Конспект урока по теме Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание спряжения глаголов по неопределённой форме. (4 класс)
Русский язык. 4класс. УМК «Школа России»Т.Г.РамзаеваУчитель: Голубкова Анна Анатольевна
Тема: Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание спряжения глаголов по неопределённой форме.
Цели урока: учащиеся должны
- познакомиться с алгоритмом написания безударных окончаний глаголов, правильно писать безударные окончания глаголов;
- учиться распознавать спряжение глаголов по н.ф.
1. Самоопределение к деятельности.
- Над какой темой работаем? (Глагол)
- Хотите узнать новое?
- Что пригодится нам для успешной работы на уроке? Какие качества нам нужны? (Внимательность, сосредоточенность, активность и хорошее настроение)
- Посмотрите в окно, улыбнитесь друг другу и подарите мне свои улыбки.
- Сегодня работаем под девизом:
Смело иди вперед,
Не стой на месте,
Чего не сделает один
Сделаем вместе.
- Как понимаете? (Смело браться за новое задание, если не получится, то мы сделаем его вместе)
2.Актуализация знаний.
- Маша за доской распределит глаголы по спряжениям в 2 столбика.
l спр. ll спр.
Думать строить
сеять клеить
рыть верить
колоть помнить
вянуть носить
реветь ловить
- На какие правила пропущены орфограммы? Объясните их.
(на доске): ( З..)тр..щит в кв..ртир..,
н..сём г..зеты,
( п..)л..тите на с..м..лёт.. .
- На какие две группы можно разделить эти слова? (глаголы и сущ.)
- Что объединяет существительные? (словарные)
- У глаголов определите время, лицо, число.
- Что объединяет эти глаголы? (у них ударные окончания)
- Определите спряжение.
- Итак, как определить спряжение у глаголов с ударным окончанием?
- А как определить спряжение у глаголов с безударным окончанием? ( по Н.Ф)
- Проверим у Маши.
- Как ты определила спр. у глаголов? ( Они стоят в Н.Ф., если перед ть стоит суффикс…)
- Так в каком случае спряжение определяют по Н.Ф.?
Работа в тетради. Чистописание.
- Прочитайте окончания и продолжите цепочку
ешь ет …( ем ете ут ют )
ишь ит …( им ите ат ят )
(далее дети записывают дату и кл.работа)
Работа в парах.
- Перед вами пословицы. Прочитайте начало пословицы, добавьте подходящее слово из второго столбика.
Друзей водой не куп..шьДружбу на деньги не разоль..шь- Проверьте, открыв лист далее.
Друзей водой не разоль..шь.
Дружбу на деньги не куп..шь.
- Прочитайте первую пословицу. Как понимаете?
- Прочитайте вторую. Как понимаете?
- Вставьте гласную в окончание.
3. Постановка учебной задачи.
- В чём трудность? ( безударное окончание)
- Что предстоит узнать? (Как написать б/окончание глагола)
- Чему будем учиться?
Цель: Сегодня узнаем, как написать б/окончание глагола, будем учиться их писать.
4. «Открытие нового знания»
-Что нам понадобиться, чтобы научиться писать б/окончания глаголов? (Алгоритм)
- Какие есть предложения? ( Нужен алгоритм рассуждения)
- можете сразу предложить?
- Что предлагаете сначала сделать? (Определить время, лицо, число)
Друзей водой не разоль..шь.
Дружбу на деньги не куп..шь.( б.в.,2л., ед.ч.)
- Затем? (определить спряжение)
- А как определить спр. у глагола с б/окончанием? ( по Н.Ф.)
- Значит, что сделаем? (Назовём Н.Ф. глагола и определим спряжение)
- Запишите на листке. (купить- суф.-и-, llспр.)
- Какое спр.?
- Что теперь вспомним? ( Вспомним какое окончание у глагола llспр., 2 л.,ед.ч.)
- Итак, какое б/окончание? ( -ИШЬ- )
- Проверим.(Эталон.)
- Какой получился у нас алгоритм? Как написать б/окончание глагола?
(вывешиваю на доску, либо на экране пошагово)
1.Определи время, лицо и число глагола.
2.Назови неопределённую форму глагола и
определи спряжение.
3.Вспомни окончание глагола этого спряжения, лица
и числа.
- Откроем учебник. Какой алгоритм предлагают нам авторы учебника?
- Совпал с нашим? Мы справились?
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Максим на доске, вы в тетради.
........ - пахн..т (цветок)
……… - свет..т (солнце)
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Далее, выполняйте самостоятельно.
……. – согре..т (лучи)
……. – зелен..т (трава)
……. – корм..т (дети)
- Проверьте и оцените свою работу + справился ? сомневался
– не справился
- Так как написать б/ личное окончание глагола? (идёт повтор алгоритма)
ФИЗМИНУТКА
7. Включение нового в систему знаний и повторение.
- О каком времени года говорят нам эти глаголы? (о весне)
- Учебник. Упр.462
- Как вы думаете о каком вр.года пойдёт речь в тексте? Прочитайте текст.
- Подтвердилось ли ваше предположение?
- Кто автор? О чём хотел сообщить автор?
- Что узнали?
- Что такое трель? По словарю найдёт Оля. (если у каждого, то все работают со словарём) (- переливчатый дрожащий звук от быстрого повторения двух соседних тонов)
- Что значит щебечут? Как найти в словаре? (нужно глагол поставить в нач.форму т.е.в Н.Ф. это щебетать) Найдём.(- петь, о щеглах, ласточках)
- Прочитайте глаголы с пропущенными окончаниями.
- Почему возникает трудность? (безударное)
- Как написать б/окончание глагола? Самостоятельно выпишите предложения, в которых есть глаголы с пропущенными окончаниями.
- Проверьте. ( На доске только эти глаголы кукует н.в.. 3 л., ед.ч. выводят н.в.,3 л., мн.ч.
щебечут н.в., 3 л., мн.ч.)
(Задание для 1 группы – указать грамматическую основу в первом предложении.)
Далее по времени – упр.461.
8. Рефлексия.
- Над какой темой работали? Какой вопрос ставили?( Как написать б/личное окончание глагола?)
- Смогли ли на него ответить?
- Сколько шагов нужно выполнить?
- В чём испытывали трудность?
- Какие задачи поставите на следующий урок?
- Наш девиз помог работать?
- Оцените свою работу на уроке. Какое у вас настроение?( показ кружков желтого, зеленого , красного цвета)
- В заключении нашего урока я приготовила вам пословицу о дружбе, дома подумайте над её смыслом и над б/окончаниями глаголов. Может кто-то найдёт ещё пословицы по теме, будет интересно, обсудим. (Пословица у каждого на листочке: Дружба что стекло: слома..шь – не почин..шь.)- Спасибо за работу.