Рабочая программа по обучению плаванию учащихся 5-7 классов


Пояснительная записка.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
Настоящая рабочая программа по физической культуре для 5-7 классов разработана на основании следующих нормативных правовых документов:
1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089).
2. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).
3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2015/2016учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080.
4. Федерального закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта».
5. Федерального закона от 04.12.2007 г № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте»
6. Закон РФ «ОБ образовании» от 29.12.2012 года №273;
7. Учебный план МАОУ СОШ №29 «Университетская» на 2015/2016 учебный год.
8. Календарный учебный график МАОУ СОШ №29 «Университетская» на 2015/2016 учебный год.
- Данная программа построена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта по предмету физическая культура.
Сведения о программе.
Рабочая программа разработана на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1 – 11 классы. Авторы: доктор педагогических наук В.И.Лях, кандидат педагогических наук А.А.Зданевич 6-е издание, Москва «Просвещение» 2009.
Обоснование выбора.Программа по плаванию ориентирована на применение широкого комплекса упражнений, которые способствуют формированию правильной осанки, прививают гигиенические навыки, закаливают организм, повышая его сопротивляемость различным простудным заболеваниям. Поэтому плавание очень полезно и детям с ослабленным здоровьем.
Цели рабочей программыОсновная цель программы заключается в том, чтобы развить ребёнка при сохранении здоровья, т.е. развитие ребёнка в соответствии с принципом природосообразности.
Задачи программы
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач: удовлетворить естественную потребность организма в движении совершенствовать гигиеническое обучение и воспитание школьников, формирование норм и навыков ЗОЖ, обучение плаванию в условиях урока.
Разработанная в соответствии с обязательным минимумом содержания образования школьников в области физической культуры и минимальным требованиям к уровню подготовки учащихся средней школы по плаванию, предлагаемая учебная программа характеризуется направленностью:
- на реализацию принципа вариативности, обосновывающего планирование учебного материала в соответствии с возрастно-половыми особенностями учащихся, материально-технической оснащённостью учебного процесса (бассейн);
- на реализацию принципа достаточности и сообразности, связанного с распределением учебного материала, обеспечивающего развитие познавательной и предметной активности учащихся;
- на соблюдение дидактических правил «от известного к неизвестному» и «от простого к сложному», ориентирующих выбор и планирование учебного содержания в логике поэтапного его освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
- на достижение межпредметных связей, нацеливающих планирование учебного материала на целостное формирование мировоззрения учащихся в области плавания, всестороннее раскрытие взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых процессов и явлений;
- на усиление оздоровительного эффекта образовательного процесса, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний и умений, самостоятельных занятий плаванием.
Информация о внесённых изменениях
Особый акцент в программе сделан на использование таких методических подходов, которые позволяют работать с каждым ребёнком индивидуально; развивать личностные качества, способствующие формированию у детей культуры отношений к своему здоровью, познавательной и двигательной активности, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.
Информация о количестве учебных часов
Рабочая программа в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 29 г. Липецка « Университетская» на 2015-2016 учебный год рассчитана на 17 часов ( из расчета 1 урок в 2 недели).
Программа адресована учащимся 5-7 х классов, а также частично может быть использована в 8-9-х классах
Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков-зачетов, соревнований, посещение секции плавания.
Виды и формы контроля:
- контрольные зачёты (см. таблицу № 1)- тесты по основам знаний о здоровом образе жизни;
Содержание программы.

5 класс
Освоение с водной средой.1час
Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в бассейне, душевых и раздевалках». Подвижные игры с погружением под воду и открыванием глаз в воде.
Обучение движению ногами способом кроль на груди.2часа
Разучивание упражнений движение ногами кроль на груди, с различным положением рук. Подвижные игры на воде «Салочки», «Кто дальше?»
Разучивание упражнений движение ногами кроль на груди с доской в руках и согласованным выдохом в воду.
Обучение движению ногами способом кроль на спине.2 часа
Разучивание упражнений движение ногами кролем на спине, с различным положением плавательной доски.
Разучивание упражнений движение ногами кролем на спине с различным положением рук.
Обучение согласованию движений рук и ног в плавании на груди 2 часа
Обучение технике согласованной работы ног и рук(без выноса из воды) на задержке дыхания.
Обучение согласованной работе рук и ног при плавании способом кроль на груди.
Обучение технике плавания кролем на груди в полной координации.4 часа
Обучение технике согласованной работы движений ногами кролем на груди с дыханием. Разучивание упражнений с плавательной доской.
Разучивание упражнений подводящих к обучению технике
плавания кролем на груди в полной координации.
Обучение технике плавания кролем на груди в полной
координации.
Игры-эстафеты, направленные на обучение технике плавания
кролем на груди в полной координации.
Обучение технике согласованной работы ног и рук при плавании способом
кроль на спине.2 часа
Обучение технике согласованной работы ног и рук при плавании способом кроль на спине, разучивание упражнения «6 ударов-пауза»
Обучение технике согласованной работы ног и рук при плавании способом кроль на спине.
Обучение технике плавания кролем на спине в полной координации.3 часа
Разучивание упражнений подводящих к обучению технике плавания кролем на спине в полной координации.
Обучение технике плавания кролем на спине в полной координации.
Игры-эстафеты, направленные на Обучение технике плавания кролем на спине в полной координации.
Подвижные игры на воде.1 час
Подвижные игры с ориентированием в воде, открыванием глаз в воде, различные варианты салок.

6 класс
Освоение с водной средой.1 час
Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в бассейне, душевых и раздевалках». Подвижные игры с погружением под воду и открыванием глаз в воде. Обучение движению ногами способом кроль на груди.1 час
Разучивание упражнений движение ногами кроль на груди с доской в руках и согласованным выдохом в воду.
Обучение движению ногами способом кроль на спине.2 часа
Разучивание упражнений движение ногами кролем на спине, с различным положением плавательной доски.
Разучивание упражнений движение ногами кролем на спине с различным положением рук.
Обучение согласованию движений рук и ног в плавании на груди 2 часа Разучивание упражнений подводящих к обучению технике согласованной работы рук и ног при плавании способом кроль на груди.
Обучение согласованной работе рук и ног при плавании способом кроль на груди.
Обучение технике плавания кролем на груди в полной координации.5 часов
Разучивание упражнений с плавательной доской (движение ногами в согласовании с выдохом в сторону).
Игры-эстафеты, направленные на обучение технике плавания кролем на груди в полной координации.
Разучивание упражнений подводящих к обучению технике
плавания кролем на груди в полной координации.
Обучение технике плавания кролем на груди в полной
координации 2-мя способами (вдох на одну и две стороны).
Игры-эстафеты, направленные на обучение технике плавания.
Обучение технике согласованной работы ног и рук при плавании способом кроль на спине.2 часа
Обучение технике согласованной работы ног и рук при плавании способом кроль на спине, разучивание упражнения «6 ударов-пауза»
Обучение технике согласованной работы ног и рук при плавании способом кроль на спине.
Обучение технике плавания кролем на спине в полной координации.3 часа
Повторение упражнений подводящих к обучению технике плавания кролем на спине в полной координации.
Обучение технике плавания кролем на спине в полной координации
Игры-эстафеты, направленные на Обучение технике плавания кролем на спине в полной координации.
Подвижные игры на воде.1 час
Подвижные игры с ориентированием в воде, открыванием глаз в воде, различные варианты салок.

7 класс
Освоение с водной средой.1 час
Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения в бассейне, душевых и раздевалках». Подвижные игры с погружением под воду и открыванием глаз в воде.
Обучение технике движений ногами способом кроль на груди и способом кроль на спине.2 часа
Повторение упражнений движение ногами кроль на груди с доской в руках и согласованным выдохом в воду.
Повторение упражнений движение ногами кролем на спине, с
различным положением плавательной доски и с различным положением рук.
Обучение согласованию движений рук и ног в плавании на груди 3 часа
Разучивание упражнений подводящих к обучению технике согласованной работы рук и ног при плавании способом кроль на груди.
Обучение согласованной работе рук и ног при плавании способом кроль на груди.
Обучение согласованной работе рук и ног при плавании способом кроль на груди.
Обучение технике плавания кролем на груди в полной координации. 5 часов
Разучивание упражнений с плавательной доской (движение ногами в согласовании с выдохом в сторону).
Игры-эстафеты, направленные на обучение технике плавания кролем на груди в полной координации.
Разучивание упражнений подводящих к обучению технике
плавания кролем на груди в полной координации.
Обучение технике плавания кролем на груди в полной координации 2-мя способами (вдох на одну и две стороны).
Обучение технике плавания кролем на груди в полной координации 2-мя способами (вдох на одну и две стороны).
Обучение технике согласованной работы ног и рук при плавании способом кроль на спине. 2 часа
Обучение технике согласованной работы ног и рук(без выноса из воды) на задержке дыхания.
Обучение согласованной работе рук и ног при плавании способом кроль на груди.
Обучение технике плавания кролем на спине в полной координации.4 часа
Обучение технике согласованной работы ног и рук при плавании способом кроль на спине, разучивание упражнения «6 ударов-пауза»
Обучение технике согласованной работы ног и рук при плавании способом кроль на спине.
Обучение технике плавания кролем на спине в полной координации.1
Игры-эстафеты, направленные на обучение технике плавания кролем на спине в полной координации.

Требования к качеству освоения программного материала
В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета «Плавание» учащиеся должны:
знать и иметь представление:
-о плавательной подготовке и её связи с развитием физических качеств, систем дыхания и кровообращения; о физической нагрузке и способах её регулирования (дозирования); о причинах возникновения травм во время занятий плаванием, профилактике травматизма;
уметь:
-выполнять подводящие и имитационные упражнения к различным способам плавания; выполнять все способы плавания; подсчитывать частоту сердечных сокращений при выполнении физических упражнений с разной нагрузкой; соревноваться в различных стилях плавания; оказывать доврачебную помощь при ссадинах, царапинах, лёгких ушибах;
Каждый ученик должен уметь: проплыть вольным стилем 25 метров и владеть: двумя любыми видами плавания.
Курс завершается приёмом контрольных нормативов, которые проводятся в конце года.
демонстрировать уровень плавательной подготовленности:
Контрольные упражнения Уровень
  высокий средний Низкий
Стартовый прыжок Уверенно, без ошибок Спад из положения сидя Ногами вниз
Проплывание дистанции избранным способом (м) 25 15 10
Владение стилями плавания
(из 4) 4 2 1
Проплывание максимально возможного расстояния вольным стилем (м) 50 25 15
Список используемой литературы:
 1. Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. Москва
     «ВАКО», 2004.
2.  Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. Издательство «ВАКО»,  2004.
3. Дусовицкий А.К., Воспитывая интерес. – М., 2005
4.Коробейников Н.К., Физическое воспитание. – М., 1989
5.Коротков И.П., Подвижные игры в занятиях спортом. – М.,1991
6. Мишин Б.И. Настольная книга учителя физической культуры. АСТ Арстель  Москва    2003.
7.       Ломейко В.Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры. Минск 1990г..
8.       Ю.А. Янсон: Физическая культура в школе, книга для педагога, 2009г.
9. «Тесты в физическом воспита-нии школьников». Пособие для учителя. Составитель В.И. Лях.
10. «Поурочные разработки по физкультуре» В.И.Ковалько ВАКО, М.2004г.
11. учебник П. Богословский, Ю.Д. Железняк, Н.П. Клусов и д.р.
«Физическая культура 5 -11 класс»,
12. «Настольная книга учителя физической культуры» Л.Б.Кофмана М.. ФиС 1998г.