работать в парах и индивидуально; • повышать культуру речи.Воспитательные: • формирование интереса к урокам русского языка, умение прогнозировать, организовывать и оценивать свою деятельность. • воспитывать порядочность и формировать правильное понятие о дружбе. Оборудование: М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова «Русский язык.4 класс,ч.1.», карточки для индивидуальной работы, компьютер, проектор, стихотворные способы запоминания (зрительные опоры). ,.
Ход урока:1. Организационный момент.-Начинаем урок, Он пойдёт ребятам впрок,Постарайтесь всё понять,Учитесь тайны открывать,Ответы полные давать,Чтоб за работу получатьТолько лишь отметку 5.
2. Минутка чистописания.Посмотрите на доску и пропишите буквосочетания ( ПОСАДКА, ТЕТРАДИ)ешь ишь ет ит ете ите
3. Орфографическая минутка
Начнём мы наш урок с орфографической минутки.
Положите перед собой карточку №1
(вставляем и объясняем орфограмму):
Бл…стит, б…жит, с…сновый, л…тит, с…нева, м…л…дой, п…сьмо, стр…на, к…льчуга, ш…стнадцать, р…сковать, уд…вительный, п…рина, г…лерея.
-Какую орфограмму проверяли?
-Как проверить безударную гласную в корне слова?
-Ребята, какие бывают галереи?
- Сегодня мы побываем с вами в художественной галерее и познакомимся с разными жанрами живописи.
4.Словарная работа ( СЛАЙДЫ)
Запись слов в тетрадь.
5. Работа над темой урока
-Девизом к нашему уроку послужит пословица «Кто много видит и слышит, тот много знает»
-Как вы понимаете ее смысл?
- В словах какой части речи пропущены орфограммы?
-Расскажите, что вы знаете о глаголе?ГЛАГОЛ – 1. Часть речи2.Обозначает действие предмета3. . Имеет неопределенную форму4.Изменяется по временамВ прошедшем времени изменяется по родам5. Спрягается-Давайте уточним, а что такое спряжение?-Изменение глаголов по лицам и числам-Посмотрите свои работы по чистописанию, где встречаются такие соединения букв?-В безударных личных окончаниях глаголов-А что такое личные окончания глаголов-Окончания глаголов в разных лицах-Назовите тему, над которой мы работаем на уроках?«Безударные личные окончания глаголов».-Поставьте перед собой цели на урок.- А как правильно написать безударное личное окончание у глаголов?1. Ставим глаголы в третье лицо множественного числа. Если в 3 л. мн.ч. глагол имеет окончания – ут ,– ют, то это глагол I спряжения, а если – ат, –ят, то II спряжения.
Ставим глаголы в неопределенную форму. Все глаголы на –ить являются глаголами второго спряжения, не на - ить – первого спряжения.)
6. Работа над орфограммами.
-А сейчас вам предстоит определить спряжение записанных на доске глаголов и вставить пропущенные буквы.Изуча ._шь, приход._м, чита._те, (он) принос._т, вид…т.-Работаем у доски и в тетрадях.Дети определяют спряжение глаголов двумя способами, вставляют пропущенные буквы. Постановка проблемного вопроса. У нас противоречие!!!Видеть –видят (н. ф. видеть– I спр.; 3л. мн. ч. видят– II спр.)-Написание глагола поддается правилам? (Нет)Давайте пока оставим этот глагол и откроим учебник на стр. 74, упр. 54 (Работа в парах)-Давайте воспользуемся обратным словарём. Откройте его на-ь, на –еть. Найдите глаголы, напечатанные крупным шрифтом. Выпишите столбиком те из них, которые не выделены жирным шрифтом. Их должно быть 7.Проверь, какие личные окончания у этих глаголов: ударные или безударные. К какому спряжению они должны относиться согласно правилу?Н.ф. 3л.мн.ч.обидеть обидят
Видеть видят
Ненавидеть ненавидят
Терпеть терпят
Смотреть смотрят
Зависеть зависят
Вертеть вертят
+Все глаголы на –еть, значит они относятся к 1 спряжению.(1 столбик)
-Давайте определим ударное или безударное окончание у этих глаголов ( поставим во 2 л ед.число)-Давайте проспрягаем эти глаголы рядом. Поставьте их в форму 3 лица мн.ч..-Какие окончания у глаголов?-Что теперь вы скажите?+По этим окончаниям глаголы должны относиться ко 2 спряжению.Вывод: Данные глаголы относятся и к 1 спр. и ко 2 спр.+мы исследовали глагол-……..глаголы стоят в н.ф. имеют глагольный суффикс е перед ть, а когда ставим в 3 л.мн.ч.имеют окончания как у глаголов 2 спр.и во 2 л. Ед.ч.в окончании имеют букву и)-У нас опять противоречие, значит в русском языке есть глаголы, которые не подчиняются правилу. Прочитайте ещё раз эти глаголы.
Как называются глаголы, которые не подчиняются правилу?+Глаголы-исключения. Их нельзя проверить, надо запомнить-Что ещё мы можем добавить в тему нашего урока.Глаголы -исключения -на доскуПоставьте перед собой цели к этому этапу урока.- Чтобы до конца решить нашу проблему обратимся к научному источнику, откройте учебник на стр.75- Прочитайте самостоятельно правило.- Какое открытие вы для себя сделали?(Глаголы- исключения… относятся ко II спряжению).-Теперь можете сказать, к какому спряжению относится глагол «видит»?-Давайте впишем правильное окончание в наш глаголПомощь в стихах.- Чтобы в дальнейшем не допускать ошибок при спряжении глаголов- исключений я предлагаю вам выучить их в виде стихотворения.(У каждого на парте листок со стихотворением). Давайте прочитаем его.Ко 2-му же спряженью
Отнесём мы, без сомненья,
Все глаголы, что на –ить,
А ещё смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть
И зависеть, и терпеть.
Поупражняемся в спряжении глаголов –исключения
СЛАЙД
(взаимопроверка тетрадей)
4. Закрепление полученных знаний. Карточка №2 ( по вариантам)
4.Итог урока. (рефлексия)- Какова была тема урока? - С какой проблемой столкнулись?- Назовите глаголы- исключения II спряжения.- Почему эти глаголы являются исключениями?
- Ребята, кто хорошо усвоил новую тему и может ее объяснить товарищу, просигнальте - ! (восклицательным знаком).У кого остались вопросы по новой теме, требуется помощь учителя и обращение к учебнику просигнальте -? (вопросительным знаком).СЛАЙД- Спасибо за работу. (Выставление оценок)5. Домашнее задание. 1. Выучить правило стр.75.2.Упр.55 с.7
1 вариант (со средним уровнем развития) Выпиши глаголы в неопределенной форме, определи их спряжение. Бежал, поет, пить, гуляет, ходить, думает, слетать, выучить, смеяться, говорим, брать. 2 вариант (с низким уровнем развития) Выпиши глаголы, определи их спряжение. Ходить, бегать, ползать, порхать, плавать, учить, считать, писать, читать. 3 вариант ( с высоким уровнем развития)Вставь нужные окончания, определи спряжение. Мы мечта..м , он рыбач…т, вы стреж…те, они обеща…т, ты взлета…шь, мы посол…м, они куп…т, ты посад…шь, вы корм…те, он свет…т, ты пуст…шь.