Человек и история в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». План.
Человек и история в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»
I. Причины обращения к теме человека и власти, поднятой в поэме:
1.1. – интерес Пушкина к личности Петра, диалектическое отношение к ней (великий, но жестокий преобразователь);
1.2. – диалектическое отношение к самодержавию: осознавал необходимость самодержавия и неизбежность бунта при самодержавии;
1.3. – личные сложные отношения с властью;
1.4. – обращение к недавнему трагическому прошлому – Петербургское наводнение 7 ноября 1824 г. (читал об этом в справочных книгах Берха).
II. Главные герои поэмы – маленький человек Евгений, великая личность Пётр I и наводнение – природная стихия.
1. - образ Петербурга во вступлении к поэме – гимн державной мощи России. Историческое значение деятельности Петра I, победа исторической воли над природной стихией, пафос. Контрастный финал вступления: «была ужасная пора, о ней свежо воспоминанье».
2. - образ Невы, наводнения в поэме: как одушевлённое существо, как как зверь, как гневный человек, вор и разбойник, враг. Эти образы символизируют и силу судьбы, и «мятежные стихии», народные волнения, с которыми власти не совладать.
3. Образ Евгения:
3.1 – социальное положение героя – мелкий служащий аристократического происхождения («чиновник небогатый»), символ обездоленного народа. Впервые в поэме такой герой;
3.2 – мечты Евгения о будущем – узость жизненных целей, искренность чувств;
3.3 – его отношение к потопу – сходство с памятником Петра I – всадник на льве, окаменевший от мрачных предчувствий;
3.4 – безумие Евгения как реакция на постигшее его горе и как безумие героического мятежа одиночки против необъятной силы (Радищев, Чаадаев);
3.5 – героический порыв безумца Евгения в виде неопределённой угрозы (Ужо тебе!) и необыкновенная погоня как преследование за правду;
3.6 – смысл развязки конфликта: смерть героя у порога дома возлюбленной: любовь – сила, противостоящая «божьему гневу» и «воле роковой».
4. Образ Петра:
4.1 – великий исторический деятель-преобразователь - и воплощение самодержавия;
4.2 – человек с каменным сердцем, не думающий о последствиях своих планов;
4.3 – «каменный истукан», бесчувственный и чёрствый преследователь.
III. Особенности поэмы:
1. Историзм поэмы – в соотнесённости прошлого с современностью;
2. Неразрешимость центрального конфликта – противостояния «верхов» и «низов», судьбы и личности;
3. «Пламень» любви и «огонь» политико-патриотической деятельности определяет судьбу личности и общества.