Педагогический опыт Комплексный подход к преподаванию урока композиции в ДХШ
Отдел культуры администрации г. Мегион
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детская художественная школа»
Наименование педагогического опыта:
Интегрированное обучение на уроках
в детской художественной школе
Автор: Мамутова Лариса Джулмухамбетовна
Период формирования и функционирования
педагогического опыта:
2000-2015год.
Мегион 2015
Актуальность педагогического опыта.
Специфика искусства, особенности языка различных его видов делают художественную деятельность уникальным средством воспитания обучения и развития. Процесс вхождения обучаемого в мир искусства цвета, пространства, формы, композиции преломляется через среду - природную, предметно пространственную и художественную. Таким образом, важный аспект образовательного процесса в детской художественной школе - это интегрированное обучение, то есть комплексный подход к преподаванию предметов изобразительного искусства, который является не только обучающим, но и развивающим детей.
Содержательная форма представления педагогического опыта.
Инновационный педагогический опыт представлен в виде анализа педагогической урочной и внеурочной деятельности преподавателя детской художественной школы, где в основу заложен комплексный подход. На основании практической педагогической деятельности определены формы, средства и методы, определяющие сущность интегрированного подхода к обучению.
Основные направления аспекты инновации интегрированного обучения.
Каждый ученик индивидуальность, личность которого формируется в процессе обучения и воспитания. Осваиваемый предмет - средство, с помощью которого мы его формируем. Учитывая возрастные интересы ученика и его предпочтения, выстраивается структура занятия и его содержание. Важным фактором развития художественной, творческой личности, это соответствие с его возрастными особенностями, его интересами и потребностями. Кроме того, это и обучение в соответствии с окружающим миром природы, предметно - пространственной средой и культурно - художественным окружением, что является одним из направлений интегрированного обучения - экологического направления.
Воспитание ученика является полноценным, если оно связанно с развитием представлений об особенностях региональной и художественной культуры того народа, в среде которого он живет и воспитывается. Формирование знаний о связи искусства с природным и историко-культурным окружением естественно, так как любое искусство всегда опиралось на народное искусство и окружающую природу. Другим важным направлением интегрированного обучения является региональное направление.
Каждый человек воспринимает мир через художественные образы- он видит, слышит, чувствует, осязает и обоняет одновременно, то есть он предрасположен к восприятию и деятельности в различных видах искусства. И главная задача педагога развить у обучающихся данные природой способности в частности художественное восприятие, воображение, фантазию через эмоционально - чувственную сферу, через их собственное творчество, путем постижения общечеловеческих ценностей и освоения художественного опыта прошлого. Таким образом, следующим направлением интегрированного обучения является художественное направление - комплексное взаимодействие искусств.
Комплексное взаимодействие искусств в процессе образования и воспитания детей, возможно только при активном взаимодействии и сотрудничестве педагогов. В детской художественной школе развитие художественного творчества невозможно без взаимосвязи уроков практической изобразительной деятельности: рисунка, живописи, композиции станковой и прикладной, скульптуры, компьютерной графики и теоретических уроков: этнографии (где учащиеся 1-2 классов знакомятся с культурой коренных народов севера и природным богатством нашего округа), беседы об изобразительном искусстве (учащиеся 1-4 классов изучают основы и историю изобразительного искусства и архитектуры, в том числе и ДПИ России). Главным фактором в таком обучении является развитие воображения и фантазии во всем многообразии видов художественной деятельности.
Главная цель интегрированного освоения искусства - это развитие разнообразных творческих возможностей учащихся, формирование умения находить общее, научить обобщать и осознавать взаимосвязь между явлениями окружающего мира природы и предметов, культуры разных народов с учетом истории и традиций.
Условия интегрированного обучения:
выход за рамки одного искусства;
умение воплотить воспринятые ассоциативные образы в практической творческой деятельности;
взаимосвязь занятий с искусством и традициями нашего региона и нашей страны в целом.
опора на возрастные особенности обучаемых;
предметно-пространственное освоение искусства;
взаимодействие и сотрудничество в коллективе учащихся и педагогов;
системная работа в этом направлении.
Системная работа в этом направлении позволяет любой изучаемый предмет превратить в развивающее обучение.
Анализ педагогического опыта.
В практической работе интегративный курс предполагает соединение нескольких учебных предметов в один предмет. И одним из таких предметов в образовательной программе нашей школы является «прикладная композиция». Одна из основных задач дисциплины это формирование художественно-образного и ассоциативного мышления с учетом возрастных особенностей и и его отражение в практической творческой работе. Это достигается взаимопроникновением: разных видов изобразительных искусств (графики, живописи, скульптуры и ДПИ), теоретических знаний полученных на уроках этнографии и бесед об изобразительном искусстве, а также наблюдений окружающего мира во внеурочное время (пленэр, экскурсии - городские, загородные, музейные).
Таким образом, активно используются элементы регионального образования, с учетом экологического и художественного направления.
Организация процессов созерцания, созидания и общения - три вида педагогического общения на уроках прикладной композиции. С учетом возрастных особенностей учащихся, степенью развития их пространственного (в категории «плоскость», «объем», «пространство») и образного мышления, а также количеством приобретенных умений и навыков ставится творческая задача в выполнении заданий:
в первом классе это создание декоративной плоскостной композиции различными художественными средствами с применением ассоциативных и реальных образов деревья, цветы, животные (в качестве основы возможно использование цветного картона);
во втором классе возможно выполнение декоративной композиции с заполнением пространства основы; создание объемной композиции;
в третьем классе у обучаемых в полном объеме сформированно пространственное мышление для передачи воздушной перспективы и плановости; возможно создание стилизованной композиции с включением элементов орнаментальности.
в четвертом классе, на основе ранее приобретенных и уже сформированных умений и навыков художественной грамоты ученики выполняют выпускную творческую работу;
Новый учебный год в Югре - это время «золотой осени». Багряные листья рябины, яркий желтый лист осины, зеленоватые березовые листы «в точечку» - ученики приносят на урок прикладной композиции свою коллекцию, собранную с родителями (занятия творческой деятельностью детей во многом увлекает и их родителей). Ученики всех классов нашей художественной школы традиционно на первых уроках прикладной композиции приступают к выполнению творческих работ из природного материала, который отчасти подсказывает сюжеты и образы. (Приложение1)
Отражение родной северной природы, традиций народов Югры через фольклор - мифы, сказки и реальные наблюдения, находят место находят место в каждой детской работе. В сюжетах учащиеся используют образы окружающего мира, людей нашего региона, живущих в единении с природой и одухотворяющей ее в мифопоэтических образах, их быт, труд, праздники, во многом благодаря теоретическим знаниям полученных на уроках "этнография", а также возможности реально познакомится с культурой и бытом народа ханты на внеклассных мероприятиях проводимых в ЭКОЦентре "Югра" .
Центр расположен в одном из красивейших уголков нашего округа посреди удивительного сказочного леса, на берегу озера - музей под открытым небом с подлинными экспонатами быта хантыйского поселения. Учащиеся делают зарисовки, наряжаются в национальные костюмы, наслаждаются красотой окружающей природы, ставшей для них родной и горячо любимой. В дальнейшем в практической творческой деятельности, в художественных образах они отражают свое мироощущение полное глубокого уважения к традициям и культуре северного народа и бережного отношения к родной Югорской природе.
В программе первого класса задание: создание орнаментальной композиции, используя узоры народов ханты и манси. Ученики воспроизводят в эскизе покрывала. Уже знакомые с урока этнографии элементы орнамента «заячьи ушки», «сосновая шишка», сравнивают его с реальным прототипом.
Во втором классе создавая художественные образы в мелкой пластике в технике керамика, ученики определяют изначально характерные особенности национального образа. Это округлые одутловатые фигурки, где воспроизводятся традиционные элементы национального костюма: «малица», «кисы», а также атрибуты и все это украшено узорами. Результат работы это «Девочка с оленем», Рыбак», «Шаман с бубном», или просто «Северная красавица».
Во многом в определении образа и сюжета способствует и просмотр цикла фильмов «Медвежий праздник», «Речные люди» и другие, включенные в уроки этнографии, где можно ознакомится с бытом, праздниками и традиционными промыслами народов севера.
В третьем классе «Декоративное панно» в технике аппликация из кожи. Ребята создают композиции, где отражают свое видение красоты окружающего мира, через пространственные планы включают в композицию небо и солнце, леса и болота, птиц и зверей, хантыйские поселения с традиционным чумом и всегда горящим очагом. В центре - человек, живущий в этом удивительном богатом крае и одухотворяющий его. (Приложение 2)
На любом занятии (обязательном или дополнительном) важен положительный эмоциональный климат, установка на сотворчество. И чем больше способность творчески мыслить будет, развита у учителя, тем вероятнее, что он сможет донести ее до своих учеников. В формировании художественных творческих навыков и умений учащихся важным является и практическая творческая деятельность учителя. (Приложение 3)
Особенность мировосприятия детей нашего округа заключается в том, что Югра их «малая родина» и она является частью нашей необъятной России. И лето они проводят в различных уголках России, где знакомятся с местной культурой, фольклорными традициями, что во многом расширяет их миропонимание.
«Традиционное прикладное искусство - это одухотворение и очеловечивание вещей, что есть, в сущности «этнокультурная среда», в которой человечество существует, которое противостоит природе и связывает человека с природой среда, которую человек создает, чтобы жить и оставляет потомкам в наследство».
Е. Губанова, кандидат педагогических наук.
Приобщение учащихся к прикладному искусству своего народа, своего региона значимо для его нравственного и художественно эстетического воспитания, именно на этой основе вырастает любовь к окружающей природе, своей земле, как части их огромной Родины. Важное место в курсе образовательной программы прикладной композиции занимает изучение декоративно-прикладного искусства России.
С темой декоративно-прикладное искусство России ребята знакомились на уроках «Беседы об изобразительном искусстве». Гжель, хохлома, жостово, городецкая роспись на уроке просматривали фильм сказку о ДПИ России за тем по «волшебной веточке», на которой расцвели и золотые хохломские узоры и синий цветок гжели и Полхово-Майданская роза, ребята определяли характерные черты художественных промыслов России.
На уроках прикладной композиции уже в практической деятельности они имеют возможность реализовать приобретенные теоретические знания. В программе третьего класса - в разделе ДПИ России роспись по дереву, и многообразие русской декоративной росписи отражается в детских работах. А на каникулах расписные коробочки и доски они с радостью везут в подарок бабушкам.
Чтобы изученный материал оставался не только понятым, но и усвоенным необходимо выполнить ряд творческих заданий по теме. Для того чтобы он был не только понятным усвоенным, но и осмыслен следует предложить самостоятельно выполнить творческую работу по этой теме. В продолжении знакомства с декоративно прикладным искусством России «тульский пряник», «архангельские козули», «тетерки», и оказывается искусство может быть и сладким! Перед Рождеством многие ребята заинтересовавшись «сладкой темой» дома с родными готовили «рождественские пряники козули» по оригинальному старинному рецепту, и некоторые пряники были представлены на международной выставке «Рождественская» в г.Тобольске. В рамках знакомства с основами Древнерусского искусства на уроках «Беседы об изобразительном искусстве» в «Пасхальную неделю» мы с классом идем в нашу церковь Покрова Пресвятой Богородицы, поднимаемся на колокольню, ребята открывают для себя символическое крестообразное строение храма, с интересом рассматривают полукруглые стены апсиды, алтарную часть, иконы...) В дальнейшем Маша воссоздала образ нашего храма в керамике, дополнила его празднеством Рождества, и представила его на международной выставке в г. Тобольске. (Приложение 4)
Исходя из интересов обучаемого, и специфике возраста выделяются единые художественные задачи, которые решаются разными педагогами на занятиях и во внеурочной деятельности. Усилия педагогов не только нашей школы, но и других художественных школ и школ искусств нашего города и округа периодически объединяются, организуют и проводят совместные мероприятия: семинары, выставки, на которых рассматриваются важные проблемы художественного образования, зачитываются доклады, проводятся "мастер- классы", и как следствие - происходит обмен приобретенного опыта: рассматриваются новые методы и формы, как в педагогической, так и в творческой деятельности. (Приложение 5)
В результате интегративного подхода в обучении учащиеся получают целостное представление благодаря теоретическим урокам и практические навыки по комплексу искусств: графике, живописи, ДПИ, скульптуре. Поэтапно усложняя творческие задачи на уроках композиции, развивается ассоциативное и пространственное мышление. Постепенно от эмоционального восприятия, импровизации, многообразия тем и, через анализ, познание, изучение жизненного материала и культурного наследия, к интеллектуально -эмоциональному подходу характерному для учащихся 4 классов, которые уже готовы к серьезной проектной деятельности. Таким образом, учащиеся подходят к выполнению выпускной творческой работы в 4 классе на уроках композиции, в виде творческого проекта, состоящую, из теоретической исследовательской части и практической творческой работы.
Процесс сотворчества ученика и педагога в процессе создания выпускной творческой работы итог многолетних усилий ученика и учителя. Во многом учащиеся опираются в воплощении замысла на свои личностные впечатления и переживания, приобретенные и сформированные художественные навыки, основы планомерной длительной работы. Ученики могут решать серьезные художественные задачи самостоятельно, но учитывая степень творческого потенциала учащихся необходимо направлять работу, и здесь важна способность творчески мыслить, у учителя и практическая творческая деятельность учителя.
Задача ведущего педагога наметить ориентиры в преддверии определения темы через лекции, беседы, экскурсии и опыт предыдущей деятельности. Выбор темы творческого проекта и техники исполнения, зависит от склонностей и привязанностей учащегося, актуальности заявленной темы, в дальнейшем это определяет самостоятельность в воплощении замысла и успех конечного результата. Обучаемые, также имеют возможность выбрать руководителя проекта, или получить комплексную консультацию других педагогов, что немаловажно. Таким образом, они могут глубже погрузиться в проблему проекта, изучить, исследовать и выбрать пути ее решения, через технологию и актуализацию тематики, обобщая и синтезируя полученные знания. Проект, в практической части может иметь самые разнообразные формы воплощения, а в теоретической раскрывать актуальные проблемы экологии, человека, истории, культуры и окружающего мира в целом.
Разумова Мария «Мой любимый город Мегион», декоративная роспись, стекло.
Махьянов Михаил «Мой город Мегион», акварель, тушь.
Выродова Ольга «По этюдам пленэра», аппликация.
Мухадинова Мадина «Дорога жизни», акварель.
Штейникова Татьяна «Я и мой город. Автопортрет», холст, темпера.
Лопатина Анжелика «Дерево жизни», аппликация, декуппаж.
Карп Дмитрий «Родной пейзаж», холст, масло.
Мазанкина Ксения «Детство», батик.
Климов Евгений «Русские пословицы и поговорки», гуашь.
Орлова Наталья «Средневековое искусство», коллаж.
Для обучающегося выпускная творческая работа позволяет максимально раскрыть творческий потенциал, проявить себя индивидуально, приложить знания, принести пользу (практическая часть проекта в дальнейшем используется в процессе изучения заявленных тем на уроках другими учениками, в качестве наглядного методического пособия), публично продемонстрировать достигнутый результат (творческие работы экспонируются на выставках нашего города, округа, учувствуют в городских, окружных всероссийских и международных конкурсах). То есть результат имеет практический характер и имеет большое прикладное значение, что весьма важно, интересен и значим для ученика. Это дает возможность наиболее полно выявить сущность интеграции предметов, где устанавливается смысловое соответствие между различными программами и существует центральная идея, объединяющая весь блок тем и проблем рассматриваемых в рамках разных предметов.
В основе интегративного курса учебных дисциплин в детской художественной школе лежат не только задачи формирования умений и навыков, изучение тематики, но и развитие личности обучаемого. Посредством объединения учебных дисциплин развиваются проектные формы исследовательской и творческой деятельности, происходит расширение круга познавательных интересов, приемов обобщения и анализа в творческой деятельности. Таким образом, практическим результатом интегрированного обучения в детской художественной школе является проектная деятельность, представленная в виде выпускной творческой работы. Кроме того это дает возможность наиболее полно выявить сущность интеграции предметов, где устанавливается смысловое соответствие между различными образовательными программами и существует центральная идея, объединяющая весь блок тем и проблем рассматриваемых в рамках разных предметов.
Посредством вышеперечисленного, достигается главная цель интегрированного освоения искусства - развитие разнообразных творческих возможностей учащихся, формирование умения находить общее, научить обобщать и осознавать взаимосвязь между явлениями окружающего мира природы и предметов, культуры разных народов с учетом истории и традиций. Решаются задачи нравственного и художественно-эстетического воспитания, на этой основе вырастает уважение к своей земле, Родине, происходит возрождение национального самосознания и выражение своего восприятия мира в художественных образах.
«Современные исследования Российской академии образования связаны с разработкой и внедрением в практику образовательных учреждений инновационных развивающих направлений работы форм методов и технологий обучения. И одним из таких направлений является интеграция в области искусства... Внедрение в практику образовательного учреждения интегрированного обучения связано в первую очередь с необходимостью изменить отношение к организации учебного процесса (урока, занятия)... педагогам проводить совместные занятия и мероприятия, посещать занятия друг друга, взаимообучаться... разработка педагогами своих методов и приемов работы, авторских программ с учетом смыслового соответствия между программами и центральной идеи объединяющей весь блок тем и проблем разных предметов.»
Л.Г. Савенкова член корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор. Институт художественного образования РАО
Распространение педагогического опыта 2006-2015гг.
Участие в городском семинаре-выставке педагогов дополнительного образования и проведение мастер-класса по теме «Текстильная кукла», МОУ ДОД «ДХШ», 2008г.
Участие в окружном семинаре-выставке педагогов дополнительного образования и проведение мастер-класса по теме «Рождественские пряники», МОУ ДОД «ДХШ», 2010г.
Подготовка доклада «Метод проекта, как итоговая форма изучения предмета «История изобразительного искусства» и его реализация на заседании педагогического совета., МОУ ДОД «ДХШ», 2007г.
Диплом 3 степени участника 2 открытого регионального фестиваля "Мир ДПИ Югры", победителю в номинации "Современный национальный сувенир", за участие в региональном конкурсе "Югорский сувенир", Федеральное агентство по образованию РФ ГОУ ВПО "НГГУ", Управление культуры администрации г. Нижневартовск, 2010 г.
Представление педагогического проекта «Оптимизация учебно-образовательного процесса на уроках «Беседы об изобразительном искусстве»» в форме методических рекомендаций студентам 6-го курса, факультета искусств и дизайна НГГУ, в виде обзорных лекций по государственной практике, октябрь 2011г.
Представление педагогического проекта «Оптимизация учебно-образовательного процесса на уроках «Беседы об изобразительном искусстве»» на заседании педагогического совета, МБОУ ДОД «ДХШ», октябрь 2011г.
Представление педагогического опыта «Интегрированное обучение на уроках в детской художественной школе» на заседании педагогического совета, МБОУ ДОД «ДХШ», октябрь 2011г.
Презентация педагогического опыта «Интегрированное обучение на уроках в детской художественной школе» в рамках vрегионального семинара «Традиции и инновации в культурном пространстве ХМАО» для преподавателей детских художественных школ и художественных отделений детских школ искусств ХМАО-Югры, посвященного году культуры. Мегион, МБОУ ДОД «ДХШ», март 2014 г.
Благодарственное письмо за подготовку детей к городской олимпиаде по композиции. Отдел культуры администрации, г. Мегион, 2011г.
Благодарственное письмо за активное участие в городской олимпиаде по рисунку, Отдел культуры администрации г. Мегион, 2009 г.
Благодарность за подготовку учащихся к городской олимпиаде по живописи, Отдел культуры муниципального образования г. Мегион, МОУ ДОД "ДХШ", г. Мегион, 2011 г.
Стабильностью педагогической эффективности заявленного опыта являются результаты выпускных творческих работ и показатели выставочной деятельности учащихся, участие в городских, районных, окружных, всероссийских и международных выставках, 2006-2011гг.
Иванова Юлия, Дипломант Международного конкурса детского рисунка «Лидица-2010», Чешская Республика, 2010 г.
Суворова Мария, Диплом участника Международной выставки детского изобразительного творчества за работу «Наш храм. Рождество», г. Тобольск, 2010.
Лузина Юлия, Диплом 2 степени Всероссийского молодежного Архитектурно - художественного фестиваля «Золотая АрхИдея 2010» за работу «По ком звонит колокол...», г. Тюмень, 2010 г.
Шрамченко Мария, Диплом Лауреата 2 степени 5 регионального конкурса-выставки Детского художественного творчества «Волшебный лик осени», г. Нефтеюганск, 2010г.
Сидоршин Ростислав, Диплом Лауреата 3 степени 5 регионального конкурса-выставки Детского художественного творчества «Волшебный лик осени», г. Нефтеюганск, 2010г.
Федорова Валентина, Диплом участника Всероссийского конкурса детского рисунка, Республика Башкортостан, 2008 г.
Брецлавская Наталья, Арыкулова Дарика, Потапова Ирина, Дипломы участника конкурса детского рисунка на тему «Международный год лесов», Федеральное агенство лесного хозяйства, 2011 г.
Азаров Владислав, Грамота за 2 место в городской олимпиаде по рисунку, Отдел культуры администрации г.Мегион, 2009 г.
Суворова Мария, Грамота за воплощение образа в городской олимпиаде по композиции. Отдел культуры администрации, г.Мегион, 2011г.
Суворва Мария, Грамота за 1 место в городской олимпиаде по живописи, Отдел культуры муниципального образования г. Мегион, МОУ ДОД "ДХШ", г. Мегион, 2011 г.
Давлетшина Фидалия, Диплом участника фестиваля детско-юношеского творчества «Я люблю тебя, Россия!», г. Москва, 2007г.
Суворова Мария, Диплом Диплом лауреата I степени Международной выставки детского изобразительного творчества за работу «Дух земли Югорской», г. Тобольск, 2014.
Бабаков Гриорий, Диплом лауреата I степени Всероссийского молодежного Архитектурно - художественного фестиваля «Золотая АрхИдея 2014» за работу «Югра.», г. Тюмень, 2014 г
Мазанкина Ксения, Диплом участника фестиваля детско-юношеского творчества «Я люблю тебя, Россия!», г. Москва, 2007г.
Выродова Ольга «По этюдам пленэра», апликация, 2007 г.
Мухадинова Мадина «Дорога жизни», акварель, 2007 г.
Штейникова Татьяна «Я и мой город. Автопортрет», холст, темпера, 2007 г.
Карп Дмитрий «Родной пейзаж», холст, масло, 2007г.
Мазанкина Ксения «Детство», батик, 2007 г.
Репрезентативность внедрения педагогического опыта.
Участники реализации педагогического опыта: учащиеся МБОУ ДОД «Детская художественная школа», отделения изобразительного искусства, с 1 по 4 класс (реализация полного курса обучения 4 года). Возраст учащихся 11-18 лет. Преподаватели отделения изобразительного искусства: рисунка, живописи, композиции станковой и прикладной, скульптуры, компьютерной графики; преподаватели теоретических дисциплин: этнографии, беседы об изобразительном искусстве, классные руководители.
Примечание: за достоверность данных работодатель несёт ответственность.
Подпись работодателя
М.П.
Список используемой литературы.
«Изобразительное искусство в школе», №3, 2011, научно-методический журнал, ГУП МО «КТ» «Раменская типография», 2011 г.
Савенкова Л.Г., Богданова Н.В. «Изобразительное искусство». Методическое пособие для учителя 1-4 классы. М.: издательский центр Вента-Граф, 2008 г.
«Искусство в школе»,№1, 2010, Общественно-педагогический и научно-методический журнал, ОАО «ЧПК», 2011г.
«Художественная школа», №3, 2004, журнал для художников педагогов и любителей изобразительного искусства, ООО «Художественно-педагогическое издательство», 2004 г.
Заголовок 215