Модель оптимизации здоровьесберегающей среды образовательной организации


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Модель оптимизации здоровьесберегающей среды Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №11 » Модель оптимизации здоровьесберегающей среды Чита, 2014г. Модель оптимизации здоровьесберегающей среды МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11» 2 Российское общество заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым, жизнерадостным, готовым к труду и защите Родины. Но, несмотря на принимаемые меры по сохранению и укреплению здоровья детей и по д ростков, оно продолжает ухудшаться. Почему данный фактор имеет место? Исследуя данную проблему нами были выделены следующие причины:  неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;  факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;  невысокий уровень культуры здоровья населения, часто включая и тех, кто в первую очередь должен стать ее носителями – учителей.  активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;  особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью. Здоровье – состояние полного физического, психологического и социального благополучия человека (по Уставу Всемирной Организации Здравоохранения). Сегодня для школьного образования характерен ряд негативных тенденций, таких как снижение активности учащихся в образовательной деятельности, замедление их физического и психического развития, ухудшение здоровья детей. Сложившаяся система школьного образования не формирует должной мотиваци и к здоровому образу жизни . Взрослые редко придерживаются норм здорового образа жизни, и дети это видят, в то время как именно учитель может служить моделью для подражания в плане отношения к здоровью. У выпускников общеобразовательной школы еще не в доста точной степени сформировано отношение к здоровью как ценности, не сформирован навык ведения здорового образа жизни, они не с пособны оценить влияние средовы х факторов на здоровье человека . Актуальность проблемы развития здоровьесберегающей среды учащихся в образовательном процессе школы вполне очевидна. Ценность здоровья в жизни человека выступает как ключевая категория, поскольку здоровье является необходимым условием не только развития и роста, но и выживания общества. Если ранее рассматривали проблему здоровья в рамках "дуальной оппозиции" - здоровье - нездоровье, то в настоящее время здоровье осознается как фактор социальной жизни (жизни социума). Здоровье осознается человеком как проблема, решение которой требует от него пристального внимания. Модель оптимизации здоровьесберегающей среды МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11» 3 Эксперты ВОЗ считают, что на формирование здоровья оказывают влияние следую щие факторы:  Наследственность – 20%  Состояние окружающей среды – 20%  Факторы здравоохранения – 5 - 10%  Индивидуальный образ жизни – 50 - 55%, при этом вклад факторов школьной среды составляет 27%, т.е. в 2,7 раз больше, чем факторов здравоохранения. В связи с этим встает необходимость создания такой образовательной среды, которая способствовала бы сохранению здоровья. В школе разработана программа «Здоровое поколение » ( Приложение 1 ) , которая основывается на:  Конституция Российской Федерации;  Закон «Об образовании в Российской Федерации» (273 – ФЗ от 29 декабря 2012 года);  Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (2010);  Конвенция ООН о правах ребенка;  Послание Президента РФ Дмитрия Анатольевича Медведева Федера льному собранию 5 ноября 2008г. - Национальная образовательная стратегия - 2020 «НАША НОВАЯ ШКОЛА»;  Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 N 2106 "Об утверждении Федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровь я обучающихся, воспитанников" зарегистрирован в Минюсте 2 февраля 2011 №19676;  Приказ Министерства образования и науки РФ от 4.10.2010г. N 986 «Об утверждении Федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного пр оцесса и оборудования учебных помещений»;  Федеральная целевая программа «Здоровый ребенок»;  Федеральный закон «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» от 12.03.99 № 52 - ФЗ;  Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19 апреля 2010 г. N 25 «Об утверждении СанПиН»);  ФЗ от 10 июня 2001 г. №87 – ФЗ «Об ограничении курения табака»;  ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», гл.1 ст.1,4, гл.2 ст.5, гл.3 ст.14, гл.6 ст.50 и 51.  Постановление Гла вного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821 - 10 "Санитарно - эпидемиологические требования к Модель оптимизации здоровьесберегающей среды МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11» 4 условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";  Приказ Министерств а здравоохранения РФ от 04.04.2003 № 139 «Об утверждении инструкции по внедрению оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений»;  Постановление Правительства Российской Федерации от 21.11.2007 «О реализации экспериментального проекта «Школьное питание» . Основные компоненты модели здоровьесберегающей среды школы : • здоровьесберега ющие программы; • оптимизация образовательного процесса; • обучение педагогических кадров; • система мониторинга здоровия . • оптимальная цветовая гамма всех помещений; • возможности корректировки освещения, температурного режима и влажности воздух а; • фито - дизайн школы. • индивидуальная траектория развития; • психолого - педагогическое сопровождение; • внеур. деятельность и дополнит. образование . • физическое воспитание ; • медецинское сопровождение ; • здоровое питание ; • профилактика зависимости и травматизма. Модель оптимизации здоровьесберегающей среды МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11» 5 Рассмотрим схематично каждый структурный компонент модели. Необходимо отметить, что технологии сохранения физического и психологического здоров ья, отраженные в соответствующей модели , носят достаточно традиционный характер. Компонент физического здоровья состоит в том, что при ее реализации как в рамках учебного времени, так и во внеурочное и досуговое, в том числе каникулярное время, создаются условия для укрепления, сохранения и восстановления здоровья, с учетом запросов обучающихся, потребностей, организации возможностей самореализации, продуктивного общения и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, культуру, игру и другие сферы. физическое воспитание • уроки физической культуры; • двигательная активность на всех уроках с 1 - 11 классах (динамическая пауза); • мероприятия по БЖ и экологической культуре; • спортивные секции в школе; • внеклассные спортивные мероприятия медецинское сопровождение • ведение мед. документации; • плановые мед. осмотры; • контроль за организацией питания; • профилактическая работа по предупреждению заболеваний; • профилактическая работа по предупреждению зависимости, профилактике вредных привычек; • просветительская работа по сохранению и укреплению здоровья, пропаганда здорового образа жизни. здоровое питание • организация питания в школьной столовой; • информационно - просветительская работа по рациональному питанию (Приложение 2); • реализация программы "Разговор о правильном питании" • (Приложение 3). Модель оптимизации здоровьесберегающей среды МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11» 6 Образовательная среда прямо или косвенно влияет на организм ребенка и формирует его адаптационные возможности и состояние здоровья. В тех случаях, когда образовательная среда оказывается оптимальной и сила воздействия соот ветствует адаптационным возможностям, происходит благоприятный процесс роста и развития детского организма. Комфортная среда для ребенка – это возможность проявления:  активности в учебном и образовательном процессе;  высокого уровня мотивации;  комфортных условий, которые создаются в коллективе сверстников;  удовлетворенностью образовательным процессом;  реализации своих индив идуальных возможностей. Ответственность за психологический климат несут взрослые: педагоги и родители. Педагоги отвечают за организацию учебно - воспитательного процесса в образовательных учреждениях. А роль родителей заключается в создании благоприятной м икросоциальной среды в семье. Н а базе школы создана психолого - медико - педагогическая служба (психоло г, логопед , дифектолог, медицинские работники , социальный педагог) занимающие ся диагностикой, развивающей и коррекционной работой, консультированием, профилактической, просветительской и социальной Образова тельная среда 1 2 3 4 5 6 Влияние на джг анизв деией Модель оптимизации здоровьесберегающей среды МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11» 7 работой с учащимися. О беспечена информационная доступность сведений о состоянии здоровья учащихся педагогам и родителям . Одним из актуальных направлений здо ровьесберегающей деятельности ОО является совершенствование школьной инфраструктуры, направленной на достижение качественного образования для всех категорий обучающихся . Предполагается, что у 100% обучающихся сохранятся имеющиеся показатели здоровья и снизятся пропуски по болезни на 5% ежегодно, если будет создана материально - техническая база для эффективной реализации здоровьесберегающих технологий, повышена компетентност ь педагогов в вопросах охраны и укрепления здоровья школьников, организовано взаимодействие с учреждениями различного ведомственного подчинения по вопросам здоровьесбережения . Школа расположена в типовом благоустроенном здании со всеми удобствами, где созданы благоприятные условия для работы, в том числе, для экспериментальной деятельности. В 2009 году в школе произведен капитальный ремонт здания, окон, дверей, канализационной и отопительной системы. За последние 3 года материально - техническая база значительно улучшилась: приобретена новая школьная мебель во многие кабинеты и столовую. Ежегодно проводится текущий ремонт школьных помещений. • способствует установлению комфортной рабочей атмосферы на уроке, а вместе с этим, и сохранению и укреплению психического здоровья школьников и учителей. Кроме того, как следствие такой атмосферы можно говорить и о физическом здоровье детей и о таких факторах, как снижение утомляемости . Современные гуманистические технологии • Психолого - педагогическо сопровождение образовательного процесса школы и функционирования здоровьесберегающей среды, в частности призвано способствовать созданию комфортной атмосферы в школе. Психолого - педагогическое сопровождение • охватывает как учебную, так и внеучебную деятельность и предполагает активную целенаправленную работу по сохранению и укреплению здоровья учащихся школы (Приложение 4). Система оздоровительных мероприятий • позволяет создать разнообразные условия для обучения детей с учётом их индивидуальных особенностей Дифференциация обучения Модель оптимизации здоровьесберегающей среды МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11» 8 МБОУ «СОШ № 11» оснащена оборудовани ем для эффективного использования информационно - коммуникационных технологий в образовательном процессе. Наличие современных технических средств дает возможность автоматизировать рабочие места директора, заместителей директора, библиотекаря, секретаря, бухгалтерии и учителей школы. В МБОУ «СОШ № 11» имеется школьная библиотека. В библиотеке установле н персональный компьютер, имеющий выход в локальную сеть и в Интернет, электронную почту. Библиотека ежегодно пополняется художественной, научно - популярной литературой . Управление в школе: общее с обрание трудового коллектива, Педагогический совет, Управляющий совет, родительский комитет, методические кафедры учителей. Управление осуществляется на основе сотрудничества руководства школы и всех участников образовательного процесса. Администрация стро ит работу по управлению школой на основе нормативно - правового обеспечения учебно - воспитательного процесса, внедрения новых информационных технологий в обучение и творческого потенциала педагогического коллектива. Школьное образование ориентировано на форм ирование у учащихся позитивного отношения к жизни, нравственности, патриотизма, здорового образа жизни , становление гражданина, а также на  открытость образовательного процесса;  доступность образования;  стремление педагогического коллектива к призн анию позитивных достижений учащихся в учебе и во внеклассной работе;  создание условий для развития каждого учащегося с учетом его индивидуальных образовательных возможностей;  уважение к личности ученика и педагога;  ориентация на использование пере довых научно - педагогических технологий в сочетании с эффективными традиционными методами обучения. Инфраструктура школы: - водопровод; - канализация ; - туа леты; - отопление центральное; - столовая ( оснащена современным оборудованием ) ; - централ изованная поставка готовой пищи; - театральная студия ( театральная терапия ) ; - информационно - ком м уникационное пространство ( караоке, музыкальное начало урока, « диск отека на переменах » ) ; Модель оптимизации здоровьесберегающей среды МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11» 9 Оздоровительная инфраструктура: - медицинский кабинет; - 2 спортзал а ; - тренажёрный зал; - пришкольный стадион; - кабинет психолога ; - кабинет логопеда; Оздоровительная деятельность: - диспансеризация проводится регулярно; - прививки проводятся регулярно; - витаминизация проводится ежегодно осенью и весной; - школа участвует в районных спортивных соревнованиях; - беседы с учениками о зд оровье проводятся регулярно; - проводятся беседы о здоровье с родителями; - персонал школы обучается принципам и правилам ЗОЖ; - работают спортивные секции. 30 мая 2014г. школе был присвоен статус региональной пилотной площадке З а байкальского края по экспериментальному переходу на федеральные государственные образова тельные стандарты образования детей с огран и ченными возможностями здоровья . Изменение представления г осударства и общества о правах и возможностях ребенка - инвалида привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Признание права любого ребенка на получение образования, отве чающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" так определила один из своих приоритетов: «Нова я школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей - инвалидов…» 1 . В соответствии с «Комплексным планом формирования и реализации современной модели образования – 2020» « доля неспециализированных образовательных учреждений, в которых созданы условия для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, должна составить 70% к 2016 г., а доля лиц с ОВЗ, получающих образовательные услуги в неспециализированных учрежде ниях, – 70% к 2020 г .» 2 . Такая постановка задачи влечет за собой необходимость структурно - функциональной, содержательной и технологической модернизации образовательной системы. Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ обусловливает необходимость создания для Модель оптимизации здоровьесберегающей среды МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №11» 1 0 них адекватного образовательного процесса именно в общеобразовательном учреждении, которому отводится центральное место в обеспе чении так называемого «инклюзивного» (включенного) образования. Мы считаем, что о бразовательное учреждение сегодня должно стать важнейшим звеном в процессе формирования здоровог о образа жизни . Описанные выше компоненты модели направлены на использование в системе образования для работы по изучению состояния здоровья школьников и организации здововьесберегающей и здоровьеукрепляющей деятельности .