Модель оптимизации здоровьесберегающей среды образовательной организации
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Модель оптимизации здоровьесберегающей
среды
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«
Средняя общеобразовательная школа №11
»
Модель оптимизации
здоровьесберегающей
среды
Чита, 2014г.
Модель оптимизации здоровьесберегающей
среды
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11»
2
Российское общество заинтересовано в том, чтобы молодое поколение
росло физически развитым, здоровым, жизнерадостным, готовым к труду и
защите Родины. Но, несмотря
на принимаемые меры по сохранению и
укреплению здоровья детей и по
д
ростков, оно продолжает
ухудшаться.
Почему данный фактор имеет место? Исследуя данную проблему нами
были выделены следующие причины:
неблагоприятные социальные,
экономические и экологические
условия;
факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях,
которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и
подростков от первого к последнему году обучения;
невысокий уровень культуры здоровья населения,
часто включая и
тех, кто
в
первую очередь должен стать ее носителями
–
учителей.
активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы
знаний, установок, правил поведения, привычек;
особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к
своему здоровью.
Здоровье
–
состояние полного физического, психологического и
социального благополучия человека (по Уставу Всемирной Организации
Здравоохранения).
Сегодня для
школьного образования
характерен ряд негативных
тенденций, таких как снижение активности учащихся в образовательной
деятельности, замедление их физического и психического развития, ухудшение
здоровья детей.
Сложившаяся система школьного образования не формирует должной
мотиваци
и к здоровому образу жизни
.
Взрослые редко придерживаются норм
здорового образа жизни, и дети это видят, в то время как именно учитель может
служить моделью для подражания в плане отношения к здоровью. У
выпускников общеобразовательной школы еще не в доста
точной степени
сформировано отношение к здоровью как ценности, не сформирован навык
ведения здорового образа жизни, они не с
пособны оценить влияние средовы
х
факторов на здоровье человека
.
Актуальность проблемы
развития здоровьесберегающей среды
учащихся в
образовательном процессе школы вполне очевидна.
Ценность здоровья в жизни человека выступает как ключевая категория,
поскольку здоровье является необходимым условием не только развития и
роста, но и выживания общества.
Если ранее рассматривали проблему здоровья в рамках "дуальной
оппозиции"
-
здоровье
-
нездоровье, то в
настоящее время здоровье
осознается
как фактор социальной жизни (жизни социума). Здоровье осознается человеком
как проблема, решение которой требует от него пристального внимания.
Модель оптимизации здоровьесберегающей
среды
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11»
3
Эксперты ВОЗ считают, что на формирование здоровья оказывают
влияние следую
щие факторы:
Наследственность
–
20%
Состояние окружающей среды
–
20%
Факторы здравоохранения
–
5
-
10%
Индивидуальный образ жизни
–
50
-
55%, при этом вклад факторов
школьной среды составляет 27%, т.е. в 2,7
раз больше, чем факторов
здравоохранения.
В связи с этим встает необходимость создания такой образовательной
среды, которая способствовала бы сохранению здоровья.
В школе
разработана программа «Здоровое поколение
»
(
Приложение 1
)
,
которая основывается на:
Конституция Российской Федерации;
Закон «Об образовании в Российской Федерации» (273
–
ФЗ от 29
декабря 2012 года);
Федеральный государственный образовательный стандарт общего
образования (2010);
Конвенция ООН о правах ребенка;
Послание Президента РФ Дмитрия Анатольевича Медведева
Федера
льному собранию
5 ноября 2008г.
-
Национальная
образовательная стратегия
-
2020 «НАША НОВАЯ ШКОЛА»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 N 2106
"Об утверждении Федеральных требований к образовательным
учреждениям в части охраны здоровь
я обучающихся, воспитанников"
зарегистрирован в Минюсте 2 февраля 2011 №19676;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 4.10.2010г. N 986
«Об утверждении Федеральных требований к образовательным
учреждениям в части минимальной оснащенности учебного пр
оцесса
и оборудования учебных помещений»;
Федеральная целевая программа «Здоровый ребенок»;
Федеральный закон «О санитарно
-
эпидемиологическом благополучии
населения» от 12.03.99 № 52
-
ФЗ;
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской
Федерации от 19 апреля 2010 г. N 25 «Об утверждении
СанПиН»);
ФЗ от 10 июня 2001 г. №87
–
ФЗ «Об ограничении курения табака»;
ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», гл.1
ст.1,4, гл.2 ст.5, гл.3 ст.14, гл.6 ст.50 и 51.
Постановление Гла
вного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении
СанПиН 2.4.2.2821
-
10 "Санитарно
-
эпидемиологические требования к
Модель оптимизации здоровьесберегающей
среды
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11»
4
условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях";
Приказ Министерств
а здравоохранения РФ от 04.04.2003 № 139 «Об
утверждении инструкции по внедрению оздоровительных технологий
в деятельность образовательных учреждений»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 21.11.2007
«О реализации экспериментального проекта
«Школьное питание»
.
Основные компоненты модели здоровьесберегающей среды школы
:
•
здоровьесберега
ющие
программы;
•
оптимизация
образовательного
процесса;
•
обучение
педагогических
кадров;
•
система
мониторинга
здоровия
.
•
оптимальная
цветовая гамма
всех
помещений;
•
возможности
корректировки
освещения,
температурного
режима и
влажности
воздух
а;
•
фито
-
дизайн
школы.
•
индивидуальная
траектория
развития;
•
психолого
-
педагогическое
сопровождение;
•
внеур.
деятельность и
дополнит.
образование
.
•
физическое
воспитание
;
•
медецинское
сопровождение
;
•
здоровое
питание
;
•
профилактика
зависимости и
травматизма.
Модель оптимизации здоровьесберегающей
среды
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11»
5
Рассмотрим схематично каждый структурный компонент модели.
Необходимо отметить, что технологии сохранения физического
и
психологического
здоров
ья, отраженные в соответствующей модели
, носят
достаточно традиционный
характер.
Компонент физического здоровья
состоит в том, что при ее реализации
как в рамках учебного времени, так и во внеурочное и досуговое, в том числе
каникулярное время, создаются условия для укрепления, сохранения и
восстановления здоровья, с
учетом запросов обучающихся, потребностей,
организации возможностей самореализации, продуктивного общения и
самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание,
культуру, игру и другие сферы.
физическое
воспитание
•
уроки физической культуры;
•
двигательная активность на всех уроках с 1
-
11 классах (динамическая
пауза);
•
мероприятия по БЖ и экологической культуре;
•
спортивные секции в школе;
•
внеклассные спортивные мероприятия
медецинское
сопровождение
•
ведение мед. документации;
•
плановые мед. осмотры;
•
контроль за организацией питания;
•
профилактическая работа по предупреждению заболеваний;
•
профилактическая работа по предупреждению зависимости,
профилактике вредных привычек;
•
просветительская работа по сохранению и укреплению здоровья,
пропаганда здорового образа жизни.
здоровое
питание
•
организация питания в школьной столовой;
•
информационно
-
просветительская работа по рациональному питанию
(Приложение 2);
•
реализация программы "Разговор о правильном питании"
•
(Приложение 3).
Модель оптимизации здоровьесберегающей
среды
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11»
6
Образовательная среда прямо или косвенно влияет на организм ребенка и
формирует его адаптационные возможности и состояние здоровья. В тех
случаях, когда образовательная среда оказывается оптимальной и сила
воздействия соот
ветствует адаптационным возможностям, происходит
благоприятный процесс роста и развития детского организма.
Комфортная среда
для ребенка
–
это возможность проявления:
активности в учебном и образовательном процессе;
высокого уровня мотивации;
комфортных условий, которые создаются в коллективе сверстников;
удовлетворенностью образовательным процессом;
реализации своих индив
идуальных возможностей.
Ответственность за психологический климат несут взрослые: педагоги
и
родители.
Педагоги отвечают за организацию учебно
-
воспитательного процесса в
образовательных учреждениях. А роль родителей заключается в создании
благоприятной м
икросоциальной среды в семье.
Н
а базе школы создана психолого
-
медико
-
педагогическая служба
(психоло
г, логопед
,
дифектолог,
медицинские работники
, социальный педагог)
занимающие
ся диагностикой, развивающей и коррекционной работой,
консультированием, профилактической, просветительской и социальной
Образова
тельная
среда
1
2
3
4
5
6
Влияние
на
джг
анизв
деией
Модель оптимизации здоровьесберегающей
среды
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11»
7
работой с учащимися. О
беспечена информационная доступность сведений о
состоянии здоровья
учащихся педагогам и родителям
.
Одним из актуальных направлений здо
ровьесберегающей деятельности ОО
является совершенствование школьной инфраструктуры, направленной на
достижение качественного образования для всех категорий обучающихся
.
Предполагается, что у 100% обучающихся сохранятся имеющиеся
показатели здоровья и снизятся пропуски по болезни на 5% ежегодно, если будет
создана материально
-
техническая база для эффективной реализации
здоровьесберегающих технологий, повышена компетентност
ь педагогов в
вопросах охраны и укрепления здоровья школьников, организовано
взаимодействие с учреждениями различного ведомственного подчинения по
вопросам здоровьесбережения
.
Школа расположена в типовом благоустроенном здании со всеми
удобствами, где созданы благоприятные условия для работы, в том числе, для
экспериментальной деятельности.
В 2009 году в школе произведен капитальный ремонт здания, окон,
дверей, канализационной
и отопительной системы.
За последние 3 года материально
-
техническая база значительно
улучшилась: приобретена новая школьная мебель во многие кабинеты и
столовую. Ежегодно проводится текущий ремонт школьных помещений.
•
способствует установлению комфортной рабочей
атмосферы на уроке, а вместе с этим, и сохранению и
укреплению психического здоровья школьников и
учителей. Кроме того, как следствие такой атмосферы
можно говорить и о физическом здоровье детей и о
таких факторах, как снижение утомляемости
.
Современные
гуманистические технологии
•
Психолого
-
педагогическо
сопровождение
образовательного процесса школы
и функционирования здоровьесберегающей
среды, в частности призвано способствовать
созданию комфортной атмосферы в школе.
Психолого
-
педагогическое
сопровождение
•
охватывает как учебную, так и внеучебную
деятельность и предполагает активную
целенаправленную работу по сохранению и
укреплению здоровья учащихся школы
(Приложение 4).
Система оздоровительных
мероприятий
•
позволяет создать разнообразные условия для
обучения детей с учётом их индивидуальных
особенностей
Дифференциация обучения
Модель оптимизации здоровьесберегающей
среды
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11»
8
МБОУ «СОШ
№
11» оснащена оборудовани
ем для эффективного
использования информационно
-
коммуникационных технологий в
образовательном процессе.
Наличие современных технических средств дает возможность
автоматизировать рабочие места директора, заместителей директора,
библиотекаря, секретаря, бухгалтерии и учителей школы.
В МБОУ «СОШ № 11» имеется школьная библиотека. В библиотеке
установле
н персональный компьютер, имеющий выход в локальную сеть и в
Интернет, электронную почту. Библиотека ежегодно пополняется
художественной, научно
-
популярной литературой
.
Управление в школе: общее с
обрание трудового коллектива,
Педагогический совет, Управляющий совет, родительский комитет,
методические кафедры учителей. Управление осуществляется на основе
сотрудничества руководства школы и всех участников образовательного
процесса. Администрация стро
ит работу по управлению школой на основе
нормативно
-
правового обеспечения учебно
-
воспитательного процесса,
внедрения новых информационных технологий в обучение и творческого
потенциала педагогического коллектива.
Школьное образование ориентировано на форм
ирование у учащихся
позитивного отношения к жизни, нравственности, патриотизма,
здорового
образа жизни
, становление гражданина, а также на
открытость образовательного процесса;
доступность образования;
стремление педагогического коллектива к призн
анию позитивных
достижений учащихся в учебе и во внеклассной работе;
создание условий для развития каждого учащегося с учетом его
индивидуальных образовательных возможностей;
уважение к личности ученика и педагога;
ориентация на использование пере
довых научно
-
педагогических
технологий в сочетании с эффективными традиционными методами
обучения.
Инфраструктура
школы:
-
водопровод;
-
канализация
;
-
туа
леты;
-
отопление центральное;
-
столовая
(
оснащена современным оборудованием
)
;
-
централ
изованная поставка готовой пищи;
-
театральная студия (
театральная терапия
)
;
-
информационно
-
ком
м
уникационное пространство
(
караоке, музыкальное
начало урока,
«
диск
отека на переменах
»
)
;
Модель оптимизации здоровьесберегающей
среды
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11»
9
Оздоровительная
инфраструктура:
-
медицинский кабинет;
-
2
спортзал
а
;
-
тренажёрный зал;
-
пришкольный стадион;
-
кабинет
психолога
;
-
кабинет логопеда;
Оздоровительная
деятельность:
-
диспансеризация проводится регулярно;
-
прививки проводятся регулярно;
-
витаминизация проводится ежегодно осенью и весной;
-
школа участвует в районных спортивных соревнованиях;
-
беседы с учениками о зд
оровье проводятся регулярно;
-
проводятся беседы о здоровье с родителями;
-
персонал школы обучается принципам и правилам ЗОЖ;
-
работают спортивные секции.
30 мая 2014г. школе был присвоен статус
региональной пилотной
площадке З
а
байкальского края по экспериментальному переходу на
федеральные государственные образова
тельные стандарты образования детей с
огран
и
ченными возможностями здоровья
.
Изменение представления г
осударства и общества о правах и
возможностях ребенка
-
инвалида привело к постановке практической задачи
максимального охвата образованием всех детей с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ). Признание права любого ребенка на получение
образования, отве
чающего его потребностям и полноценно использующего
возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой
образовательной политики.
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" так
определила один из своих приоритетов:
«Нова
я школа
-
это школа для всех. В
любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с
ограниченными возможностями здоровья, детей
-
инвалидов…»
1
.
В
соответствии с
«Комплексным планом формирования и реализации
современной модели образования
–
2020»
«
доля неспециализированных
образовательных учреждений, в которых созданы условия для обучения лиц с
ограниченными возможностями здоровья,
должна составить 70%
к 2016 г.,
а
доля лиц с ОВЗ, получающих образовательные услуги в неспециализированных
учрежде
ниях,
–
70%
к 2020 г
.»
2
.
Такая постановка задачи
влечет
за собой необходимость структурно
-
функциональной, содержательной и технологической модернизации
образовательной системы.
Признание государством
ценности социальной и образовательной
интеграции детей с
ОВЗ обусловливает необходимость создания для
Модель оптимизации здоровьесберегающей
среды
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11»
1
0
них
адекватного образовательного процесса именно
в общеобразовательном
учреждении, которому отводится центральное место в обеспе
чении так
называемого «инклюзивного» (включенного) образования.
Мы считаем, что о
бразовательное учреждение сегодня
должно
стать
важнейшим звеном
в процессе
формирования
здоровог
о образа жизни
.
Описанные выше
компоненты модели
направлены на использование в
системе образования для работы по изучению состояния здоровья школьников
и организации здововьесберегающей и здоровьеукрепляющей деятельности
.