«На берегу пустынных волн…» (вступление к петербургской повести А.С. Пушкина «Медный всадник»)

Подготовил учитель русского языка и литературы
Сябрюк Надежда Алексеевна

Тема: «На берегу пустынных волн»
(вступление к петербургской повести
А.С. Пушкина «Медный всадник»)

Цель урока: Познакомить учащихся с поэтикой А.С. Пушкина на примере вступления к петербургской повести «Медный всадник».
Задачи:
Поработать над интонацией, лексикой, подготовить к выразительному чтению текста;
Выявить ее историко-литературное и жанровое своеобразие;
Совершенствовать навыки анализа текста.

1. Орг. момент

2. « На берегу пустынных волн»
(вступление к петербургской повести А.С.Пушкина «Медный всадник»).
(Запись темы на доске и в тетрадях учащихся).

Учитель: В 7-м классе мы не будем обращаться к полному тексту произведения. Сейчас наша задача – прочитать, понять вступление и подготовить его выразительное чтение.
Продолжите, пожалуйста, в тетрадях предложение: «Медный всадник» - это
Какие ассоциации у вас вызывает словосочетание «Медный всадник»?
(Многие ответят, что они представляют памятник Петру Великому работы Этьена Мориса Фальконе, установленный на Сенатской площади в Петербурге).
Учитель: Фигура Петра обращала на себя пристальное внимание А.С. Пушкина. Потомки поставили памятник Петру, но Петр и сам поставил себе памятник. Какой?
(Этот памятник – Санкт- Петербург).

Звучит «Гимн Великому городу» из балета Р.М. Глиэра «Медный всадник».

Учитель: Кто знает, что это за музыка?

Учитель читает вступление к поэме А.С. Пушкина «Медный всадник».

Учитель: Прозвучали известные вам произведения: «Гимн Великому городу» из балета Р.М. Глиэра «Медный всадник» и отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник». Как вы думаете, что вдохновило Пушкина и Глиэра на создание таких удивительных произведений? (Памятник Петру I «Медный всадник» на Сенатской площади).

Учащийся (домашнее индивидуальное задание): Памятник Петру I был первым установленным в России памятником. До XVIII века памятников, даже царям, не ставили. Между тем, создание европейской столицы без скульптурных монументов было немыслимо. Памятник был воздвигнут по велению Екатерины II. Сначала создание памятника было поручено архитектору Карло Бартоломео Растрелли, но императрица отвергла созданную им статую и поручила работу французскому скульптору Этьену Морису Фальконе.
И вот 7 августа 1782 года состоялось торжественное открытие памятника ПетруI.
Тысячи людей с нетерпением ждали этого события. На шлюпке от зимнего дворца прибыла императрица. По её знаку полотнища упали, и перед зрителями предстал всадник, взлетевший на крутую скалу. Радостными криками приветствовали люди этот монумент.

Учитель: Повесть «Медный всадник» написана в октябре 1833 года в Болдине.
Памятник получил неофициальное название «Медный всадник» после публикации петербургской повести А.С. Пушкина.

Учитель: Давайте посмотрим, как расположен текст? На сколько частей он разделен? Какова его композиция?
(Ученики отметят три части:

«На берегу пустынных волн»;
«Прошло сто лет, и юный град»;
«Люблю тебя, Петра творенье»;)

Учитель: Вдумаемся, что послужило причиной такого деления. Для этого перечитаем последовательно каждую часть.

«На берегу пустынных волн» (Запись в тетрадь).
(Учащиеся вслух читают первую часть).

Учитель: Расскажите о впечатлениях и мыслях, возникающих при чтении именно этой части. (Цель: подвести детей не только к осмыслению содержания, но и к осознанию своего ощущения от звучания поэтического текста).
(Ученики скажут, что первая часть вызывает ощущение неторопливого, величественного повествования).
Учитель: При чтении третьей песни «Полтавы» мы записывали поэтические стили, которыми пользовался А.С. Пушкин в поэме. Как можно охарактеризовать стиль первой части вступления к поэме «Медный всадник»?
(Эпический – 1. свойственный эпосу; 2. величаво - спокойный, бесстрастный).

Стиль первой части – эпический. (Запись в тетрадь).

Анализ текста:
Что означают слова: «Стоял он, дум великих полн.»?
Чухонцы – дореволюционное название эстонцев, а также карело-финского населения Санкт-Петербурга.
Челн – лодка
Пасынок – неродной сын (о ком-нибудь, обделённом чем-нибудь, испытывающем невзгоды, трудности)
Что означает фраза: «Отсель грозить мы будем шведу./ Здесь будет город заложен/ Назло надменному соседу»? (смешение просторечных слов (отсель) и слов высокого стиля (грозить, надменному))
«Грозить мы будем шведу» - метонимия (работа с новым термином, обращение к словарю (МЕТОНИ
·МИЯ Женский род. Оборот речи, слово, к-рым заменяется другое, смежное понятие. «Стол вместо еда»)
Попробуйте найти в тексте первой части ещё пример метонимии («Все флаги будут в гости к нам»).
Почему автор от имени Петра пишет: «Природой здесь нам суждено/ в Европу прорубить окно»?
Что означают строки: «Сюда по новым им волнам/ Все флаги в гости будут к нам» - (что иностранные корабли, которые еще ни разу не заходили в устье Невы, будут приставать к пристаням Петербурга, украшенные своими государственными флагами, для торговли с Россией)
Какой композиционный прием использует автор в этой части?
(Цель: нужно, чтобы ученики сами заметили антитезу – что есть и что будет). АНТИТЕ
·ЗА Женский род книжн. Противопоставление, противоположность.
Какие средства выразительности языка использует автор?
Выпишите эпитеты с определяемыми словами в два столбика. Какие картины нарисованы поэтом с помощью этих эпитетов?

Что есть Что будет
Пустынных волн Дум великих
Бедный челн Надменному соседу
Мшистым, топким берегам Ногою твердой
Убогого чухонца Новым им волнам

Прочитаем выразительно полностью весь текст первой части (учащиеся).

«Прошло сто лет».
Схема работы та же, что и с первой частью: читаем текст второй части, выясняем впечатления, ощущения учеников; если они сразу не говорят, что эта часть написана в одическом стиле, то начинаем работать с церковно-славянскими словами.

Анализ текста:
На какой лексике строится первое четверостишье? (церковно-славянские слова)
(Запись в тетрадь: юный град, полнощных (полуночных, то есть северных) стран, из топи блат (болот), вознесся, порфироносная вдова) Заметим, что во втором четверостишье такой лексики нет.
Порфира, пурпур (работа со словарём – раздаточный материал)
Какой композиционный приём используется во второй части вступления? (антитеза - (что было, что есть)). Как она проявляется в подборе лексики?
Как звучит вторая часть? На каком фонетическом приёме строится? Докажите. (Аллитерации). Аллитерация  повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении). 
Как вы понимаете фразу: « И перед младшею столицей/ Померкла старая Москва»?
Каков стиль второй части вступления к поэме?

Стиль второй части - одический. (Запись в тетрадь).

Ученики выразительно читают вторую часть, передавая торжественную поступь одического стиля.

«Люблю тебя Петра творенье»
Читаем третью часть, выясняем ощущения и впечатления учеников.

Анализ текста:
В каком лице употреблен глагол «люблю»?
Кто выходит на первый план в третьей части?
Семиклассники еще не знают, что такое лирический герой. Но, вероятно, в данном случае можно воспользоватся этим термином в качестве пропедевтического материала.
Лирический герой (запись в тетрадь) Лири
·ческий геро
·й субъект высказывания в лирическом произведении, своего рода персонаж лирики. Понятие о лирическом герое, не тождественном автору текста как таковому
Как лирический герой называет Петербург?
На каком композиционном приёме строится эта часть? (антитеза: первые пять строк – это день Петербурга, ясность, строгость, четкость линий; следующие строки – это белые ночи севера, задумчивость, призрачность, противоположная однозначности дня) Как она проявляется?
Важно, чтобы ученики самостоятельно обнаружили антитезу.
Антитезу можно выделить на уровне эпитетов и аллитераций (работа в тетради):

Строгий, стройный вид Задумчивых ночей
Державное теченье Прозрачный сумрак, блеск безлунный
Береговой ее гранит Спящие громады пустынных улиц
Оград узор чугунный

Каков стиль третьей части?

Стиль третьей части – лирический. (Запись в тетрадь)

При чтении передаем плавный лирический настрой, который сочетается со строгостью Петербурга.

Учитель: Вспомним, кто придумал стили речи? Основное правило «Теории штилей» М.В. Ломоносова – не смешивать стили. А что сделал А.С. Пушкин? Как вам кажется, это нарушение или достижение? В чём заключается достижение?
Опираясь на словосочетания, которые мы записали в тетради, включая их в свою речь, напишите, каким вы увидели город, читая вступление к поэме «Медный всадник» А.С. Пушкина (10-15 мин.). Чтение нескольких работ учащихся.
В заключении полностью читаем отрывок из вступления, стремясь к передаче характера каждой части. (Читают учащиеся).

3)Дача ДЗ

Дополнительно:
Учитель: Вернёмся к разговору о том, что вдохновило А.С. Пушкина на создание поэмы.
За 200 с лишним лет своей истории памятник Петру I на Сенатской площади стал символом города на Неве. Он воплотил исторические судьбы народа и страны.
Вспомните, свидетелями каких событий был монумент.

«Медный всадник» был свидетелем событий 1812 года, когда Петербургу угрожала опасность наполеоновского вторжения, видел страшное наводнение 7 ноября 1824 года, восстание декабристов в 1825 году, его едва не увезли с площади в 1917 году, а в августе 1941 года жители блокадного Ленинграда спасали памятник от фашистских бомб и снарядов, спрятав в двухэтажный деревянный футляр. Был «Медный всадник» и центром празднования юбилеев Петербурга.

Учитель: Мы сегодня познакомились лишь с вступлением к произведению А.С. Пушкина. Как вы думаете, о чём может повествовать произведение с таким вступлением?

Учитель: Эта поэма, несмотря на небольшой объём, имеет громадное значение и глубочайшее содержание. Она повествует о том, чего могут бояться люди, которые живут на берегах Невы, о том, как живётся простому, обычному человеку в этом городе. И на личность Петра I А.С. Пушкин смотрит с разных позиций: и с точки зрения оценки его великих деяний, и с точки зрения «маленького человека», который в этом городе, воздвигнутом на болоте, строит свою судьбу.

Учитель: Скажите, ребята, появилось ли у вас желание прочитать поэму А.С. Пушкина?

15