Н.В.Гоголь Тарас Бульба. Начало изучения повести


Конспект урока литературы в 6 классе
Тема урока: Н.В.Гоголь "Тарас Бульба". Начало изучения повести
Тип урока: изучение нового материала
Формы организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Цели урока:
Познавательный аспект: изучение истории написания повести, , иметь представление о характерах героев по их поступкам, поиск и исследование необходимой информации, построение устного высказывания.
Развивающий аспект: формирование умения отбирать новый материал, анализировать предложенные сцены, развивать речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы, с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли, контролировать себя и давать оценку своим товарищам
Воспитательный аспект: умение работать в группах, совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание бережного отношения к русской классике, соблюдение традиций
Оборудование: учебник "Литература"6 класс"[Г.С.Меркин] Москва "Русское слово"2013 год, презентации учащихся о Гоголе, мультимедийное приложение к учебнику Г.МеркинаХОД УРОКА
1.Оргмомент. Ребята, надеюсь, все пришли на урок с хорошим настроением. Сегодня нам предстоит путешествие на Украину, в село Сорочинцы, в дома козаков, на Запорожскую Сечь. Как вы думаете , почему столько событий можно объединить? Правильно, все они связаны с биографией и творчеством Николая Васильевича Гоголя.
2. Проверка домашнего задания( стр.165 вопрос 1). Сообщения, презентации учащихся о жизни Н.В.Гоголя, о местах, где он родился и где прошло его детство, об отношениях Н.Гоголя с А.Пушкиным.
3. Новый материал. Изучение исторической основы повести.
Откройте учебники на странице 163. Посмотрите на портрет Н.В.Гоголя. Какие мысли у вас возникают об этом человеке? Обратите внимание на его добрые глаза и открытую улыбку. Писатель как бы приглашает вас в далекое путешествие во времена борьбы украинского народа за свою независимость. Прочитаем о создании Н.Гоголем своей повести.
Ребята, изучая произведение, мы с вами попадем на Запорожскую Сечь. Послушайте, что это за место и почему оно так называлось. С конца XV в. на протяжении трёх столетий земли на сотни километров к северу от Чёрного моря были малонаселенным так называемым Диким полем. Вскоре они были заселены беглым людом, который в исторической литературе принято называть запорожскими казаками, которые летом занимались промыслами по Днепровским порогам (рыболовством, охотой, пчеловодством), а зимой расходились по ближайшим городам. Первое письменное упоминание о создании в низовьях Днепра укреплённого казацкого лагеря ( Сечи ) появилось в 1489  г. Сѣчъ происходит от слова «сѣкти», «высѣкать», и связано с частоколом , окружающим поселение, у которого были высеченные острые края . Центром днепровского казачества была Запорожская Сечь. Называлась так она потому, что располагалась за труднопроходимыми порогами и была укреплена засеками (заграждения из поваленных деревьев). Здесь казаки часто не подчинялись государству и его законам, не признавали распоряжений польского короля, самостоятельно совершали набеги против крымских татар и Турции. Прием в Запорожскую Сечь был добровольным, но соблюдались определенные условия: казак должен был быть вольным и неженатым, исповедовать православную веру, пройти полное обучение по прибытии в Сечь .
4.Физминутка :
Поднимает руки класс-это раз,Завертелась голова- это два,
Три - руками три хлопка,На четыре - руки шире,Пять - руками помахать,Шесть - на место тихо сесть.
5.Работа с текстом повести.
Откройте начало текста повести в учебнике. Послушайте, какой была встреча Тараса Бульбы с сыновьями.(Учитель читает выразительно текст).Обратите внимание, что многие слова вам не понятны, для их разъяснения мы будем пользоваться сносками на страницах учебника. Например: бурса, свитка, что это? Работать с текстом повести надо очень внимательно. Н.Гоголь-мастер создания характеров героев, описания пейзажей, особенно степи, лирических отступлений. Дальнейшая наша работа будет носить исследовательский характер и пройдет в 3 группах.
1группа прочитает полностью эпизод встречи Тараса Бульбы с сыновьями, подготовит выразительное чтение по ролям и расскажет о характерах героев в этом эпизоде.
2 группа найдёт описание светлицы в казачьем доме и образно нам обрисует, как она выглядела
3 группа перечитает страницы 174-175, где говорится о характере и привычках Тараса БульбыИндивидуальное задание получат Польшакова Настя и Носова Полина. Они поработают у компьютера с диском по литературе и рассмотрят иллюстрации в музее. Какое отношение они имеют к данному произведению?
6. Отчёты представителей групп о выполненных заданиях
7. Рефлексия: послушав выступающих, вы можете доказать, что Н.В.Гоголь действительно писатель - классик, мастерство которого удивительно и безгранично? Дайте оценку работе своей группы
8. А теперь продолжим чтение повести вслух. Старайтесь читать неспеша, но выразительно, обращая внимание на сноски внизу страницы.
9.Что происходило с героями дальше, вы узнаете, прочитав главу 1 до конца. Запишите в дневниках домашнее задание: чтение стр.176-181. Не забывайте думать о прочитанном. Своими впечатлениями вы поделитесь на следующем уроке.